Элективный курс по русскому языку "Русское правописание: орфография и пунктуация" (10 класс)

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая,
ул. Зеленая площадь, 2, тел./факс 8(3435)478-830. оu4laya@mail.ru

Рабочая программа
Элективный курс по русскому языку
«Русское правописание: орфография и пунктуация»

Класс: 10

с. Лая

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями на 02.07.2021 г.);
2. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015 г.) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
3. ФГОС второго поколения, примерной программы среднего общего образования по русскому
языку;
4. Приказа Министерства Просвещения РФ от 18.05.2020 г. № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 28.12.2018 г. № 345»;
5. СП 2.4.3648 - 20;
6. Учебного плана МБОУ СОШ № 4;
7. Положения о рабочей программе, разработанного в МБОУ СОШ № 4;
8. Устав ОО № 4;
9. Основная Образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ № 4;
10. Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ № 4;
11. Авторская программа Л. В. Бугрова «Русский язык : рабочая программа : 10—11 классы : базовый и углублённый уровни». — М. : Вентана-Граф, 2017
Особенностью программы является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное
развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова,
предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого
человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия»
(Г.О.Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И, наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в
орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между
различными элементами написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.п.
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников
укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.
Цель: углубление знаний учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию; повышение грамотности учеников, развитие культуры письменной речи
Задачи:
- закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике и графике, лексике и
фразеологии, грамматике и правописанию;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;
- закрепить и расширить знания обучающихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки
конструирования текстов;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие обучающимися содержания художественного произведения через его
языковую форму, художественную ткань произведения;
- способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе;
2

- воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
прививать интерес и любовь к русскому языку;
- воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
- развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных
областях жизни;
- воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке
Используемые учебники:
Гусарова Н.В. Русский язык 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:
«Вентана-Граф», 2020 г.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в
целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевою этикета,
использующимся в письменной речи.
Изучение элективного курса«Русское правописание: орфография и пунктуация» на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции
(включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Приоритетным направлением содержания обучения является совершенствование коммуникативной компетенции через практическую речевую
деятельность.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения
орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде
всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого
высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной форме (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в
соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Место предмета «Элективный курс по русскому языку» «Русское правописание: орфография и пунктуация» в учебном плане
На изучение курса использована часть часов компонента образовательного учреждения.
Программа составлена из расчета 34 часа (в объёме 1 час в неделю); 68 часов (в объеме 2 часа в
неделю), 102 часа (в объёме 3 часа в неделю)
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе
обучения по данной программе ученик
- овладевает глубокими систематизированными знаниями;
- способен работать с разнообразной информацией;
- может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;
- способен аргументировано доказать собственную точку зрения
3.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебного элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов:
3

• личностных:
- сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
- осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики.
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы,
учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
-владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
• предметных:
- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития,
функциях языка;
- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность,
речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;
Выпускник на базовом уровне научится
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые средства
адекватно цели и ситуации речевого общения;
-опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго);
-создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и
определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации,
рефераты, доклады, сочинения);
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста;
- определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии
с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи;
- опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка;
-определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);
-определять признаки и структурные элементы текста;
- опознавать типы текстов
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
4

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
- опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи;
- опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм;
осуществлять речевой самоконтроль.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание
Кол-во часов
На 1ч в На 2 ч в На 3 ч в
неделю неделю
неделю
Блок1: Основные сведения о тексте
3
6
8
Блок 2: Основные закономерности работы с 10
21
33
текстом
Блок 3: Практикум. Творческие работы раз- 4
7
14
ной стилевой направленности
Блок 4.Словосочетание
1
3
5
Блок 5.Предложение
4
9
10
Блок6. Пунктуация
8
14
21
Блок7.Сложное предложение
4
8
8
итого
34
68
102

В том числе
развитие Зачет
речи
1/1/2
1/2/6

0/0/2

1/1/3
0/1/1
1/1/2
0/1/2
4/8/16

1/1/2
1/1/2
1/1/2
3/3/8

Содержание учебного предмета
Блок 1: Основные сведения о тексте
Как правильно понять исходный текст. Связь предложений в тексте. Виды текста
Информативность текста «Расшифровка» информации текста.
Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.
Форма вступления. Форма заключения.
Блок 2: Основные закономерности работы с текстом
Проблема текста. Способы выявления проблемы и ее формулировки. Типы проблем. Способы
выявления проблем. Выбор одной проблемы из нескольких.
Проблемы в художественных и публицистических текстах. Как сформулировать проблему. Типовые конструкции клише для формулировки проблемы.
Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы
Комментарий – результат исследования. Типы информации в тексте
Построение логической схемы по тексту. Типовые конструкции (клише) для комментирования
проблемы. Комментируем проблему исходного текста. Введение цитат в текст сочинения. Позиция автора и способы её выражения. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки.
Изобразительно-выразительные средства языка для понятия авторской позиции.
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.
Художественноизобразительные средства языка. Типичные ошибки в определении позиции автора текста.
Аргументация собственной позиции Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Понятие и образ, образ и понятие на основе сходства по смыслу. Типичные ошибки.
Композиция сочинения и его речевое оформление. Основные средства связи. Между предложениями в тексте. Точность и выразительность речи. Речевое оформление. Грамматические ошибки. Типичные ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки. Рецензирование работ.
Контрольный анализ текста. Творческая работа
Блок3: Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности
5

Художественный стиль речи. Творческая работа Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научнопопулярного стиля Контрольный анализ текста
Блок4. Синтаксис
Словосочетание. Типы связи Практикум по теме «Словосочетание». Глагольное и именное
управление в русском языке
Р\Р. Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.
Блок5.Предложение
Предложение. Синтаксический разбор простого предложения Главные члены предложения.
Подлежащее и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Сказуемое и его основные типы. Согласование сказуемого с подлежащим.Синтаксическая роль
инфинитива. Второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Дополнение. Обстоятельство. Приложение Односоставные предложения. Типы односоставных предложений
Полные и неполные предложения
Р\Р. Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.
Блок6 Пунктуация
Пунктуация. Осложнённое предложение. Простое осложнённое предложение. Предложение с
однородными членами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах
предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные члены предложения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства и дополнения. Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения Знаки
препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при обращениях. Вводные слова и вставные конструкции. Вводные слова и
вставные конструкции. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.
Знаки препинания при передаче чужой речи. Способы передачи чужой речи.
Блок7.Сложное предложение.
Сложные предложения, знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания
в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Сложные предложения с разными видами связи.
Формы организации образовательного процесса
Технологии обучения, формы уроков, методы обучения, механизмы
формирования ключевых компетенций обучающихся
формы работы:
общеклассная
групповая
индивидуальная
парная
фронтальная
дифференцированная
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными
приёмами.
- работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
- семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения
смысла средствами письма;
- работа с разнообразными лингвистическими словарями
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ:

6

- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для
свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
- производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический. речеведческий разбор, анализ художественного текста;
- пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно- учебного.
научно- популярного высказывания,
-правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную
четкость высказывания,
- составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним. отвечать на вопросы по теме
реферата, защищать развиваемые в нем положения;
- участвовать в диспуте, дискуссии;
- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой
норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося
Теоретической основой данной программы являются:
- система языковых понятий;
- различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые
действия обучающихся
Принципы, на которых базируется программа:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний
- активность и сознательность обучения.
Элементы применяемых технологий:
- технология проблемного обучения,
- личностно-ориентированное обучение
- тест-технологии
- ИКТ
- технология разноуровневого обучения
- технология поэтапного формирования умственных действий
Приемы преподавания:
- словесный (беседа, рассказ, учебная лекция, дискуссия);
- наглядный (иллюстрации, демонстрации);
- игровой (дидактические игры, игры – путешествия, соревнования, трудовая бригада, научнопрактическая конференция, конкурс, ярмарка идей, фестиваль талантов, вечер загадок и т.д.);
- практический (упражнение, тренировка, исследование, эксперимент, опыт, экскурсия, диспут,
семинар, наблюдение, лабораторная работа, летние задания).
Основные виды учебной деятельности учащихся.
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с научно-популярной литературой;
7

- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов.
- Вывод и доказательство правил.
- Анализ правил.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Объяснение наблюдаемых явлений.
- Анализ проблемных ситуаций.
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с раздаточным материалом.
- Сбор и классификация коллекционного материала.
- Выполнение работ практикума.
- Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
- Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
- Проведение исследовательского эксперимента
Методы и формы работы с одаренными детьми
Методы:
1. Исследовательский.
2. Частично-поисковый;
3. Проблемный;
4. Проективный;
5. Синектика.
Формы:
1.Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания.
2. Консультирование по возникшей проблеме.
3. Дискуссия.
4. ТРИЗ (творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; занятия исследовательской деятельностью; конкурсы; проекты по различной тематике;
ролевые игры; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; участие в олимпиадах разного уровня; работа по индивидуальным планам; сотрудничество с другими школами,
ВУЗами).
5. Игры.
Формы и методы работы со слабоуспевающими
1.Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных
способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные
тренировочные задания, инвариантные лабораторные работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
2.С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения
учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания.
3.Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают
возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать
контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо
всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
8

4.Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен. Поэтому необходим мониторинг
на все годы обучения предмета, в котором по основным разделам-темам учитывать теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по теме. В дальнейшем с течением
времени отмечать изменения, которые произошли в знаниях обучающегося. По этому учёту виден «рост ученика», прочность его знаний.
5.Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и
аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.
6.Можно использовать занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне
подсознания.
Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха.
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию в учебнопознавательной деятельности можно разделить по целям:
1) развивать положительную мотивацию;
2) обучать в условиях низкой мотивации.
Методы развития положительной мотивации учения:
– интерес к предмету;
– задания с условием, отражающим важное практическое применение;
– материал важный для будущей жизни;
К изучению темы могут побудить:
– желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке от 50
до70% времени можно отвести на самостоятельную дифференцированную работу в группах, в
парах или индивидуально.
– желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду; влияние коллектива было
актуальным в советское время, но и сейчас чувство ответственности и взаимопомощи остаются
нашими ценностями и входят в кодекс чести.
5. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1 .Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором
или по заданию учителя.
2.Учитывается
способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к
действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются
речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения. словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение
лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации
Текущий контроль
осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.
Виды самостоятельных работ: 1.Обобщающие:
репродуктивные
творческие
подготовительные
поисковые
Итоговый контроль:
проверочные работы
тесты
сочинения на предложенную тему.

9

Названия
разделов

Блок 1. Основные сведения о тексте

Блок 2. Основные закономерности
работы с текстом

6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 34 часа
Кол.
Темы раздела
КолПланируемые результаты
час
час
на
на
разтему
дел
3
Основные сведения о тексте. Ви1
Познавательные УУД: характеризовать текст с точки зрения
ды текста
смысловой цельности и связности, определять стилевую принадлежность текста и ведущий тип речи; определять проблему
текста, типы проблем, применять разные способы выявления
проблем, анализировать формулировки проблем, предупреждать
типичные ошибки в их формулировке.
Форма вступления.
1
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деяФорма заключения.
1
тельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной
задачей; создавать устные и письменные тексты для решения
разных задач общения
10
Проблема текста. Способы выяв1
Познавательные УУД: определять проблему текста, типы проления проблемы и ее формулировблем, применять разные способы выявления проблем, анализики. Типы проблем.
ровать формулировки проблем, предупреждать типичные ошибки в их формулировке.
Типичные ошибки, связанные с
1
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выпониманием и формулировкой
бирать средства достижения цели; планировать учебную деяпроблемы

Форма занятий

комбинированный урок

Урокпрактикум
Урокпрактикум

комбинированный урок
Урокпрактикум

10

Блок3: Практикум. Творческие работы разной
стилевой направленности

4

Комментарий – результат исследования. Типы информации в тексте

1

Позиция автора и способы её выражения. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и
рассказчик.
Изобразительно-выразительные
средства языка для понятия авторской позиции.
Типичные ошибки в определении
позиции автора текста.
Аргументация собственной позиции Типы аргументации .

1

Композиция сочинения и его речевое оформление. Основные средства связи между предложениями
в тексте.
Точность и выразительность речи.
Речевое оформление. Грамматические ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки
Контрольный
анализ
текста.
Творческая работа
Художественный стиль речи.
Творческая работа

1

комбинированный урок

1

комбинированный урок

1

Урок контроля

Публицистический стиль речи.

1

Научно-популярный стиль речи.

1

1

тельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока,
самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной
задачей; создавать устные и письменные тексты
для решения разных задач общения

комбинированный урок
комбинированный урок
Урокпрактикум
комбинированный урок

1
1

1

комбинированный урок

Познавательные УУД, коммуникативные УУД: комментировать
проблему, используя разные способы составления комментариев.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достиже-

Урок развития
речи
комбинированный урок
комбинированный урок
11

Сочинение-рассуждение по текстам художественного,публицистического,научнопопулярного стилей

1

Блок 4 Словосочетание

1

Словосочетание. Типы связи

1

Блок 5
Предложение

4

Предложение. Синтаксический
разбор простого предложения
Главные члены предложения.

1

Второстепенные члены предложе-

1

ния.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; создавать устные и
письменные тексты для решения разных задач общения
Познавательные УУД: характеризовать словосочетания с точки
зрения их строения, типов, видов грамматической связи, характера смысловых отношений между компонентами словосочетания, определять виды грамматической связи в словосочетании.
осуществлять информационную
переработку текста, составлять схемы, характеризовать
основные синтаксические единицы с точки зрения их
структуры и функций, производить синтаксический
анализ.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать (в сотрудничестве с одноклассниками, учителем или самостоятельно) учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, оценивать учебные достижения.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной
задачей; создавать устные
и письменные тексты для решения разных задач общения
Познавательные УУД: классифицировать предложения, характеризовать их, производить их синтаксический анализ; осуществлять информационную переработку текста
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать (в сотрудничестве с одноклассниками, учителем или самостоятельно) учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохра-

Урок развития
речи

комбинированный урок

Урокпрактикум

комбиниро12

ния. Способы их выражения. Дополнение. Обстоятельство. Приложение
Односоставные предложения. Типы односоставных предложений.
Полные и неполные предложения

Блок 6 Пунктуация Простое осложнённое предложение.

Блок 7 Сложное предло-

8

4

1

Контрольная работа
(Тест в формате ЕГЭ )
Предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обобщающие
слова при однородных членах
предложения.
Обособленные члены предложения.

1

Уточняющие, пояснительные,
присоединительные члены предложения.
Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при обращениях.
Вводные слова и вставные конструкции.
Способы передачи чужой речи.

1

Контрольная работа (тестирование в формате ЕГЭ).
Контрольное сочинениерассуждение
Сложные предложения. Знаки
препинания в союзном сложном

1

1

1

1

1

нять познавательную задачу в течение урока, оценивать учебные достижения.Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновыватьточку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно
общаться и взаимодействовать в процессе совместной групповой деятельности; осознанно использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения

ванный урок

Познавательные УУД: понимать принципы русской
пунктуации, объяснять функции знаков препинания,
овладевать навыками создания текста лингвистической
тематики в жанре эпидейктической речи; осуществлять
информационную переработку текста.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать (в сотрудничестве с одноклассниками, учителем или самостоятельно) учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, оценивать учебные достижения.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать
точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной групповой
деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения

комбинированный урок

1

1
1

Познавательные УУД: понимать принципы русской
пунктуации, объяснять функции знаков препинания,

комбинированный урок
Урок контроля

комбинированный урок

комбинированный урок
комбинированный урок
комбинированный урок
Урокпрактикум
Урок контроля
Урок развития
речи
комбинированный урок
13

жение

предложении
Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Сложные предложения с разными
видами связи.
Контрольный тест.

1
1
1

овладевать навыками создания текста лингвистической
тематики в жанре эпидейктической речи; осуществлять
информационную переработку текста.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать (в сотрудничестве с одноклассниками, учителем или самостоятельно) учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, оценивать учебные достижения.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать
точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной групповой
деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения

комбинированный урок
комбинированный урок
комбинированный урок
Урок контроля

14

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя
1. Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: Культура речи, текст, функциональные стили,
редактирование. – М.: Просвещение, 2021.
2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык». Грамматика. Текст.
Стили речи. 1011 классы» 6-е издание; – М.: Просвещение,2020 год.
3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. Голуб И.Б. – М.:
Просвещение, 2020.
4. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебнометодическое пособие-Изд 4, перераб.- Ростов н/Д: Легион,2021
Литература для учащегося
1. ГольцоваН.Г., Шамшин И.В. Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.-4-е изд.-М.: ООО «Русское слово»-РС,2020
2. ГрековВ.Ф., КрючковС.Е., ЧешкоЛ.А.. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.
– М.: Просвещение,2020.
3. Егораева Г.Т. ЕГЭ-2017.Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части С.
М.:Издательство «Экзамен»,2021
4.Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. – М.: Просвещение,2021
5.Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение– М.: Просвещение,2021
6.Розентать Д.Э.Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих а вузы. – М.: Просвещение,2022
7.Русский язык: Энциклопедия/ Гл. ред. Караулов Ю.Н. – М.: Просвещение,2021
8. Цыбулько И.П.. Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка.2020.– М.: Просвещение,2020
Словари
1.Баранов МЛ. Школьный орфографический словарь русского языка.-4-е изд– М.: Просвещение,2021
2.Львова С.И.Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М.: Просвещение,2021
3.Тихонов А.Н. Морфемно- орфографический словарь– М.: Просвещение,2020
4.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение
слов. – М.: Просвещение,2020
5.Школьный словарь иностранных слов/ Под ред.В.В.Иванова.-4-еизд– М.: Просвещение,2021
Литература для учителя
1.Львова
С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного курса
для 10-1 1 классов.– М.: Просвещение,2021
2.Львова С.И.Работа со схемами- таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий.– М.: Просвещение,2020

15

Материально-техническое обеспечение
1. Технические средства обучения
Акустическая система для аудитории
Компьютер и его комплектующие
Многофункциональное устройство
Универсальная интерактивная система
Документ-камера
2. Учебно-наглядные пособия
Демонстрационные учебные таблицы по русскому языку
Демонстрационный материал по литературе
Портреты писателей, литературоведов и лингвистов (портреты детских зарубежных писателей, портреты детских писателей)
Комплект репродукций картин для уроков развития речи и литературы
3. Стенды
Боковая демонстрационная панель
Информационно-тематический стенд (русский язык)
Информационно-тематический стенд (литература)

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».