Свердловская область Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4 622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2, тел./факс 8(3435)47-88-30. ou4laya@mail.ru Рабочая программа Внеурочная деятельность «Занимательная география» Лая ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни. Цель программы: Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре. Задачи: 1. Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности. 2. Формирование умения школьников работы с источниками географической информации; 3. Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии; 4. Воспитание географической культуры школьников. Программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа, из расчета – 1 занятие в неделю. Программа рассчитана на учащихся 10 классов. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами являются: учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций); коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения 2 собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения; информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях; проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование. компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни. Содержание программы способствует: Познавательная деятельность: - использование для познания окружающего мира различных естественно – научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; - формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; - овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; - приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Информационно-коммуникативная деятельность: - владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Рефлексивная деятельность: - владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий; - организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства. В процессе занятий по программе «Занимательная география» учащиеся должны: Знать: 3 1. Вклад Великих учёных в развитие науки; 2. Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий; 3. Как рассчитывается масштаб карты; 4. Как определяются географические координаты; 5. Как находят расстояние на карте в градусах и километрах; 6. Природные рекорды на материках и океанах; 7. Особенности стран мира и народонаселения; 8. Приёмы работы с источниками географической информации; 9. Географическая терминология. Уметь: 1. Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов; 2. Проводить исследование на основе накопленных фактов; 3. Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества; 4. Решать географические задачи. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 1. Ориентирования в потоке географической информации; 2. Умения решать географические задачи 3. Повышения собственной географической культуры. Основной формой организации занятий является классно – урочная. В ходе работы по реализации программы запланированы индивидуальные консультации с учащимися. Календарно-тематическое планирование № Перечень тем и Количество п.п. разделов часов 1 Источники географической информации 1 ч. 2 Определение координат различных точек на карте 1 ч. 3 Определение местного времени на карте часовых поясов Определение расстояний на карте и на местности 1 ч. Определение азимута на карте и составление профиля Чтение карт разного содержания 1 ч. 4 5 6 4 1 ч. 1 ч. 7 Профиль местности 1 ч. 8 Природа Земли и человек 1 ч. 9 Расположение объектов гидросферы на карте 1 ч. 10 11 Литосфера Атмосфера-воздушная оболочка Земли 1 ч. 1 ч. 12 Размещение природных зон мира и России 1 ч. 13 Особенности расположения материков и их частей 1 ч. 14 15 Рельеф материков Рельеф России 1 ч. 1 ч. 16 17 Климат материков Климат России 1 ч. 1 ч. 18 Земля как планета Солнечной системы 1 ч. 19 Объяснение особенностей природы территорий мира 1ч 20 21 Объяснение особенностей территорий России Численность населения мира 1 ч. 22 Воспроизводство населения мира 1 ч. 23 Половая и возростная структура населения мира 1 ч. 24 Размещение и миграции населения мира 1 ч. 25 Городское и сельское население мира 1 ч. 26 Урбанизация 1 ч. 27 Мировой хозяйство 1 ч. 28 Структура мирового хозяйства 1 ч. 29 1 ч. 30 География основных отраслей промышленности мира География основных отраслей сельского хозяйства 31 География мирового транспорта 1 ч. 32 Международные организации 1 ч. 33 Геоэкология 1 ч. 34 Источники географической информации 1 ч. Итого: 1 ч. 34 ч. 5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • География, 10-11 класс/ Алексеев А.И., Низовцев В.А., Николина В.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Атласы. География 10-11 класс. "Издательство Просвещение". МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. М.:Просвещение География. Поурочные разработки. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина. – М.: Просвещение. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/ https://www.yaklass.ru/ https://fipi.ru/ https://uchi.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Коллекция минералов и горных пород, полезных ископаемых, почв коллекция «Минералы и горные породы» (20 видов) Коллекция «Полезные ископаемые» Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» Глобус Земли физический Глобус Земли политический Теллурий Модель строения земных складок и эволюции рельефа Модель движения океанических плит Модель вулкана Модель внутреннего строения Земли Модель-аппликация природных зон Земли Портреты для кабинета географии Карты настенные ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Комплект инструментов и приборов топографических Барометр-анероид Курвиметр Гигрометр Комплект цифрового оборудования по географии исслед. РЕЛЕОН Компас ученический Рулетка Комплект для проведения исследований окружающей среды. 6