РП Финансовая грамотность

Свердловская область
Муниципальный округ Горноуральский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435) 478830, ou4laya@mail.ru

Рабочая программа по предмету
«Финансовая грамотность»

Класс: 5

с. Лая

Пояснительная записка
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения
учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели
до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности
учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Форма организации образовательного процесса: групповые занятия, практическая
деятельность, игра.
Виды деятельности:
- труд;
- общение;
- учение.
Общая характеристика курса
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы
и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые
ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как
потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу
повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно
учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово

2

грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков,
ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Место курса в основной образовательной программе ОО.
Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана.
Адресат программы: обучающиеся 5 классов. Подростковый возраст считают
остро
протекающим
периодом
перехода
от
детства
к
взрослости.
Изменившиеся условия обучения детей 11-12 лет предъявляют более высокие требования
и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени форсированности у них
определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития
познавательных процессов. Период 11-12 лет характеризуется становлением
избирательности,
целенаправленности
восприятия,
становлением
устойчивого,
произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного
на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому.
Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных
психических процессов, к концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть
сформированы новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Данный
этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы,
время
развития
интеллектуальной,
познавательной
активности
учащихся.
От того, как проходит начальный этап обучения, во многом зависит и успешность
перехода
подростков
к
качественно
иной
учебной
мотивации.
Так как ведущей деятельностью учащихся 5-7 классов является общение, то наибольшие
изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми,
прежде всего со сверстниками, на эмоциональное состояние ребенка начинает влиять то,
как складываются его отношения с товарищами. Даже в школу, как показывают опросы,
они ходят, в первую очередь, ради общения с одноклассниками. Для многих успехи в
учебе имеют смысл лишь, когда они помогают поднять авторитет среди сверстников.
1. Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
–
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
–
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей;
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
–
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
–
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
–
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
–
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

3

–
установка на здоровый образ жизни;
–
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:

4

–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям;
–
устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;

5

–
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
–
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
–
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в
том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической
формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
–
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
–
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр
знает и видит, а что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнёра;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта
интересов и позиций всех участников;
–
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнёром;
–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
–
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения учащимися содержания программы:
В результате освоения программного материала ученик получит знания:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;

6

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Оценкой образовательных результатов внеурочной деятельности является:
1) развитие финансовой компетенции (проверяемую через, ролевую игру, проблемные
задачи, тестирование);
2) развитие волевых качеств;
3) умения отстаивать свою точку зрения.
2. Содержание курса
5 класс (34 часа)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов).
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может
происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего
зависят личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая
работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов).
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг
финансовых организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая
работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»
Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных
этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться
большему).
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов).
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая
консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».
Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа
«Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8
часов).
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.

7

Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол
«Польза и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое
дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение
экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»
Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие
налоги мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса
Оцениванием образовательных результатов внеурочной деятельности является обретение
учащимся возможностей:
1) умение отстаивать свою точку зрения;
2) развитие коммуникативной компетентности;
3) развитие волевых качеств;
4) приобретение умения вести дискуссию.
4. Календарно-тематическое планирование
5.
№ п/п Название темы
Название раздела (количество часов)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов)
Тема 1. Происхождение денег
Дискуссия «Деньги: что это такое?»
1.
Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на
2.
финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?»
3.
Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»
4.
Тема 3. Контроль семейных расходов
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
5.
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?»
6.
Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
7-8.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов)
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг
финансовых организаций
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?»
9.
Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием
10.
финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое
11.

8

планирование?»
Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных
жизненных этапах?»
13-14. Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться
большему).
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов)
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца».
15.
Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и
16.
техногенные катастрофы».
Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
17.
Тема 8. Риски в мире денег
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?»
18.
Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?»
19.
20-21. Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов)
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?»
22.
Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»
23.
Тема 10. Собственный бизнес
Выступления учащихся «Что такое бизнес?»
24..
Мини-проект «Как создать свое дело?»
25.
Тема 11. Валюта в современном мире
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?»
26.
Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в
27.
валюте?»
28-29. Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов)
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?»
30.
Работа с документами «Какие налоги мы платим?»
31.
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»
32.
33-34. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
12.

6. Материально-техническое обеспечение
Учебно – методические
комплекты комплекса
Информационное
обеспечение

Учителя

Ученика

– Используемая литература
– Интернет-ресурсы

Алгоритмы деятельности

Ролевые игры,
анкетирование, творческие
сочинения, социометрия,
ярмарки – идей.

Алгоритм проведения
ролевых игр, исследований,
представление видео
презентаций. Формирование
активной жизненной
позиции.

Технические средства

Интерактивная аппаратный
комплекс
компьютер

смартфон

9

Цифровые образовательные ресурсы (с наличием экспертизы)
Название ресурса и адрес

Портал «Дружи с
финансами»
https://vashifinanc y.ru/
Просветительский портал
«ХочуМогуЗнаю»
:https://хочумогузнаю.рф

Сайт Федерального
методического центра по
финансовой грамотности
системы общего и
среднего
профессионально го
образования.
https://fmc.hse.ru/.
Федеральный сетевой
методический
центрhttps://fingra
mota.econ.msu.ru/

Официальный сайт
Всероссийского
чемпионата по ФГ и
Школе вожатых
https://fincup.ru/ , раздел
«Библиотека чемпионата»;
«Библиотека школы
вожатых»
Сайт Национального
центра финансовой
грамотности http://ncfg.ru/

Что представлено

Кто создал и в рамках какой
деятельности

Большинство
образовательных и
просветительских
ресурсов, созданных в
рамках Проекта.
Материалы сайта
содержат информацию о
правах потребителей
финансовых услуг,
законодательную базу,
интерактивные материалы
для самостоятельного
изучения правил
пользования такими
услугами
Вся информация и
материалы для
Преподавателей вузов,
которые внедряют
программы повышения
финансовой грамотности в
свою деятельность.

Минфин России в рамках
проекта по повышению
финансовой грамотности.

Вся информация и
материалы для
Преподавателей вузов,
которые внедряют
программы повышения
финансовой грамотности в
свою деятельность.
Учебно-методические
материалы по Чемпионату
по ФГ и Школе вожатых.
ООО «Кейс-игра» по
заказу М

Экономический факультет
МГУ им. М.В. Ломоносова по
заказу Минфина России.

Информация по неделям
финансовой грамотности
детей и молодежи,
Неделям Сбережения,
работе со взрослым
населением,
библиотеками и пр

НЦФГ — один из ключевых
партнеров Минфина России
по Проекту, большинство
представленных программ
повышения ФГ выполнены по
заказу Минфина России.

10

Минфин России в рамках
проекта по повышению
финансовой грамотности

НИУ ВШЭ по заказу
Минфина России

ООО «Кейс-игра» по заказу
Минфина России

Образовательные
продукты ПАКК:
https://edu.pacc.ru/

Просветительские и
образовательные
продукты и материалы по
ФГ

Тесты для оценки уровня
финансовой грамотности
http://finance.instra o.ru/fin/

Инструментарий
определения уровня
сформированности
функциональной
финансовой грамотности
для учащихся 4-ого и 9ого классов
Информация по
мониторингу
функциональной
грамотности, в том числе
финансовой

Сетевой комплекс
информационног о
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности учащихся»:
http://skiv.instrao.r
Сайт семейного
финансового фестиваля:
https://familymone yfest.ru/
Информационно
просветительский ресурс,
созданный Банком России
https://fincult.info/

Материалы и видеозаписи
Семейного финансового
фестиваля, который
прошел в онлайн формате.
Просветительские и
образовательные
материалы, созданные
Банком России или по
заказу Банка России

ЗАО ПАКК - один из
ключевых партнеров
Минфина России по Проекту,
большинство представленных
программ и ресурсов для
повышения ФГ выполнены по
заказу Минфина России.
ФГБНУ ИСРО РАО по заказу
Минфина России

РАО по заказу
Минпросвещения России

ООО «Р.И.М. ПН» по заказу
Минфина России
Банк России

Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» –
http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
Список литературы
1.Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян. – 2-е изд., измен. И
доп. – М.: Институт новой экономики, 2022. – 856 с.
2.Ахметшина, Г. К. Экономическое воспитание учащихся: формы и методы / авт.-сост. Г.
К. Ахметшина, И. В. Воробьев, А. С. Щукин. – Казань, 2021. – 255 с.
3.Берзон, Н. И. Финансы. Учебник для бакалавров. Бакалавр. Углубленный курс / И. Н.
Берзон. – Юрайт.: 2020. – 498 с.
4.Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е.А.
Блискавка. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2024. — 80 с.
5.Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской
Федерации / А. А. Бокарев. – М.: Финансы, 2020. – 130 с.

11

6.Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. Учебное пособие /авт.-сост. Л. Н.
Галигузова, С. Ю. Мерещекова. – М. :2019. – 301 с.
7.Горяев, А. Е. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской
экономической школы по личным финансам/авт.-сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. –
М.: Финансы, 2020. – 90 с.
8.Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт.-сост. А.Е. Горяев,
В. В. Чумаченко. – М.: Просвещение, 2019. – 272 с.
9.Жданова, О. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. — 192 с.
10.Жилкина, А. Н. Финансы. Учебник для бакалавров / под ред. А. М. Ковалева. 6-е изд. –
Юрайт, 2019. – 443 с.
11.Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и
дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата /авт.-сост. О. Л.
Зверева, А. Н. Ганичева. 2-е изд. – М.: Юрайт, 2018. – 219 с.
12.Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный
опыт и российская практика/авт.-сост. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. –
М.: КноРус, 2022. – 106 с.
13.Крючкова, Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой
грамотности /Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников/ Н.
А. Крючкова. – Калининград, 2019. – 126 с.
14.Ларева, Н. И. Обучаем детей финансам. Методика для начальных классов/ Н. И.
Ларева. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 102 с.
15.Ли, В. Д. Финансы в вопросах и ответах. Учебное пособие/ В. Д. Ли. – Алматы И.Д
Свет, 2020. – 140 с.
16.Ожегов, С. И. Словарь русского языка/ Под общ. ред. проф.Л. И.Скворцова. – 24-е изд.,
испр. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2017. – 1200 с.
17.Пушкарь, А. Е. Дети и деньги. / А. Е. Пушкарь. – М.: Известие, 2018. –320 с.
18.Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь/авт.-сост. Б. А. Райзберг, Л. Ш.
Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – 5-е изд., перераб. и доп. —
М.: ИНФРА-М, 2021. — 495 с.
19.Статистические данные аналитического центра НАФИ. http://nacfin.ru/kazhdyj-pyatyjzaemshhik-platit-po-kreditu-bolshe-treti-semejnogo-doxoda

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».