Аннотация Основы социальной жизни 5-9

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435)478830, e-mail: ou4laya@mail.ru

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Основы социальной жизни» для 5 – 9 классов
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1,
по основам социальной жизни для 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на
основе:
 Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. №
1026;
 адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
варианты 1, 5-9 классы МБОУ ОШ №4
Согласно учебному плану образовательного учреждения в 5-9 классах на изучение
предмета «Основы социальной жизни» отводится по 4 часа в неделю.
 5 класс - 2 часа в неделю/68 часов год (из расчёта 34 учебные недели в
соответствии с календарным учебным графиком);
 6 класс - 2 часа в неделю/68 часов год (из расчёта 34 учебные недели в
соответствии с календарным учебным графиком);
 7 класс - 2 часа в неделю/68 часов год (из расчёта 34 учебные недели в
соответствии с календарным учебным графиком);
 8 класс - 2 часа в неделю/68 часов год (из расчёта 34 учебные недели в
соответствии с календарным учебным графиком).
 9 класс - 2 часа в неделю/136 часов год (из расчёта 34 учебные недели в
соответствии с календарным учебным графиком).
Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к образовательной области
«Человек и общество».
Цель:
практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более
отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
 расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными
сторонами повседневной жизни;
 формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков,
связанных с ведением домашнего хозяйства;
 ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;






практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности;
формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий
социальной направленности;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том
числе с использованием деловых бумаг);
развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств
личности.

Характерные особенности учебного предмета:
 практико-ориентированная направленность содержания обучения;
 применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и
учебных предметов для решения задач встречающихся в повседневной жизни;
 применение полученного опыта практической деятельности для выполнения
домашних трудовых обязанностей.
Программа для 5-9 классов класса составлена таким образом, что уровень
сложности материала опирается на ранее полученные сведения учащимися на уроках
развития речи, чтения, русского языка, природоведения, математики, основы социальной
жизни в младших классах.
Личностные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения ФАООП УО (вариант 1) относятся:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;




сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.

Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по
предмету Основы социальной жизни на конец обучения (IX класс).
Минимальный уровень:
 представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов
продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения
для здорового образа жизни человека;
 приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического
работника;
 представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления
пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
 знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
 знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
 знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение
типовых практических задач под руководством педагогического работника
посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;
 знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
 совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
 первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
 представления о различных видах средств связи;
 знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
 знание названий организаций социальной направленности и их назначения;
Достаточный уровень:
 знание способов хранения и переработки продуктов питания;
 составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
 самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
 самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
 соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей
рук;
 соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о
морально-этических нормах поведения;
 некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье
посуды);
 навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством
взрослого);
 пользование различными средствами связи для решения практических житейских
задач;
 знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и
доходов семейного бюджета;
 составление различных видов деловых бумаг под руководством педагогического
работника с целью обращения в различные организации социального назначения.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и
группах, коллективная работа.

Методы обучения:
 словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
 наглядные (наблюдения, демонстрация),
 практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические
игры).
Технологии обучения:
 игровые, здоровьесберегающие;
 информационно-коммуникационные;
 проблемно-поисковые;
 личностно-ориентированные;
 технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».