Свердловская область Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2, тел./факс 8(3435) 478830, e-mail: ou4laya@mail.ru Рабочая программа Внеурочная деятельность Направление: «Учение с увлечением» «Функциональная грамотность» Класс: 1-4 2023 с.Лая ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественнонаучную грамотность, финансовую грамотность. Цель курса: формирование читательской компетенции младшего школьника. Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач: - формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом; - совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; - учить находить и извлекать информацию из различных текстов; -учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; -развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; - обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.; -воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; -учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность; - поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным; – приобщать детей и родителей к проектной деятельности. Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: -распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; -формулировать эти проблемы на языке математики; -решать проблемы, используя математические факты и методы; -анализировать использованные методы решения; -интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; -формулировать и записывать результаты решения. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны: использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать. В 4 классе в программу добавляется модуль «Финансовая грамотность». Целью изучения раздела курса «Финансовая грамотность» являются: -развитие экономического образа мышления; -воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; -формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть. 1 четверть – модуль «читательская грамотность». 2 четверть – модуль «математическая грамотность». 3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность». 4 четверть – модуль «финансовая грамотность». Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 1-2 классах программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует технику чтения. В 3-4 классах в программу включены модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественнонаучная грамотность». В 3-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение курса «Читаем, считаем, наблюдаем» в рамках внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю в течение каждого года обучения 135ч. Количество часов по неделям и годам обучения в соответствии с учебным планом Класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Кол-во часов в неделю 1 1 1 1 Кол-во учебных недель 33 34 34 34 Всего часов за учебный год 33 34 34 34 135ч. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ Личностными результатами изучения курса «Читаем, считаем, наблюдаем» является формирование следующих умений: – оценивать свою вежливость; – определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; – осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; – понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; – учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; – анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; – осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; – анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; – аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; – продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. ПРЕДМЕТНЫЕ Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: – отличать подготовленную и неподготовленную речь; – знать особенности неподготовленной речи; – осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; – знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; – реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ результаты по направлениям Читательская грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Находит и извлекает информацию из различных текстов Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте ЛИЧНОСТНЫЕ результаты по направлениям Читательская грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному; формулирует собственную точку зрения Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны Результаты внеурочной интеллектуальной деятельности школьников распределяются по трем уровням. 1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, основных нормах гигиены, о технике безопасности на занятии; о приятных в обществе нормах отношения к природе, памятникам истории и культуры; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектных задач и организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. 2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации обще- интеллектуальной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других. При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации воспитанников. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 1-2 класс Раздел 1. Настоящий читатель (20 ч) Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации. Раздел 2. Технология продуктивного чтения (33 ч) Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении. Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (14 ч) Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проектной задачи: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектной задачей. Подготовка проектной задачи. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проектной задачи. Фиксация хода работы над проектной задачей. Плакат для защиты проектной задачи. Подготовка презентации к защите проектной задачи. Защита проектной задачи. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!». 3 класс Модуль «Основы читательской грамотности» (8 ч) Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (13 ч) Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана. Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье. Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Модуль «Основы математической грамотности» (13 ч) «Удивительный мир чисел». История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат). Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда. «Мир занимательных задач». Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. 4 класс Модуль «Основы читательской грамотности» (8ч) Раздел 1. Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др. Раздел 2. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию. Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч) Раздел 1. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства. Раздел 2. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч) Раздел 1. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Раздел 2. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Раздел 3. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Раздел 4. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Модуль «Основы финансовой грамотности» (10 ч) Раздел 1. Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Раздел 2. Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Раздел 3. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». № Модуль 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего 1 «Основы читательской грамотности» «Основы математической грамотности» «Основы естественнонаучной грамотности» «Основы финансовой грамотности» 33 34 8 8 83 - - 13 8 21 - - 13 8 21 - - - 10 10 33ч. 34ч. 34ч. 34ч. 135ч. 2 3 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ» 1 КЛАСС № Кол-во часов Тема занятия ЭОР/ЦОР Настоящий читатель 1 Кого можно считать настоящим читателем? 1 2 Любимая книга. 1 3 Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова. 1 4 Экскурсия в библиотеку. 1 5 Книги-«калеки», «лечение книг». 1 6 Книги-«калеки», «лечение книг». 1 7 Домашняя библиотека. Личная библиотека. 1 8 Настоящий читатель много читает. 1 9 Лента времени для учёта длительности чтения. 1 10 Писатели и их книги. Портреты писателей 1 11 Писатели и их книги. 1 12 Быстрое чтение и получение информации. 1 13 Быстрое чтение и получение информации. 1 14 Читаем всё, что задано. 1 15 Читаем всё, что задано. математических задач. 16 Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. 1 17 Сходство и различие текстов разных предметов. 1 18 Творческая читателе». 19 Выступление с творческой работой работа «Твоё Особенности представление чтения о текстов настоящем 1 1 1 https://fg.resh.edu. ru/ https://fipi.ru/otkry tyy-bank-zadaniydlya-otsenkiyestestvennonauch noy-gramotnosti 20 Что узнали. Чему научились. 1 Технология продуктивного чтения 21 Продуктивное чтение – что это? 1 22 Опрос взрослых и друзей. Запись ответов. 1 23 Опрос одноклассников. Запись ответов. 1 24 Продуктивное чтение и значение слова «продукт». 1 25 Читаем и переживаем. 1 26 Чтение рассказа Н. Сладкова: «Воздушный замок». 1 27 Читаем и переживаем. Н. Сладков: «Воздушный замок». 1 28 Чтение рассказа Н. Сладкова: «Болтливые окуни». 1 29 Читаем и переживаем Н. Сладков: «Болтливые окуни». 1 30 Чтение рассказа Н. Сладкова: «Бюро лесных услуг». 1 31 Читаем и переживаем Н. Сладков: «Бюро лесных услуг». 1 32 Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя». 1 33 Читаем и переживаем. Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя». 1 Итого https://fipi.ru/otkry tyy-bank-zadaniydlya-otsenkiyestestvennonauch noy-gramotnosti http://skiv.instrao.r u/bank-zadaniy/ 33ч. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ» 2 КЛАСС № Кол-во часов Тема занятия ЭОР/ЦОР Технология продуктивного чтения 1 В. Драгунский «Денискины рассказы». 1 2 Читаем и переживаем. В. Драгунский «Денискины рассказы». 1 3 Чтение, обсуждение, выполнение читательской грамотности. 1 4 Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности. 1 5 Читаем и реагируем на прочитанное. Чтение рассказа В. Осеевой «Долг». 1 6 Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Читаем и реагируем на прочитанное. В. Осеева: «Картинки». 1 7 Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно! 1 8 Читаем и реагируем на прочитанное. В. Голявкин «Вот что интересно! 1 заданий на развитие https://fg.resh.edu. ru/ http://skiv.instrao.r u/bank-zadaniy/ 9 Рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». Работа над текстом. 1 10 Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса». 1 11 Рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». 1 12 Рассказ Н. Носова «Мишина каша». 1 13 Работа над текстом. Н. Носов «Мишина каша». 1 14 Н. Носов «Мишина каша». Работа над текстом. Смысловое чтение. 1 15 Читаем и переживаем. 1 16 Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении. 1 17 Основные этапы работы над произведением. Практическая работа. 1 18 Технология. 1 19 Проверочная работа. Что узнали. Чему научились. 1 20 Что узнали. Чему научились. 1 Проектная задача «Дружим с книгой» 21 Проектная задача. Обсуждение общей темы. 1 22 Уточнение, выбор подтем проектной задачи. 1 23 Составление плана работы над проектной задачей. 1 24 Подготовка проектной задачи. Сбор информации. 1 25 Работа с картотекой, с источниками. 1 26 Сбор информации. Выполнение проектной задачи. 1 27 Выполнение проектной задачи. 1 28 Фиксация хода работы над проектной задачей. 1 29 Выполнение проектной задачи. Фиксация хода работы над проектной задачей. 1 30 Выполнение проектной задачи. 1 31 Плакат для защиты проектной задачи. 1 32 Подготовка презентации к защите проектной задачи. 1 33 Защита проектной задачи. 1 34 Что узнали. Чему научились. Праздник «Я – настоящий читатель!». 1 Итого 34ч. https://fg.resh.edu. ru/ https://fipi.ru/otkry tyy-bank-zadaniydlya-otsenkiyestestvennonauch noy-gramotnosti ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ» 3 КЛАСС № Кол-во часов Тема занятия ЭОР/ЦОР «Основы читательской грамотности» 1 Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. 1 2 Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. 1 3 Работа с текстом: как выделить главную мысль текста ? 1 4 Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части? 1 5 Текст описание. 1 6 Текст повествование. 1 7 Текст рассуждение. 1 8 Работа со сплошным текстом. Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь». 1 https://fipi.ru/otkr ytyy-bankzadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauc hnoy-gramotnosti http://skiv.instrao .ru/bank-zadaniy/ «Основы естественнонаучной грамотности» 9 Изучение природы. Науки о природе. 1 10 Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. 1 11 Неблагоприятные и необычные явления природы. 1 12 Кто и как живет рядом с нами. 1 13 Нужны ли комнатные растения в доме. 1 14 Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. 1 15 Кто и как живет рядом с нами. 1 16 Почему надо беречь и охранять растения. 1 17 Грибы - удивительное царство. 1 18 Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. 1 19 Многообразие животных родного края. 1 20 Выясняем, что такое экология. 1 21 Что узнали. Чему научились. 1 https://fg.resh.ed u.ru/ http://skiv.instrao .ru/bank-zadaniy/ «Основы математической грамотности» 22 Удивительный математики. мир чисел и цифр. История развития 23 Интересные приёмы устных вычислений. 1 24 Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры и циферблат. 1 1 https://fg.resh.ed u.ru/ https://fipi.ru/otkr 25 Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Календарь дат. 1 26 Ребус. Правила разгадывания ребусов. Решение математических ребусов. 1 27 Мир занимательных задач. Решение олимпиадных задач. 1 28 Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. 1 29 Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи. 1 30 Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач. 1 31 Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. 1 32 Решение задач на нахождение площади, периметра 1 33 Задачи – расчёты. 1 34 Что узнали. Чему научились. Оценка достижений. 1 Итого ytyy-bankzadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauc hnoy-gramotnosti 34ч. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ» 4 КЛАСС № Тема занятия Кол-во часов ЭОР/ЦОР «Основы читательской грамотности» 1 Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. 1 2 Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Чтение и анализ. Работа над текстом. 1 3 Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. 1 4 Е. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Работа с текстом. 1 5 Типы текстов: текст-повествование, описание, рассуждение. Работа над текстами разных типов. 1 6 Учебный текст как источник информации. 1 7 Составление плана на основе исходного текста. 1 8 Как создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. 1 https://fipi.ru/otkr ytyy-bankzadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauc hnoy-gramotnosti http://skiv.instrao .ru/bank-zadaniy/ «Основы математической грамотности» 9 Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. 1 https://fg.resh.ed u.ru/ 10 Сюжетные задачи, решаемые с конца. Решение логических задач. 1 11 Решение практических задач. Задачи на взвешивание. 1 12 Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. 1 13 Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. 1 14 Комбинаторные задачи. 1 15 Представление данных в виде диаграмм. 1 16 Представление данных в виде таблиц, графиков. 1 http://skiv.instrao .ru/bank-zadaniy/ «Основы естественнонаучной грамотности» 17 Признаки химических реакций. Движение и взаимодействие частиц. 1 18 Воздух и его свойства. 1 19 Углекислый газ в природе и его значение. 1 20 Вода. Уникальность воды. 1 21 Почва и ее свойства. 1 22 Земля, внутреннее строение Земли. 1 23 Знакомство с минералами, горной породой и рудами. 1 24 Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. 1 https://fg.resh.ed u.ru/ https://fipi.ru/otkr ytyy-bankzadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauc hnoy-gramotnosti «Основы финансовой грамотности» 25 Как появились деньги? Что могут деньги? 26 Решение задач «стоимость». 27 Деньги в разных странах. Чтение текстов. Решение задач. 1 28 Деньги настоящие и ненастоящие. 1 29 Сувенирные деньги. 1 30 Как разумно делать покупки? Делаем покупки. 1 31 Кто такие мошенники? 1 32 Личные деньги. Практическая работа. 1 33 Сколько стоит «своё дело»? Игра «Экономические загадки». 1 34 Что узнали. Чему научились. 1 с величинами «цена», 1 «количество», Итого https://fg.resh.ed u.ru/ 1 34ч. https://fipi.ru/otkr ytyy-bankzadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauc hnoy-gramotnosti http://skiv.instrao .ru/bank-zadaniy/ Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)