Свердловская область Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2, тел./факс 8(3435)478-830. оu4laya@mail.ru Рабочая программа Элективный курс по русскому языку «Избранные вопросы русского языка» Класс: 11 с. Лая 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные документы 1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 02.07.2021 г.); 2. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; 3. ФГОС второго поколения, примерной программы среднего общего образования по русскому языку; 4. Приказа Министерства Просвещения РФ от 18.05.2020 г. № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345»; 5. СП 2.4.3648 - 20; 6. Учебного плана МБОУ СОШ № 4; 7. Положения о рабочей программе, разработанного в МБОУ СОШ № 4; 8. Устав ОО № 4; 9. Основная Образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ № 4; 10. Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ № 4; 11. Авторская программа Л. В. Бугрова «Русский язык : рабочая программа : 10—11 классы : базовый и углублённый уровни». — М. :Вентана-Граф, 2017 Особенностью программы является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, вопервых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О.Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И, наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.п. Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности. Цель:повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи Задачи: - формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения; - развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; - овладение основными правилами отдельных разделов русского языка – орфографией и пунктуацией; - закрепление умения ориентироваться в многообразии правил для безошибочного выбора орфограммы/пунктограммы при правописании; - систематизировать представления об основных требованиях к правильной, логичной и выразительной письменной речи; - способствовать расширению речевого опыта учащихся в разных речевых сферах; - работать над повышением культуры речи; - осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; - воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой. Используемые учебники: Гусарова Н.В. Русский язык 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Вентана-Граф», 2020 г. Гусарова Н.В. Русский язык 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Вентана-Граф», 2021 г. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ В данном элективном курсе изучается нормы, орфография, пунктуация современного русского литературного языка, поэтому программу курса составляют основные положения о нём, сведения об истории, этимологии языка, о его связи с культурой, об особенностях письменного общения и речевом этикете. Элективный курс берёт за основу языковое чутьё и интуицию учащихся. Таким образом, разработано три важных направления: - опора на этимологию при обучении орфографии (данное направление основывается на потребности учащихся узнать и понять истоки слова); - изучение семантики (направление обеспечивает безошибочное применение правил); - обобщение знаний, умение ориентироваться в орфографии и пунктуации, свободно владеть устной и письменной речью. Для того, чтобы в результате обучения у старшеклассников закрепилась уверенность в целесообразности системы русской словесности, программа предлагает удобное распределение материала, логичный порядок изучения правил. В результате изучения учащиеся овладеют умением выбирать из десятков правил нужное, соответствующее данной орфограмме. Данное умение позволяет видеть общие и отличительные свойства орфографических и пунктационных правил, умело пользоваться информацией при выборе правильного написания, сократить время для поиска верного ответа. Работа с обобщающими схемами и таблицами, семантический анализ, поиск языковых средств для выражения мыслей, работа с лингвистическими словарями, орфографический анализ схем слова и морфемно-словообразовательных моделей обеспечат достижение основных целей курса. При преподавании курса следует учитывать уровень речевого развития старшеклассника, степень владения орфографическими и пунктационными нормами, умение выражать собственные мысли в соответствии с русским литературным языком. Всё это позволит добиться хороших результатов при усвоении элективного курса. Правильное письмо может быть основано на совершенствовании ЗУН старшеклассника, на обогащении всего строя речи. Деятельностный подход способствует активному развитию грамотности, то есть умению извлекать, понимать, передавать, использовать информацию, полученную разными способами и методами. Место предмета «Элективный курс по русскому языку» «Избранные вопросы русского языка» в учебном плане На изучение курса использована часть часов компонента образовательного учреждения. Программа составлена из расчета 34 часа (в объеме 1 час в неделю). Ценностные ориентиры содержания учебного курса Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик - овладевает глубокими систематизированными знаниями; - способен работать с разнообразной информацией; - может корректно выразить своё мнение по различным проблемам; - способен аргументировано доказать собственную точку зрения 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результаты освоения учебной дисциплины Освоение содержания учебного элективного курса «Избранные вопросы ка»обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов: Личностные результаты: русского язы- 1. осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности; 2. умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 3. интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 4. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию); 2. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; 3. владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным); 4. умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план); 5. умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах; 6. умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; 7. умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 8. умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; 9. уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; 10. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Предметные результаты: Выпускник на базовом уровне научится 1. Различать устную и письменную, разговорную и книжную речь; 2. вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы; отбирать ииспользовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы); 3. находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; редактировать собственные и чужие тексты; 4. различать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научноделовой); определять стиль текста; 5. читать учебно-научный текст изучающим чтением; 6. владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; 7. выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; 8. определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения: 9. пересказывать текст подробно, сжато; 10. понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; 11. письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; 12. последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; 13. озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться 1. оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических); 2. применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания; 3. соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка; 4. понимать и интерпретировать содержание исходного текста; 5. создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту; 6. аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли; 7. оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе. 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание Введение Языковые нормы Орфоэпические нормы Орфографические нормы Лексические нормы Грамматические нормы Словообразовательные нормы Морфологические нормы Синтаксические нормы Пунктуационные нормы Текст Функциональные стили речи Функционально-смысловые типы речи Изобразительно-выразительные средства языка Коммуникативная компетенция итого Кол-во часов На 1ч в неделю На 2 ч в неделю 1 2 1 1 1 1 3 7 2 3 2 3 1 2 5 9 6 13 2 4 1 2 3 6 2 5 2 3 1 5 33 66 Введение Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Языковые нормы. Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка. Орфоэпические нормы Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. Орфографические нормы Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Лексические нормы Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Грамматические нормы Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Словообразовательные нормы Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок. Морфологические нормы Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическя роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте. Синтаксические нормы Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Пунктуационные нормы Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Текст Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили речи Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Коммуникативная компетенция Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. Формы организации образовательного процесса Технологии обучения, формы уроков, методы обучения, механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся формы работы: общеклассная групповая индивидуальная парная фронтальная дифференцированная Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами. - работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; - семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; - работа с разнообразными лингвистическими словарями ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ: - владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; - производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический. речеведческий разбор, анализ художественного текста; - пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно- учебного. научно- популярного высказывания, -правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания, - составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним. отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения; - участвовать в диспуте, дискуссии; - иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками. Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося Теоретической основой данной программы являются: - система языковых понятий; - различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающихся Принципы, на которых базируется программа: - учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся; - уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью; - комплексный подход при разработке занятий; - вариативность содержания и форм проведения занятий; - научность, связь теории и практики; - преемственность; - наглядность; - систематичность и последовательность; - прочность полученных знаний - активность и сознательность обучения. Элементы применяемых технологий: - технология проблемного обучения, - личностно-ориентированное обучение - тест-технологии - ИКТ - технология разноуровневого обучения - технология поэтапного формирования умственных действий Приемы преподавания: - словесный (беседа, рассказ, учебная лекция, дискуссия); - наглядный (иллюстрации, демонстрации); - игровой (дидактические игры, игры – путешествия, соревнования, трудовая бригада, научнопрактическая конференция, конкурс, ярмарка идей, фестиваль талантов, вечер загадок и т.д.); - практический (упражнение, тренировка, исследование, эксперимент, опыт, экскурсия, диспут, семинар, наблюдение, лабораторная работа, летние задания). Основные виды учебной деятельности учащихся. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой: - Слушание объяснений учителя. - Слушание и анализ выступлений своих товарищей. - Самостоятельная работа с учебником. - Работа с научно-популярной литературой; - Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. - Написание рефератов и докладов. - Вывод и доказательство правил. - Анализ правил. - Выполнение заданий по разграничению понятий. - Систематизация учебного материала. Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: - Наблюдение за демонстрациями учителя. - Просмотр учебных фильмов. - Анализ графиков, таблиц, схем. - Объяснение наблюдаемых явлений. - Анализ проблемных ситуаций. Виды деятельности с практической (опытной) основой: - Работа с раздаточным материалом. - Сбор и классификация коллекционного материала. - Выполнение работ практикума. - Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. - Разработка и проверка методики экспериментальной работы. - Проведение исследовательского эксперимента Методы и формы работы с одаренными детьми Методы: 1. Исследовательский. 2. Частично-поисковый; 3. Проблемный; 4. Проективный; 5. Синектика. Формы: 1.Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания. 2. Консультирование по возникшей проблеме. 3. Дискуссия. 4. ТРИЗ (творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; занятия исследовательской деятельностью; конкурсы; проекты по различной тематике; ролевые игры; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; участие в олимпиадах разного уровня; работа по индивидуальным планам; сотрудничество с другими школами, ВУЗами). 5. Игры. Формы и методы работы со слабоуспевающими 1.Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, инвариантные лабораторные работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору. 2.С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания. 3.Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю. 4.Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен. Поэтому необходим мониторинг на все годы обучения предмета, в котором по основным разделам-темам учитывать теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по теме. В дальнейшем с течением времени отмечать изменения, которые произошли в знаниях обучающегося. По этому учёту виден «рост ученика», прочность его знаний. 5.Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения. 6.Можно использовать занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания. Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха. Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию в учебнопознавательной деятельности можно разделить по целям: 1) развивать положительную мотивацию; 2) обучать в условиях низкой мотивации. Методы развития положительной мотивации учения: – интерес к предмету; – задания с условием, отражающим важное практическое применение; – материал важный для будущей жизни; К изучению темы могут побудить: – желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке от 50 до70% времени можно отвести на самостоятельную дифференцированную работу в группах, в парах или индивидуально. – желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду; влияние коллектива было актуальным в советское время, но и сейчас чувство ответственности и взаимопомощи остаются нашими ценностями и входят в кодекс чести. 5. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям: 1 .Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя. 2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме. 3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения. словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возмож-ностями, нормами орфографии и пунктуации Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ. Виды самостоятельных работ: 1.Обобщающие: репродуктивные творческие подготовительные поисковые Итоговый контроль: проверочные работы тесты сочинения на предложенную тему. Названия разделов Введение Языковые нормы 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 34 часа в неделю Темы раздела КолПланируемые результаты час на тему Кол. час на раздел 1 Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения 1 Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. Форма занятий 1 П. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. Р. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. К. Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. комбинированный урок 1 П. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения. Р. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). комбинированный урок П. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста. Р. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. К. Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учеб- комбинированный урок Орфоэпические нормы 1 Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. 1 Орфографические нормы 3 Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. Безударные гласные корня. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); 1 1 урокпрактикум комбинированный урок Лексические нормы Грамматические нормы 2 2 Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. 1 ного сотрудничества и проектные формы работы). урокпрактикум 1 комбинированный урок Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические. Грамматические ошибки и их предупреждение. 1 П. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста. Р. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. К. Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). П. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений. Р. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. К. Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. 1 1 урокпрактикум комбинированный урок урокпрактикум Словообразовательные нормы 1 Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. 1 П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Р. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно–практической или иной деятельности урокпрактикум Морфологические нормы 6 Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Служебные части речи. Междометия. Звукоподражательные слова. Морфология. Средства связи предложений в тексте. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. 1 П. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложения. Р. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. К. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. комбинированный урок Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. 1 Синтаксические нормы 6 1 комбинированный урок комбинированный урок 1 1 комбинированный урок урокпрактикум 1 1 П. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложения. Р. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обуче- комбинированный урок Пунктуационные нормы 2 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения Нормы согласования Нормы управления. Нормы примыкания. 1 1 комбинированный урок Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную. Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Знаки препинания в сложном предложении. Трудные случаи пунктуации. 1 комбинированный урок 1 комбинированный урок 1 комбинированный урок комбинированный урок 2 нии через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. К. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. П. объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования. Р. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. К. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). комбинированный урок Текст 1 Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. 1 Функциональные стили речи 3 Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Разговорный стиль речи. Его особенности. Официально-деловой стиль речи. Публицистический стиль, его особенности. Научный стиль, его особенности. Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. 1 Функциональносмысловые типы речи 2 1 Познавательные УУД:характеризовать текст с точки зрения смысловой цельности и связности, определять стилевую принадлежность текста и ведущий тип речи; определять проблему текста, типы проблем, применять разные способы выявления проблем, анализировать формулировки проблем, предупреждать типичные ошибки в их формулировке. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные достижения. Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения П. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложения. Р. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. К. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. 1 комбинированный урок комбинированный урок комбинированный урок 1 1 комбинированный урок П. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложения. Р. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. К. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудни- комбинированный урок урокпрактикум Изобразительновыразительные средства языка 3 Коммуникативная компетенция 1 Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. Стилистические фигуры, их роль в тексте. 1 Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) 1 1 чать и способствовать продуктивной кооперации. П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Р. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно–практической или иной деятельности П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Р. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно–практической или иной деятельности комбинированный урок комбинированный урок комбинированный урок 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Литература для учителя 1. Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: Культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. – М.: Просвещение, 2021. 2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык». Грамматика. Текст. Стили речи. 1011 классы» 6-е издание; – М.: Просвещение,2021 год. 3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. Голуб И.Б. – М.: Просвещение, 2021. 4. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебнометодическое пособие-Изд 4, перераб.- Ростов н/Д: Легион,2021 Литература для учащегося 1. ГольцоваН.Г., Шамшин И.В. Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.-4-е изд.-М.: ООО «Русское слово»-РС,2021 2. ГрековВ.Ф., КрючковС.Е., ЧешкоЛ.А.. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение,2021. 3. Егораева Г.Т. ЕГЭ-2024.Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части С. М.:Издательство «Экзамен»,2024 4.Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. – М.: Просвещение,2021 5.Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение– М.: Просвещение,2018 6.Розентать Д.Э.Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих а вузы. – М.: Просвещение,2022 7.Русский язык: Энциклопедия/ Гл. ред. Караулов Ю.Н. – М.: Просвещение,2022 8. ЦыбулькоИ.П.. Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка.2020.– М.: Просвещение,2020 Словари 1.Баранов МЛ. Школьный орфографический словарь русского языка.-4-е изд– М.: Просвещение,2017 2.Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М.: Просвещение,2017 3.Тихонов А.Н. Морфемно- орфографический словарь– М.: Просвещение,2021 4.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М.: Просвещение,2020 5.Школьный словарь иностранных слов/ Под ред.В.В.Иванова.-4-еизд– М.: Просвещение,2021 Литература для учителя 1.Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного курса для 10-1 1 классов.– М.: Просвещение,2021 2.Львова С.И.Работа со схемами- таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий.– М.: Просвещение,2021 Материально-техническое обеспечение 1. Технические средства обучения Акустическая система для аудитории Компьютер и его комплектующие Многофункциональное устройство Универсальная интерактивная система Документ-камера 2. Учебно-наглядные пособия Демонстрационные учебные таблицы по русскому языку Демонстрационный материал по литературе Портреты писателей, литературоведов и лингвистов (портреты детских зарубежных писателей, портреты детских писателей) Комплект репродукций картин для уроков развития речи и литературы 3. Стенды Боковая демонстрационная панель Информационно-тематический стенд (русский язык) Информационно-тематический стенд (литература)