Свердловская область Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2, тел./факс 8(3435)478830, e-mail: ou4laya@mail.ru Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Адаптивной физической культуре» для 5 – 9 классов Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, по адаптивной физической культуре для 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе: Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026; адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), варианты 1, 5-9 классы МБОУ ОШ №4 Согласно учебному плану образовательного учреждения в 5-9 классах на изучение предмета «Адаптивная физическая культура» отводится по 2 часа в неделю. 5 класс - 2 часа в неделю/68 часов год (из расчёта 34 учебные недели в соответствии с календарным учебным графиком); 6 класс - 2 часа в неделю/68 часов год (из расчёта 34 учебные недели в соответствии с календарным учебным графиком); 7 класс - 2 часа в неделю/68 часов год (из расчёта 34 учебные недели в соответствии с календарным учебным графиком); 8 класс - 2 часа в неделю/68 часов год (из расчёта 34 учебные недели в соответствии с календарным учебным графиком). 9 класс - 2 часа в неделю/68 часов год (из расчёта 34 учебные недели в соответствии с календарным учебным графиком). Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Основные задачи изучения предмета: воспитание интереса к физической культуре и спорту; овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся; коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеучебной деятельности; воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военнопатриотической подготовке. Личностные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения ФАООП УО (вариант 1) относятся: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявление готовности к самостоятельной жизни. Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предмету Адаптивная физическая культура на конец обучения (IX класс). Минимальный уровень: представление о физической культуре как части общей культуры современного общества; осознание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека; понимание связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью; знание правил профилактики травматизма, подготовки мест для занятий физической культурой; выбор спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года; знание правил оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использование занятий физической культурой, спортивных игр (под руководством педагогического работника) для организации индивидуального отдыха, укрепления здоровья, повышения уровня физических качеств; планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня; составление комплексов физических упражнений (под руководством педагогического работника), направленных на развитие основных физических качеств человека; определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений); представление о закаливании организма, знание основных правил закаливания, правил безопасности и гигиенических требований; выполнение строевых действий в шеренге и колонне; выполнение общеразвивающих упражнений, воздействующих на развитие основных физических качеств человека (силы, ловкости, быстроты, гибкости и координации); объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью педагогического работника); выполнение усвоенных акробатических и гимнастических комбинаций из числа хорошо усвоенных (под руководством педагогического работника); выполнение легкоатлетических упражнений в беге и прыжках в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями; выполнение основных технических действий и приемов игры в футбол, баскетбол, волейбол (под руководством педагогического работника) в условиях учебной и игровой деятельности; участие в подвижных и спортивных играх, осуществление их судейства; знание некоторых особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа, понимать связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью; объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью педагогического работника); использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений; правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе; размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр; правильное применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры и во время самостоятельных занятий. Достаточный уровень: знание об основных направлениях развития и формах организации физической культуры и спорта в современном обществе (Олимпийское, Паралимпийское движение, Специальные олимпийские игры); самостоятельное применение правил профилактики травматизма в процессе занятий физическими упражнениями; определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений) и сравнение их с возрастной нормой; составление (под руководством педагогического работника) комплексов физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности; планирование и использование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры; выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов, целенаправленно воздействующих на развитие основных физических качеств человека; самостоятельное выполнение упражнений по коррекции осанки и телосложения; организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, отбор физических упражнений и их самостоятельное выполнение в группах (под контролем педагогического работника) с заданной дозировкой нагрузки; применение способов регулирования нагрузки за счет пауз, чередования нагрузки и отдыха, дыхательных упражнений; подача строевых команд, ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений; выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне; выполнение основных технических действий и приемов игры в футбол, баскетбол, волейбол в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности; выполнение передвижений на лыжах усвоенными способами; знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа; адекватное взаимодействие с другими обучающимися при выполнении заданий по физической культуре; самостоятельное объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок. Основные виды организации учебного процесса. Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой), наглядные (наблюдения, демонстрация), практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры). Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.