Свердловская область
Муниципальный округ Горноуральский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435) 478830, email: ou4laya@mail.ru
СОГЛАСОВАНО:
на педагогическом совете
протокол №___
«___» ___________20___ г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №4
___________ О.П. Толстоусова
введено в действие приказом №___
«___» ____________20___ г.
Положение
о внутреннем мониторинге качества образования организации,
осуществляющей образовательную деятельность
1. Общие положения
1.1. Положение о внутреннем мониторинге качества образования организации,
осуществляющей образовательную деятельность (далее – Положение; ОО),
разработано в соответствии:
 с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 31.05.2021
г. № 286;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 г.
№ 373;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 31.05.2021 №
287;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 г.
№ 1897;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 г.
№ 413;
 Федеральной образовательной программой начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 г. № 372 (далее –
ФОП НОО);
 Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 г. № 370 (далее –
ФОП ООО);
 Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 г. № 371 (далее –
ФОП СОО);
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 г. № 115;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 г.
№ 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 №
2;
 Уставом ОО;
 локальными нормативными актами ОО.
1.2. В Положении учтены действующие в России система федерального
государственного контроля качества образования, подходы к независимой системе
оценки качества образования; национальные исследования качества образования и
международные сопоставительные исследования качества образования.
1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
1.3.1. Мониторинг качества образования – это форма организации, сбора, хранения,
обработки и распространения информации о деятельности системы образования,
обеспечивающая непрерывное пролонгированное отслеживание ее состояния в целях
выявления соответствия (или несоответствия) ее развития и функционирования
заданным целям и своевременного принятия объективных управленческих решений по
коррекции образовательной деятельности и созданных для нее условий на основе
анализа собранной информации и педагогического прогноза.
1.3.2. Качество образования – комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и
(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы (п. 29 ст. 2
Федерального закона № ФЗ-273).
1.3.3. Педагогическая система – это совокупность взаимосвязанных структурных
компонентов, которые объединены одной образовательной целью, направленной на
достижение планируемых результатов.
1.4. Внутренний мониторинг качества образования (далее – мониторинг) организует
администрация ОО.
1.5. Мониторинг представляет собой часть ВСОКО. Это непрерывное наблюдение за
фактическим состоянием педагогической системы ОО для анализа происходящих в ней
изменений, выявления факторов, которые влияют на достижение качества образования
и принятие обоснованных управленческих решений.
2. Цель и задачи, объекты и субъекты мониторинга
2.1. Цель мониторинга – путем сбора, обобщения и анализа информации о состоянии
педагогической системы определить направления развития образовательной
деятельности в соответствии с требованиями ФГОС уровней общего образования и
принять обоснованные управленческие решения, направленные на повышение
качества образования и способствующие достижению обучающимися планируемых
результатов образования.
2.2. Для достижения поставленной цели администрации и педагогическому коллективу
предстоит решить задачи:
 сформировать механизм единой непрерывной системы сбора, обработки и
хранения информации о состоянии образовательной деятельности ОО;
разработать и реализовать алгоритм анализа данных о состоянии
образовательной деятельности;
 скоординировать деятельность всех субъектов мониторинга;
 своевременно выявлять динамику и основные тенденции в развитии
педагогической системы ОО;
 выявлять действующие на качество образования факторы, принимать меры по
минимизации действия негативных факторов и устранению их последствий,
предупреждать негативные тенденции в организации образовательной
деятельности;
 прогнозировать развитие важнейших процессов на уровне ОО на основе
анализа полученных данных, принимать управленческие решения по
результатам мониторинга;
 оценивать эффективность и полноту реализации методического обеспечения
образовательной деятельности.
2.3. Объекты мониторинга:
 образовательная деятельность – реализация ООП по уровням общего
образования;
 результаты освоения ООП, то есть образовательные результаты обучающихся;
 образовательные ресурсы (кадровое, финансовое, материально-техническое,
методическое обеспечение и др.).
2.4. В объектах мониторинга администрация и педагогический коллектив ОО
выделяют компоненты, которые позволяют отследить выполнение требований ФГОС и
ФОП по уровням общего образования, и ориентируются на основные направления
качества образования (качество образовательных результатов обучающихся; качество
реализации образовательной деятельности, качество условий, обеспечивающих
образовательную деятельность).
2.5. Субъектами мониторинга выступают администрация и педагогические работники
ОО.
2.6. Основными потребителями результатов мониторинга являются: администрация и
педагогические работники ОО, обучающиеся и их родители (законные представители),
представители общественности и др.
3. Организация и технология мониторинга
3.1. Планирование, формы, направления, процедура проведения и технология
мониторинга определяются администрацией ОО.
3.2. Для построения системы показателей и параметров мониторинга используются
показатели и параметры федеральной и региональных систем оценки качества
образования.
3.3. Основными принципами реализации мониторинга являются:
 объективность получаемой информации;
 оперативность сбора, обработки информации и принятия административных
решений;
 целостность процесса контроля;
 открытость информации о результатах мониторинга.
3.4. Планирование мониторинга осуществляет заместитель руководителя ОО по
учебно-воспитательной работе (далее – УВР). Заместитель руководителя ОО по УВР
составляет программу мониторинга, в которой определяются сроки проведения
мониторинга, его структура и перечень процедур.
3.5. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных
информационно-коммуникационных технологий на всех этапах сбора, обработки,
хранения и использования информации.
3.6. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:
 определение и обоснование объекта мониторинга;
информирование участников образовательных отношений о проведении
мониторинга;
 сбор данных, используемых для мониторинга;
 структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное
использование информации;
 обработка полученных данных в ходе мониторинга;
 анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
 подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
 ознакомление потребителей с результатами мониторинга.
3.7. Методы сбора информации:
 диагностические работы;
 наблюдение;
 изучение документов;
 посещение уроков;
 анкетирование;
 тестирование;
 беседа;
 интервьюирование;
 самооценка.
3.8. Обработка и накопление информации, полученной в ходе мониторинга,
проводится заместителями руководителя ОО по УВР. Заместитель руководителя ОО по
УВР систематизирует результаты мониторинга в электронном виде в форме таблиц,
диаграмм, измерительных шкал, в текстовой форме.
3.9. В технологии анализа полученных данных в рамках мониторинга применяются
методы описательной статистической обработки.
3.10. Содержание мониторинга включает основные показатели, по которым идет сбор
информации. Показатели определяет администрация ОО с учетом нормативных
правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, а также с
учетом особенностей ОО (контингента, условий и т. д.).
3.11. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга
являются: валидность, апробированность, надежность, удобство использования и
стандартизированность.
3.12. В процессе мониторинга оцениваются собираемые данные по совокупности
показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования.
3.13. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на
установление качественных и количественных характеристик объекта.
3.14. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку
образовательной деятельности ОО, являются анализ изменений характеристик во
времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в
рамках педагогической системы (сопоставительный анализ).
3.15. По итогам анализа полученных данных в рамках мониторинга готовятся
соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до
сведения руководителя ОО, органов управления образованием, педагогического
коллектива ОО, родителей (законных представителей) обучающихся и обучающихся.
3.16. Результаты мониторинга являются основанием для принятия обоснованных
управленческих решений администрацией ОО.