РП Учись учиться (математика углубленно)

Свердловская область
Муниципальный округ Горноуральский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435) 47-88-30, ou4laya@mail.ru

Рабочая программа по предмету
«Учись учиться» (математика-углубленно)

Классы: 1-4

с. Лая

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Учись учиться» (математика-углубленно) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, требования к основной образовательной программе
начального общего образования.
Интегрированный курс «Учись учиться» (математика-углубленно) объединяет в единый
учебный предмет два разноплановых по способу овладения ими предмета: математику и
геометрию. Такое объединение поможет повысить качество обучения и развития учащихся, т.к.
создает условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторскопрактической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и
взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность учащихся.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь
мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные
возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы,
расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач,
связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности,
будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному
развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развивать у учащихся умения самостоятельной работы, думать, решать творческие
нестандартные задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции
по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивать учебную мотивацию.
Рабочая программа «Учись учиться» (математика-углубленно) составлена на основе
авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа
внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ
внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2019. 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации,
что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах.
Содержание программы «Учись учиться» (математика-углубленно) направлено на
воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости,
умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу
творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы создание условий для обеспечения высокого уровня математической
грамотности учащихся, знакомства с основами конструкторско-практической деятельности и
2

формирования элементов конструкторского мышления, графической грамотности и развития
технических умений и навыков учащихся.
Задачи:
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
 познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии как наук;
 учить решению нестандартных творческих задач;
 учить моделировать различные математические объекты;
 учить поиску и рациональному использованию необходимой информации;
 воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость, целеустремленность;
 содействовать развитию творческого воображения, логического мышления, развитию
кругозора путем выполнения нестандартных задач и выполнения упражнений нового
вида;
 уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
рассуждать.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
 формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
 освоение эвристических приёмов рассуждений;
 формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,
анализом ситуации, сопоставлением данных;
 развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
 формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
 формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
 привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Принципы реализации программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики,
стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика — учебная дисциплина, развивающая умения логически
мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных
примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение
математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение
занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и
городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке
физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на
уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы — возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими
разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам
данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Общая характеристика курса «Учись учиться» (математика-углубленно).
Курс «Учись учиться» (математика-углубленно) входит в учебный план в части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 4 в 2025-2026 учебном году программа
«Учись учиться» (математика-углубленно) реализуется в общеобразовательном учреждении в
объеме 1 часа в неделю в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4 классы.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью
математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца,
3

проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть
сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на
этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу —
это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому
найти выход — ответ.
Курс «Учись учиться» (математика-углубленно) учитывает возрастные особенности
младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности
учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные
математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров»
деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения
математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др.
Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить
друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий
целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного
перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах.
Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований
между командами.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся,
для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах.
Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера
обосновывается следующими доводами:
 развитие личности ученика, его творческого потенциала;
 развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и
операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже
знакомого,
запоминанием
посредством
мнемонических
действий,
умений
классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием
логического и творческого мышления.
Планируемые результаты освоения курса
Занятия должны помочь учащимся: усвоить основные базовые знания по математике; её
ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление; способствовать улучшению качества решения задач
различного уровня сложности
учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх,
конкурсах.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной работы.
4

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать
критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие
направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с
заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.)
и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Учись учиться» (математика-углубленно)
формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям
ФГОС НОО:
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
5

• начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной
ответственности в процессе обучения математике;
• начальные представления о математических способах познания мира;
• начальные представления о целостности окружающего мира;
• понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной
деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности
в значительной мере зависит от самого учащегося;
• проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
• проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла
учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения
новых учебных задач и на интересе к занятиям «Учись учиться» (математика-углубленно);
• освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми
в школе и дома;
• умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога: как поступить;
• умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и
нестандартность мышления;
• понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление
доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению
одноклассников и пр.;
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему
определенных заданий и упражнений);
• приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения
к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
• основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, учебной
деятельности, а именно: проявления положительного отношения к занятиям «Учись учиться»
(математика-углубленно), умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в
беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной
жизни, ответственного отношения к занятиям;
• учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения
новых учебных и практических задач;
• способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий;
• высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией на
карточке, доске;
• выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
• работать по предложенному учителем плану;
• отличать верно выполненное задание от неверного;
• выполнять самооценку своей работы на занятии;
• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей;
• сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
6

• контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
• понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах
обучения;
• понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
• принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
• выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и
мыслительной форме;
• осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя
математическую терминологию;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи;
составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая
последовательность выполнения действий;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность
своей работой на уроке (с помощью
смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно
относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе
познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на
развороте, в оглавлении), в словаре;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и
энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных моделей,
рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем);
• понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков)
математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для
передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, замечать существенные
и несущественные признаки;
• определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения
задания;
• выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию
(разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине,
геометрической фигуре;
7

• находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник,
справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
• выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию,
дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с
разными вопросами и решать их;
• находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых
знаний;
• устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов
(практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности
математической речи (точность и краткость), а также на
построенных моделях;
• применять полученные знания в измененных условиях;
• объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить
способы их решения (в простейших случаях);
• выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
• систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и
представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
• доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• читать и пересказывать текст математического задания;
• включаться в групповую работу;
• аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;
• использовать критерии для обоснования своего суждения;
• участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
• воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания,
оценивать их;
• уважительно вести диалог с товарищами;
• принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие
цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности,
анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
• понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
• применять математические знания и математическую терминологию при изложении
своего мнения и предлагаемых способов действий;
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем,
проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
• слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками,
не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• аргументированно выражать свое мнение;
8

• совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре),
распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
• оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты
Учащийся научится:
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
• моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
• применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
• самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;
• анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;
• обобщать, делать несложные выводы;
• решать нестандартные и логические задачи;
• выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных математических явлениях;
• давать определения тем или иным математическим понятиям;
• выявлять функциональные отношения между математическими понятиями;
• сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;
• строить геометрические фигуры;
• выявлять закономерности и проводить аналогии.
В результате прохождения программы предполагается достичь следующих результатов:
1 уровень Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в
повседневной жизни.
2 уровень Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего
общества и социальной реальности в целом.
3 уровень Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать, как люди учились находить суммы ряда чисел;
считать;
решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность,
- из истории линейки, нуля,
задачи-шутки, задачи со спичками;
математических знаков;
разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
работать с пословицами, в находить в окружающем мире предметы, дающие представление
которых встречаются числа; об изученных геометрических фигурах.
- выполнять интересные
приёмы устного счёта
Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса
9

Обучающийся научится:
понимать нумерацию древних
римлян;
-некоторые
сведения
из
истории счёта и десятичной
системы счисления;
-выделять
простейшие
математические софизмы;
пользоваться сведениями из
«Книги рекордов Гиннесса»;
- понимать некоторые секреты
математических фокусов;

Обучающийся получит возможность научиться:
использовать интересные приёмы устного счёта;
применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
-разгадывать и составлять простые математические ребусы,
магические квадраты;
-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с
геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 3 класса
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
различать
имена и
-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из
высказывания
великих чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
математиков;
решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
работать с
числами
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
великанами;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
пользоваться
алгоритмами - разгадывать и составлять математические ребусы,
составления и разгадывания головоломки, фокусы.
математических ребусов;
понимать
«секреты»
некоторых
математических
фокусов.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 4 класса
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить
вычислительные выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;
операции площадей и объёма решать задачи на противоречия;
фигур;
анализировать проблемные ситуации во многоходовых задачах;
конструировать предметы из - работать над проектами
геометрических фигур;
разгадывать
и
составлять
простые
математические
ребусы,
магические
квадраты;
применять
приёмы,
упрощающие
сложение
и
вычитание.
Содержание курса
Содержание курса «Учись учиться» (математика-углубленно) направлено на воспитание
интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу
творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью
математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца,
проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
10

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать
выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить
ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход — ответ.
Содержание курса отвечает требованию и соответствует курсу «Учись учиться»
(математика-углубленно), не требует от учащихся дополнительных математических знаний.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит
полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать
простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а
также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета —
математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа
мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению
математической терминологии и т.д.
1 класс 33 часа
Тема 1. Математика — это интересно
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам
«вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).
Тема 2. Танграм: древняя китайская головоломка
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным
разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.
Тема 3. Путешествие точки
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью
шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его
шагов.
Тема 4. Игры с кубиками
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика).
Взаимный контроль.
Тема 5. Танграм: древняя китайская головоломка
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным
разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в
уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Тема 6. Волшебная линейка
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.
Тема 7. Праздник числа 10
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск
цифры, которая скрыта.
Тема 8. Конструирование многоугольников из деталей танграма.
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным
разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных
в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в
таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
Тема 10. Игры с кубиками
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика).
Взаимный контроль.
Темы 11–12. Конструкторы лего
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения
конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
Тема 13. Весёлая геометрия
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Тема 14. Математические игры
11

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в
пределах 10».
Тема 15–16. «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в
соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
Тема 17. Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие
несколько способов решения.
Тема 18. Прятки с фигурами
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск
треугольников в заданной фигуре».
Тема 19. Математические игры.
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в
пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».
Тема 20. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда
Темы 21–22. Математическая карусель
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки,
занимательные задачи
Тема 23. Уголки
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.
Тема 24. Игра в магазин. Монеты
Сложение и вычитание в пределах 20.
Тема 25. Конструирование фигур из деталей танграма
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением
на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном
масштабе. Проверка выполненной работы.
Тема 26. Игры с кубиками
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших
кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях
второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.
Тема 27. Математическое путешествие
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа
вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы
к четырём раундам записываются в таблицу.
Тема 28. Математические игры
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
Тема 29. Секреты задач
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
Тема 30. Математическая карусель
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки,
занимательные задачи.
Тема 31. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку).
Тема 32. Математические игры
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в
пределах 20».
Тема 33 Итоговый урок. Математическая газета
2 класс 34 часа
Тема 1. «Удивительная снежинка»
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей
«Геометрические узоры. Симметрия».
Тема 2. Крестики-нолики
12

Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник».
Тема 3. Математические игры
Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид:
«Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».
Тема 4. Прятки с фигурами
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление
заданной фигуры на равные части.
Тема 5. Секреты задач
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.
Темы 6–7. «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в
соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
Тема 8. Геометрический калейдоскоп
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление
картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.
Тема 9. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку).
Тема 10. «Шаг в будущее»
Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика
и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».
Тема 11. Геометрия вокруг нас
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Тема 12. Путешествие точки
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной
последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного
рисунка и описание его шагов.
Тема 13. «Шаг в будущее»
Конструкторы: «Кубики» Игры: «Волшебная палочка», «Чья сумма больше?»,
Тема 14. Тайны окружности
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на
орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
Тема 15. Математическое путешествие
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18,
третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15.
Темы 16–17. «Новогодний серпантин»
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры
(работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 18. Математические игры
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в
пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к
палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».
Тема 19. «Часы нас будят по утрам…»
Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными
стрелками.
Тема 20. Геометрический калейдоскоп
Задания на разрезание и составление фигур.
Тема 21. Головоломки
Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра
скрыта; проверить, перевернув карточку.
Тема 22. Секреты задач
13

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные
задачи.
Тема 23. «Что скрывает сорока?»
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а,
3буна, и100рия и др.
Тема 24. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры
(работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 25. Дважды два — четыре
Таблица умножения однозначных чисел. Математический набор «Карточкисчиталочки»: карточки двусторонние: на одной стороне —задание, на другой — ответ.
Темы 26–27. Дважды два — четыре
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа
точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль.
Тема 28. В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 29. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры
(работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 30. Составь квадрат
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из
заданных частей.
Темы 31–32. Мир занимательных задач
Задачи, имеющие несколько решений. Задачи и задания, допускающие нестандартные
решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».
Тема 33. Математические фокусы
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом
шахматного коня).
Тема 34. Математическая газета
Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).
3 класс 34 часа
Тема 1. Интеллектуальная разминка
Решение олимпиадных задач.
Тема 2. «Числовой» конструктор
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с
числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9; 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
Тема 3. Геометрия вокруг нас
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
Тема 4. Волшебные переливания. Задачи на переливание.
Темы 5–6. В царстве смекалки
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск
математической газеты (работа в группах).
Тема 7. «Шаг в будущее»
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы
«Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного
учебного пособия «Математика и конструирование».
Темы 8–9. «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в
соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
Тема 10. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку).
Темы 11–12. Интеллектуальная разминка
14

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры
(работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 13. Математические фокусы
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками).
Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … 15.
Тема 14. Математические игры
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в
пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник»,
«Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).
Тема 15. Секреты чисел
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.
Тема 16. Математическая копилка
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские
журналы), для составления задач.
Тема 17. Математическое путешествие
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180,
третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам
записываются.
Тема 18. Выбери маршрут
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте
по выбранному маршруту, например, «Золотое кольцо» России, города-герои и др.
Тема 19. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку).
Темы 20–21. В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 22. Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с
избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Тема 23. Геометрический калейдоскоп
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей
танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.
Тема 24. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры
(работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 25. Разверни листок
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Темы 26–27. От секунды до столетия
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в
жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире).
Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.
Тема 28. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа
Тема 29. Конкурс смекалки
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Тема 30. Это было в старину
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др.
Решение старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
Тема 31. Математические фокусы
15

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск
«спрятанных» цифр в записи решения.
Темы 32–33. Энциклопедия математических развлечений
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников
информации (детские познавательные журналы, книги и др.).
Тема 34. Математический лабиринт
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к
международному конкурсу «Кенгуру».
4 класс 34 часа
Тема 1. Интеллектуальная разминка
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Тема 2. Числа-великаны
Как велик миллион?
Тема 3. Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с
избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Тема 4. Кто что увидит?
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Тема 5. Римские цифры
Занимательные задания с римскими цифрами.
Тема 6. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда
Тема 7. Секреты задач
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н.
Разговоров).
Тема 8. В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 9. Математический марафон
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
Темы 10–11. «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в
соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
Тема 12. Выбери маршрут
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте
по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.
Тема 13. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры
(работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 14. Математические фокусы
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных
чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
Темы 15–17. Занимательное моделирование
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела».
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида
Тема 18. Математическая копилка
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские
журналы), для составления задач.
Тема 19. Какие слова спрятаны в таблице?
Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в
рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)
16

Тема 20. «Математика — наш друг!»
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания
(придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том
числе неверных.
Тема 21. Решай, отгадывай, считай
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе
получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за
одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.
Темы 22–23. В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 24. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда
Темы 25–26. Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с
недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти
цифровое значение букв в условной записи.
Тема 27. Математические фокусы
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц
рождения»
Темы 28–29. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры
(работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 30. Блиц-турнир по решению задач
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько
решений.
Тема 31. Математическая копилка
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.
Тема 32. Геометрические фигуры вокруг нас
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара
быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».)
Тема 33. Математический лабиринт
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
Тема 34. Математический праздник
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра
«Задумай число»
Распределение часов по разделам
N№
п/п Разделы
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1
Веселый счет
7
8
10
9
2
Геометрия вокруг нас
4
8
5
5
3
Танграм: древняя китайская головоломка
4
1
4
«Спичечный» конструктор
2
2
2
2
5
Секреты задач
7
8
12
9
6
Математические игры
8
6
3
6
7
Математическая газета
1
1
2
3
Итого
33
34
34
34
Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей
программе, предполагает:
ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов
освоения содержания курса и формирование универсальных учебных действий;
17

оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
осуществление оценки динамики учебных достижений, обучающихся;
включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, чтобы они приобретали
навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
использование критериальной системы оценивания;
оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их
формирования;
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения,
общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения
информации.
Виды контроля знаний.
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть
использованы нестандартные виды контроля:
участие в математических конкурсах, праздниках, турнирах, олимпиадах;
выполнение практикумов, самостоятельных творческих работ.
Тематическое планирование
1 класс
№
Содержание (разделы, темы)
1.
Математика – это интересно
2.
Танграм: древняя китайская головоломка
3.
Путешествие точки
4.
Игры с кубиками.
5.
Танграм: древняя китайская головоломка
6.
Волшебная линейка
7.
Праздник числа 10
8.
Конструирование многоугольников из деталей Танграма
9.
Игра – соревнование «Веселый счет»
10.
Игры с кубиками
11.
Конструктор «Лего»
12.
Конструктор «Лего»
13.
Веселая геометрия
14.
Математические игры
15.
«Спичечный» конструктор
16.
Математические игры со спичечным конструктором.
17.
Задачи - смекалки
18.
Прятки с фигурами
19.
Математические игры
20
Числовые головоломки
21 - 22. Математическая карусель
23.
Уголки
24.
Игра в магазин. Монеты.
25.
Конструирование из деталей Танграма
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Игры с кубиками
Математическое путешествие
Математические игры
Секреты задач
Математическая карусель
Числовые головоломки
Математические игры
Выпуск математической газеты

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18

Итого:
2 класс
№
Содержание (разделы, темы)
1
Удивительная снежинка
2
Крестики-нолики
3
Математические игры
4
Прятки с фигурами
5
Секреты задач
6-7
«Спичечный» конструктор
8
Геометрический калейдоскоп
9
Числовые головоломки
10
«Шаг в будущее»
11
Геометрия вокруг нас
12
Путешествие точки
13
«Шаг в будущее»
14
Тайны окружности
15
Математическое путешествие
16 - 17 «Новогодний серпантин»
18
Математичкские игры
19
«Часы нас будят по утрам...»
20
Геометрический калейдоскоп
21
Головоломки
22
Секреты задач
23
«Что скрывает сорока?»
24
Интеллектуальная разминка
25 - 27 Дважды два - четыре
28
В царстве смекалки
29
Интеллектуальная разминка
30
Составь квадрат
31 -32 Мир занимательных задач
33
Математические фокусы
34
Математическая газета
Итого

33
Кол-во часов
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
34

3 класс
№
1
2
3
4
5-6
7
8-9
10
11-12
13
14

Содержание (разделы, темы)
Интеллектуальная разминка
«Числовой» конструктор
Геометрия вокруг нас
Волшебные переливания
В царстве смекалки
«Шаг в будущее»
«Спичечный» конструктор
Числовые головоломки
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Математические игры

Кол-во часов
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
19

15
16
17
18
19
20-21
22
23
24
25
26-27
28
29
30
31
32 - 33
34
Итого
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15-16
17.
18
19
20
21
22-23
24
25
26
27
28-29
30

Секреты чисел
Математические игры
Математическое путешествие
Выбери маршрут
Числовые головоломки
В царстве смекалки
Мир занимательных задач
Геометрический калейдоскоп
Интеллектуальная разминка
Разверни листок
От секунды до столетия
Числовые головоломки
Конкурс смекалки
Это было в старину
Математические фокусы
Энциклопедия математических развлечений. Математическая газета
Математический лабиринт

1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
34

4 класс
Содержание (разделы, темы)
Интеллектуальная разминка
Числа-великаны
Мир занимательных задач
Кто что увидит?
Римские цифры
Числовые головоломки
Секреты задач
В царстве смекалки
Математический марафон
«Спичечный» конструктор
Выбери маршрут
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Занимательное моделирование
Занимательное моделирование
Математическая копилка
Какие слова спрятаны в таблице?
«Математика — наш друг!»
Решай, отгадывай, считай
В царстве смекалки
Числовые головоломки
Мир занимательных задач
Мир занимательных задач
Математические фокусы
Интеллектуальная разминка
Блиц-турнир по решению задач

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
20

31-33
34
Итого

Математическая газета
Математический праздник

3
1
34

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Материально-техническое обеспечение
Таблицы-схемы по математике
Таблица умножения
Демонстрационный материал по математике (счётный)
Таблица разрядов и классов
Демонстрационные карточки письменных и печатных цифр
Набор магнитных цифр и знаков.
демонстрационные таблицы «Единицы времени», «Единицы длины», «Геометрические
фигуры», «Таблица Пифагора», «Таблица сложения», «Таблица умножения», «Периметр
прямоугольника», «Площадь прямоугольника»;
числовые веера;
перфокарты для устного счета в пределах 100, в пределах 20, с табличными случаями
умножения и деления;
календарь демонстрационный;
часы демонстрационные;
линейка демонстрационная, угольник демонстрационный;
справочники, энциклопедии.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
демонстрационный экран;
ноутбук;
доска;
цифровой фотоаппарат;
сканер, ксерокс и принтер.
Учебные пособия для реализации программного содержания
Литература для учащихся
Быкова Т.П. «Нестандартные задачи по математике» Издательство «Экзамен». Москва,
2018
Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся1,2,3,4 классов
общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф
Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Быстро считаем цепочки примеров» ООО «Издательство
АСТ», 2018
Литература для учителя
1. Марченко И.С. «Полный курс математики» 1 – 4 классы. ООО «Издательство
ЭКСМО», 2017
2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Математика. Весь курс начальной школы в схемах и
таблицах» «Издательство АСТ», 2018
3. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.:
ОНИКС, 2000.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. —
Минск : Фирма «Вуал», 1993.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
Учи.ру - https://uchi.ru/
21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».