РП ВУД Занимательная география

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435)47-88-30. ou4laya@mail.ru

Рабочая программа
Внеурочная деятельность
«Занимательная география»

Лая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Богатое содержание курса географии предоставляет большие
возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и
внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной
мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение
практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному
развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального
использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального
труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной
жизни.
Цель программы: Воспитание творческой личности, способной к
успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное
приобщение к географической культуре.
Задачи:
1. Создание условий для освоения учащимися навыков
самостоятельной творческой деятельности при выполнении
заданий повышенного уровня сложности.
2. Формирование умения школьников работы с источниками
географической информации;
3. Формирование навыка исследовательской деятельности при
решении проблемных вопросов географии;
4. Воспитание географической культуры школьников.
Программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа, из
расчета – 1 занятие в неделю. Программа рассчитана на учащихся 10 классов.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
 учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций
ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности:
постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения
цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей
деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы
к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой;
оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм,
графиков, таблиц, создание презентаций);
 коммуникативные компетенции - это владение монологической и
диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения

2

собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу
обсуждения и подводить итоги обсуждения;
 информационные компетенции формируют
умения
подбирать,
обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать
выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации;
представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков,
таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях;
 проблемные компетенции формируют умения определять проблемную
ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и
делать выводы
через наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование.
 компетенции личностного самосовершенствования направлены на
соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также
правил здорового образа жизни.
Содержание программы способствует:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных
естественно – научных методов: наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины,
следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и
экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных
фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие
способности понимать точку зрения собеседника и признавать право
на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением
выдвигать возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средства.
В процессе занятий по программе «Занимательная география» учащиеся
должны:
Знать:
3

1. Вклад Великих учёных в развитие науки;
2. Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их
географических последствий;
3. Как рассчитывается масштаб карты;
4. Как определяются географические координаты;
5. Как находят расстояние на карте в градусах и километрах;
6. Природные рекорды на материках и океанах;
7. Особенности стран мира и народонаселения;
8. Приёмы работы с источниками географической информации;
9. Географическая терминология.
Уметь:
1. Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
2. Проводить исследование на основе накопленных фактов;
3. Читать и анализировать различные источники географической
информации, в том числе географическую карту – как величайшее
творение человечества;
4. Решать географические задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
1. Ориентирования в потоке географической информации;
2. Умения решать географические задачи
3. Повышения собственной географической культуры.
Основной формой организации занятий является классно – урочная. В ходе
работы по реализации программы
запланированы индивидуальные
консультации с учащимися.
Календарно-тематическое планирование
№
Перечень тем и
Количество
п.п.
разделов
часов
1
Источники географической информации
1 ч.
2

Определение координат различных точек на карте

1 ч.

3

Определение местного времени на карте часовых
поясов
Определение расстояний на карте и на местности

1 ч.

Определение азимута на карте и составление
профиля
Чтение карт разного содержания

1 ч.

4
5
6

4

1 ч.

1 ч.

7

Профиль местности

1 ч.

8

Природа Земли и человек

1 ч.

9

Расположение объектов гидросферы на карте

1 ч.

10
11

Литосфера
Атмосфера-воздушная оболочка Земли

1 ч.
1 ч.

12

Размещение природных зон мира и России

1 ч.

13

Особенности расположения материков и их частей

1 ч.

14
15

Рельеф материков
Рельеф России

1 ч.
1 ч.

16
17

Климат материков
Климат России

1 ч.
1 ч.

18

Земля как планета Солнечной системы

1 ч.

19

Объяснение особенностей природы территорий мира

1ч

20
21

Объяснение особенностей территорий России
Численность населения мира

1 ч.

22

Воспроизводство населения мира

1 ч.

23

Половая и возростная структура населения мира

1 ч.

24

Размещение и миграции населения мира

1 ч.

25

Городское и сельское население мира

1 ч.

26

Урбанизация

1 ч.

27

Мировой хозяйство

1 ч.

28

Структура мирового хозяйства

1 ч.

29

1 ч.

30

География основных отраслей промышленности
мира
География основных отраслей сельского хозяйства

31

География мирового транспорта

1 ч.

32

Международные организации

1 ч.

33

Геоэкология

1 ч.

34

Источники географической информации

1 ч.

Итого:

1 ч.

34 ч.

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• География, 10-11 класс/ Алексеев А.И., Низовцев В.А., Николина В.В.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Атласы. География 10-11 класс. "Издательство Просвещение".
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Полярная звезда». 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. М.:Просвещение
География. Поурочные разработки. 10-11 классы: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина. – М.: Просвещение.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://fipi.ru/
https://uchi.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Коллекция минералов и горных пород, полезных ископаемых, почв
коллекция «Минералы и горные породы» (20 видов) Коллекция «Полезные
ископаемые»
Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»
Глобус Земли физический
Глобус Земли политический
Теллурий
Модель строения земных складок и эволюции рельефа
Модель движения океанических плит
Модель вулкана
Модель внутреннего строения Земли
Модель-аппликация природных зон Земли
Портреты для кабинета географии
Карты настенные
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Комплект инструментов и приборов топографических
Барометр-анероид
Курвиметр
Гигрометр
Комплект цифрового оборудования по географии исслед. РЕЛЕОН Компас
ученический
Рулетка
Комплект для проведения исследований окружающей среды.
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».