06.01.2020
Специфика
профориентации детей-инвалидов
Прежде
чем заниматься профориентацией детей с ограниченными возможностями здоровья,
необходимо в первую очередь изучить специфику их заболеваний. Ведь самая
большая сложность в ориентации на профессию среди лиц с ограниченными
возможностями состоит неоднородности состава таких групп.
Дети с
нарушением слуха
Необходимо
различать тугоухость и глухоту. Если в первом случае представляет собой стойкое
понижение слуха различной степени, то глухота представляет собой самую резкую
степень его поражения.
Дети с
нарушением зрения
Профориентация
детей инвалидов по зрению может проводиться как среди незрячих детей (острота
зрения от нуля до 4%) и слабовидящих.
Нарушения
речи
Нарушение
речи может быть следствием психофизических отклонений различной степени и
выраженности. При этом у таких детей нормальный слух, а также они имеют
нормальное развитие в плане интеллекта. Именно этим детки с таким диагнозом
отличаются от подростков с умственной отсталостью.
Нарушения
опорно-двигательного аппарата
Самое
распространенное нарушение – это ДЦП. Болезнь спинного мозга является вторичным
нарушением ОДА. При этом дети с ОДА страдают нарушением темпа движений,
координации.
Задержка
психического развития
К ЗПР
относят деток, у которых замедленное психическое развитие и относительно стойкая
незрелость эмоциональной и волевой сферы.
Умственная
отсталость
Подростки
с умственной отсталостью, к сожалению, имеют необратимые нарушения развития в
плане психики. Прежде всего, это нарушения интеллектуальные на фоне
недостаточности ЦНС.
Аутизм
Он представляет
собой особый вид среди нарушений психического развития. Суть заболевания в том,
что ребенок теряет способность к развитию социальных навыков, а также средств
коммуникации.
Основные
задачи профориентации детей с ОВЗ
- Развитие трудовых навыков, а также трудовых качеств.
- Расширение граней самопознания.
- Предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки.
- Формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему.
Последний
пункт для детей с ОВЗ имеет несколько другое значение, нежели для здорового
человека. Труд для ребенка с физическими ограничениями заключается, как в
производительной сфере, так и в бытовой. То есть, это бытовой труд,
самообслуживание, спорт и другие важные виды труда, которые представляют для
детей с ОВЗ некоторые трудности. И чтобы такой ребенок смог себя нормально
чувствовать в обществе, в первую очередь у него должен быть сформировано
положительное отношение на труд в любых его формах и проявлениях.
Этапы
профориентации лиц, у которых есть инвалидность
Сужение
рамок для выбора профессии
Чтобы
выявить поле для выбора будущей профессии у ребенка с ограниченными
возможностями, необходимо провести тщательный анализ его здоровья, а также
ознакомиться с рекомендациями его врача. Необходимо учесть все показания и
противопоказания.
Выявление
предпочтений
Для того
чтобы определить самые предпочтительные профессии для ребенка с ОВЗ существуют
специальные методики, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.
Знакомство
с профессиями
Знакомить
детей с профессиями рекомендовано путем профессиографического анализа, а также
профессиональных проб. В итоге необходимо составить список возможных вариантов
вследствие знакомства и анализа разных видов профессиональной деятельности.
- Определение важнейших качеств для профессии.
- Подбор вида профессиональной подготовки для инвалидов.
На этом этапе необходимо подобрать самые удачные пути профессиональной подготовки, а также образования в соответствии со справочным материалом.
Профессиональный план работы с инвалидами
Построение
такого плана основано на таких пунктах, как пути получения образования, виды
профессиональной занятости и определение основных необходимых шагов на пути к
цели.
- Определение возможностей трудоустройства.
- Обязательная дополнительная консультация врача в связи с выбранной профессиональной деятельностью.
Формы работы для реализации программы профориентации
лиц с ОВЗ
- Проведение специализированных игр, выставок, информационных профориентационных часов, ярмарок профессий, встреч со специалистами, представителями различных предприятий и организаций, в том числе с представителями профессиональных организаций.
- Участие в днях открытых
дверей с проведением профессиональных проб.
- Диагностика. Для того чтобы выявить склонности к
тому или иному виду труда, необходимо проводить такие виды работы, как
анкетирование, беседы, тестирование, консультирование индивидуально или
группами. Но при этом, выбирая способ и содержимое материала для
диагностики, необходимо учитывать уровень развития и состояние здоровья
детей.
- Развитие навыков и умений. Для этой цели
прекрасно подходят психотехнические упражнения, различные тренинги, игры,
консультации.
Особенности
профориентации детей с ограниченными возможностями
Главной
особенностью детей с различными физическими и психологическими отклонениями
является преобладание индивидуальной консультации над групповой. Такие дети
требуют строго индивидуального и личностно ориентированного подхода.
Также не
менее важной составляющей активной профориентационной работы является желание
самого подростка консультироваться. Поэтому подтолкнуть и вызвать желание
принимать ответственность за профессиональное будущее, а также получать помощь
специалиста – это важнейшее условие профориентационной работы.
Что еще
касательно эффективности, то очень важную роль следует уделять родителям лиц с
ОВЗ. Поэтому проведение групповых и индивидуальных занятий по профориентации
должно быть не только с детьми, но также и с их родителями. В основе
индивидуальной работы с родителями детей лежит получение информации о семье,
настрое в ней. Специалист должен знать, какую позицию преследуют родители, как
они влияют на профессиональное развитие ребенка (дать им необходимые
рекомендации). Особенно полезной считается организация совместной трудовой
деятельности, в которой родители выявляют свои навыки труда.
Правильный
выбор профессии для детей с ОВЗ
В
соответствии с особенностями различных отклонений можно предоставить
список подходящих и неподходящих профессий для деток с различными видами
заболеваний:
Профориентация
инвалидов по зрению
Для
детей с проблемами зрения могут подойти такие профессии (если это позволяет
имеющийся уровень зрения): слесарь по ремонту автомобилей, продавец, оператор
птицефабрик. При этом противопоказаны работы со значительными физическими
нагрузками, в запыленных помещениях. Также не подходят профессии, где человек
должен долго находиться в наклонном положении.
Профессии
для детей с проблемами слуха
Отлично
подойдут спокойные профессии, не требующие особого контакта с людьми: швея,
чертежник, цветовод, фотограф и т.д. Следует отметить, что сегодня человек с
проблемами слуха и речи может также работать кассиром.
Проблемы
опорно-двигательного аппарата
С такими
проблемами человек не может работать там, где требуется длительное пребывание
на ногах, также работа у движущихся механизмов или на высоте. При этом, если
проблемы с опорно-двигательным аппаратом затронули только нижнюю часть
тела, могут подойти такие профессии, как сборщик микросхем или телеграфист.
Проблемы
нервной системы
Людям с
нарушения ЦНС не рекомендуется работать там, где наблюдается
психо-эмоциональное напряжение. То есть, шумных местах с повышенной вибрацией,
в неблагоприятном микроклимате. Также ни в коем случае нельзя выбирать
профессию, где человек будет контактировать с токсическими веществами, особенно
обладающими нейропаралитическим действием.
В
завершение можно подвести итоги
- Главным факторов профориентации детей инвалидов является учет всех особенностей их отклонений. Для этого специалист должен быть хорошо ознакомлен с проблемой и медицинской историей ребенка.
- Родители и семья играет важнейшую роль в выборе профессии, в самоопределении и адаптации ребенка в социуме. Поэтому они должны быть привлечены к процессу.
- Профориентационная работа с детьми с ОВЗ должна иметь более индивидуальный характер, чем групповой.