Свердловская область Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2, тел./факс 8(3435)478830, e-mail: ou4laya@mail.ru Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» для 5 – 9 классов Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, по чтению (литературному чтению) для 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе: Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026; адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), варианты 1, 5-9 классы МБОУ ОШ №4 Будучи формой хранения и усвоения различных знаний предмет неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Цель программы: обеспечение доступного и качественного обучения умственно отсталых школьников, способствующего коррекции недостатков познавательной деятельности, повышению уровня их общего развития. Задачи программы: формировать у умственно отсталых детей навыки беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей; научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме; расширять словарный запас детей, помогать правильно, употреблять новые слова в связной речи. Согласно учебному плану образовательного учреждения в 5-9 классах на изучение предмета «Чтение (литературное чтение)» отводится по 4 часа в неделю. 5 класс - 4 часа в неделю/136 часов год (из расчёта 34 учебные недели в соответствии с календарным учебным графиком); 6 класс - 4 часа в неделю/136 часов год (из расчёта 34 учебные недели в соответствии с календарным учебным графиком); 7 класс - 4 часа в неделю/136 часов год (из расчёта 34 учебные недели в соответствии с календарным учебным графиком); 8 класс - 4 часа в неделю/136 часов год (из расчёта 34 учебные недели в соответствии с календарным учебным графиком). 9 класс - 4 часа в неделю/136 часов год (из расчёта 34 учебные недели в соответствии с календарным учебным графиком). Личностные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения ФАООП УО (вариант 1) относятся: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни. Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предмету Чтение (литературное чтение) на конец обучения (IX класс). Минимальный уровень: правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки); определение темы произведения (под руководством педагогического работника); ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию произведения своими словами; участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника текста; пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью педагогического работника); выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных; установление последовательности событий в произведении; определение главных героев текста; составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам педагогического работника; нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью педагогического работника; заучивание стихотворений наизусть (7 - 9); самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий. Достаточный уровень: правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии; ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора (выборочное чтение); определение темы художественного произведения; определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника); самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста; формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника); различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием; определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника); пересказ текста по коллективно составленному плану; нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст; ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью педагогического работника); самостоятельное чтение художественной литературы; знание наизусть 10 - 12 стихотворений и 1 прозаического отрывка. Основные виды организации учебного процесса. Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой), наглядные (наблюдения, демонстрация). Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения. Способы и формы оценки образовательных результатов: знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса (устный развернутый ответ на вопросы, индивидуальные задания, выполнение заданий по учебнику, работа со словарными словами, иллюстрациями учебника). Межпредметные связи: при обучении чтению используются тексты художественных произведений, картины русских художников, которые нужно описать, опираясь на знания, полученные по развитию речи и на уроках изобразительного искусства.