Свердловская область Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4 622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2, тел./факс 8(3435)47-88-30. ou4laya@mail.ru РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «География». для обучающихся 10 –11 классов Лая ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса по географии среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания. Рабочая программа среднего общего образования на базовом уровне отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции развития географического образования в Российской Федерации, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЯ» География – это один из немногих учебных предметов, способных успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук. В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирования на формировании у обучающихся целостного представления о роли России в современном мире. Факторами, определяющими содержательную часть, явились интегративность, междисциплинарность, практико-ориентированность, экологизация и гуманизация географии, что позволило более чётко представить географические реалии происходящих в современном мире геополитических, межнациональных и межгосударственных, социокультурных, социально-экономических, геоэкологических событий и процессов. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Цели изучения географии на углубленном уровне в средней школе направлены на: 1) воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, c ролью России как составной части мирового сообщества; 2) воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и общества; 3) формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, завершение формирования основ географической культуры; 4) развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений, направленных на использование их в реальной действительности; 5) приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей устойчивого развития. МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебным планом на изучение элективного курса географии в 10-11 классах отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Источники географической информации 1 https://resh.edu.ru/ 2 Определение координат 1 https://resh.edu.ru/ 3 Определение местного времени 1 https://resh.edu.ru/ 4 Определение расстояний на карте 1 https://resh.edu.ru/ 5 Определение азимута 1 https://resh.edu.ru/ 6 Чтение карт разного содержания 1 https://resh.edu.ru/ 7 Профиль 1 https://resh.edu.ru/ 8 Природа Земли и человек 1 https://resh.edu.ru/ 9 Расположение объектов гидросферы 1 https://resh.edu.ru/ 10 Литосфера 1 https://resh.edu.ru/ 11 Атмосфера 1 https://resh.edu.ru/ 12 Размещение природных зон мира и 1 https://resh.edu.ru/ России 13 Особенности расположения материков и их частей 1 https://resh.edu.ru/ 14 Рельеф материков 1 https://resh.edu.ru/ 15 Рельеф России 1 https://resh.edu.ru/ 16 Климат материков 1 https://resh.edu.ru/ 17 Климат России 1 https://resh.edu.ru/ 18 Земля как планета Солнечной системы 1 https://resh.edu.ru/ 19 Объяснение особенностей природы территорий мира 1 https://resh.edu.ru/ 20 Объяснение особенностей территорий России 1 https://resh.edu.ru/ 21 Численность населения мира 1 https://resh.edu.ru/ 22 Воспроизводство населения мира 1 https://resh.edu.ru/ 23 Половая и возрастная структура Населения мира 1 https://resh.edu.ru/ 24 Размещение и миграции населения мира 1 https://resh.edu.ru/ 25 Городское и сельское население мира 1 https://resh.edu.ru/ 26 Урбанизация 1 https://resh.edu.ru/ 27 Мировое хозяйство 1 https://resh.edu.ru/ 28 Структура мирового хозяйства 1 https://resh.edu.ru/ 29 География основных отраслей промышленности мира 1 https://resh.edu.ru/ 30 География основных отраслей сельского хозяйства 1 https://resh.edu.ru/ 31 География мирового транспорта 1 https://resh.edu.ru/ 32 Международные организации 1 https://resh.edu.ru/ 33 Геоэкология 1 https://resh.edu.ru/ 34 Источники географической информации 1 https://resh.edu.ru/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 11 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Источники географической информации 1 https://resh.edu.ru/ 2 Определение координат 1 https://resh.edu.ru/ 3 Определение местного времени 1 https://resh.edu.ru/ 4 Определение расстояний на карте 1 https://resh.edu.ru/ 5 Определение азимута 1 https://resh.edu.ru/ 6 Чтение карт разного содержания 1 https://resh.edu.ru/ 7 Профиль 1 https://resh.edu.ru/ 8 Природа Земли и человек 1 https://resh.edu.ru/ 9 Расположение объектов гидросферы 1 https://resh.edu.ru/ 10 Литосфера 1 https://resh.edu.ru/ 11 Атмосфера 1 12 Размещение природных зон мира и 1 0.5 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ России 13 Особенности расположения материков и их частей 1 https://resh.edu.ru/ 14 Рельеф материков 1 https://resh.edu.ru/ 15 Рельеф России 1 https://resh.edu.ru/ 16 Климат материков 1 https://resh.edu.ru/ 17 Климат России 1 https://resh.edu.ru/ 18 Земля как планета Солнечной системы 1 https://resh.edu.ru/ 19 Объяснение особенностей природы территорий мира 1 https://resh.edu.ru/ 20 Объяснение особенностей территорий России 1 https://resh.edu.ru/ 21 Численность населения мира 1 https://resh.edu.ru/ 22 Воспроизводство населения мира 1 https://resh.edu.ru/ 23 Половая и возрастная структура Населения мира 1 https://resh.edu.ru/ 24 Размещение и миграции населения мира 1 https://resh.edu.ru/ 25 Городское и сельское население мира 1 https://resh.edu.ru/ 26 Урбанизация 1 https://resh.edu.ru/ 27 Мировое хозяйство 1 https://resh.edu.ru/ 28 Структура мирового хозяйства 1 https://resh.edu.ru/ 29 География основных отраслей промышленности мира 1 https://resh.edu.ru/ 30 География основных отраслей сельского хозяйства 1 https://resh.edu.ru/ 31 География мирового транспорта 1 https://resh.edu.ru/ 32 Международные организации 1 https://resh.edu.ru/ 33 Геоэкология 1 https://resh.edu.ru/ 34 Источники географической информации 1 https://resh.edu.ru/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • География, 10-11 класс/ Алексеев А.И., Низовцев В.А., Николина В.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Атласы. География 10-11 класс. "Издательство Просвещение". МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. М.:Просвещение География. Поурочные разработки. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина. – М.: Просвещение. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/ https://www.yaklass.ru/ https://fipi.ru/ https://uchi.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Коллекция минералов и горных пород, полезных ископаемых, почв коллекция «Минералы и горные породы» (20 видов) Коллекция «Полезные ископаемые» Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» Глобус Земли физический Глобус Земли политический Теллурий Модель строения земных складок и эволюции рельефа Модель движения океанических плит Модель вулкана Модель внутреннего строения Земли Модель-аппликация природных зон Земли Портреты для кабинета географии Карты настенные ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Комплект инструментов и приборов топографических Барометр-анероид Курвиметр Гигрометр Комплект цифрового оборудования по географии исслед. РЕЛЕОН Компас ученический Рулетка Комплект для проведения исследований окружающей среды.