Профориентация детей с ОВЗ

06.01.2020

Специфика профориентации детей-инвалидов

Прежде чем заниматься профориентацией детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо в первую очередь изучить специфику их заболеваний. Ведь самая большая сложность в ориентации на профессию среди лиц с ограниченными возможностями состоит неоднородности состава таких групп.

Дети с нарушением слуха

Необходимо различать тугоухость и глухоту. Если в первом случае представляет собой стойкое понижение слуха различной степени, то глухота представляет собой самую резкую степень его поражения.

Дети с нарушением зрения

Профориентация детей инвалидов по зрению может проводиться как среди незрячих детей (острота зрения от нуля до 4%) и слабовидящих.

Нарушения речи

Нарушение речи может быть следствием психофизических отклонений различной степени и выраженности. При этом у таких детей нормальный слух, а также они имеют нормальное развитие в плане интеллекта. Именно этим детки с таким диагнозом отличаются от подростков с умственной отсталостью.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Самое распространенное нарушение – это ДЦП. Болезнь спинного мозга является вторичным нарушением ОДА. При этом дети с ОДА страдают нарушением темпа движений, координации.

Задержка психического развития

К ЗПР относят деток, у которых замедленное психическое развитие и относительно стойкая незрелость эмоциональной и волевой сферы.

Умственная отсталость

Подростки с умственной отсталостью, к сожалению, имеют необратимые нарушения развития в плане психики. Прежде всего, это нарушения интеллектуальные на фоне недостаточности ЦНС.

Аутизм

Он представляет собой особый вид среди нарушений психического развития. Суть заболевания в том, что ребенок теряет способность к развитию социальных навыков, а также средств коммуникации.


Основные задачи профориентации детей с ОВЗ

  1. Развитие трудовых навыков, а также трудовых качеств.
  2. Расширение граней самопознания.
  3. Предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки.
  4. Формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему.

Последний пункт для детей с ОВЗ имеет несколько другое значение, нежели для здорового человека. Труд для ребенка с физическими ограничениями заключается, как в производительной сфере, так и в  бытовой. То есть, это бытовой труд, самообслуживание, спорт и другие важные виды труда, которые представляют для детей с ОВЗ некоторые трудности. И чтобы такой ребенок смог себя нормально чувствовать в обществе, в первую очередь у него должен быть сформировано положительное отношение на труд в любых его формах и проявлениях.


Этапы профориентации лиц, у которых есть инвалидность

Сужение рамок для выбора профессии

Чтобы выявить поле для выбора будущей профессии у ребенка с ограниченными возможностями, необходимо провести тщательный анализ его здоровья, а также ознакомиться с рекомендациями его врача. Необходимо учесть все показания и противопоказания.

Выявление предпочтений

Для того чтобы определить самые предпочтительные профессии для ребенка с ОВЗ существуют специальные методики, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Знакомство с профессиями

Знакомить детей с профессиями рекомендовано путем профессиографического анализа, а также профессиональных проб. В итоге необходимо составить список возможных вариантов вследствие знакомства и анализа разных видов профессиональной деятельности.Хочу такой сайт

  • Определение важнейших качеств для профессии.
  • Подбор вида профессиональной подготовки для инвалидов.

На этом этапе необходимо подобрать самые удачные пути профессиональной подготовки, а также образования в соответствии со справочным материалом.

Профессиональный план работы с инвалидами

Построение такого плана основано на таких пунктах, как пути получения образования, виды профессиональной занятости и определение основных необходимых шагов на пути к цели.

  • Определение возможностей трудоустройства.
  • Обязательная дополнительная консультация врача в связи с выбранной профессиональной деятельностью.


Формы работы для реализации программы профориентации 

лиц с ОВЗ

  1. Проведение специализированных игр, выставок, информационных профориентационных часов, ярмарок профессий, встреч со специалистами, представителями различных предприятий и организаций, в том числе с представителями профессиональных организаций.  
  2. Участие в днях открытых дверей с проведением профессиональных проб. 
  3. Диагностика. Для того чтобы выявить склонности к тому или иному виду труда, необходимо проводить такие виды работы, как анкетирование, беседы, тестирование, консультирование индивидуально или группами. Но при этом, выбирая способ и содержимое материала для диагностики, необходимо учитывать уровень развития и состояние здоровья детей.
  4. Развитие навыков и умений. Для этой цели прекрасно подходят психотехнические упражнения, различные тренинги, игры, консультации.

Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями

Главной особенностью детей с различными физическими и психологическими отклонениями является преобладание индивидуальной консультации над групповой. Такие дети требуют строго индивидуального и личностно ориентированного подхода.

Также не менее важной составляющей активной профориентационной работы является желание самого подростка консультироваться. Поэтому подтолкнуть и вызвать желание принимать ответственность за профессиональное будущее, а также получать помощь специалиста – это важнейшее условие профориентационной работы.

Что еще касательно эффективности, то очень важную роль следует уделять родителям лиц с ОВЗ. Поэтому проведение групповых и индивидуальных занятий по профориентации должно быть не только с детьми, но также и с их родителями. В основе индивидуальной работы с родителями детей лежит получение информации о семье, настрое в ней. Специалист должен знать, какую позицию преследуют родители, как они влияют на профессиональное развитие ребенка (дать им необходимые рекомендации). Особенно полезной считается организация совместной трудовой деятельности, в которой родители выявляют свои навыки труда.


Правильный выбор профессии для детей с ОВЗ

В соответствии с особенностями различных отклонений можно предоставить список  подходящих и неподходящих профессий для деток с различными видами заболеваний:

Профориентация инвалидов по зрению

Для детей с проблемами зрения могут подойти такие профессии (если это позволяет имеющийся уровень зрения): слесарь по ремонту автомобилей, продавец, оператор птицефабрик. При этом противопоказаны работы со значительными физическими нагрузками, в запыленных помещениях. Также не подходят профессии, где человек должен долго находиться в наклонном положении.

Профессии для детей с проблемами слуха

Отлично подойдут спокойные профессии, не требующие особого контакта с людьми: швея, чертежник, цветовод, фотограф и т.д. Следует отметить, что сегодня человек с проблемами слуха и речи может также работать кассиром.

Проблемы опорно-двигательного аппарата

С такими проблемами человек не может работать там, где требуется длительное пребывание на ногах, также работа у движущихся механизмов или на высоте. При этом, если проблемы  с опорно-двигательным аппаратом затронули только нижнюю часть тела, могут подойти такие профессии, как сборщик микросхем или телеграфист.

Проблемы нервной системы

Людям с нарушения ЦНС не рекомендуется работать там, где наблюдается психо-эмоциональное напряжение. То есть, шумных местах с повышенной вибрацией, в неблагоприятном микроклимате. Также ни в коем случае нельзя выбирать профессию, где человек будет контактировать с токсическими веществами, особенно обладающими нейропаралитическим действием.


В завершение можно подвести итоги

  • Главным факторов профориентации детей инвалидов является учет всех особенностей их отклонений. Для этого специалист должен быть хорошо ознакомлен с проблемой и медицинской историей ребенка.
  • Родители и семья играет важнейшую роль в выборе профессии, в самоопределении и адаптации ребенка в социуме. Поэтому они должны быть привлечены к процессу.
  • Профориентационная работа с детьми с ОВЗ должна иметь более индивидуальный характер, чем групповой.

 
Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».