РП Практикум по русскому языку

Свердловская область
Муниципальный округ Горноуральский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435) 47-88-30, ou4laya@mail.ru

Рабочая программа по предмету
Практикум по русскому языку

Класс: 7-8

с. Лая

Пояснительная записка
Нормативные документы
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства Просвещения РФ от 18.05.2020 г. № 249 «О внесении изменений
в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства
Просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345»;
3. СП 2.4.3648 - 20;
4. Учебного плана МБОУ СОШ № 4;
5. Положения о рабочей программе, разработанного в МБОУ СОШ № 4;
6. Устав ОО № 4;
7. Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ № 4;
8. Программы по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н.
М. Шанского. Москва, «Просвещение», 2009 г.
Актуальность выбранного направления и тематики курса
В системе школьного образования русский язык представляет приоритетную область знаний, являясь одновременно средством обучения и объектом изучения. Как один
из важнейших предметов изучения русский язык реализует коммуникативные, образовательные, развивающие и воспитывающие цели обучения.
Характерной особенностью процесса обучения русскому языку является его речевая направленность. Для формирования учебно-речевых навыков применяется курс
«Практикум по русскому языку: трудные вопросы орфографии и пунктуации».
Актуальность введения в школе этого курса по русскому языку определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с
другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.
Известно, что курс русского языка 7-8 классов вызывает наибольшие трудности у
школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий
(поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как
правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий
сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того, необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное»,
«Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с
темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках кранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет
способствовать и программа курса «Практикум по русскому языку: трудные вопросы орфографии и пунктуации».
Содержание данного курса и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности школьников, повышению их информационной и коммуникативной компетентности, формированию учебно-речевых навыков. Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса,
умение грамотно письменно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и
Аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для достижения вершин в любой профессии.
Данная программа базируется на учебно-методических материалах по русскому

языку и имеет познавательно-практическую направленность
Цель программы: повышение качества знаний по предмету; активное стимулирование
самоценной образовательной деятельности учащихся; поэтапная подготовка обучающихся
к ОГЭ.
Задачи:
– научить учащихся свободному владению терминологией;
– развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях,
при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
– развивать навык самостоятельного приобретения знаний;
– прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса;
– внедрение ИКТ в обучение.
– закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексикосинтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания,
орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
– продолжитьформированиенавыкаотносительнойорфографическойграмотности;
– развитьорфографическуюзоркостьиумениеработысразнымитипамисловарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Реализация программы курса «Практикум по русскому языку: трудные вопросы
орфографии и пунктуации» предусматривает использование личностно-ориентированного
обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Данная
программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и
приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого
обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение
строится на основе теоретической и практической формы работы с учениками.
Формы организации курса
Основные организационные формы:
– работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
– работа с текстами разных типов;
– самостоятельная работа;
– работа в группах, парах;
– индивидуальная работа.
Программа включает в себя:
– теоретический материал;
– вопросы и задания практического характера;
– вопросы и задания творческого характера;
Вся практическая часть представлена упражнениями и заданиями, а именно: лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания
и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников.
Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, зачеты.

Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений
таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и
способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран
с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена
тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
Общая характеристика программы
В данном курсе изучается нормы, орфография, пунктуация современного русского
литературного языка, поэтому программу курса составляют основные положения о нём,
сведения об истории, этимологии языка, о его связи с культурой, об особенностях письменного общения и речевом этикете. Курс берёт за основу языковое чутьё и интуицию
учащихся. Таким образом, разработано три важных направления:
- опора на этимологию при обучении орфографии (данное направление основывается на
потребности учащихся узнать и понять истоки слова);
- изучение семантики (направление обеспечивает безошибочное применение правил);
- обобщение знаний, умение ориентироваться в орфографии и пунктуации, свободно владеть устной и письменной речью.
Для того, чтобы в результате обучения у старшеклассников закрепилась уверенность в целесообразности системы русской словесности, программа предлагает удобное
распределение материала, логичный порядок изучения правил.
В результате изучения, учащиеся овладеют умением выбирать из десятков правил
нужное, соответствующее данной орфограмме. Данное умение позволяет видеть общие и
отличительные свойства орфографических и пунктуационных правил, умело пользоваться
информацией при выборе правильного написания, сократить время для поиска верного
ответа.
Работа с обобщающими схемами и таблицами, семантический анализ, поиск языковых средств для выражения мыслей, работа с лингвистическими словарями, орфографический анализ схем слова и морфемно-словообразовательных моделей обеспечат достижение основных целей курса.
При преподавании курса следует учитывать уровень речевого развития старшеклассника, степень владения орфографическими и пунктуационными нормами, умение
выражать собственные мысли в соответствии с русским литературным языком. Всё это
позволит добиться хороших результатов при усвоении элективного курса. Правильное
письмо может быть основано на совершенствовании ЗУН старшеклассника, на обогащении всего строя речи. Деятельностный подход способствует активному развитию грамотности, то есть умению извлекать, понимать, передавать, использовать информацию, полученную разными способами и методами.
Место предмета «Практикум по русскому языку» в учебном плане
На изучение курса использована часть часов компонента образовательного учреждения. Программа составлена из расчета 34 часа (в объеме 1 час в неделю) в каждом классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в
процессе обучения по данной программе ученик
- овладевает глубокими систематизированными знаниями;
- способен работать с разнообразной информацией;
- может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;
- способен аргументировано доказать собственную точку зрения.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Практикум по русскому языку: трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Личностные результаты:

– понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;
– осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
– достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке
на основе наблюдения за собственной речью.
– способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования и самообразования;
Метапредметные результаты:
– владение всеми видами речевой деятельности:
– адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
– владение разными видами чтения;
– способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
– овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
– способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
– умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
– способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
– соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
– умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
– применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
– коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
– представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
– понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
– усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
– освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой

стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
– овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
– опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
– проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и
предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
– понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
– осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Познавательные УУД:
– умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
– умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы.
– Умение правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и
традиционным принципами написания;
– Умение правильно расставлять знаки препинания
Личностные УУД:
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– осознание ответственности за общее благополучие;
– развитие этических чувств;
– установка на здоровый образ жизни;
– самооценка.
Регулятивные УУД:
– волевая саморегуляция;
– оценка;
– коррекция.
Коммуникативные УУД:
– умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
– умение выражать свои мысли;
– управление действиями партнера (оценка, коррекция);
– использовать речь для регуляции своего действия.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ,
устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы

оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения курса.
Формы и средства контроля:
Диагностика знаний учащихся (стартовая, текущая, тематическая и итоговая) проводится в форме комплексных работ и самостоятельных работ с дифференцированным
оцениванием.
Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио.
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Уставом школы, ООП
ООО. Результаты промежуточной (итоговой) аттестации выявляют уровень освоения программы (высокий, средний, низкий). За промежуточную аттестацию выставляется зачет/незачет.
Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим
подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов.
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Практикум по русскому
языку: трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Содержание
Кол-во часов
В том числе
развитие
Зачет
речи
Раздел I. Введение
1
Раздел II. Повторение курса орфографии
13
1
1
Раздел III Пунктуация
4
1
Раздел IV Причастие
5
1
1
Раздел V Деепричастие
2
Раздел VI Наречие
3
Раздел VII Служебные слова
4
1
Раздел VIII Повторение
2
1
итого
34
3
4
Раздел I. Введение.
Введение. Проверка грамотности.
Раздел II. Повторение курса орфографии
Однокоренные слова. Безударная гласная в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Непроизносимые и плохо слышимые согласные. Двойные согласные
Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова. Приставки на з
и с, приставки пре- и при-. Гласные Ы и И после приставок. Окончания имен существительных, прилагательных, числительных.
Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов. Суффиксы существительных и
прилагательных.
Гласные и, а, у после шипящих и ц. О и Ё после шипящих. Употребление Ъ и Ь знаков
Одна и две Н в существительных и прилагательных НЕ с разными частями речи
НЕ и НИ для передачи отрицания. НЕ и НИ для усиления утверждения.
Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол. Соединительные гласные в сложных
словах.
Раздел III. Пунктуация
Запятая перед союзами при однородных членах и в сложных предложениях.
Тире между подлежащим и сказуемым. Простые предложения в составе сложного. Знаки
Препинания при однородных членах предложения, обобщающих словах. Знаки препинания при обращении, прямой речи, диалоге.
Раздел IV. Причастие
Причастие. Окончания причастий. Причастный оборот. Действительные и страдательные

причастия.
Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях. НЕ с полными и краткими причастиями.
Обособление причастных оборотов
Раздел V. Деепричастие
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.
Раздел VI. Наречие
О и Е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от кратких прилагательных.
Дефис в наречиях. Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Слитное и раздельное написание наречий.
Раздел VII. Служебные слова
Дефис в предлогах. Производные предлоги.
Отличие производных предлогов от существительных с предлогами. Союзы сочинительные и подчинительные.
Частицы. Дефис в частицах. Междометие. Утвердительные и отрицательные слова ДА, НЕТ
Раздел VIII. Повторение
Формы организации образовательного процесса
Технологии обучения, формы уроков, методы обучения, механизмы формирования
ключевых компетенций обучающихся
формы работы:
общеклассная
групповая
индивидуальная
парная
фронтальная
дифференцированная
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными
приёмами.
- работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
- семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;
- работа с разнообразными лингвистическими словарями
основные умения:
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и
письменной формах;
- производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический. речеведческий разбор, анализ художественного текста;
- пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научноучебного. научно- популярного высказывания,
-правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания,
- составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним. отвечать на вопросы по
теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
- участвовать в диспуте, дискуссии;
- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими
языками.
Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место
программы в образовательном маршруте обучающегося
Теоретической основой данной программы являются:

- система языковых понятий;
- различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающихся
Принципы, на которых базируется программа:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний
- активность и сознательность обучения.
Элементы применяемых технологий:
- технология проблемного обучения,
- личностно-ориентированное обучение
- тест-технологии
- ИКТ
- технология разноуровневого обучения
- технология поэтапного формирования умственных действий
Приемы преподавания:
- словесный (беседа, рассказ, учебная лекция, дискуссия);
- наглядный (иллюстрации, демонстрации);
- игровой (дидактические игры, игры – путешествия, соревнования, трудовая бригада, научно-практическая конференция, конкурс, ярмарка идей, фестиваль талантов, вечер загадок и т.д.);
- практический (упражнение, тренировка, исследование, эксперимент, опыт, экскурсия,
диспут, семинар, наблюдение, лабораторная работа, летние задания).
Основные виды учебной деятельности учащихся.
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов.
- Вывод и доказательство правил.
- Анализ правил.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Объяснение наблюдаемых явлений.
- Анализ проблемных ситуаций.
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с раздаточным материалом.
- Сбор и классификация коллекционного материала.
- Выполнение работ практикума.
- Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

- Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
- Проведение исследовательского эксперимента.
Методы и формы работы с одаренными детьми
Методы:
1. Исследовательский.
2. Частично-поисковый;
3. Проблемный;
4. Проективный;
5. Синектика.
Формы:
1.Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания.
2. Консультирование по возникшей проблеме.
3. Дискуссия.
4. ТРИЗ (творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными
учащимися; занятия исследовательской деятельностью; конкурсы; проекты по различной
тематике; ролевые игры; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции;
участие в олимпиадах разного уровня; работа по индивидуальным планам; сотрудничество с другими школами, ВУЗами).
5. Игры.
Формы и методы работы со слабоуспевающими
1.Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, инвариантные лабораторные работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
2.С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания.
3.Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах
дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль
завершать контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере
интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать
пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
4. Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен. Поэтому необходим мониторинг на все годы обучения предмета, в котором по основным разделам-темам учитывать теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по теме. В
дальнейшем с течением времени отмечать изменения, которые произошли в знаниях обучающегося. По этому учёту виден «рост ученика», прочность его знаний.
5. Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.
6. Можно использовать занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на
уровне подсознания.
Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха.
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию в учебнопознавательной деятельности можно разделить по целям:
1) развивать положительную мотивацию;
2) обучать в условиях низкой мотивации.
Методы развития положительной мотивации учения:
– интерес к предмету;
– задания с условием, отражающим важное практическое применение;

– материал важный для будущей жизни;
К изучению темы могут побудить:
– желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке
от 50 до70% времени можно отвести на самостоятельную дифференцированную работу в
группах, в парах или индивидуально.
– желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду; влияние коллектива
было актуальным в советское время, но и сейчас чувство ответственности и взаимопомощи остаются нашими ценностями и входят в кодекс чести.
Формы и средства контроля
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1. Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к
действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения. словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста,
владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительновыразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации
Текущий контроль
осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.
Виды самостоятельных работ: 1. Обобщающие: репродуктивные, творческие, подготовительные, поисковые
Итоговый контроль:
проверочные работы, тесты, сочинения на предложенную тему.

№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18

Раздел, тема
Раздел I. Введение.

Календарно-тематическое планирование
Кол-во
Из них
ЭОР
часов
теория
практика
1
1
https://resh.edu.ru/subject/13/7/

Раздел II. Орфография
Однокоренные
слова. Безударная гласная в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Непроизносимые и плохо слышимые
согласные. Двойные
согласные
Чередование гласных в корне
слова. Чередование согласных в корне слова.
Приставки на з и с, приставки пре- и при-. Гласные Ы и И после
приставок.
Окончания имен существительных, прилагательных, числительных.
Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов.
Суффиксы существительных
и прилагательных.
Гласные и, а, у после шипящих и ц. О и Ё после шипящих.
Употребление Ъ и Ь знаков
Н и НН в существительных и прилагательных
НЕ с разными частями речи
НЕ и НИ для передачи отрицания. НЕ и НИ для усиления утверждения.
Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол. Соединительные гласные в сложных словах.
Раздел III Пунктуация
Запятая перед союзами при однородных членах и в сложных
предложениях.
Тире между подлежащим
И сказуемым. Простые предложения в составе сложного.
Знаки препинания при однородных
членах предложения,
обобщающих словах
Знаки препинания при обращении, прямой речи, диалоге.

13
1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/
1

1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1
1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1
1
1
1
1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/

4

1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Раздел IV. Причастие
Причастие. Окончания причастий.
Причастный оборот.
Действительные
и страдательные причастия.
Н и НН в отглагольных
Прилагательных и причастиях
НЕ с полными и краткими причастиями.
Обособление причастных оборотов
Раздел V. Деепричастие
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот.
Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.
Раздел VI. Наречие.
О и Е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от
кратких прилагательных.
Дефис в наречиях. Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Слитное и раздельное написание наречий.
Раздел VII. Служебные слова
Дефис в предлогах. Производные предлоги.
Отличие производных предлогов от существительных с предлогами.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Частицы. Дефис в частицах. Междометие. Утвердительные
и
отрицательные слова ДА, НЕТ
Раздел VIII. Повторение
ИТОГО

5
1
1
1
1
1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/

2
1

3
1

4
1
1

2
34

1
12

https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1
1

https://resh.edu.ru/subject/13/7/
https://resh.edu.ru/subject/13/7/

1
22

https://resh.edu.ru/subject/13/7/

Программно-методическое обеспечение
Список литературы для учителя:
1. Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий
в 5-9 классах (основы культуры речи, развитие связной речи). - Волгоград: Учитель, 2023.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 кл.: Книга для учителя. – 3-е изд. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2023.
3. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г.А. Богданова. –
М.: Просвещение, 2024.
4. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2022.
5. Костяева Т.А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 класс /
Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2024.
6. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т.
Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». - М.: Экзамен,2022
7. Кулюкина Л.А, Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку. 8 кл. К
учебнику С.Г. Бархударова. - М.: Экзамен, 2004.
Список литературы для учащихся:
1.Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором.» Русский
язык.7 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2022.
2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.
Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Русский язык, 2022.
3. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2023.
4. Тесты по русскому языку: 7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7 класс»
/И.В. Текучева.
5. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку:
учебное пособие. – Самара: ООО «Офорт», 2023.
6. И.П. Цыбулько. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов. Выполнение задания части С. Основной государственный экзамен по русскому языку: учебно-методическое пособие для подготовки учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку.
7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь;
под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2022.
8. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы:
Учеб.пособ. - М.: Дрофа, 2022.
9. Сенина Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 класс. – Ростов-наДону, 2022.
10. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ГИА. – М.: Интеллект-Центр,
2022.
11. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
12. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2023.
13. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс Русский
язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
14. Тесты по русскому языку: 8 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7
класс» /И.В. Текучева.
15. . Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс.
16. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс Русский
язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
Материально-техническое обеспечение

Мультимедийные пособия
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и
абитуриентов
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
2.Интернет-ресурсы
Электронные пособия по русскому языку для школьников
https://gramota.ru/class/
http://www.uchportal.ru/load/35-1-0-10865
https://rus-oge.sdamgia.ru/
https://resh.edu.ru/
https://neznaika.info/
https://rus7-vpr.sdamgia.ru/
III. Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Ноутбуки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».