ВУД Музейный уголок

Свердловская область
Муниципальный округ Горноуральский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435) 47-88-30, ou4laya@mail.ru

Рабочая программа по предмету
внеурочная деятельность
«МУЗЕЙНЫЙ УГОЛОК»

Класс: 7

с.Лая

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 7
класса составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО),
утвержденным приказом приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №
287 (ред. от 22.01.2024 г.).
Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в
социально-педагогическую
деятельность,
направленную
на
поиск
возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация
предполагает создание педагогами различных образовательных технологий,
максимально согласованных с целями развития образования и
индивидуальными особенностями обучающихся.
Структура и содержание образовательных программ строятся таким
образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из
возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и
поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и
технологией «музейная педагогика».
Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный
подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской
деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого
материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому
ребенку.
Уникальная
среда школьного музея позволяет интегрировать
содержание, формы организации общего и дополнительного образования,
формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции
школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, расширить
образовательное пространство школы через привлечение ресурсов
окружающего социума.
Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а
человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению
информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий
высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения,
стремящийся к совершенству.
Насущным требованием становится утверждение в сознании
обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений,
воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовнокультурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим
проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебновоспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать
правильное направление в ее развитии, установить стратегический и
технологический уровни развития школы, а также уровень личностных
контактов с учетом требований гуманизации образовательного процесса.
Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования,
эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения
является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный

общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции
исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба
по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным
потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.
Ключевой идеей является создание оптимальных условий для
формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к
жизни в поликультурном обществе личности через технологию «музейная
педагогика».
Школьный музей поможет оживить учебный процесс,
приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить
навыкам исследовательской работы, способствует сохранению, возрождению
и развитию локальных культурно-исторических традиций, учит навыкам
участия в диалоге культур.
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому
прошлому и настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое
воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания
патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в
образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста
человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей
Родины.
Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в
воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство
достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные
ценности семьи, историю героического прошлого народов России.
Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего посёлка,
быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта
вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на
интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а
каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты
знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является
одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи
патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите
Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании
подрастающего поколения.
Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние
годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего
поколения,
отсутствуют
иерархии
ценностей
нравственно
–
ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно –
исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес
к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления
противоречия между старшим и молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству,
преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи,

воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества
призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является
хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Цель: формирование личности обучающегося как достойного гражданина
России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного
народа.
Задачи:
1. Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской
работы.
2. Развитие умения работать с различными источниками информации:
периодическими
изданиями,
научно-популярной,
краеведческой,
исторической, художественной литературой.
3. Формирование навыков работы с архивными документами.
4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала,
подготовки рефератов на предложенную тему.
5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.
6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить
диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение
правильного оформления собранного материал.
В процессе обучения у учащихся происходит:
- Формирование представления об историческом времени и пространстве, об
изменчивости и преемственности системы социально – нравственных
ценностей;
- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого,
потребности общаться с музейными ценностями;
- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной
терминологии
Актуальность курса заключается в необходимости обучения школьников
основам музейного дела.
Это связано:
 во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое
своей школы, района, края;
 во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты,
что развивает практические умения и навыки, которые могут
пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей
профессии;
 в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче
адаптироваться в получении дальнейшего образования;
 в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов
развивают коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в
скорейшей социализации личности.
Ожидаемые результаты.
- появится интерес к истории своего Отечества и родного края
- у учащихся школы появится уважительное отношение к старшему
поколению.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие
достижения прошлого в своей жизни.
- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности,
навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и
литературными источниками.
При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:
- направленность основной образовательной программы общего
образования на формирование личности каждого школьника, владеющей
творческими компетенциями, способной к успешной интеграции в
современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и
профессиональной позиции,
- требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы общего образования,
- системно – деятельностный подход как методологическая основа
ФГОС,
- положение о единстве и взаимосвязи всех видов музейной
деятельности,
- принципы: любой обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать
историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для
ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и
просветительской работы, иметь целостное представление картины мира,
максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде
деятельности, умения применять полученные знания на практике,
- четкое осознание позиции актуализации школьного музея как
открытой системы, его специфики, связанной с тем, что он входит в
структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность
существования и эффективность деятельности школьного музея
определяются:
во-первых, степенью включенности в его работу учащихся,
во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном
процессе всеми участниками образовательного процесса.
Программа рассчитана на 34 часа для обучающихся 7
классов. Данный курс предполагает, как теоретические, так и практические
занятия, которые включают тематические и обзорные экскурсии по
экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных
мероприятий на базе школьного музея.
Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых
занятий по организации поисковой работы, исследовательской деятельности,
оформлению и представлению ее результатов.
Объём программы 34 часа, которые распределяются следующим образом:
7 класс – 34 часа
Методы обучения
1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения
информации.

2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение
экспозиций и выставок музея.
3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных
предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной,
интеллектуально-познавательной деятельности.
Содержание программы.
1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.
История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и
профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном
музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с
экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием
туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления
деятельности школьного музея.
2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник
научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и
научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.
Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений
музейной деятельности. Научное определение, классификация и
систематизация музейных предметов.
Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о
порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.
Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с
приёмами определения, классификации и систематизации типовых
предметов с использованием определителей музейных коллекций.
3. Поисково-исследовательская работа.
Разработка поиска по теме «История пионерской организации в школе»
Проведение поиска по конкретной теме
- сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;
- сбор информации о последних пионерах школы;
- обработка и систематизация собранных материалов;
- организация научно-исследовательской работы;
4. Учёт и хранение фондов
Задачи учётно-хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение
инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и
выдача предметов.
Вспомогательные картотеки:
а) книга записи воспоминаний
б) книга фотофиксаций
в) журнал приёма исторических памятников
г) журнал учёта газетных материалов
д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными
организациями

Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие
требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.
Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки
собранной в ходе поиска коллекции.
5. Экспозиционная работа.
Знания о требованиях к экспозиции.
Сбор материалов для экспозиций
(поисковая работа). Подборка текстового материала к экспозициям.
Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным
экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.
6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.
Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в
школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурнопросветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии.
Принципы экскурсионной методики.
Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со
структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурномассовой работы.
Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и
экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной,
воспитательной и культурно-просветительной работе школы.
Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и
цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии.
Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции.
Распределение нескольких экскурсионных тем и их прослушивание.
Составление плана каждой экскурсии.
Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время
экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом.
Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования
к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его
варианты и условия использования.
Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы
экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов,
констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.
Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе
экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция; экскурси
в фотографиях; обзорная экскурсия.
Тематическое планирование на 2025-2026 учебный год
№
Виды
Темы занятий
п\п
деятельности
1. Школьный музей, как центр Знакомство с музеями
обучения и воспитания в
разных профилей по кино
школе.
– фото материалам,
литературе

Количество
часов
4

7
класс
4

2. Фонды музея. Научная
организация фондовой
работы.

Заочное знакомство с
музеями с.Овгорт,
г.Салехард, с.Мужи

3

3

3. Поисково –
исследовательская работа.
Работа над проектами.
Участие в конкурсах

Знакомство с
организацией, тематикой
и направлениями
деятельности школьного
музея.

10

10

4. Учёт и хранение фондов.

Изучение документов о
порядке сбора, учета и
хранения музейных
экспонатов, работа с
определителями и
каталогами музейных
коллекций.

5

5

5. Инвентаризационная работа. Проведение
инвентаризации в
школьном музее.

5

5

6. Экспозиционная работа:
музейные экскурсии.

8

8

Разработка и проведение
экскурсии по конкретной
теме (сбор материала,
проведение экскурсий)

Итого:

34

3
4

Календарно - тематическое планирование
№
п/п
1
2-3
4
5-6
7
8
9
10

Тема урока

Кол-во
часов

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.
История возникновения музейного дела.
Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы
работы.
Знакомство с положением о школьном музее. Профили школьных
музеев
Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с
экспозициями школьного музея.
Знакомство с организацией и содержанием туристко краеведческой работы в школе.
Основные направления деятельности школьного музея.
Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
Ознакомление с фондами музеев округа
Ознакомление с фондами школьного музея
Поисково-исследовательская работа.

8

2

7

Дата

1112-13

14
15
16-17

18
19
20
21
22
23
24-26
26
27
28
29-30
31
32
33
34

Разработка поиска по темам «Кувл», «Онтап», «Средство
передвижения коренных народовУрала»
Проведение поиска по конкретной теме: «Заклички у северных
народов». Работа над темой
Запись и оформление исследовательской работы
Сбор экспонатов, связанных с историей школы, села.
Продолжение работы над проектом (по выбору)
Сбор информации, обработка и систематизация собранных
материалов.
Учёт и хранение фондов.
Задачи учётно – хранительской работы.
Музейный предмет как источник научных знаний.
Типы и группы музейных предметов.
Шифровка. Оформление шифра экспонатов
Приём и выдача предметов
Экспозиционная работа.
Требования к экспозиции.
Сбор материала для экспозиций
Подборка текстового материала к экспозиции
Оформление экспозиции
Составление текста экскурсии по созданной экспозиции.
Подготовка и проведение музейной экскурсии.
Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в
школьном музее:
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурнопросветительной работы.
Типы и виды экскурсий.
Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее
для детей ДО и школьников
Защита проектной работы.
Итого:

5

6

6

34

Материально-техническое обеспечение учебного процесса
1. Проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1.
2. Интернет – ресурсы.
Сайт школьного музея МБОУ СОШ №4:
https://4laya.uralschool.ru/?section_id=37
3. Литература:
1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы,
рекомендации, библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского
областного института переподготовки и повышения квалификации работников
образования, 2004. – 94с.
2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии
занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная
дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.
4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами
музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры:
Учеб-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.
5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.
пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.
6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев,
1915.
7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи
дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.
8.О деятельности музеев образовательных учреждений.
Письмо МО России №28 – 51 – 181/16 от 12.03.2003 г.- Российский вестник
детско-юношеского туризма и краеведения, №2 (46)
9.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» - СПБ,2000


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».