Свердловская область Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2, тел./факс 8(3435) 47-88-30, ou4laya@mail.ru Рабочая программа Внеурочная деятельность Направление: внеурочная деятельность по развития личности «Волонтерское движение «Живое сердце» Класс: 6 с. Лая 2023 Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2027 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2027 года указывается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования. Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебновоспитательного процесса в ОУ. Важная цель дальнейшего развития системы образования ориентирована на воспитание и развитие, здоровой, свободной и жизнелюбивой личности, готовой к созидательной творческой деятельности нравственному поведению. Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В последнее время отмечено что, молодое поколение обычно стремится к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и к объединению в группы со сверстниками, с другой. Именно группа сверстников становится для подростков местом реализации основных потребностей этого периода: потребности в общении, самореализации и уважении. И часто именно авторитетный член группы становится сознательно или бессознательно кумиром для подражания. Очень важно, чтобы этим кумиром оказался человек, жизненными ценностями которого являются здоровье, милосердие, любовь, самосовершенствование, помощь и поддержка других людей. Таким человеком может стать подросток – волонтёр. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие чтолибо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных особенностей этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность при глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. Миссия волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Цель программы: развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность. Задачи программы: 1. Изучить литературу по вопросам волонтерского движения, разработать методические материалы. 2.Создать условия для реализации социальных инициатив и пропаганды волонтерского движения. 3.Сформировать сплоченную команду волонтеров, имеющих активную жизненную позицию. 4.Использовать разные формы организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности (акции, тренинговые занятия, тематические выступления, конкурсы и др.). 4.Пропагандировать здоровый образ жизни и формировать навыки противостоять негативным привычкам. 5.Привлекать к деятельности волонтерского движения обучающихся «группы риска». 6.Своевременно оказывать социальную помощь и поддержку нуждающимся в них окружающим. Адресат программы: обучающиеся 11-12 лет (6 класс). Дети этого возраста характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Этот возраст можно обозначить как период «зенита любознательности». Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Специфика интересов заключается в том, в значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании. С этим связана характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс. В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, поэтому полезно предоставлять подросткам возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, предоставлять возможность реализовать свои планы, утверждаться как личности. Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. Важно подчеркивать ценность и уникальность каждого, повышать его самоуважение. Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Задача волонтеров - помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Подростки – волонтеры должны обрести самоуважение, стать уверенными и привлекательными для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. Место курса внеурочной деятельности. Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление «трудовое». Программа внеурочной деятельности составительская, разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Авторы: А.Я.Данилюк, А.М.Кандаков, В.А.Тишков. С учетом разновозрастных особенностей детского состава, уровня его развития, составлена комплекснаяпрограмма, рассчитанная на 1 учебный год. В случае необходимости может быть использована и в течение более длительного времени. Количество часов в год – 34 ч. Количество занятий в неделю – 1ч. Продолжительность занятий 40 минут. Планируемые результаты освоения курса; требования к уровню подготовки обучающихся Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, формирования гражданской жизненной позиции у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира; метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1.Регулятивные УУД: 1. Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. 2. Проговаривать последовательность действий. 3. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, учить работать по предложенному плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. 4. Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности сверстников. Средством формирования этих действий служит технология оценивания достижений (успехов). 2. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы со сверстниками. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы впарах и малых группах. В результате освоения программы обучающиеся будут знать: историю волонтерского движения в России и в мире; права и обязанности волонтеров; основные направления деятельности волонтерских отрядов; основные формы работы волонтеров. уметь: организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи; проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек; проводить профилактическую работу в школьном учреждении и в микрорайоне; аргументировано отстаивать свою позицию; адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения; издавать агитационную печатную и видеопродукцию; формировать собственное портфолио; принимать общечеловеческие ценности Содержание курса Программа деятельности волонтерского отряда состоит из 4 разделов (34 час): «Социальная деятельность» (7 час.) - формирование социально – активной позиции обучающихся, развитие творческих способностей (создание и распространение рекламных печатных материалов, фото-видеосюжетов; организация и проведение тематических бесед, лекториев; организация и проведение презентаций и других рекламных акций волонтерской деятельности; взаимодействиес общественными организациями). «Милосердие» (11 час.) - возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитаниедоброты, чуткости, сострадания (помощь вдовам ветеранов Великой Отечественной войны, оказание помощи пенсионерам, одиноким пожилым людям, детям и сверстникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; организация просветительских и социокультурных мероприятий для детей-инвалидов, сирот, пожилых людей, инвалидов, ветеранов, многодетных семей, малообеспеченных слоёв населения. «Спорт и здоровый образ жизни!»(8 час.)- пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании (участие в соревнованиях; организация спортивных мероприятий с младшими подростками; пропаганда, реклама здорового образа жизни, занятий спортом). «Мы в ответе за нашу планету» (8 час.)- привлечение внимания общественности к проблемам экологии (организация субботников, экологических десантов, организация рейдов по уборке территории школы, села, организация рейдов по безопасности жизнедеятельности подростка). Порядок проведения занятий может варьироваться в течение года в зависимости от ключевых мероприятий по направлениям добровольчества (волонтерства): социальное партнерство, волонтерство Победы, экологическое волонтерство, событийное волонтерство, медицинское волонтерство. Формы организации образовательного процесса - индивидуальная, групповая. Методы реализации программы - словесные (рассказ, беседа, лекция, объяснение, дискуссия); - наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций); - репродуктивный; - частично-поисковый. Виды занятий по программе - благотворительные и социальные акции; - экскурсии; - конкурсы, викторины для обучающихся; - спортивные мероприятия; - встречи со специалистами различных областей. Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса Оценочные материалы Контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных личностных и метапредметных результатов: 1. Анкетирование участников программы (волонтеров); 2. Выпуск отчетных буклетов; 3. Мониторинг достижений волонтёров (участия в акциях, конкурсах, мероприятиях). 1. Анкетирование. -Кто такие волонтеры? -Этапы развития волонтерского движения в России? -Характеристика социально –значимых проблем. Приведите примеры. -Перечислите практические навыки необходимые волонтерам. -Предложите акцию, направленную на пропаганду ЗОЖ. Оценка ответов на вопросы: 5 баллов –ответы содержательные, логически выстроенные. 4 балла –ответы содержательные, но отсутствует логика изложения. 3 балла –не раскрыта тема полностью, но ответ дан верно. 2 балла –ответ узкий, не содержательный. 0 баллов –ответ не дан. 2. Изготовление буклетов Буклеты будут оцениваться по критериям: содержание, корректность, дизайн. Результаты заносятся в таблицу: Критерии оценки Позиция отсутствует (0 баллов) Слабо (1 балл) Хорошо (2 балла) Отлично (3 балла) 1.Соответствие содержания поставленной цели 2.Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок 3.Краткость, точность, законченность информации 4.Разметка буклета и его оформление логичны и отвечают эстетическим требованиям 5.Дизайн не противоречит содержанию 6.Текст легко читается. Общее количество баллов 3. Оценка участия в акциях, конкурсах, мероприятиях За каждое участие присваивается 1 балл. Если обучающийся принял участие в мероприятиях: более 70% от общего количества, то он получает 5 баллов; 70% -50% -4 балла; 50% -40% -3 балла; менее 40% -2 балла. Общие результаты аттестации заносятся в единую таблицу ФИО волонтера Балл за Балл за Балл за Общий балл анкетирование изготовление участие в буклета мероприятиях Уровень Определение уровня: 1. Высокий–более 30 баллов. 2.Средний –от 29 до 18 баллов. 3.Низкий –менее 17 баллов. Форма подведения итогов работы: Выставки творческих работ учащихся. Мультимедийный проект «Наша деятельность»; Создание проектов и презентаций. Участие в конкурсах. Представление итогов на заседании МО классных руководителей. Календарно-тематическое планирование по курсу с определением основных видов учебной деятельности № п/п Тема занятий Количество часов Основной вид внеурочной деятельности 1. Вводное занятие. Ознакомление с волонтерским движением в мире и России. Ознакомление с планом работы на год. 1 2. Права и обязанности волонтеров. 1 3. Акция «Спасибо!». 1 4. 5. 1 1 6. День здоровья «Золотая осень». Акция «Поздравительная открытка к Дню пожилого человека». Акция «Ветеран живет рядом». 7. 8. Акция «Ветеран живет рядом». Акция «Хорошее настроение». 1 1 9. Акция «Ударим юмором по сигаретам». Акция «Мой двор, моя улица». Акция «Здоровье в твоих руках». 1 Беседа. Игра « Будем знакомы». Анкетирование «Могу ли я быть волонтером?». Игра-путешествие на основе интерактивных карт. Практическое занятие «10 заповедей волонтера». Раздача буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров». Адресная помощь: сбор письменных принадлежностей для обучающихся из малообеспеченных семей. Поход. Игровая программа. Творческая мастерская. Рейд «Раздача поздравительных открыток». Адресная помощь ветеранам труда, тыла в уборке придомовой территории, уборке урожая. Рейд «Раздача флайеров» Игровая программа для младших школьников. Практическое занятие. Выставка рисунков. Трудовой десант. Создание социальной рекламы. 10. 11. 1 1 1 Акция «Дети против жестокости и насилия». Акция «Полезные и вредные привычки» Акция «Живи, книга!» Акция «Новогодняя игрушка». Акция «Безопасный Новый год». Экологическая операция «Кормушка». Акция «Снежок». 1 Рейд «Распространение листовок». 1 Рейд «Раздача буклетов жителям села» 1 1 1 1 Практическое занятие. Творческая мастерская, защита проектов. Рейд «Раздача буклетов жителям села». Рейд «Помоги птицам зимой!». 1 Создание коллажа «Как прекрасен этот мир!». Акция «Дети - детям». Акция «Осторожно, гололед!». 1 Адресная помощь пожилым людям в уборке снега. Творческая мастерская. Акция «Спешите делать добрые дела». Акция «Будь аккуратным и чистым» «Тропа здоровья» 1 Благотворительный рейд. Практическое занятие «Посыпка пешеходных дорожек песком». Благотворительный рейд 1 Рейд «Раздача буклетов обучающимся». 1 2526. Акция «Доброе дело» 1 27. 28. 29. 1 1 30. 31. 32. Акция «Чистый двор». Акция «Письмо солдату». Акция «Перед Вами встаю я на колени». Акция «Портрет ветерана ВОВ». Акция «Георгиевская ленточка». Акция «Адреса милосердия». 33. Акция «Протяни руку помощи». 1 34. Подведение итогов волонтерской деятельности за учебный год. 1 Игра-путешествие по станциям в начальной школе. Адресная помощь престарелым людям в благоустройстве придомовой территории, помощи по дому. Трудовой десант. Защита проектов. Адресная помощь труженикам тыла, вдовам ветеранов ВОВ. Творческая мастерская. Благотворительный рейд. Практическое занятие: создание базы добровольческой деятельности на основе поиска. Благотворительная акция: сбор одежды, обуви и др. для детей из малоимущих семей Творческий отчет. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 1 1 1 1 1 1 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала имеется некоторая часть наглядных пособий: картины, рисунки, видеофильмы, фотоматериалы, оформленные планшеты, развертки: оснащенность 80%. На данном этапе в реализации программыимеются некоторые трудности в организационно – методическом и материальном обеспечении: не достает помещения, методических видов продукции (разработок бесед, игр). Требование открытости образовательного пространства предопределяет новые механизмы для обеспечения эффективных организационнопедагогических условий социализации обучающихся, среди которых медиасреда, информационно-образовательная среда, современные образовательные технологии, включая интерактивные технологии на основе ИКТ, выступают ключевыми факторами, определяющими облик образовательной модели школы и показатели эффективности школы как образовательной организации: обеспеченность 95%. Материально-технические средства: мультимедийный проектор – 1 шт., цифровой фотоаппарат – 1 шт., компьютер – 1 шт., принтер – 1 шт., сканер – 1 шт., ксерокс – 1 шт., учебные видеокассеты – (в соответствии с тематикой занятий). Список литературы 1. Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферы. Киев: Сфера, 2019. 2. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней школы. Методическое пособие. - Казань, 2020. 3. Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. Учебнометодическое пособие. М.: «Фонд содействия образованию XXI века». 2018. 4. Смит Д. Добровольцы – капитал будущего? // Курьер ЮНЕСКО. 2017. 5. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия/ ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. – М.: Астрель: АСТ, 2018. Литература для обучающихся 1. АльтшулерВ.Б. Наркомания: дорога в бездну: книга для учителей и родителей / В.Б. Альтшулер, А.В. Надеждин. – М.: Просвещение, 2017. – 46 с. 2. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: методическое пособие / Е.А. Бабенкова. – М.: АСТ Астрель, 2019. – 208 с. 3. Закон Российской Федерации «Об образовании». Текст с изм. и доп. – М.: Эксмо, 2020. – 80с. 4. Интернет http://www.isovet.ru / И. Ильина.Волонтерство в России. Интернет советы. 5. Кузнецова И.В. Хорошая привычка – помогать ближнему: Материалы из опыта работы волонтёрской группы «Ориентир» Балахнинского муниципального района. МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» - Балахна, 2017.- 52 с. 6. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. /М.: «Аквариум», К.: ГИППВ, 2018. - 240 с. 7. Рощина Н.В. Растём здоровыми вместе! Информационно-методический сборник по проблеме психологического здоровья для учащихся и родителей. Нижний Новгород. 2017г. - 28с. 8. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 5 – 9 классы. – М.: 2018 .- 336с. Интернет-ресурсы 1. Волонтерскоедвижение /volunteers.htmlи /taxonomy/term/7237/all 2. Институтволонтёрства /publ/institut_volonterstva/9-1-0-481 3. Уставволонтера /ustav_vol.htm 5. Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде /index.php?topic=345.0 6. Волонтёрский отряд «Планета друзей» /volonterskiotrad.htm Приложения к программе 1. Основные понятия курса Волонтеры (добровольцы) — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы волонтеров, связанные с их деятельностью (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.). Лица, оказывающие материальную помощь, не являются волонтерами. Добровольцы — синоним слова «волонтеры». Это тождественные понятия. Отличие лежит в юридической плоскости. Сегодня российское законодательство знает только «добровольцев», за исключением законов, регламентирующих Олимпиаду 2014 года. Волонтерские ресурсы — совокупность временных, трудовых, интеллектуальных, профессиональных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы. Материальные средства не являются волонтерским ресурсом. Благополучатели — лица, получающие помощь добровольцев. Подопечные — в контексте описания волонтерской деятельности — синоним слова «благополучатели». Волонтерская (добровольческая) деятельность — организованный труд волонтеров в интересах благополучателей. Деятельность может быть групповой, одиночной, системной, долгосрочной, разовой, спонтанной и т.д. Социальное волонтерство — волонтерская деятельность, направленная на оказание помощи людям: детям в больницах, детям-сиротам, одиноким старикам, пожилым людям в Домах престарелых, бездомным, малоимущим, инвалидам, заключенным и т.д. Волонтерская организация — некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты. Эта организация может иметь разную организационноправовую форму. В социальной сфере наиболее распространенными являются Благотворительные фонды (БФ), Автономные некоммерческие организации (АНО) и Общественные движения. Координатор волонтеров (куратор волонтеров, координатор волонтерской группы) — ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и осуществляющее координацию деятельности волонтеров по отдельному направлению работы (комплексу мероприятий, учреждению или отделению в нем). Как правило, координатор представляет Волонтерскую организацию перед руководством учреждения и перед подопечными. Координатор волонтеров может быть, как сотрудником организации, так и добровольцем. Учреждение (подшефное учреждение) — то учреждение, где волонтеры осуществляют свою деятельность. В контексте социального волонтерства речь идет чаще всего о разного рода медицинских, социальных и пенитенциарных (исправительных) учреждениях. Например, больницы, хосписы, диспансеры, детские дома, интернаты, дома престарелых, приюты, тюрьмы, колонии и т.д. При этом организатором волонтерской деятельности может выступать как само учреждение (что бывает очень редко), так и волонтерская организация. Руководство учреждения — в контексте социального волонтерства — это само руководство учреждений (директор, заведующий и т.д.) и специально уполномоченные (назначенные) сотрудники, отвечающие за деятельность волонтеров на территории учреждений. 2. Списки тем рефератов 1.Волонтерская деятельность. 2.История волонтерского движения. 3.Волонтерство в современной России. 4.Методы волонтерской деятельности. 5.Социальное волонтерство. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)