Программа наставничества Учитель-учитель на 2023-2026 годы

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435)478830, e-mail: ou4laya@mail.ru

СОГЛАСОВАНО:
на педагогическом совете
протокол № ______
от «___» ____________20___г.

УТВЕРЖДЕНО:
директор МБОУ СОШ № 4
_____________ О.П. Толстоусова
введено в действие приказом № _______
от «___» ___________ 20___г.

ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСТВА
«Учитель-учитель»
на 2023 -2026 годы

2023 г.

Основные идеи и положения Программы
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно
мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации
гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в
инновационные процессы. Овладение специальностью, представляет собой
достаточно
длительный
процесс,
предполагающий
становление
профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых
качеств.
Начинающие
педагоги
слабо
представляют
себе
повседневную
педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с
переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению
профессиональной компетентности специалиста. Профессиональная помощь
нужна не только начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное
образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых
условиях, ознакомить с учительской документацией, которую им необходимо
разрабатывать и вести в данном учреждении, сформировать у них мотивацию к
самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации, а также оказывать
методическую помощь в работе. Требуется помощь и учителям в овладении
педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя,
классного руководителя. В школе необходимо создавать ситуацию успешности
работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе
диагностической информации о динамике роста его профессионализма.
Способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Решением данных проблем может стать программа наставничества «УчительУчитель», которая является комплексом мероприятий и формирующих их
действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Программа обоснована реализацией национального проекта «Образование» и
направлена на достижение результатов федерального проекта «Современная
школа», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы». Проект
«Образование» ставит перед всеми образовательными организациями две
ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского
образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной
личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
народов Российской Федерации. Эти цели невозможно достичь без создания
системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций –
общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенций, т.е. способность
формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только
манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Метакомпетенцию
можно рассматривать как фактор, единственно способствующий развитию
профессиональных компетенций, в случае с которыми простое воспроизведение
или копирование невозможно. Основой концептуального обоснования Программы
наставничества «Учитель-Учитель» является Методология (целевая модель)
2

наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в
том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися,
утвержденной Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации
от 25.12.2019 г. №Р-145.
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально
полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для
успешной личной профессиональной самореализации в современных условиях
неопределенности.
Среди задач по реализации целевой модели наставничества можно отметить:
 улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной,
спортивной и других сферах;
 создание условий для развития и повышения квалификации педагогов,
увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
 формирование открытого и эффективного сообщества вокруг
образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее
деятельности.
Наставничество является универсальной технологией передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное взаимообогащающее общение.
Технология наставничества эффективна для решения проблем, с которыми
сталкиваются педагоги:
 проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в
мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис
профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального
выгорания4
 проблемы адаптации на новом месте работы, которому необходимо
получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах
образовательной организации;
 состояние эмоционального выгорания, хронической усталости.
Предмет наставничества:
 личностные качества – лидерские качества, активная жизненная позиция,
стрессоустойчивость, искусство тайменеджмента;
 методическая грамотность – ведение учебно-методической документации,
проектирование урока в соответствии с ФГОС, современные педагогические
технологии, повышение профессиональной квалификации;
 социальная адаптация – психологические особенности, психологический
климат в коллективе, работа в составе творческих групп.

3

Компоненты системы наставничества
Ценностно-смысловой
Наставничество –
взаимообогащающее
общение, основанное на
доверии и партнерстве,
позволяющее
передавать живой опыт
и полнее раскрывать
потенциал каждого
человека. Объект
наставничества –
процесс передачи
опыта. Субъекты:
наставники и
наставляемые.

Содержательный
с социумом;
наставниками;
наставляемыми; родителями;
коллективом
организации.

Технологический
интерактивные
технологии;
проектные
технологии;
консультации,
беседы, тренинги,
семинары
практикумы;
информационные
технологи.

Оценочнодиагностический
организационный
(эффективность
системной планируемой
деятельности);
научно-методический
(наличие методической
базы и обеспеченность
кадрами);
личностный
(мотивация,
включенность в
наставнические
отношения и др.)

Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу
Российской Федерации:
 Конституция Российской Федерации;
 Гражданский кодекс Российской Федерации;
 Т рудовой кодекс Российской Федерации;
 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных
объединениях»;
 Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и
добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р;
 Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на
заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам
молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);
 Основы государственной молодежной политики Российской Федерации
на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р;
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в ред. от 04.08.2023 г.).
Цель и задачи программы наставничества
Программа наставничества МБОУ СОШ № 4 «Учитель - Учитель»,
направлена на достижение следующей цели: максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной
самореализации
в
современных
условиях
неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной
системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации
молодых и вновь прибывших специалистов, учителей с большим стажем,
4

ощущающих себя некомфортно в мире новых образовательных технологий
или испытывающих кризис профессионального роста, находящихся в
ситуации профессионального выгорания, а так же, на разработку комплекса
мероприятий и формирующих их действий по организации взаимоотношении
наставника и наставляемого в форме «Учитель-Учитель», способствующих
успешному закреплению на месте работы или в должности педагога молодого
специалиста, повышению его профессионального потенциала и уровня,
создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения,
позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком
уровне.
Указанная цель предполагает решение ряда задач:
 содействовать успешной адаптации молодых и вновь принятых
специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности, с целью
закрепления их в образовательной организации;
 выявлять склонности, потребности, возможности и трудности в работе
наставляемых педагогов;
 способствовать формированию потребности заниматься анализом
результатов своей профессиональной деятельности;
 развивать интерес к методике построения и организации
результативного учебного процесса;
 оказывать психолого-педагогическую помощь педагогам в ситуациях
кризиса профессионального роста и профессионального выгорания;
 оценивать результаты программы и ее эффективность.
Ожидаемые результаты Программы
 Высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в
педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
 Усиление уверенности педагогов в собственных силах и развитие
личного, творческого и педагогического потенциала;
 Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности
психологического климата в школе;
 Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для
разрешения ситуаций кризиса профессионального роста и профессионального
выгорания;
 Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода
профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и
рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и
развития внутри организации.
Показатели эффективности внедрения Программы
В части оценки наставнической программы в образовательной
организации подобными критериями могут быть:
 соответствие условий организации наставнической деятельности
требованиям модели и программ, по которым она осуществляется;
5

 оценка соответствия организации наставнической деятельности
принципам, заложенным в модели и программах;
 соответствие наставнической деятельности современным подходам и
технологиям;
 наличие
соответствующего
психологического
климата
в
образовательной организации, на базе которой организован процесс
наставнической деятельности;
 логичность деятельности наставника, понимание им ситуации
наставляемого
и
правильность
выбора
основного
направления
взаимодействия;
 положительная динамика в поступлении запросов участников на
продолжение работы.
В части определения эффективности всех участников наставнической
деятельности в образовательной организации:
 степень удовлетворенности всех участников наставнической
деятельности;
 уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в
наставнической
деятельности.
Относительно изменений в личности наставляемого-участника
программы наставничества в образовательной организации критериями
динамики развития наставляемых могут выступать:
 улучшение и позитивная динамика образовательных результатов,
изменение ценностных ориентаций участников в сторону социальнозначимых;
 нормализация уровня тревожности;
 оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;
 повышение уровня самооценки наставляемого;
 активность и заинтересованность наставляемых в участии в
мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
 степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний,
умений и опыта в профессиональной деятельности.
Срок реализации программы
I этап: Запуск программы, август 2023 года.
II этап: Практическая реализация программы – сентябрь 2023 года –
август 2026 года.
III этап: Завершение программы – август 2026 года.
Участники Программы
Наставник. Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи
(победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий
и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к
активной общественной работе, лояльный участник школьного сообщества.
6

Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками,
хорошо развитой эмпатией. Для реализации различных задач возможно
выделение двух типов наставников:
 Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации
профессиональных качеств, помогает с организацией процесса и решением
конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем.
Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
 Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного
направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю
методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.
Наставляемый:
 Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет,
испытывающий
трудности
с
организацией
учебного
процесса,
взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или
родителями.
 Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы,
которому необходимо получить представление о традициях, особенностях,
регламенте и принципах образовательной организации.
 Учитель, находящийся в состоянии эмоционального выгорания,
хронической усталости.
Механизм управления Программой наставничества
Реализация программы наставничества в образовательной организации
производится последовательно, для максимальной эффективности – по двум
контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех
процессов.
Работа с внешней средой – это деятельность, направленная на
обеспечение поддержки программы наставничества:

Информационное освещение (начальный этап – привлечение
участников программы, промежуточные опорные точки – информирование
партнеров о ходе программы, финальный этап – отчет о результатах и
тиражирование успехов);

Взаимодействие с потенциальными наставниками и партнерами на
профильных мероприятиях (фестивали, конференции, форумы);

Привлечение ресурсов и экспертов для оказания поддержки,
проведения отбора и обучения наставников, оценки результатов
наставничества (например, взаимодействие с представителями методических
служб города или региона, образовательных учреждений, имеющих
положительный опыт организации наставничества, ресурсно-методические
центры города). Работа с внутренней средой – вся деятельность, направленная
на поддержание программы внутри организации;
 Взаимодействие с административной командой, педагогами для выбора
куратора программы, формирования команды, ответственной за реализацию
программы, пополнения базы наставников;
7

 Взаимодействие с педагогами для получения согласия на участие в
программе, формирования базы наставляемых, сбора данных о наставляемых
и обратной связи о ходе программы;
 Взаимодействие со всеми участниками и организаторами программы
для частичной оценки ее результатов и их представления на итоговом
мероприятии.
К условиям запуска Программы относится:
 нормативно-правовое оформление наставнической программы;
 информирование коллектива о подготовке программы;
 формирование команды, назначение куратора, для реализации
программы;
 определить задачи, формы наставничества, ожидаемые результаты;
 разработать дорожную карту реализации наставничества, определить
необходимые ресурсы, внутренние и внешние.
Реализация наставнической программы происходит через работу
куратора с двумя базами:
 Формирование базы наставляемых осуществляется непосредственно
куратором при помощи педагогов и иных лиц образовательной организации,
располагающих информацией о потребностях педагогов - будущих
участников программы. Основная задача заключается в выявлении
конкретных проблем педагогов образовательной организации, которые можно
решить с помощью наставничества. Работа на данном этапе сфокусирована на
внутреннем контуре. Для анализа собранных данных может потребоваться
привлечение внешних специалистов (психологов, методистов, представителей
компаний, занимающихся тестированием навыков и составлением
психологического портрета и т.д.).
 Формирование базы наставников. Главная задача – поиск
потенциальных наставников для формирования базы наставников.
Этапы реализации формы наставничества «Учитель-Учитель»
Отбор
наставни
ков

Обучение
наставников

Разработа
ть
критерии
отбора в
соответст
вии с
запросам
и
наставляе
мых.
Выбрать

Осуществляется
куратором
программы в
организации, если
в этом есть
необходимость.
Составить
программу
(рассказать об
основах и
ценностях

Формирование
пар/групп
Провести общую
встречу с участием
наставников и
наставляемых в
любом формате.
Сообщить всем
участникам итоги
встречи (независимо
от формата) и
зафиксировать
сложившиеся пары в
8

Мотивация
наставников
Закрепленный и
уважаемый статус
наставника.
Лидерство в
педагогическом
сообществе.
Создание здоровой
атмосферы в
педагогическом
коллективе,
способствующей

Процедура
завершения
взаимодейст
вия
Представлен
ие
конкретных
результатов
взаимодейст
вия.
Тестировани
е и проверка
(серия
открытых

из
сформиро
ванной
базы
подходящ
их под
эти
критерии
наставник
ов.
Провести
собеседов
ание с
отобранн
ыми
наставник
ами,
чтобы
выяснить
их
уровень
психолог
ической
готовност
и.
Сформир
овать базу
отобранн
ых
наставник
ов.
Обсужден
ие может
быть
проведен
о на
открытом
педагогич
еском
совете,
назначени
е
должно
быть
добровол
ьным.

наставнических
отношений,
усилить
коммуникативные
навыки и т.д.)
Подобрать
необходимые
методические
материалы в
помощь
наставнику.
Выбрать форматы
обучения.
Возможные
форматы
обучения:
семинары,
специальные
занятия и сборы
(наставнические
сессии),
конференции,
встречи по
обмену опытом,
тренинги,
дистанционное
обучение и
вебинары.
Куратор
показывает
возможные
форматы
взаимодействия с
молодым
педагогом,
обсуждает с
наставником
сроки, регламент
и планируемые
результаты.

специальной базе
куратора. Также
нужно продолжить
поиск наставника для
тех наставляемых, кто
остался без пары.
Пара закрепляется
после личной встречи
и обсуждения
обоюдных
запросов/возможносте
й.

повышению
образовательных и
воспитательных
результатов в школе.
Получение
дополнительных
баллов и/или
административной
поддержки.
Возможность
тиражирования
авторского
наставнического
опыта и практики.
Повышение
квалификации на
партнерских
образовательных
площадках.

уроков)
молодого
специалиста
на
закрепление
необходимы
х навыков/
успешную
адаптацию.
Взаимная
оценка
работы
наставника и
наставляемо
го
посредством
анкетирован
ия.

Вариации ролевых моделей внутри формы «Учитель – Учитель»
(«Студент – Студент») могут различаться в зависимости от потребностей
самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов
наставника:
9

1.
Взаимодействие «новичок – мастер», классический вариант
поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых
профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и
закрепления на месте работы;
2.
Взаимодействие
«зажатый
–
лидер»,
конкретная
психоэмоциональная поддержка («не могу найти общий язык с учениками»,
«испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной
помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;
3.
Взаимодействие «физик – русисту», в течение которого
происходит обмен навыками, необходимыми для развития метапредметных
проектов и метакомпетенций;
4.
Взаимодействие «современный – опытному», в рамках которого,
возможно, более молодой учитель помогает опытному представителю «старой
школы» овладеть современными программами и цифровыми навыками и
технологиями;
5.
Взаимодействие «опытный предметник – неопытному
предметнику», в рамках которого опытный педагог оказывает методическую
поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих
программ и тематических планов и т.д.);
6.
Взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог,
испытывающий проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка («не
могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»),
сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию
педагогических талантов и инициатив. Основные принципы наставника,
способствующие организации эффективного сотрудничества и реализации
всех задач программы наставничества, могут быть выражены следующим
набором категорий: принятие, умение слушать, умение слышать, умение
задавать вопросы, равенство, честность и открытость, надежность,
последовательность.
Процесс обучения наставников делится на два этапа – первичное
обучение и обучение в процессе деятельности.
1. Первичное обучение дает возможность потенциальным наставникам
подготовиться к наставнической деятельности, познакомиться с основными
целями наставничества и направлениями работы, проверить свою готовность.
Такое обучение дает веру в себя как в наставника, уверенность перед
знакомством с наставляемым. Оно влияет и на качество наставнических
взаимоотношений и на общую продолжительность работы. Первичное
обучение должно помочь наставникам сформулировать свои цели,
скорректировать ожидания и сравнить свои цели с целями наставляемых для
выявления и решения возможных разногласий.
2. Обучение в процессе деятельности проводится куратором уже после
того, как у наставника появится свой опыт наставничества, и возникнут
вопросы по этой деятельности. Обучение поможет наставнику осознать
проблему и выбрать правильную стратегию решения.
10

Наставников следует обучить прежде всего двум стилям
взаимоотношений с наставляемым - развивающему и инструментальному:
- развивающий стиль фокусируется на стимулировании развития
взаимодействия наставника и наставляемого;
- инструментальный стиль концентрируется на целенаправленной
деятельности, развитию межличностных взаимоотношений наставника и
наставляемого уделяется второстепенное значение.
В процессе реализации программы наставничества куратор может
порекомендовать выбрать один из видов взаимоотношений или задействовать
его больше остальных в зависимости от ситуации.
Долгосрочные положительные наставнические взаимоотношения
развиваются благодаря корректности, эмпатии, участию и уважению.
Обучение должно фокусироваться на развитии и совершенствовании такого
поведения. Наставникам необходимо соблюдать принципы этичного и
безопасного наставничества, изучение которых должно стать обязательным
разделом программы обучения.
Программа обучения наставников должна учитывать основные задачи,
которые им предстоит решать:
1.
Установление позитивных личных отношений с наставляемым:
качество наставнических отношений зависит от степени уважения и доверия
между наставляемым и наставником. Отношения с поддерживающим
человеком являются наиболее важным фактором личностного роста
наставляемого. У него формируется чувство собственного достоинства, если
он видит, что заботливый взрослый (помимо родителей) готов вкладывать в
него время, свои знания и умения, тратить на него свою энергию. Чтобы
обеспечить развитие положительных личных отношений, во время обучения
наставники должны получить необходимые психолого-педагогические
знания, начать формировать организационные и коммуникативные навыки,
учиться ориентироваться в возможных сложных ситуациях, соответствующих
возрасту наставляемых, усвоить методы работы с семьей и др. Эффективный
способ для этого – ролевая игра, которая рекомендуется как наиболее
предпочтительная форма обучения.
2.
Помощь наставляемым в развитии жизненных навыков: это может
быть формирование жизненных целей, принятие решений, развитие
ценностно-смысловой сферы, долгосрочное планирование. С помощью этих
навыков наставляемый может получить экономическую независимость, права
и возможности.
3.
Повышение осведомленности и усиление взаимодействия с
другими социальными и культурными группами: обучение должно помочь
наставникам лучше понять мультикультурные проблемы, вопросы,
волнующие детей и молодых людей.
4.
Помощь в формировании образовательных и карьерных
траекторий, поддержка в приобретении профессиональных навыков: обучение
предполагает передачу профессиональных навыков наставника и должно
11

содержать представление методов их оптимальной трансляции: как
теоретических, так и практических. В качестве дополнительных мероприятий
куратор может организовать встречу как с выпускниками наставнических
программ, так и действующих наставников. На этих встречах происходит
обмен опытом, выявление трудностей и проблем. Такой обмен помогает
создать сеть наставников и групп поддержки, которая в будущем оформится
во всероссийское наставническое движение и ускорит интеграцию модели во
все уровни образования, предоставив участникам необходимую поддержку и
набор лучших практик. Дополнительные темы для текущего обучения могут
также включать понимание возрастных, эмоциональных проблем
наставляемых, формирование у них лидерских качеств, развитие активной
жизненной позиции, раскрытие личностного потенциала, формирование
необходимых жизненных навыков XXI века и т.д.
Этапы процесса наставнического взаимодействия:
1. Проведение организационной встречи с педагогическим коллективом,
где куратор программы информирует о необходимости наставнической
программы, ее возможных результатах, описывает ситуацию с конкретным
специалистом.
2. Формирование стратегии, определение регламента будущих встреч и
их примерного тематического плана куратором проекта вместе с педагогомнаставником. В процессе обучения (1-2 встречи для обсуждения)
3. Самоанализ и совместный анализ компетенций наставника и
наставляемого.
№

Форма

Описание

п\п
1.

Прямое

2.

Опосредованное

Непосредственный контакт с наставляемым, общение с ним не
только в рабочее время, но и в неформальной обстановке.
Осуществление только формального контакта путем советов,
рекомендаций. Личные контакты и непосредственное влияние
сводятся к минимуму.

3.

Индивидуальное

Закрепление за наставником одного наставляемого.

4.

Групповое

5.

Коллективноиндивидуальное

Наставничество
распространяется
на
группу
наставляемых.
Наставничество над наставляемым осуществляет
группа, коллектив.

4. Реализация программы, в течение которой проводится корректировка
конкретных профессиональных или личностных навыков наставляемого.
5. Оценка промежуточных итогов: может проводиться в формате
рассмотрения практических результатов профессионального обучения –
педагогический проект, методика, открытый урок, публикация.
6. Проверка уровня профессиональной компетентности наставляемого.
12

7. Награждение и поощрение наставников стимулирующими баллами,
грамотами, благодарственными письмами за активную общественную работу
(формат на усмотрение администрации), признание лидерами педагогического
сообщества с особым весом в образовательной организации.
Организация хода наставнического взаимодействия
Главная задача данного этапа – закрепление гармоничных и
продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были
максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих
сторон.
Работа в каждой паре/группе включает:
 встречу-знакомство;
 пробную рабочую встречу;
 встречу-планирование;
 комплекс последовательных встреч;
 итоговую встречу.
Первая встреча-знакомство
Участники: куратор, наставник, наставляемый.
Роль куратора: организация, наблюдение, представление участников.
Представление наставника. Используя уже отрефлексированную
информацию о себе и своих сильных/слабых сторонах, наставник
рассказывает наставляемому о себе. (Кто я, чем занимаюсь? Почему я хочу
быть наставником? Мой опыт. Чем я могу и хочу поделиться с наставляемым?
Что мне важно увидеть в наставляемом?).
Представление наставляемого. Наставляемый не обязан “понравиться”
наставнику, его задача – рассказать о себе, своих проблемах и целях на
текущий момент, если они сформированы, дать понять куратору и наставнику
в каком направлении необходимо вести работу в будущем.
Обязательные пункты: Кто я, чем занимаюсь? Почему мне хочется
принять участие в программе? Над какими вопросами/проблемами я хотел бы
поработать? Что мне важно увидеть в наставнике?
Взаимный интерес. Куратор наблюдает за общением наставника и
наставляемого, определяет, насколько два конкретных человека готовы
работать друг с другом, есть ли у них точки пересечения (включая
темперамент, схожие сферы деятельности, интересы и т.д.). Необходимо,
чтобы в той или иной форме участники проговорили, что они готовы работать
друг с другом.
Описание правил взаимодействия. Куратор представляет участникам
манифест и кодекс наставника, описывает сроки программы (если известны
заранее), важность ответственного и вовлеченного в процесс общения,
основанного
на
доверии.
Отдельно
проговариваются
темы:
конфиденциальности взаимодействия (и исключений), необходимости
честной и открытой коммуникации, личных границ взаимодействия – обмена
контактами.
13

Результаты знакомства: наставник и наставляемый готовы к
дальнейшему взаимодействию, между ними возникло понимание, они готовы
поставить (и ставят) цель на первую встречу, назначают ее время.
Пробная рабочая встреча:
Участники: куратор, наставник, наставляемый.
Роль куратора: после встречи зафиксировать ее результаты, при
необходимости подтолкнуть к развитию отношений.
Решение конкретной задачи. Наставник, исходя из первой встречи,
предлагает наставляемому решить одну небольшую, но конкретную и
прикладную задачу, чтобы продемонстрировать возможный формат работы.
Это может быть беседа, ролевая игра, дискуссия, педагогическая игра,
совместное решение прикладной задачи/теста. Совместное посещение
мероприятия, работу над проектом, просмотр фильма и т.д. для первой встречи
лучше не использовать.
Рефлексия. По окончании встречи, наставник и наставляемый
представляют краткие результаты куратору (возможно заполнение дневника).
Эти результаты и ответы помогут обоим участникам понять, в каком
направлении им лучше двигаться, какой формат является комфортным,
отрефлексировать свои отношения.
Рекомендуемые пункты: Что получилось? Что понравилось? Благодаря
чему стало возможно достичь результата? Что в следующий раз можно будет
сделать по-другому?
Результаты пробной рабочей встречи: наставник и наставляемый
понимают, чем могут быть полезны друг другу, подходят по стилю общения и
темпераменту, начинают выстраивать доверительные отношения, получают
первый результат/успех, готовы к созданию долгосрочного плана.
Планирование основного процесса работы
Участники - наставник, наставляемый, куратор.
Роль куратора: представить наставнику и наставляемому структуру
плана работы, еще раз обговорить организационные вопросы, определить
примерное количество встреч, проконтролировать понимание участниками
важности следования плану реализации поставленной цели.
Желания и ресурсы. Вместе с куратором пара/группа обсуждают и по
итогу формулируют цели на ближайший период работы (минимум месяц).
Куратор может предложить участникам программы нижеследующую
структуру, которая облегчит процесс перевода “мечты” наставляемого в
конкретную цель, результаты достижения которой могут быть измерены и
оценены.
Результаты
встречи-планирования:
определены
ключевые
договоренности между участниками наставнической программы, поставлены
цели и определены сроки взаимодействия, создан примерный план встреч.
Совместная работа наставника и наставляемого
Участники: наставник, наставляемый (куратор – при необходимости)
14

Роль куратора: организаторская функция, проверка своевременного
заполнения форм обратной связи, консультирование наставника при
возникновении вопросов.
Куратор может представить наставнику универсальную структуру
встреч. Следует учитывать, что встречи могут проходить в образовательной
организации, могут быть оформлены в виде диалога или обсуждения, а могут
как практическая работа над проектом. В этом случае наставник
самостоятельно формирует структуру и план действий, но, тем не менее,
обращается к общей модели: рефлексия + работа + рефлексия. Любая встреча
не может длиться менее часа, если проходит очно. Дистанционная работа в
формате переписки в социальных сетях не регламентируется (результаты в
любом случае фиксируются). Первые 10 минут встречи посвящены
обсуждению изменений, произошедших с момента последней встречи.
Наставляемому будет проще раскрыться и настроиться на работу, если он
будет говорить о чем-то понятном и знакомом, а наставник поймет, в каком
настроении его наставляемый и чему в этот раз можно будет посвятить работу.
Остальное время посвящено непосредственной работе: это может быть
беседа, разбор кейса, посещение мероприятия, работа над проектом, любая
иная деятельность. Последние 10 минут отводятся на обсуждение и
рефлексию, необходимо резюмировать встречу. Наставляемый и наставник
могут ответить на следующие вопросы (и при желании занесли их в дневник):
Приблизились ли мы сегодня к цели? Что сегодня получилось хорошо? Что
стоит изменить в следующий раз? Как я сейчас себя чувствую? Что нужно
сделать к следующей встрече?
Встречи проводятся не реже одного раза в две недели. Оптимальная
частота – два раза в неделю, если речь идет о формах “учитель-учитель”,
“ученик-ученик”. Для остальных форм, связанных с необходимостью
согласовать график встреч с рабочим расписанием наставника, время и сроки
устанавливаются по соглашению сторон и при информировании куратора.
Итоговая встреча
Участники: наставник, наставляемый, куратор.
Роль куратора: организовать встречу, провести анализ результатов,
отрефлексировать с участниками их работу в программе наставничества,
собрать обратную связь (общую и индивидуальную), собрать информацию о
проведенных активностях и достижениях для подсчета баллов (используются
для рейтинга наставников и команда), принять решение совместно с
участниками о продолжении взаимодействия в рамках нового цикла или его
завершении. Куратор уточняет у участников примерный срок завершения
работы по реализации поставленных целей, совместно выбирается удобная
дата для встречи и подведения итогов. Среди вопросов, ответы на которые
должны быть зафиксированы для создания полной картины результатов
работы, должны быть следующие:
 Что самого ценного было в вашем взаимодействии?
 Каких результатов вы достигли?
15

 Чему вы научились друг у друга?
 Оцените по десятибалльной шкале, насколько вы приблизились к цели
– Как вы изменились?
 Что вы поняли про себя в процессе общения?
 Чем запомнилось взаимодействие?
 Есть ли необходимость продолжать работу вместе?
 Хотели бы вы стать наставником/продолжить работу в роли
наставника?
По окончании встречи куратор собирает заполненные участниками в
свободной или типовой форме анкеты и поздравляет с завершением первого
цикла программы.
Завершение программы наставничества
Основные задачи этапа: подведение итогов работы каждой пары/группы
и всей программы в целом, в формате личной и групповой рефлексии, а также
проведения открытого публичного мероприятия для популяризации практик
наставничества и награждения лучших наставников. Этап предназначен не
только для фиксации результатов, но и для организации комфортного выхода
наставника и наставляемого из наставнических отношений с перспективой
продолжения цикла – вступления в новый этап отношений, продолжения
общения на неформальном уровне, смены ролевых позиций.
Первый уровень завершения программы: подведение итогов
взаимодействия пар/групп. Куратору программы важно тщательно
координировать процесс завершения взаимодействия и осуществлять его
оценку. Информация, полученная от участников при завершении
взаимодействия, должна сопоставляться с данными конечной оценки,
особенно если к формальной оценке эффективности программы привлекаются
сторонние организации. При благополучном завершении взаимодействия
наставника с наставляемым важно отметить вклад наставника и наставляемого
в развитие отношений, предложить им возможность подготовиться к
завершению взаимоотношений и оценить этот опыт. При желании наставники
могут продолжить свое участие в наставнической программе. Тогда
образовательная организация может принять решение о продолжении
деятельности наставника в рамках программы.
Второй уровень завершения программы: подведение итогов программы
образовательного учреждения, это общая встреча всех наставников и
наставляемых, участвовавших в наставнических отношениях в рамках данной
программы наставничества в образовательной организации. Задачи такой
встречи: провести групповую рефлексию, обменяться опытом, вдохновить
участников успехами друг друга и обсудить (по возможности) возникшие
проблемы. Эта встреча поможет каждому немного отстраниться от своей
личной ситуации, выйти за ее рамки, обогатиться уникальным опытом других
участников, почувствовать себя частью наставничества как более
масштабного движения.
16

Третий уровень завершения программы: публичное подведение итогов и
популяризация практик, проведение открытого праздничного мероприятия
(фестиваля) с публичным подведением итогов программы наставничества.
Основные задачи организаторов программы: представление лучших практик
наставничества заинтересованным аудиториям, а также чествование
конкретных команд и наставников с отдельным награждением лучших команд
и наставников. В жюри могут войти: организаторы и все участвующие
наставники программы, представители предприятий и образовательных
организаций
района,
представители
родительского
комитета
и
педагогического сообщества, администрация поселка. По результатам
завершения программы, а также представленными достижениями выбираются
лучшие наставники, получающие награды. На мероприятие можно пригласить
следующие возможные целевые аудитории:
 Обучающихся и сотрудников образовательной организации;
● Представителей социальных партнеров образовательной организации;
● Специалистов и волонтеров, участвовавших в организации программы;
● Представителей образовательных организаций;
● Журналистов региональных СМИ;
● Представителей органов власти и т.д.
Для наставников мероприятие будет общественным признанием их
работы, мотивирующим к ее продолжению. Наставляемым поможет закрепить
достигнутый результат через публичную презентацию своей истории. Кроме
того, подведение итогов в формате открытого мероприятия может усилить
позиции образовательной организации, повысить ее престиж среди
потенциальных обучающихся и их родителей, привлечь партнеров и
спонсоров, обогатить образовательную среду и открыть новые возможности
развития обучающихся.
Результаты этапа: достигнуты цели наставнической программы,
собраны лучшие наставнические практики, внимание общественности
привлечено к деятельности образовательных организаций, запущен процесс
пополнения базы наставников.
Система стимулирования участников наставничества:
 Публичная похвала, награждение грамотами, благодарственными
письмами;
 Направление на курсы повышения квалификации;
 Благодарность в приказе;
 Привлечение педагога к работе в творческой группе;
 Направление на семинары и конференции;
 Выдвижение на конкурсы;
 Помощь в обобщении опыта и подготовке собственных пособий или
публикаций в печати;
 Материальное стимулирование.
Мониторинг программы наставничества
17

Мониторинг в наставнической деятельности понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации об этой
деятельности и/или отдельных ее элементах, ориентированная на
информационное обеспечение управления всем процессом этой деятельности.
Организация систематического мониторинга наставнической деятельности
даёт чёткое представление о том, как происходит процесс наставничества,
какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым,
а также, какова динамика развития, наставляемого и удовлетворенности
наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из 2 основных этапов:
1.
Качество реализации программы наставничества;
2.
Мотивационно-личностный,
компетентностный,
профессиональный рост участников и положительная динамика
образовательных результатов.
Цели и задачи. Мониторинг процесса реализации программ
наставничества направлен на 2 ключевые цели:
1. Оценка качества реализуемой программы наставничества
2. Оценка эффективности и полезности программы как инструмента
повышения социального и профессионального благополучия внутри учебного
заведения и сотрудничающих с ним организаций/индивидов. Среди задач,
решаемых данным мониторингом, можно выделить:
 сбор обратной связи от участников и кураторов (методы анкетирования,
тестирования, опрос);
 обоснование требований к процессу наставничества, к личности
наставника;
 контроль за процессом наставничества;
 описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого;
 определение условий эффективного наставничества;
 контроль показателей социального и профессионального благополучия;
 анализ динамики качественных и количественных изменений
отслеживаемых показателей.
По результатам опросника будет предоставлен SWOT-анализ
реализуемой программы наставничества (Приложение 4). Аббревиатура
SWOT означает:
 S – Strengths (сильные стороны)
 W – Weaknesses (слабые стороны)
 O – Opportunities (возможности)
 T – Threats (угрозы) SWOT-анализ — это удобная, универсальная
методика, которая позволяет понять, как спланировать процесс развития
программы. Он предоставляет информацию в виде таблицы, которая отражает
4 выделенных параметра: сильные и слабые стороны проекта, его
возможности и угрозы реализации программы.

18

Факторы

Позитивные

Негативные

Внутренние

Сильные стороны

Слабые стороны

Внешние

Возможности

Угрозы

SWOT

Сильные и слабые стороны – это внутренние факторы, возможности и
угрозы – внешние. Внутренние факторы касаются непосредственно проекта,
внешние – среды, которая его окружает. Сбор данных для построения SWOTанализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые
вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. На данном
этапе выбран метод анкетирования т.к. он, с одной стороны, позволяет собрать
данные в унифицированном виде, с другой – отражает субъективную оценку
и пожелания каждого участника. Обусловлено это характером и формой
вопросов. SWOT-анализ рекомендуется проводить и анализировать куратору
программы.
Ожидаемые результаты. Результатом успешного мониторинга будет
аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит
выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и
количественных
показателей
социального
и
профессионального
благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами
участников программы.
Среди оцениваемых результатов:
 Сильные и слабые стороны программы наставничества;
 Возможности программы наставничества и угрозы ее реализации;
 Процент посещения творческих кружков, спортивных секций и
внеурочных объединений;
 Процент реализации образовательных и культурных проектов на базе
образовательного учреждения и совместно с представителем предприятий;
 Процент учеников, успешно прошедших профессиональные и
компетентностные тесты;
 Количество
собственных
профессиональных
работ:
статей,
исследований, методических практик молодого специалиста.
Мониторинг влияния программ на всех участников
Второй этап мониторинга позволяет оценить мотивационноличностный, компетентностный, профессиональный рост участников и
положительную динамику образовательных результатов с учетом
эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных
черт, характера сферы увлечений участников, в соответствии с учебной и
профессиональной успешностью и адаптивностью внутри коллектива.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение
о наиболее рациональной и эффективной стратегии формирования пар
наставник-наставляемый.
19

Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает
два под этапа, первый из которых осуществляется до входа в программу
наставничества и второй - по итогам прохождения программы.
Цели и задачи:
1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников
программы для наиболее эффективного формирования пар наставникнаставляемый;
2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса;
3. Анализ и корректировка сформированных стратегий образования пар
наставник-наставляемый.
Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить:
 взаимную заинтересованность сторон;
 научное и практическое обоснование требований к процессу
наставничества, к личности наставника;
 экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения
описанных выше требований к личности наставника;
 определение условий эффективного наставничества;
 анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и
внесение корректировок в соответствии с результатами;
 сравнение характеристик образовательного процесса «на входе» и
«выходе» реализуемой программы.
Ожидаемые результаты. Результатом мониторинга является оценка и
динамика:
 развития гибких навыков, необходимых для гармоничной личности;
 уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах
саморазвития и профессионального образования;
 степени включенности обучающихся в образовательные процессы
организации;
 качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте
работы, удовлетворенности педагогов собственной профессиональной
деятельностью, а также описание психологического климата в школе.
Все это позволит увидеть, как повлияла программа наставничества
на участников, и спрогнозировать их дальнейшее развитие. Другим
результатом мониторинга будут данные анализа и внесенные на их основании
корректировки в рекомендации наиболее целесообразного объединения
участников в пары наставник-наставляемый.
Среди оцениваемых результатов
 уровень сформированности гибких навыков;
 уровень профессионального выгорания;
 удовлетворенность профессией;
 психологический климат в педагогическом коллективе.

20

План реализации Программы 2023-2026 гг.
Ожидаемый
Показатели
результат
Ответственный
эффективности
(вид документа)
Организационно-методическое сопровождение деятельности
Формирование
заместитель
05.09.2023- Сформирована база Количество
базы
директора
по
участников,
30.09.2023 наставляемых
наставляемых из
УВР;
охваченных
числа
куратор
наставничества
обучающихся,
не менее 3% от
педагогов.
общего
количества
членов каждой
Целевой группы
3% от общего
Числа
обучающихся в
школе, 3% от
общего числа
педагогических
работников и
т.д.)
Формирование
Сформирован
3%
до
заместитель
перечня
организаций,
перечень
15.09.2023
директора по ВР
партнерских
предприятий
партнерских
организаций в
приняли участие
организаций
целях
в
привлечения их к
реализации
реализации
Целевой модели
наставничества,
программы
предоставив
(системы)
наставников
наставничества
Заключение
Соглашения с
Заключены
до
директор
соглашений с
соглашения с
20.09.2023 организациямиорганизациямиорганизациямипартнерами
партнерами по
партнерами по
внедрению
внедрению
целевой модели
целевой модели
наставничества
наставничества
Организация
по
Привлечено не
заместитель
обучения
отдельному менее 5 экспертов,
директора по
педагогических
сформированы
графику
УВР
работников,
группы
наставников в том
наставников для
числе с
обучения,
применением
проведено не менее
дистанционных
3
образовательных
образовательных
технологий
занятий для каждой
группы, оказаны
индивидуальные
Содержание

Сроки

21

Организация
общей встречи
потенциальных
наставников и
наставляемых в
формате
"нетворкинг"
(комплекс
упражнений на
знакомство,
взаимодействие и
коммуникацию)
Формирование
наставнических
пар или групп
Оформление
согласий на
обработку
персональных
данных
участников
Целевой модели
наставничества и
законных
представителей
обучающихся, не
достигших 14летнего возраста

в течение
всего
периода
реализации
ЦМН

Организация
работы
наставнических
пар или
групп:
- встречазнакомство;
- пробная встреча;
- встреча
планирование;
- совместная
работа наставника
и наставляемого в
соответствии с
разработанным
индивидуальным
планом;
- итоговая встреча

в течение
всего
периода
реализации
ЦМН

до
20.10.2023

Консультации
Организована
общая встреча в
формате
"нетворкинг",
проведено постанкетирование на
предмет
предпочитаемого
наставника и
наставляемого

Сформированы
наставнические
пары или группы

Реализация
мероприятий в
рамках
индивидуальных
планов

22

куратор

Оформлены
согласия на
обработку
персональных
данных у 100%
участников
(из общей базы)

участники
рабочей группы

заместитель
директора
УВР;
куратор

по

Проведены
участники
организационные
рабочей группы;
встречи,
директор
составлены
индивидуальные
планы
внутри каждой
наставнической
пары/группы.
Приказ по
образовательной
организации
об утверждении
индивидуальных
планов
Реализация
в течение Индивидуальные
участники
планы реализованы
индивидуальных
всего
рабочей группы
не
планов
периода
менее, чем на 90%,
ЦМН
участие в
реализации
приняло 100%
участников
Целевой
модели
наставничества
Организация
до
Организована
куратор
общей
25.12.2023 деловая игра для
заключительной
участников всех
встречи
наставнических
участников всех
пар/групп в
наставнических
формате деловой
пар/групп в
игры "Твой
формате деловой
результат – мои
игры "Твой
возможности",
результат – мои
участие в
возможности"
игре приняло не
менее 90%
участников
Программно-методическое сопровождение деятельности
Проведение
первых
организационных
встреч
внутри
наставнической
пары/группы
Утверждение
индивидуальных
планов

до
25.10.2023
до
25.10.2023

Разработка
программнометодических
материалов,
необходимых для
реализации
программы
(системы)
наставничества
для каждой из
наставнической
групп

до
25.10.2023

Программные,
методические и
дидактические
материалы

23

куратор;
заместитель
директора по
УВР

Разработка и
до
Распорядительные
заместитель
утверждение мер
30.09.2023 акты
директора по
по обеспечению
Положение
УВР;
доступности
Разработаны формы
куратор
программ
диагностической
наставничества
анкеты для каждой
для
сформированной
обучающихся с
особыми
образовательными
потребностями и
индивидуальными
возможностями
здоровья,
обучающихся,
проявивших
выдающиеся
способности,
обучающихся,
попавших в
трудную
жизненную
ситуацию, а также
обучающихся из
малоимущих
семей,
проживающих в
сельской
местности и на
труднодоступных
и отдаленных
территориях,
детей-сирот
(оставшихся без
попечения
родителей) исходя
из
индивидуальных
особенностей и
потребностей
наставляемого и
ресурсов
наставника для
последующего
мониторинга
эффективности
реализации
Целевой модели
наставничества
Аналитическое сопровождение деятельности, мониторинг

24

Анализ
полученных анкет
в ходе
информационной
кампании от
потенциальных
наставников и
наставляемых,
определение
запросов
наставляемых и
возможностей
наставников

до
10.10.2023

Проанализированы
анкеты, определены
запросы
наставляемых и
ресурсы
наставников,
проведены
собеседования с
наставниками и
наставляемыми с
привлечением
психологов и
специалистов
педагогическ
их
образовательных
организаций
высшего и
среднего
профессионал
ьного
образования,
выбраны
формы
наставничества

куратор

Анализ анкет,
заполненных
после
организации
общей встречи,
нетворкинга

до
20.10.2023

Анкеты
проанализированы,
сформированы
наставнические
пары/группы,
информирование
участников о
сформированных
парах/группах,
создание приказа
по
организации о
закреплении
наставнических
пар/группы
Диагностика
пройдена 100%
участников
Целевой модели
наставничества,
составлены
сравнительные
таблицы по
учеты изменений

Директор,
куратор

Организация
диагностики
компетенций,
возможностей
наставников
и
потребностей
наставляемых (по
специально
разработанной
форме)
Организация

1 раз в
квартал

25

куратор

диагностики
компетенций,
возможностей
наставников
и
потребностей
наставляемых (по
специально
разработанной
форме)
Осуществление
персонифицирова
нного учета
обучающихся,
молодых
специалистов и
педагогов,
участвующих в
программе
(системе)
наставничества

сентябрьдекабрь
2023

Внесение в формы
федерального
статистического
наблюдения
данных о
количестве
участников
программы
(системы)
наставничества и
предоставление
данных в РНЦ

до 10
января
2024 года

Заполнена форма
федерального
статистического
наблюдения
данных о
количестве
участников
программы
(системы)
наставничества и
предоставлена в
РНЦ
Информационное сопровождение деятельности

программист

Создание
специальных
рубрик в
официальной
группе с
социальной сети
"ВКонтакте" и на
официальном
сайте
образовательной
организации
Размещение
информации о
реализации
Целевой

до
01.10.2023

Ответственный
за
информационны
й обмен

Реестр учета
обучающихся,
молодых
специалистов и
педагогов,
участвующих
в программе
(системе)
наставничества

Создано не менее 2х специальных
рубрик,
сформирован
контент-план по
наполнению
данных рубрик
содержанием

в течение Не менее 5
публикаций на
всего
ресурсах
периода
реализации
ЦМН
26

социальный
педагог

Ответственный
за
информационны
й обмен

модели
наставничества на
информационных
ресурсах
образовательной
организации
Выступление на
педагогическом
совете с
презентацией о
реализации
Целевой модели
наставничества,
проведение
анкетирования

до
01.10.2023

Выступления на
родительских
собраниях с
презентацией о
реализации
Целевой модели
наставничества,
проведение
анкетирования

до
01.10.2023

Организация
тематических
классных часов в
формате кейссессии "Успех
каждого ребенка"
с целью
информирования
обучающихся о
реализации
Целевой модели
наставничества,
проведение
анкетирования

до
01.10.2023

Протоколы ШМО;
в
которых приняло
участие
не менее 90%
специалистов от
общего
количества
педагогов,
создан реестр
потенциальных
наставников из
числа специалистов
Общешкольное
родительское
собрание, в
котором приняло
участие не
менее 300
представителей
родительской
общественности,
создан реестр
потенциальных
наставников из
числа
родителей
обучающихся
школы

заместитель
директора по
УВР;
куратор

Количество
школьников,
принявших
участие в классных
часах не менее, чем
90% от общего
количества
обучающихся,
создан реестр
потенциальных
наставников из
числа
обучающихся
школы

заместитель
директора ВР;
куратор

27

заместитель
директора по
УВР;
куратор

Управление реализацией Целевой модели наставничеств на уровне образовательной
организации
Контроль
весь
Выполнено 100%
директор;
процедуры
период
позиций
заместитель
внедрения и
Дорожной карты
директора по
реализации
Реализовано 100%
УВР;
Целевой модели
мероприятий,
куратор
наставничества
закрепленных за
Контроль за
учреждением в
реализацией
весь период
установленные
мероприятий,
сроки
закрепленных за
учреждением в
установленные
сроки
Разработка
до
заместитель
Разработана
дорожной карты
25.12.2023 дорожная карта
директора по
внедрения
УВР;
методологии
куратор
(Целевой модели)
наставничества
обучающихся
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность по
общеобразовательн
ым,
дополнительным
общеобразовательн
ым и программам
среднего
профессиональног
о
образования
Создание условий
в течение Не менее 2
для участия
всего
представителей
представителей
периода
образовательной
образовательной
реализации организации
организации в
ЦМН
приняли
региональных и
участие в
всероссийских
региональных и
тематических
всероссийских
событиях/конкурс
тематических
ах/фестивалях
событиях/
конкурсах/фестива
лях
Обеспечение
Продолжение
Куратор;
психологического
поиска наставника
педагог сопровождения
не
психолог
наставляемым
сформировавшим
пару/группу
28

Проведение
октябрь
встречи
ежегодно
планирования
рабочего процесса
в рамках
программы
наставничества с
наставником и
наставляемым
Проведение
в течение
консультаций для
всего
наставников
периода
реализации
ЦМН
Проведение
май 2024 г.
групповой
ежегодно
заключительной
встречи всех пар
и групп
наставников и
наставляемых
Анализ
август
достигнутых
2026г.
результатов по
итогам
реализации
программы

Разработка плана
наставничества и
графика
проведения встреч

Куратор

Оказание помощи
наставникам

Куратор;
педагог психолог

Проведение
рефлексии

Куратор;
заместитель
директора по ВР

Определение
перспектив
дальнейшего
развития
наставничества,
обновление
программы

Куратор;
заместитель
директора по ВР

Использованные источники
1.
Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам
среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших
практик обмена опытом между обучающимися. ГБУДО «Центр эстетического
воспитания детей Нижегородской области» 2020 г.
2. Национальный ресурсный центр «Ментори», [электронный ресурс]
https://www.mentori.ru/new.
3. Методические рекомендации по внедрению целевой модели
наставничества в Нижегородской области, в части информирования
педагогического и родительского сообщества. Министерство образования,
науки и молодежной политики Нижегородской области 2020 г.

29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».