Свердловская область
Муниципальный округ Горноуральский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435) 47-88-30, ou4laya@mail.ru
Рабочая программа по предмету
ОДНКНР
Классы: 6
с. Лая
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (далее ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций
составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОСООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31мая 2021г. № 287);
- требованиями к результатам освоения программы основного общего
образования (личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОДНКНР
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний,
обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям:
внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам
поведения и взаимоотношений в обществе. Содержание курса направлено на
формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности
обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти в программе
учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный
характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие
обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат
обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как
значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из
ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих
дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской
идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт
91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские
духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны,
который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовнонравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно- нравственной культурой России,
определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной
2
общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно- нравственные
ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в
соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности
содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных
реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и
современные особенности духовно- нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств
к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической
памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на
микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и
семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит
обучающийся как личность).
Принцип
культурологичности
в
преподавании
означает
важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых
акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины
означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных
научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для
понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к
этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего
развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся,
содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной
области
ОДНКНР
включает
осознание
важности
наднационального
и
надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине.
Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовнонравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся
через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения
и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию
своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
3
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- формировать умение овладевать предметными компетенциями, имеющими
преимущественное значение для формирования гражданской идентичности
обучающегося;
- способствовать приобретению и усвоению знаний о нормах общественной
морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества;
- развивать представления о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству;
- развивать компетенции межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог
при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- создавать условия для формирования основ научного мышления
обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучать рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
- содействовать осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
- создавать условия для воспитания патриотизма как формы гражданского
самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание
важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания
общества в целом.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России» является обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне
основного общего образования отводится 34 часа на
учебный год, не менее 1
учебного часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
6 класс
Тема 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия.
Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни
людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального
облика общества.
 Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
4
 понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от
природных явлений;
 уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и
социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным
состоянием общества;
 понимать зависимость социальных процессов от культурно-исторических
процессов;
 уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами
развития социума.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка
принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
 Характеризовать административно-территориальное деление России;
 знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь
показать их на административной карте России;
 понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в
полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных
этносов;
 объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его
принадлежности к тому или иному народу;
 понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
 демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
 характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и
богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3. История быта как история культуры
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в
разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат
исторического развития народов России.
 Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
 понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и
особенностями исторического периода;
 находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их
локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических
условиях.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий
труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на
культуру и ценности общества?
 Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда,
характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;
 осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль
созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически
благоприятной среды;
 демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и
духовно-нравственной важности;
 понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями
социальных взаимосвязей в обществе;
5
 осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества.
Тема 5. Образование в культуре народов России
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания.
Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования
для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ
передачи ценностей.
 Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных
этапах его развития;
 понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса
познания;
 понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных
общественных процессах;
 обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
 характеризовать образование как часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека.
Тема 6. Права и обязанности человека
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и
свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской
Федерации.
 Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая
культура»:
 характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
 понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности
человека;
 понимать необходимость соблюдения прав человека;
 понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и
обязанностями человека в обществе;
 приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
Мир
религий
в
истории.
Религии
народов
России
сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
 Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм»,
«свободомыслие»;
 характеризовать основные культурообразующие конфессии;
 знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе
общественного развития;
 понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития
общества.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие)
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов
России.
 Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его
духовно-нравственные ориентиры;
 понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и
общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;
 называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать
теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.
6
Тематический блок «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как
регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов
России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
 Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных
качеств человека;
 осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными
и нравственными ценностями;
 понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
 обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества,
уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах;
 характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность»,
«право» и «долг»;
 понимать важность коллективизма как ценности современной России и его
приоритет перед идеологией индивидуализма;
 приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве
современной России.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой
возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с
другими людьми. Самостоятельность как ценность.
 Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
 характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также
потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов;
 обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать
негативные эффекты социальной изоляции;
 знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в
развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.
Тема 11. Религия как источник нравственности
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и
религиозный идеал человека.
 Характеризовать нравственный потенциал религии;
 знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих
конфессий России;
 знать
основные
требования
к
нравственному
идеалу
человека
в
государствообразующих религиях современной России;
 уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей
для современного общества.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
 Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
 определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую
роль в современной культуре;
 характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его
внутреннюю самоактуализацию;
7
 осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
 Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
 понимать особенности этики как науки;
 объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре
народов России и соотносить их с личным опытом;
 обосновывать важность и необходимость нравственности для социального
благополучия общества и личности.
Тема 14. Самопознание (практическое занятие)
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
 Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет»,
«рефлексия»;
 уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с
самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
 доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
Тематический блок «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень,
тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
 Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
 соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
 объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь
обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
 оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
 осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов,
социальной ответственности за свой труд;
 объяснять важность труда и его экономической стоимости;
 знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и
«трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также
«общественная оценка труда».
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг
в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
 Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
 понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
 уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
 знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
 обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через
значимость для общества и понимание последствий.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные
границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.
 Характеризовать понятие «социальные отношения»;
 понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в
приложении к его нравственному и духовному развитию;
8
 осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии
личности;
 обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и
приводить примеры из истории, культуры и литературы;
 обосновывать важность и находить нравственные основания социальной
взаимопомощи, в том числе благотворительности;
 понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном
аспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих
явлений в культуре общества.
 Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как
многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовнонравственных идеалов и ценностей;
 приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья»,
«сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном
для понимания уровне;
 обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем,
а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтёрство. Общественные блага.
 Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие»,
«волонтерство», «социальный проект»,
 «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага»,
«коллективизм» в их взаимосвязи;
 анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности,
милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и
религий;
 уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских и
социальных проектах в регионе своего проживания.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
 Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных
ценностей российского народа;
 находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии
народов России;
 знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной
личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;
 находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих
профессий.
 Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
9
 иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых
представителям социальных профессий;
 осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных
профессий;
 приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и
общества в целом.
 Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории
России;
 доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и
для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
 характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в
жизни общества;
 приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной
России;
 понимать
смысл
внеэкономической
благотворительности:
волонтёрской
деятельности, аргументировано объяснять её важность.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в
благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности
учёных.
 Характеризовать понятие «наука»;
 уметь аргументировано обосновывать важность науки в современном обществе,
прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
 называть имена выдающихся учёных России;
 обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования
научного знания;
 характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны
и государства;
 обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в
доказательство этих понятий.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие)
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
 Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в
определённой профессии;
 обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в
общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде
труда.
Тематический блок «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина.
 Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
10
 понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского
самосознания;
 понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм
к
другим
народам
Патриотизм.
Уважение
и их истории. Важность
патриотизма.
 Характеризовать понятие «патриотизм»;
 приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
 различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности
уважительного отношения к другим народам, их истории и культуре;
 уметь обосновывать важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом.
Военные подвиги. Честь. Доблесть.
 Характеризовать понятия «война» и «мир»;
 доказывать важность сохранения мира и согласия;
 обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
 понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
 характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их
важность, приводить примеры их проявлений.
Тема 28. Государство. Россия — наша Родина
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
 Характеризовать понятие «государство»;
 уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с
опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности;
 характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской
идентичности человека;
 характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с
необходимыми нравственными качествами человека.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие)
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие)
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек, какой он? (практическое занятие)
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие
качества человека.
Тема 32. Человек и культура (проект)
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
11
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданской
идентичности;
готовность
обучающихся
к
саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и
инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Патриотическое воспитание
Самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через
представления об исторической роли культур народов России, традиционных
религий,
духовно-нравственных
ценностей
в
становлении
российской
государственности.
Гражданское воспитание
 осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;
 сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Ценности познавательной деятельности
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов родного края, России и народов мира;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
семь и через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
12
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогом и сверстниками,к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и
создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с
учётом назначения информации и её аудитории.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование);
 смысловое чтение;
 развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
 умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности (целеполагание);
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование);
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения (оценка);
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная
рефлексия, саморегуляция) деятельности.
13
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений
и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании проектов.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и
структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций
обучающихся. Принципы оценки, следующие:
1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке,
не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного
уровня духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным
основанием при оценке качества образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и
включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной
деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности
духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как
опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся .
3. При этом непосредственное оценивание проводится с учётом обозначенных в
программе предметных, личностных и метапредметных результатов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
Наименование
разделов и тем
программы
6 КЛАСС
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Мир культуры: его
1
структура
Культура России:
многообразие
регионов
История быта как
история культуры
Прогресс:
технический и
социальный
Образование в
культуре народов
России
Права и
обязанности
1
1
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
https://resh.edu.
ru/
https://resh.edu.
ru/
1
https://resh.edu.
ru/
https://resh.edu.
ru/
1
https://resh.edu.
ru/
1
https://resh.edu.
14
1.7
1.8
человека
Общество и религия:
духовнонравственное
взаимодействие
Современный мир:
самое важное
Итого по разделу
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
ru/
https://resh.edu.
ru/
1
1
1
8
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Каким должен быть
человек? Духовно1
нравственный облик
и идеал человека
Взросление человека
1
в культуре народов
https://resh.edu.
ru/
России
Религия как
https://resh.edu.
ru/
1
источник
нравственности
Наука как источник
1
знания о человеке и
https://resh.edu.
ru/
человеческом
Этика и
нравственность как
1
категории духовной
культуры
Самопознание
1
1
Итого по разделу
6
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
3.1
Труд делает
человека человеком
1
https://resh.edu.
ru/
3.2
Подвиг: как узнать
героя?
1
https://resh.edu.
ru/
1
https://resh.edu.
ru/
3.3
3.4
Люди в обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние
Проблемы
современного
общества как
отражение его
духовнонравственного
1
https://resh.edu.
ru/
15
самосознания
Духовнонравственные
3.5 ориентиры
социальных
отношений
Гуманизм как
сущностная
характеристика
3.6 духовнонравственной
культуры народов
России
Социальные
профессии; их
важность для
3.7
сохранения духовнонравственного
облика общества
Выдающиеся
благотворители в
истории.
3.8
Благотворительност
ь как нравственный
долг
Выдающиеся
учёные России.
Наука как источник
3.9
социального и
духовного
прогресса общества
3.10 Моя профессия
Итого по разделу
1
https://resh.edu.
ru/
1
https://resh.edu.
ru/
1
https://resh.edu.
ru/
1
https://resh.edu.
ru/
1
https://resh.edu.
ru/
1
1
10
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Гражданин
4.1
1
https://resh.edu.
ru/
1
https://resh.edu.
ru/
1
https://resh.edu.
ru/
1
https://resh.edu.
ru/
Патриотизм
4.2
4.3
4.4
Защита Родины:
подвиг или долг?
Государство.
Россия – наша
родина.
16
4.5
4.6
4.7
4.8
Гражданская
идентичность
Моя школа и мой
класс
Человек, какой он?
Человек и
культура (проект)
Итого по разделу
Промежуточная
аттестация
Урок повторения и
обобщения
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
№
п\п
Тема
1
Мир культуры:
его структура
2
Культура
России:
многообразие
регионов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
34
1
6
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Основное содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
Культура как форма
социального
взаимодействия. Связь
между миром
материальной культуры и
социальной структурой
общества. Расстояние и
образ жизни людей.
Научно-технический
прогресс как один из
источников
формирования
социального облика
общества
Территория
России.
Народы, живущие в ней.
Проблемы
культурного
взаимодействия
в
обществе с многообразием
культур. Сохранение и
поддержка
принципов
толерантности и уважения
ко всем культурам народов
России
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
https://resh.edu.
Понимать специфику
ru/
социальных явлений, их
отличия от мира природы.
Уметь объяснять взаимосвязь
материальной культуры с
духовно-нравственным
состоянием общества.
Слушать объяснения
учителя, работать с
учебником, анализировать
проблемные ситуации
Понимать
и
объяснять
важность
сохранения https://resh.edu.
исторической памяти разных ru/
народов,
культурных
традиций разных регионов
России.
Характеризовать духовную
культуру народов России
как общее достояние нашей
Родины.
17
3
4
5
6
Работать
с
картой
регионов, разграничивать
понятия по теме, слушать
объяснения учителя.
История быта Домашнее хозяйство и его
Понимать и объяснять
типы. Хозяйственная
как история
взаимосвязь хозяйственной https://resh.edu.
деятельность
народов
культуры
деятельности, быта людей с ru/
России в разные
историей народа, климатом,
исторические периоды.
географическими условиями
Многообразие культурных
его жизни. Работать с
укладов как результат
учебником, а также научноисторического развития
популярной литературой;
народов России
просматривать и
анализировать учебные
фильмы.
Прогресс:
Производительность
Понимать и объяснять, что
технический и труда. Разделение труда.
такое труд, разделение труда, https://resh.edu.
социальный
Обслуживающий и
какова роль труда в истории ru/
производящий труд.
и современном обществе.
Домашний труд и его
Работать с учебником,
механизация. Что такое
научно-популярной
технологии и как они
литературой; решать
влияют на культуру и
проблемные задачи,
ценности общества?
анализировать и
разграничивать понятия.
Образование в
Представление об
Понимать и объяснять
https://resh.edu.
культуре
основных этапах в истории важность образования в
ru/
народов России образования. Ценность
современном мире и
знания. Социальная
ценность знаний.
обусловленность
Понимать, что образованиеразличных видов
важная часть процесса
образования.
формирования духовноВажность образования для нравственных ориентиров
современного мира.
человека.
Образование как
Слушать объяснения
трансляция культурных
учителя, рефлексировать
смыслов, как способ
собственный опыт,
передачи ценностей
разграничивать понятия.
https://resh.edu.
Права и
Права и обязанности
Понимать и объяснять, в
ru/
обязанности
человека в культурной
чём заключается смысл
человека
традиции народов России. понятий «права человека»,
Права и свободы
правовая культура» и др.
человека и гражданина,
Понимать необходимость
обозначенные в
соблюдения прав и
Конституции Российской обязанностей человека.
Федерации
Слушать и анализировать
выступления
одноклассников, работать с
текстом учебника и с
источниками.
18
7
Общество и
религия:
духовнонравственное
взаимодействие
8
Современный
мир: самое
важное
(практическое
занятие)
9
Каким должен
быть человек?
Духовнонравственный
облик и идеал
человека
10
Взросление
человека в
культуре
народов России
Мир религий в истории.
Религии народов России
сегодня.
Государствообразующие и
традиционные религии как
источник духовнонравственных ценностей.
https://resh.edu.
Понимать и объяснять
смысл понятий «религия», ru/
«атеизм» и др.
Знать названия
традиционных религий
России, уметь объяснять их
роль в истории и на
современном этапе развития
общества.
Слушать объяснения
учителя, решать текстовые
задачи.
Современное общество:
Понимать, в чём
https://resh.edu.
его портрет.
заключаются основные
ru/
Проект: описание самых
духовно-нравственные
важных черт современного ориентиры современного
общества с точки зрения
общества.
материальной и духовной Подготовить проект (или
культуры народов России доклад, сообщение);
работать с научнопопулярной литературой,
разграничивать и
систематизировать понятия.
https://resh.edu.
Мораль, нравственность,
Понимать и объяснять
этика, этикет в культурах
взаимосвязь таких понятий, ru/
народов России. Право и
как «свобода»,
равенство в правах.
ответственность, право и
Свобода как ценность.
долг.
Долг как её ограничение.
Слушать объяснения
Общество как регулятор
учителя, работать с
свободы. Свойства и
учебником, анализировать
качества человека, его
проблемные ситуации.
образ в культуре народов
России, единство
человеческих качеств.
Единство духовной жизни.
Социальное измерение
Объяснять важность
человека. Детство,
взаимодействия человека и
взросление, зрелость,
общества, негативные
пожилой возраст.
эффекты социальной
Проблема одиночества.
изоляции.
Необходимость развития
Слушать объяснения
во взаимодействии с
учителя, решать
другими людьми.
проблемные задачи,
Самостоятельность как
анализировать информацию
ценность.
из нескольких источников,
анализировать
собственный опыт.
19
11
12
13
14
15
Религия как
Религия как источник
источник
нравственности и
нравственности гуманистического
мышления. Нравственный
идеал человека
В традиционных религиях.
Современное общество и
религиозный идеал
человека.
Наука как
Гуманитарное знание и его
источник знания особенности. Культура как
о человеке и
самопознание. Этика.
человеческом
Эстетика. Право в
контексте духовнонравственных ценностей.
Понимать, какой
https://resh.edu.
ru/
нравственный потенциал
несут традиционные религии
России.
Слушать объяснения
учителя, работать с
учебником, просматривать
учебные фильмы по теме.
Понимать и объяснять
смысл понятия
«гуманитарное знание»;
осознавать, что культура
помогает человеку понимать
самого себя.
Слушать объяснения
учителя, работать с
учебником, с
дополнительной научнопопулярной литературой.
Этика и
Что такое этика. Добро и
Объяснять понятия «добро»
https://resh.edu.
нравственность его проявления в реальной и «зло» с помощью
ru/
как категории
жизни. Что значит быть
примеров из истории и
духовной
нравственным. Почему
культуры народов России,
культуры
нравственность важна?
соотносить эти понятия с
личным опытом. Решать
проблемные задачи,
работать с учебником,
рефлексировать
собственный опыт.
Самопознание Автобиография и
Уметь соотносить понятия
(практическое автопортрет: кто я и что я «мораль», «нравственность»
люблю. Как устроена моя с самопознанием на
занятие)
жизнь.
доступном для возраста
Выполнение проекта.
детей уровне.
Формировать
представления о самом
себе; воспитывать навыки
самопрезентации,
рефлексии; слушать и
анализировать доклады
одноклассников.
Труд делает
Что такое труд. Важность Осознавать важность труда, https://resh.edu.
ru/
человека
труда и его экономическая объяснять его роль в
человеком
стоимость. Безделье, лень, современном обществе.
тунеядство.
Понимать и осознавать
Трудолюбие, подвиг
трудолюбие как
труда, ответственность.
ответственность перед
Общественная оценка
людьми и самим собой.
труда.
Слушать объяснения
учителя, решать
20
проблемные задачи,
анализировать тексты
учебника.
16
Подвиг: как
узнать героя?
17
Люди в
обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние
18
Проблемы
современного
общества как
отражение его
духовнонравственного
самосознания
19
Духовнонравственные
ориентиры
социальных
отношений
Что такое подвиг. Героизм
как самопожертвование.
Героизм на войне. Подвиг
в мирное время.
Милосердие,
взаимопомощь.
https://resh.edu.
Понимать и объяснять
отличие подвига на войне и в ru/
мирное время.
Знать и называть имена
героев. Слушать
объяснения учителя, решать
проблемные задачи,
анализировать тексты
учебника.
Понимать и объяснять
Человек в социальном
понятия «дружба»,
измерении. Дружба,
предательство. Коллектив. «предательство», «честь»,
«коллективизм»,
Личные границы. Этика
«благотворительность».
предпринимательства.
Слушать объяснения
Социальная помощь.
учителя, решать
проблемные задачи,
анализировать тексты
учебника, литературы.
Бедность. Инвалидность. Понимать и объяснять
https://resh.edu.
Асоциальная семья.
понятия «бедность»,
ru/
Сиротство. Отражение
«инвалидность»,
этих явлений в культуре
«сиротство». Предлагать
общества.
пути преодоления проблем
современного общества на
доступном для понимания
детей уровне. Слушать
объяснения учителя, решать
проблемные задачи,
анализировать тексты
учебника.
Милосердие.
Понимать и объяснять
https://resh.edu.
Взаимопомощь. Социальное понятия «милосердие»,
ru/
служение.
«взаимопомощь»,
Благотворительность.
«благотворительность»,
Волонтёрство.
«волонтёрство». Выявлять
Общественные блага.
общие черты традиций
милосердия, взаимной
помощи,
благотворительности у
представителей разных
народов.
Слушать объяснения
учителя, решать
проблемные задачи,
анализировать тексты
21
20
21
22
23
24
учебника
https://resh.edu.
Гуманизм как
Гуманизм. Истоки
Понимать и
ru/
сущностная
гуманистического
характеризовать понятие
характеристика мышления. Философия
«гуманизм» как источник
духовногуманизма. Проявления
духовно-нравственных
нравственной
гуманизма в историкоценностей народов России.
культуры
культурном наследии
Осознавать важность
народов России народов России.
гуманизма для формирования
личности, построения
взаимоотношений в
обществе.
Слушать объяснения
учителя, работать с научнопопулярной литературой.
Социальные
Социальные профессии: Понимать и объяснять, что
https://resh.edu.
профессии; их
врач, учитель, пожарный,
такое социальные
ru/
важность для
полицейский, социальный профессии и почему
сохранения
работник. Духовновыбирать их нужно особенно
духовнонравственные качества,
ответственно. Работать с
нравственного
необходимые
научно-популярной
облика
представителям этих
литературой, готовить
общества
профессий.
рефераты, слушать и
анализировать доклады
одноклассников.
Выдающиеся
Меценаты, философы,
Приводить примеры
https://resh.edu.
благотворители религиозные лидеры,
выдающихся
в истории.
врачи, учёные, педагоги.
благотворителей в истории и ru/
Благотворитель Важность меценатства для в современной России.
ность как
духовно-нравственного
Работать с научнонравственный
развития личности самого популярной литературой,
долг
мецената и общества в
анализировать несколько
целом.
источников,
разграничивать понятия.
Выдающиеся
Учёные России. Почему
Понимать и объяснять, что https://resh.edu.
ru/
учёные России. важно помнить историю
такое наука; приводить
Наука как
науки. Вклад науки в
имена выдающихся учёных
источник
благополучие страны.
России.
социального и
Важность морали и
Работать с научнодуховного
нравственности в науке, в популярной литературой,
прогресса
деятельности учёных
анализировать несколько
общества
источников,
разграничивать понятия.
Моя
Труд как самореализация, Обосновывать, какие
как вклад в общество.
духовно-нравственные
профессия
качества нужны для
(практическое Рассказ о своей будущей
профессии.
выбранной профессии.
занятие)
Работать с научнопопулярной литературой,
анализировать несколько
источников, разграничивать
понятия.
22
25
26
27
28
29
30
Гражданин
Родина и гражданство, их
взаимосвязь. Что делает
человека гражданином.
Нравственные качества
гражданина.
Характеризовать понятия
«Родина», «гражданство»; https://resh.edu.
ru/
понимать духовнонравственный смысл
патриотизма. Слушать
объяснения учителя,
работать с текстом
учебника
Патриотизм
https://resh.edu.
Патриотизм.
Приводить примеры
ru/
Толерантность. Уважение
патриотизма в истории, в
к другим народам и их
современном обществе.
истории. Важность
Слушать объяснения
патриотизма.
учителя, работать с
учебником, рефлексировать
собственный опыт.
Защита
Война и мир. Роль знания Характеризовать важность
Родины: подвиг в защите Родины. Долг
сохранения мира и согласия. https://resh.edu.
ru/
или долг?
гражданина перед
Приводить примеры
обществом.
военных подвигов;
Военные подвиги. Честь.
понимать особенности
Доблесть.
защиты чести Родины в
спорте, науке, культуре.
Слушать объяснения
учителя, работать с
учебником, смотреть и
анализировать учебные
фильмы.
Государство.
Государство как
Объяснять понятие
Россия – наша
https://resh.edu.
объединяющее начало.
«государство» . Уметь
родина.
Социальная сторона права выделять и характеризовать ru/
и государства. Что такое
основные особенности
закон? Что такое Родина? Российского государства с
Что такое государство?
опорой на духовноНеобходимость быть
нравственные ценности.
гражданином. Российская Слушать объяснения
гражданская
учителя, работать с текстом
идентичность.
учебника, с дополнительной
научно-популярной
литературой.
Гражданская
Какими качествами
Обосновать важность
идентичность
должен обладать человек духовно-нравственных
(практическое как гражданин
качеств. гражданина.
занятие)
Работать с источниками,
определять понятия,
подготовить практическую
работу
Моя школа и
Портрет школы или класса Характеризовать понятие
мой класс
через добрые дела
«доброе дело» в контексте
(практическое
оценки собственных
занятие)
действий, их нравственного
начала. Работать с
23
источниками, определять
понятия, подготовить
практическую работу.
31
Человек, какой
он?
(практическое
занятие)
Человек. Его образы в
культуре. Духовность и
нравственность как
важнейшие качества
человека.
32
Человек и
культура
(проект)
Итоговый проект: «Что
значит быть человеком?»
Сформулировать свой идеал
человека, назвать качества,
ему присущие. Работать с
источниками, определять
понятия, подготовить
практическую работу.
Показать взаимосвязь
человека и культуры через
их взаимное влияние.
Характеризовать образ
человека высокой духовной
культуры, создаваемый в
произведениях искусства.
Работать с источниками,
систематизировать понятия,
подготовить проект.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5
класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И.
Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2022.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы духовнонравственной культуры народов России» (для 5 – 6 классов образовательных
организаций); Москва, 2022
2. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О.
Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил.
3. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и
доп.- М.: Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.
Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2018.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://scool-collection.edu.ru
2. https://resh.edu.ru/special-course/
3. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/
4. «Учи.ру» - https://uchi.ru/
5. «Яндекс. Учебник» - https://education.yandex.ru/home/
6. «ЯКласс» - https://www.yaklass.ru/
7. Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/
8. Издательство «Русское слово» - https://русское-слово.рф/
9. «Библиошкола» - https://biblioschool.ru/
10. Образовательная платформа «Лекта» - https://lecta.rosuchebnik.ru/
24