Аннотация к РП ОБЖ

Свердловская область
Горноуральский
городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждениесредняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая
площадь, 2,тел./факс 8(3435)478830, e-mail: ou4laya@mail.ru
Аннотация к рабочей программе по основы безопасности
жизнедеятельности 10-11 классы
Предметная область: физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности
Учебно-методический комплекс (УМК)
«Основы безопасности жизнедеятельности» 10-11 классы, предметной линии
учебников под редакцией А.Т.Смирнова, для линии учебников по Основам
безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: базовый уровень / С.В. Ким, В.А.
Горский. – 2-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2020. – 396, [4] c.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ)
10 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» (предметная область «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности») – (далее – программа ОБЖ) разработана на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей
программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» и предусматривает непосредственное применение
при реализации ООП СОО.
Целью изучения ОБЖ на уровне среднего общего образования является
формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности,
общества и государства, что предполагает:
 способность применять принципы и правила безопасного поведения в
повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения
здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития
различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению
необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
 сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
 знание и понимание роли личности, общества и государства в решении
задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОБЖ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЖ, должны
способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития
внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться,
прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости
за российские достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и
правил безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил
экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим
людям, культурному наследию и уважительном отношении к традициям
многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЖ включают:
1) гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и
способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей
жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и
ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации
от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью
жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности
как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и
государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма
и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных
организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения
комплексной безопасности личности, общества и государства;
2) патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему
народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости
за свою Родину и Вооружѐнные Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее
многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам,
историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям
Вооружѐнных Сил Российской Федерации, достижениям России в области
обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная
убеждѐнность и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его

судьбу;
3) духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и
ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей,
общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и
ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению
риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации,
смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье,
культуре и традициям народов России, принятие идей волонтѐрства и
добровольчества;
4) эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и
безопасного поведения в повседневной жизни;
5) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню
развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в
технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний,
современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и
государства;
способность применять научные знания для реализации принципов
безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать,
безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях);
6) физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приѐмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае
необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью;
7) трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития
личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований
безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая
военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни;
8) экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального

характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности,
общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОБЖ на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности
личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне
анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных
ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения,
сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности
жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной)
ситуации, выбирать способы их достижения с учѐтом самостоятельно выделенных
критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных
последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности,
общества и государства, анализировать их различные состояния для решения
познавательных задач, переносить приобретѐнные знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита
информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области
безопасности жизнедеятельности;
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе
при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые
идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учѐтом
установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в
повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретѐнные знания и навыки, оценивать возможность их
реализации в реальных ситуациях;

использовать знания других предметных областей для решения учебных задач
в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретѐнные знания и
навыки в повседневную жизнь.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа
различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий
информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учѐтом характера
решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их
представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, еѐ соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите
от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и
гигиены.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять
в
ходе
образовательной
деятельности
безопасную
коммуникацию, переносить принципы еѐ организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать
значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приѐмами безопасного межличностного и группового общения;
безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ
и составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за своѐ решение;
оценивать приобретѐнный опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе
личных предпочтений и за счѐт привлечения научно-практических знаний других
предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность;
контролировать соответствие результатов целям;
использовать приѐмы рефлексии для анализа и оценки образовательной
ситуации, выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности
контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной

ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учѐтом общих
интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план,
распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс
и результат совместной работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат
по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях;
предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической
значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по ОБЖ на уровне среднего
общего образования характеризуют сформированность у обучающихся активной
жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового
безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности,
общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании
существующих проблем безопасности и способности построения модели
индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЖ, должны
обеспечивать:
1) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для
личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов
их применения в собственном поведении;
2) сформированность представлений о возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде,
в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения
опасных и экстремальных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях;
3) сформированность представлений о важности соблюдения правил
дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на
транспорте; знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять
их на практике; знание о порядке действий в опасных, экстремальных и
чрезвычайных ситуациях на транспорте;
4) знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение
применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях
природного характера; сформированность представлений об экологической
безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного
природопользования;
5) владение основами медицинских знаний: владение приѐмами оказания
первой помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики
инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья;
сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении
психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным
привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера;
6) знания основ безопасного, конструктивного общения; умение различать

опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального
характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им;
сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии;
7) знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение
применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том
числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную
деятельность) и противодействовать им;
8) знание основ пожарной безопасности, умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в
быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и
обязанности граждан в области пожарной безопасности;
9) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на
жизнь личности, общества, государства, экстремизма, терроризма; знание роли
государства в противодействии терроризму; умение различать приѐмы вовлечения в
экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знание
порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности;
знание порядка действий при угрозе совершения террористического акта, при
совершении террористического акта, при проведении контртеррористической
операции;
10) сформированность представлений о роли России в современном мире,
угрозах военного характера, роли вооружѐнных сил в обеспечении мира; знание
основ обороны государства и воинской службы, прав и обязанностей гражданина в
области гражданской обороны; знание действия при сигналах гражданской обороны;
11) знание основ государственной политики в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и
основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой
области;
12) знание основ государственной системы, российского законодательства,
направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о роли государства, общества и личности в
обеспечении безопасности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».