Отчет о результатах самообследования МБОУ СОШ № 4 за период с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435)478830,email: ou4laya@mail.ru
СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом
МБОУ СОШ №4
протокол от « _____» ________ 2024 г.

Директор МБОУ СОШ №4
__________ О.П. Толстоусова
введено в действие приказом
от «____» _______ 2024г. № ____

СОГЛАСОВАНО:
Советом школы
Протокол № ___ от «____» _______ 2024 г.

Отчет
о результатах самообследования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 4
за период с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Наименование образовательной Муниципальное бюджетное общеобразовательное
организации
учреждение средняя общеобразовательная школа
№ 4 (МБОУ СОШ № 4)
Руководитель

Толстоусова Оксана Петровна

Адрес организации

622933, Свердловская обл., Пригородный район, с.
Лая, ул. Зеленая площадь, 2

Телефон, факс

8 (3435) 47-88-30

Адрес электронной почты

ou4laya@mail.ru

Учредитель

Управление образования администрации
Горноуральского городского округа

Дата создания

1961 г.

Лицензия

№ 15352 от 26.12.2011 г.

Свидетельство о
государственной аккредитации

№ 8197 от 04.03.2015 г.

Основным видом деятельности МБОУ СОШ № 4 (далее – Школа)
является реализация общеобразовательных программ:

основной
образовательной
программы начального
общего
образования;

основной
образовательной
программы
основного
общего
образования;

основной образовательной программы среднего общего образования;

адаптированные образовательные программы;

дополнительное образование;

организация питания;

организация и обеспечение отдыха детей в каникулярное время;

организация подвоза детей от места проживания до места обучения и
обратно.
Школа расположена в сельской местности. Большинство семей
обучающихся проживают в частных домах: 79% − рядом со Школой, 21% −
в близлежащих населенных пунктах.
II. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Управление осуществляется
самоуправления.

на

принципах

единоначалия

и

Таблица 1. Органы управления в Школе

2

Наименование органа
Директор

Функции
Директор Учреждения:
- заключает от имени Учреждения договоры с
юридическими и физическими лицами в пределах
компетенции и финансовых средств, выделенных ему на
эти цели по плану финансово-хозяйственной
деятельности, и (или) средств, полученных от
приносящей доход деятельности; выдает доверенности;
- учитывает результаты аттестации при расстановке
кадров;
- издает приказы и распоряжения, обязательные для
исполнения всеми обучающимися и работниками
Учреждения, объявляет благодарности и налагает
взыскания на работников Учреждения;
- утверждает режим и календарные графики работы
Учреждения, расписания занятий обучающихся;
- несет персональную ответственность за ведение
работы по бронированию военнообязанных Учреждения,
осуществляет организацию обязательного учета
военнообязанных для предоставления отсрочки от
призыва на военную службу;
- обеспечивает разработку Устава Учреждения,
изменений (дополнений) к нему, новой редакции;
- утверждает локальные нормативные акты Учреждения;
- обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических,
противопожарных и других норм и правил по охране
труда и здоровья обучающихся и работников
Учреждения;
- обеспечивает развитие и укрепление учебноматериальной базы Учреждения;
- осуществляет контроль совместно с заместителями по
учебно-воспитательной работе за деятельностью
педагогов, в том числе, путем посещения уроков, всех
других видов учебных занятий и воспитательных
мероприятий;
- назначает руководителей методических объединений
по предметам;
- определяет состав, объем и порядок защиты сведений
конфиденциального характера, персональных данных
обучающихся, работников. Обеспечивает сохранность
конфиденциальной информации;
- соблюдает требования антикоррупционного
законодательства и сообщает Учредителю об обращении
к директору каких-либо лиц в целях склонения к
совершению коррупционных правонарушений, о
возникновении личной заинтересованности при
исполнении должностных обязанностей, которая
приводит или может привести к конфликту интересов, и
принимает меры по недопущению любой возможности
конфликта интересов вы порядке, определяемом
нормативными актами Учредителя;
3

- осуществляет иные полномочия, необходимые для
обеспечения нормального функционирования
Учреждения и выполнения требований действующего
законодательства РФ, за исключением полномочий,
отнесенных к компетенции Учредителя и коллегиальных
органов управления
Совет школы

Основными задачами являются:
- определение основных направлений развития
Учреждения;
- повышение эффективности финансово-экономической
деятельности Учреждения, стимулирования труда его
работников;
- содействие созданию в Учреждении оптимальных
условий и форм организации образовательной
деятельности;
- контроль за соблюдением надлежащих условий
обучения, воспитания и труда в Учреждении,
сохранения и укрепления здоровья обучающихся, за
целевым и рациональным расходованием финансовых
средств Учреждения;
- участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между
участниками образовательной деятельности в случаях,
когда это необходимо

Совет родителей

Осуществляет следующие полномочия:
- участвует в решении вопросов по организации и
совершенствованию образовательной деятельности;
- участвует в организации наставничества над
обучающимися и семьями, находящимся в социальноопасном положении;
- осуществляет помощь Учреждению в привлечении
родителей к непосредственному участию в
воспитательной работе с обучающимися во внеучебное
время;
- оказывает содействие Учреждению в работе по
профориентации обучающихся;
- оказывает помощь в организации и проведении
собраний, лекций, бесед для родителей по обмену
опытом в вопросах воспитания и обучения своих детей;
- рассмотрение иных вопросов, определенных
положением о Совете родителей

Педагогический совет

Компетенция педагогического совета:
- обсуждает и утверждает (согласовывает) планы работы
образовательной организации;
- осуществляет текущий контроль успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся;
- принимает решение о выдаче соответствующих
документов об образовании, о награждении
обучающихся;
- принимает решение о мерах педагогического и
дисциплинарного воздействия к обучающимся
(воспитанникам) в порядке, определенном ФЗ от
4

29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» и Уставом;
- принятие программы развития Учреждения, основных
образовательных программ соответствующего уровня
образования;
- иные вопросы в соответствии с законодательством РФ,
положением о педагогическом совете
Общее собрание
работников

Компетенция Общего собрания работников Учреждения:
- разработка и принятие Правил внутреннего трудового
распорядка, изменений и дополнений;
- принятие иных локальных актов, регламентирующих
деятельность Учреждения, предусмотренных настоящим
Уставом;
- контроль за выполнением настоящего Устава, внесение
предложений по устранению нарушений Устава;
- разрешение конфликтных ситуаций между
работниками и административным персоналом
Учреждения;
- контроль за своевременностью предоставления
отдельным категориям обучающихся дополнительных
льгот и видов материального обеспечения,
предусмотренных законодательством РФ и иными
нормативными актами;
- контроль за работой школьной столовой, в целях
охраны и укрепления здоровья детей и работников
Учреждения;
- возбуждения ходатайств о награждении работников
Учреждения всеми наградами в соответствии с
действующим законодательством;
- иные вопросы, в соответствии с законодательством РФ,
положением об общем собрании работников

Совет обучающихся

Компетенция Совета обучающихся:
- участие в разработке и обсуждении проектов
локальных нормативных актов, затрагивающих права и
законные интересы обучающихся Учреждения;
- подготовка и внесение предложений руководству
Учреждения по оптимизации образовательной
деятельности, организации быта и отдыха обучающихся;
- участие в разработке и реализации системы поощрений
обучающихся за достижения в разных сферах учебной и
внеучебной деятельности, в том числе принимающих
активное участие в деятельности совета обучающихся и
общественной жизни Учреждения;
- оказание содействия руководству Учреждения в
организации и проведении общественно-полезных дел,
коллективно-творческих дел, спортивных мероприятий;
- рассмотрение и обсуждение иных вопросов,
определенных Положением о Совете обучающихся

Для осуществления учебно-методической работы в Школе созданы
рабочие группы по направлениям:
5










«Знание: качество и объективность»
«Воспитание»
«Здоровье»
«Творчество»
«Профориентация»
«Учитель. Школьные команды»
«Школьный климат»
«Образовательная среда»
III. ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная деятельность организуется в соответствии:
 с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
 приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования» (далее – ФОП НОО);
 приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования» (далее – ФОП ООО);
 приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования» (далее – ФОП СОО);
 приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
 приказом Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
 приказом Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
 приказом Минобрнауки от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (действуют с 01.03.2021);
6

основными образовательными программами по уровням
образования, включая рабочие программы воспитания, учебные
планы, планы внеурочной деятельности, календарные учебные
графики, календарные планы воспитательной работы;
 расписанием занятий.
Учебные планы 1–4-х классов ориентированы на четырехлетний
нормативный срок освоения основной образовательной программы
начального общего образования (реализация обновленного ФГОС НОО и
ФОП НОО), 5-7-х и 8–9-х классов – на пятилетний нормативный срок
освоения основной образовательной программы основного общего
образования (реализация ФГОС ООО второго поколения и ФГОС-2021 и
ФОП ООО), 10–11-х классов – на двухлетний нормативный срок освоения
образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО и
ФОП СОО).
Форма обучения: очная.
Язык обучения: русский.


Таблица 2. Общая численность обучающихся, осваивающих образовательные
программы в 2023 году
Название образовательной программы

Численность
обучающихся

Основная образовательная программа начального общего
образования по ФГОС начального общего образования,
утвержденному приказом Минпросвещения России от 31.05.2021
г. № 286

69

Основная образовательная программа основного общего
образования по ФГОС основного общего образования,
утвержденному приказом Минпросвещения России от 31.05.2021
г. № 287

95

Основная образовательная программа среднего общего
образования по ФГОС среднего общего образования,
утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 г. № 413

6

Всего в 2023 году в образовательной организации получали
образование 170 обучающихся.
Школа реализует следующие образовательные программы:
 основная образовательная программа начального общего
образования по ФГОС начального общего образования,
утвержденному приказом
Минпросвещения
России
от
31.05.2021 г. № 286;
 основная образовательная программа основного общего
образования по ФГОС основного общего образования,
утвержденному приказом
Минпросвещения
России
от
31.05.2021 г. № 287;
7

 основная образовательная программа среднего общего
образования по ФГОС среднего общего образования,
утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 г. № 413;
 адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденная
Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599.
 дополнительные общеразвивающие программы.
Переход на обновленные ФГОС и реализация ФОП
Во втором полугодии 2022/23 учебного года школа проводила
подготовительную работу по внедрению с 1 сентября 2023 года
федеральных образовательных программ начального, основного и среднего
общего образования. МБОУ СОШ № 4 разработала и утвердила дорожную
карту, чтобы внедрить новые требования к образовательной деятельности.
В том числе определило сроки разработки основных общеобразовательных
программ – начального общего и основного общего образования в
соответствии с ФОП. Также школа вынесла на общественное обсуждение
перевод всех обучающихся на уровне начального общего и обучающихся
на уровне основного общего образования на обновленные ФГОС и
получило одобрение у 96 % участников обсуждения.
Деятельность рабочей группы в 2023 году по подготовке Школы
к переходу на обновленные ФГОС и внедрению ФОП можно оценить, как
хорошую: мероприятия дорожных карт по переходу на обновленные ФГОС
и внедрению ФОП реализованы на 100 %.
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Федеральным законом от
24.09.2022 г. № 371-ФЗ МБОУ СОШ № 4 приступила к реализации ООП
всех уровней образования в соответствии с ФОП. Школа разработала и
приняла на педагогическом совете (от 30.08.2023 г. протокол № 1) основные
общеобразовательные программы – начального общего, основного общего
и среднего общего образования, отвечающие требованиям федеральных
образовательных программ, а также определила направления работы с
участниками образовательных отношений для достижения планируемых
результатов.
В марте 2023 года МБОУ СОШ № 4 приняла решение о переходе на
обучение в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО всех классов.
Решение было принято педагогическим советом по следующим
основаниям:
 наличие соответствующих условий;
 согласие
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
С 1 сентября 2023 года осуществляется реализация ООП НОО и ООП
ООО по обновленным ФГОС во всех параллелях начального общего
образования и основного общего образования.
Внедрение Концепции информационной безопасности детей
8

С 1 сентября 2023 года МБОУ СОШ № 4 внедряет в образовательный
процесс Концепцию информационной безопасности детей.
С целью внедрения концепции разработан план, куда включены
мероприятия, которые помогут преподавать учебные предметы с учетом
новой концепции.
В соответствии с планом проведена ревизия рабочих программ
учебных предметов. В ходе ревизии скорректировали содержание рабочих
программ, чтобы обучить детей навыкам ответственного поведения в
цифровой среде.
Рабочими группами предложены темы по информационной
безопасности, которые можно включить в рабочие программы учебных
предметов «Информатика», «Русский язык», «География», «Технология».
Рабочие программы учебных предметов приведены в соответствие с
Концепцией информационной безопасности детей.
Разработаны и включены в тематическое планирования уроки
информационной безопасности и цифровой грамотности. Предусмотрены
мероприятия по изучению уровня информационной безопасности в школе,
изучению рисков. В календарный план воспитательной работы ООО в
модуле «Профилактика и безопасность» запланирован мониторинг рисков
информационной безопасности, включающий психолого-педагогическое
тестирование на выявление интернет-зависимости и игровой зависимости
обучающихся.
Применение ЭОР и ЦОР
В 2023 году была продолжена работа по внедрению цифровой
образовательной платформы ФГИС «Моя школа». МБОУ СОШ № 4
осуществляет реализацию образовательных программ с применением ЭОР,
включенных в федеральный перечень электронных образовательных
ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Минпросвещения от 02.08.2022 г.№ 653).
В связи с этим в 2022 году была проведена ревизия рабочих программ
на предмет соответствия ЭОР, указанных в тематическом планировании,
федеральному перечню (приказ Минпросвещения от 04.10.2023 г. № 738).
В ходе посещения уроков осуществлялся контроль использования ЭОР.
По итогам контроля установлено:
1.
Все рабочие программы учебных предметов содержат
ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных
образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования (приказ Минпросвещения от
04.10.2023 г. № 738).
9

2.
На уроках учителя используют ЭОР, включенные в
федеральный перечень электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего
образования (приказ Минпросвещения от 04.10.2023 г. № 738).
3.
Мероприятия по подключению к ФГИС «Моя школа» в
МБОУ СОШ № 4 выполнены не полностью. По состоянию на
31.12.2023 г. в МБОУ СОШ №4 обеспечено подключение к ФГИС
«Моя школа»:
 обучающихся – 43%;
 родителей – 22%;
 педагогических работников – 100 %.
Приняли участие в обучении по вопросам взаимодействия с ФГИС
«Моя школа» – 100 % педагогических работников школы.
Профили обучения
На 2023/24 год для обучающихся 10-х классов были сформированы три
профиля. Наибольшей популярностью пользовался универсальный
профиль.
Таблица 3. Профили и предметы на углубленном уровне
Профиль

Профильные предметы

Количество учащихся,
обучающихся по профилю в
2023/24 учебном году

Технологический

Математика. Информатика

1

Естественнонаучный

Биология. Химия

1

Универсальный

Математика. Иностранный
язык

4

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
Категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
которые обучаются в школе:
 с тяжелыми нарушениями речи – 1 (0,14%);
 с задержкой психического развития – 20 (11,6%);
 с умственной отсталостью - 3 (0,5%).
Школа реализует следующие АООП:
 адаптированная
основная
образовательная
программа
начального общего образования по ФГОС начального общего
образования, утвержденному приказом Минобрнауки от
06.10.2009 г. № 373;
 адаптированная основная образовательная программа основного
общего образования по ФГОС основного общего образования,
утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897;
10

 адаптированная основная общеобразовательная программа обра
зования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденная
Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599.
АООП разработаны в соответствии с ФГОС НОО, ООО ОВЗ и ФАОП
НОО, ООО.
В школе созданы специальные условия для получения образования
обучающимися с ОВЗ. Классы, группы для обучающихся с ОВЗ
скомплектованы в зависимости от категории обучающихся, вариантов
адаптированных основных образовательных программ и СанПиН:
общеобразовательные классы, где ребенок с ОВЗ обучается совместно с
обучающимися без ограничений возможностей здоровья по
индивидуальной адаптированной образовательной программе.
Разработана программа коррекционной работы, включающая
коррекционно-развивающие курсы, которые проводят учитель-логопед и
педагог-психолог. Применяются специальные методы, приемы и средства
обучения и коррекционно-логопедической работы, в том числе
специализированные компьютерные технологии, дидактические пособия,
визуальные средства, обеспечивающие реализацию «обходных путей»
коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающие контроль
за устной и письменной речью. В образовательном процессе ведется
тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью
смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного
анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов,
алгоритмов, образцов выполнения задания).
Внеурочная деятельность
Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям
ФГОС уровней общего образования. Структура рабочих программ
внеурочной деятельности соответствует требованиям стандартов к
структуре рабочих программ внеурочной деятельности.
Все рабочие программы имеют аннотации и размещены на
официальном сайте Школы.
Формы организации внеурочной деятельности включают: экскурсии,
факультативы, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,
олимпиады, проекты, соревнования, общественно-полезную практику,
интеллектуальные клубы, библиотечные вечера, конкурсы, викторины,
познавательные игры.
В планах внеурочной деятельности всех уровней образования
выделено направление – еженедельные информационно-просветительские
занятия патриотической, нравственной и экологической направленности
«Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» были
включены в планы внеурочной деятельности всех уровней образования в
объеме 34 часов.
11

Внеурочные занятия «Разговоры о важном» внесены в расписание и
проводятся
по
понедельникам
первым
уроком
еженедельно.
Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий
«Разговоры о важном» являются классные руководители.
С 1 сентября 2023 года в планы внеурочной деятельности ООП ООО
и СОО включено профориентационное внеурочное занятие «Россия – мои
горизонты». Занятия проводятся в 6–11-х классах по 1 часу в неделю по
четвергам.
Вывод. Планы внеурочной деятельности НОО, ООО и СОО
выполнены в полном объеме.
Воспитательная работа
Воспитательная работа в 2023 году осуществлялась в соответствии с
рабочими программами воспитания, которые были разработаны для
каждого уровня и включены в соответствующие ООП.
Воспитательная работа по рабочим программам воспитания
осуществляется по следующим модулям:
 инвариантные:
ФГОС
ФГОС-22
Школьный урок
Урочная деятельность
Курсы внеурочной
Внеурочная деятельность
деятельности
Классное руководство
Основные школьные дела
Внешкольные мероприятия
Организация предметнопространственной среды
«Работа с родителями»
Взаимодействие с родителями
(законными представителями)
Самоуправление
Профилактика и безопасность
Социальное партнерство
Профориентация


вариативные:
ФГОС
ФГОС-22
Детские общественные
Детские общественные
объединения
организации
Школьные медиа
Школьный театр
Школьный спортивный клуб
Добровольческая деятельность
Ключевые общешкольные дела
12

Организация предметноэстетической среды
Экскурсии, походы

-

Воспитательные события в школе проводятся в соответствии с
календарными планами воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Они
конкретизируют воспитательную работу модулей рабочей программы
воспитания по уровням образования. Виды и формы организации
совместной воспитательной деятельности педагогов, школьников и их
родителей разнообразны:
 коллективные школьные дела;
 акции;
 флешмобы;
 экскурсии;
 походы;
 посещение театров и кинотеатров;
 соревнования;
 веселые эстафеты;
 концерты;
 и т.п.
Анализ планов воспитательной работы 1–11-х классов показал следующие
результаты:
 планы воспитательной работы составлены с учетом возрастных
особенностей обучающихся;
 в планах воспитательной работы предусмотрены различные виды и
формы организации воспитательной работы по гражданскопатриотическому
воспитанию,
которые
направлены
на
всестороннее развитие личности обучающегося и расширение его
кругозора;
 наиболее активное участие педагогов, детей и родителей (законных
представителей) было в традиционных воспитательных событиях:
День Знаний (общешкольная линейка); День учителя: день
самоуправления, концерт-поздравление; Новогодний бал-маскарад
с представлением – сказкой; «Зарница» и «Зарничка»; праздничный
концерт «23+8»; акция «Окна Победы»; «Бессмертный полк»,
Малые олимпийские игры;
 наиболее активное участие в планировании и подготовке основных
школьных дел и событий принимали члены ученического
самоуправления, активисты РДШ (РДДМ). Уровень вовлеченности
обучающихся всех классов в школьные дела составил 76 %;
динамика по сравнению с прошлым учебным годом положительная
(рост на 5 %).
Посещенные классные мероприятия показывают, что в основном
классные руководители проводят классные мероприятия на достаточно
высоком уровне.
13

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся
МБОУ СОШ № 4 организуется в рамках реализации рабочей программы
воспитания через:
 гражданского правосознания;
 патриотизма и духовно-нравственных ценностей;
 экологической культуры как залога сохранения человечества и
окружающего мира;
 активной гражданской позиции через участие в школьном
самоуправлении.
В 2023 году в школе проведено 6 общешкольных мероприятий, 10
единых классных часов, 4 акции гражданско-патриотической
направленности.
В 2023 году в школе 8 обучающихся прошли регистрацию на сайте
Юнармии.
В 2023 году в школе создана первичная ячейка РДДМ «Движение
первых». В состав ячейки вошли 52 обучающихся 5-11-х классов.
Ответственным за работу первичного школьного отделения РДДМ
назначен советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями.
Деятельность первичного отделения осуществляется в рамках
вариативного модуля рабочей программы воспитания «Детские
общественные объединения». Конкретные воспитательные события, дела и
мероприятия отделения конкретизированы в календарном плане
воспитательной работы.
В 2023 году в члены первичной ячейки включались во Всероссийские
проекты РДДМ Акция «Подарок ветерану», посвященная Дню пожилого
человека,
Всероссийская
акция,
посвященная
Дню
учителя
«БлагоДАРИТЕльный марафон РДШ», Флешмоб ко Дню Народного
Единства, Акция «Крымские истории», Акция «Письмо солдату»,
Экологическая акция «Чистые улицы родному селу». В рамках акции
«Письмо солдату» обучающиеся отправили более двухсот писем
участникам СВО, в которые вложили открытки-поздравления с 23 февраля,
9 мая, Днём народного Единства, Новым годом.
В рамках реализации Федерального проекта «Успех каждого
ребенка» национального проекта «Образование» и в соответствии с
Методическими
рекомендациями
и
Порядком
реализации
профориентационного минимума в 2023/24 учебном году введен
профориентационный минимум для обучающихся 6–10-х классов.
В 2023/24 учебном году школа реализует профориентационный
минимум на основном уровне образования в полном объеме. План
мероприятий включает все необходимые мероприятия, предусмотренные
для основного уровня.
Для реализации программы основного уровня в МБОУ СОШ № 4 для
участия обучающихся 6–10-х классов в профориентационной деятельности
созданы следующие организационные и методические условия:
14

назначен ответственный по профориентации – заместитель
директора по воспитательной работе;
 определены
ответственные специалисты по организации
профориентационной работы – классные руководители 6–10-х
классов, педагог-психолог;
 специалисты по организации профориентационной работы прошли
инструктаж по организации и проведению профориентационной
работы объемом 6 академических часов;
 сформированы учебные группы для участия в профориентационных
мероприятиях из числа обучающихся 6–10-х классов;
 разработан план профориентационной работы с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей обучающихся.
Для реализации профориентационного минимума привлечены
партнеры: колледжи и техникумы г. Н. Тагила.
Формат привлечения партнеров к реализации профориентационного
минимума в 2023/24 учебном году:
 организация и проведение профессиональных проб на базе
организаций-партнеров;
 привлечение организаций-партнеров к участию в Дне профессии,
Дне открытых дверей, Дне выпускника;
 Совместные
мероприятия – круглые столы, мастерские,
интеллектуальные игры.
Мероприятиями для реализации профориентационного минимума
охвачены 100 % обучающихся 6–10-х классов.
В период с 01.09.2023 г. по 31.12.2023 г. в рамках
профориентационного минимума реализованы следующие мероприятия:


Дата

Мероприятие

Ответственный

01.09.2023

В расписании занятий внеурочной деятельности Заместитель
6–10-х классов предусмотрено проведение
директора по
профориентационных уроков еженедельно (по
УВР
четвергам, 1 час)

10.09.2023

Регистрация школы в проекте «Билет в
будущее» – зарегистрировано 45 обучающихся
8 и 9 классов

Заместитель
директора по ВР

18.09.2023

Проведено родительское собрание для
родителей (законных представителей)
обучающихся 6 – 10 классов

Заместитель
директора по ВР

20.09.2023

Обеспечена возможность участия в онлайндиагностике обучающихся 6–11-х классов.
Приняли участие в диагностике 90%
обучающихся 6–11-х классов

Педагогпсихолог,
классные
руководители

21.09.2023–
27.09.2023

Проведены групповые консультации с
обсуждением результатов онлайн-диагностики

Педагогпсихолог

15

с 01.09.2023 –
27.12.2023 (по
графику)

Организован просмотр и обсуждение онлайн
уроков «Шоу профессий»

классные
руководители

с 01.09.2023 –
27.12.2023 (по
графику)

Организовано посещение Дней открытых
дверей с проведением профпроб на базе
колледжей и техникумов г. Н-Тагила

Заместитель
директора по ВР

с 01.09.2023 –
27.12.2023 (по
графику)

Профориетационные встречи с обучающимися
профессиональных организаций «Студенты к
выпускникам школ»

Заместитель
директора по ВР

Эффективность воспитательной работы школы в 2023 году
оценивалась по результатам анкетирования обучающихся и их родителей,
анкетирования педагогов, а также по результатам оценки личностных
результатов школьников в динамике (по сравнению с предыдущим
периодом). На основании этих данных можно сделать вывод об
удовлетворительном уровне организации воспитательной работы школы в
2023 году.
Деятельность педагогического коллектива по воспитанию
осуществляется в соответствии с поставленными целью и задачами на
удовлетворительном уровне. Все запланированные мероприятия
реализованы в полном объеме.
Дополнительное образование
Охват дополнительным образованием в школе в 2023 году составил
100 %.
Во втором полугодии 2022/23 учебного года школа реализовывала 4
дополнительные общеразвивающие программы:
 физкультурно-спортивное («Волейбол», «Баскетбол», «Шашечный
всеобуч»);
 художественное (школьный театр «Нюанс»).
В первом полугодии 2023/24 учебного года школа реализовывала 9
дополнительных общеразвивающих программ:
 художественное
(«Эстрадный вокал», «Хор», «Игра на
синтезаторе», «Обучение игре на фортепиано», школьный театр
«Нюанс»);
 физкультурно-спортивное
(«Волейбол», «Баскетбол», «Роупскиппинг (спортивная скакалка)», «Софтбол», «Подвижные игры»,
«Легкая атлетика»).
Помимо этого, обучающиеся школы занимаются дополнительным
образованием вне школы: спортивный комплекс «Малахит» п.
Горноуральский (секции Лапта, Футбол), Черноисточинская школа
искусств (филиал п. Горноуральский): музыкальное отделение и
художественное отделение, а также ЦК Гоноуральский и Лайский:
танцевальные и вокальные студии.
В 2023 году школа включилась в проект Минпросвещения
«Школьный театр» (Сертификат № 23-1343067955, март 2023). В школе
16

организовано объединение дополнительного образования театральная
студия «Нюанс». Разработана программа дополнительного образования
театральной студии. Руководитель театральной студии – педагогорганизатор. Педагог имеет необходимую квалификацию, прошла
обучение по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации «Школьный театр». Составлены план и график проведения
занятий театральной студии. Созданы условия для организации
образовательного процесса: выделено помещение и специальное
оборудование – магнитофон с поддержкой mp3, мультимедиапроектор и
экран, компьютер с возможностью просмотра CD/DVD и выходом в
интернет.
В первом полугодии 2023/24 учебного года в театральной студии
занимались 30 обучающихся 1-10 классов (во втором полугодии 2022/2023
– 15 учеников). В студии занимаются 5 учеников, находящихся в трудной
жизненной ситуации и 5 учеников с ОВЗ.
Два года в рамках дополнительного образования в ОО организован
школьный спортивный клуб «Планета спорта» (свидетельство рег. № РФ
85-66-23133 от 23.12.2021 г.). В рамках клуба реализуются программы
дополнительного образования:
 волейбол – 2 группы;
 баскетбол – 1 группы;
 подвижные игры – 1 группа;
 легкая атлетика – 1 группа.
В объединениях клуба занято 80 обучающихся (50% обучающихся
школы).
Для успешной реализации проекта имеется необходимая
материально-техническая база:
 спортивный зал, использующийся для проведения спортивных
соревнований с участием школьников;
 музыкальная
аппаратура для проведения мероприятий и
организации общешкольных мероприятий (усилители звука,
колонки, музыкальный центр, микрофоны);
 коллекция
фонограмм и аудиозаписей для проведения
воспитательных мероприятий.
В 2023 году в рамках клуба проведены следующие спортивные
мероприятия:
№
п/п

Мероприятие

Место проведения

Сроки
проведения

Количество участников

1

Школьный этап
«Кросс Наций»

Спортивное поле

сентябрь

Обучающиеся 1–11
классов, 165 человека

2

Школьный
туристический
поход

территория села

сентябрь

1-11 классы, 165 человек

17

3

Веселые старты

Спортивный зал

ноябрь

Обучающиеся 1–4
классов, 4 команды по 8
человек от класса

4

Дни Здоровья

Здание школы,
территория школы,
территория села

октябрь,
обучающиеся 1-11 классов
январь, март

5

Военнопатриотические игры
«Зарничка» и
«Зарница»

Здание школы,
спортивный зал

февраль

обучающиеся 1-11 классов,
команды от каждого класса
по 8 человек (4 мальчика+4
девочки)

6

Лыжня России

Спортивное поле

февраль

1-11 классы, 165 человек

7

Шашечный турнир

Здание школы

февраль

1-11 классы, 50 человек

8

Эстафета на приз
Пригородной газеты

территория п.
Черноисточинск

апрель

8-11 классы, 8 человек

9

Малые олимпийские
игры

Спортивное поле

май

1-8, 10 класс, 140

Вывод: программы дополнительного образования выполнены в полном
объеме, повысился охват дополнительным образованием по сравнению с
2022 годом, благодаря увеличению общеразвивающих программ и введение
еще оного направления дополнительного образования. Исходя из
результатов анкетирования обучающихся и их родителей, качество
дополнительного образования существенно повысилось.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом
занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием
занятий, локальными нормативными актами Школы.
Начало учебного года – 1 сентября, окончание – 24 мая.
Продолжительность учебного года: 1-й класс – 33 недели, 2–8, 10-е
классы – 34 недели, 9-й класс – по окончании ГИА.
Продолжительность уроков – 40 минут.
Образовательная деятельность в Школе осуществляется по
пятидневной учебной неделе. Занятия проводятся в одну смену.
Таблица 4. Режим образовательной деятельности
Количество Продолжительность урока
Классы
смен
(минут)
1

1

Ступенчатый режим:
 35 минут
(сентябрь–
декабрь);
 40 минут
(январь–май)

Количество
учебных дней в
неделю

Количество
учебных недель в
году

5

33

18

2–10

1

40

5

34

Начало учебных занятий – 8 ч 30 мин.
V. СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Проведен анализ успеваемости и качества знаний по итогам
2022/23 учебного года. Статистические данные свидетельствуют об
успешном освоении обучающимися основных образовательных программ.
Таблица 5. Статистика показателей за 2022/23 год
№
п/п

1

2

3

4

2022/23
учебный
год

Параметры статистики
Количество детей, обучавшихся на конец учебного года (для
2022/23), в том числе:

160

– начальная школа

68

– основная школа

86

– средняя школа

6

Количество обучающихся, оставленных на повторное обучение:

4

– начальная школа

2

– основная школа

2

– средняя школа

–

Не получили аттестата:

4

– об основном общем образовании

4

– о среднем общем образовании

–

Окончили Школу с аттестатом особого образца:

1

– в основной школе

-

– в средней школе

1

Приведенная статистика показывает, что процент успешного освоения
основных образовательных программ сохраняется, при этом растет
количество обучающихся Школы.
Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества
знаний
Таблица 6. Результаты освоения учащимися программы начального общего
образования по показателю «успеваемость» в 2023 году
Клас
сы

Из них
успевают

Окончили год

Не успевают

Оставлены
на
19

Всего
учащи
хся

повторный
год
обучения
Всего
Количе
ство

%

с
отметк
ами
«4» и
«5»

%

с
% Количе
отметк
ство
ами
«5»

2

16

15

87,
5

9

56,
25

0

0

1

3

23

23

10
0

9

39

1

4,
3

0

4

16

13

81,
25

5

31,
25

0

0

Итог
о

55

51

89,
6

23

42

1

1,
8

% н/ % Количе %
а
ство

6,2 0 0
5

0

0

0 0

0

0

3

18, 0 0
75

2

12
,5

4

7,3 0 0

2

3,
6

0

Если сравнить результаты освоения обучающимися программы начального
общего образования по показателю «успеваемость» в 2023 году с
результатами освоения учащимися программы начального общего
образования по показателю «успеваемость» в 2022 году, то можно
отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», вырос на 2 % (в
2022 г. был 40%), процент учащихся, окончивших на «5», снизился на 5,2%
(в 2022 г. был 7%).
Таблица 7. Результаты освоения учащимися программы основного общего
образования по показателю «успеваемость» в 2023 году
Клас Всего
сы учащи
хся

Из них
успевают

Окончили год

Не успевают

Оставлены
на
повторный
год
обучения

Всего
Количе %
с
%
с
% Количе % н/ % Количе %
ство
отметк
отметк
ство
а
ство
ами
ами
«4» и
«5»
«5»
5

10

10

10
0

4

40

0

0

0

0

0 0

0

0

6

21

20

95
,2

4

19

0

0

1

4,
8

0 0

1

4,
8

7

25

23

92

2

8

0

0

1

4

1 4

1

4
20

8

17

15

88

5

29
,4

0

0

2

11 0 0
,8

0

0

9

10

10

10
0

0

0

0

0

0

0

0 0

0

0

Итог
о

83

78

94

15

18

0

0

4

4,
8

1 1,
2

2

2,
4

Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что в 2023 году
процент учащихся, окончивших на «4» и «5», понизился на 5 % (в 2022 г.
был 23%), процент учащихся, окончивших на «5», понизился до 0 (в 2022 г.
– 3%).
Таблица 8. Результаты освоения учащимися программы среднего общего
образования по показателю «успеваемость» в 2023 году
Клас Всего
сы учащи
хся

Из них
успевают

Окончили год

Не успевают

Оставлены
на
повторный
год
обучения

Всего
Количе %
с
ство
отметк
ами
«4» и
«5»

%

с
%
отметк
ами
«5»

Количе % н/ % Количе %
ство
а
ство

11

6

6

10
0

4

66,
7

2

33,
3

0

0 0 0

0

0

Итог
о

6

6

10
0

4

66,
7

2

33,
3

0

0 0 0

0

0

Результаты освоения учащимися программы среднего общего образования
по показателю «успеваемость» в 2023 учебном году выросли на 21,7 % (в
2022 г. количество обучающихся, которые окончили полугодие на «4» и
«5», было 45%), процент учащихся, окончивших на «5», повысился на 6,3%
(в 2022 г. было 27%).
Результаты ГИА-2023
В 2023 году ГИА прошла в обычном формате в соответствии с
Порядками ГИА-9 и ГИА-11. Девятиклассники сдавали ОГЭ по русскому
языку и математике, а также по двум предметам на выбор.
Одиннадцатиклассники сдавали ЕГЭ по двум обязательным предметам –
русскому языку и математике – и при желании по предметам по выбору.
Таблица 9. Общая численность выпускников 2022/23 учебного года
21

9-й
класс

11-й
класс

Общее количество выпускников

12

6

Количество обучающихся на семейном образовании

0

0

Количество обучающихся с ОВЗ

2

0

Количество обучающихся, получивших «зачет» за итоговое
собеседование/сочинение

12

6

Количество обучающихся, не допущенных к ГИА

0

0

Количество обучающихся, проходивших процедуру ГИА

12

6

Количество обучающихся, сдававших ГИА в форме промежуточной
аттестации

0

0

Количество обучающихся, получивших аттестат

8

6

ГИА в 9 классе
В 2022/23 учебном году одним из условий допуска обучающихся 9-х
классов к
ГИА
было
получение
«зачета»
за итоговое
собеседование. Испытание прошло 08.02.2023 г. в очном формате. В
итоговом собеседовании приняли участие 10 обучающихся (100%). Еще 2
обучающихся имели «зачтено» по итогам прошлых лет. Все участники
получили «зачет».
В 2023 году 10 девятиклассников сдавали ГИА в форме ОГЭ, 2
человека – в форме ГВЭ.
Таблица 10. Результаты ОГЭ по обязательным предметам
Учебный
год

Математика

Русский язык

Успеваемость Качество Средний Успеваемость Качество Средний
балл
балл

2020/2021

100

17

12

100

70

24

2021/2022

83

10

10

100

53

24

2022/2023

66,7

8,3

9

100

50

20

Таблица 11. Результаты ОГЭ в 9 классе (предметы по выбору)
Предмет

Количество обучающихся Качество

Средний
Успеваемость
балл

Биология

1

100

40

100

Информатика и ИКТ

7

14,3

6

57
22

География

7

14,3

15

71,4

Химия

1

100

32

100

Не все девятиклассники Школы успешно закончили 2022/23 учебный
год и получили аттестаты об основном общем образовании. Четверо
обучающихся прошли ГИА с неудовлетворительными результатами.
Аттестат с отличием не получил никто.
Таблица 12. Итоговые результаты выпускников на уровне основного общего
образования за три последних года
2020/21
Критерии

Кол- %
во

2021/22

2022/23

Колво

%

Колво

%

Количество выпускников 9-х классов всего

10

100

12

100

12

100

Количество выпускников 9-х классов,
успевающих по итогам учебного года на «5»

0

0

0

0

0

0

Количество выпускников 9-х классов,
успевающих по итогам учебного года на «4»
и «5»

4

40

1

8

0

0

Количество выпускников 9-х классов,
допущенных к государственной (итоговой)
аттестации

10

100

12

100

12

100

Количество выпускников 9-х классов, не
допущенных к государственной (итоговой)
аттестации

0

0

0

0

0

0

ГИА в 11 классе
В 2022/23 учебном году одним из условий допуска обучающихся 11
класса к ГИА было получение «зачета» за итоговое сочинение. Выпускники
2022/23 года писали итоговое сочинение 7 декабря 2022 года. В итоговом
сочинении приняли участие 6 обучающихся (100%), по результатам
проверки все обучающиеся получили «зачет».
В 2023 году все выпускники 11 класса (6 человек) были допущены и
успешно сдали ГИА. Все обучающиеся сдавали ГИА в форме ЕГЭ.
В 2023 году все выпускники сдавали ЕГЭ по математике на базовом
уровне. Результаты представлены в таблице.
Таблица 13. Результаты ГИА-11 по базовой математике 2023 году
Критерии

Математика (базовый
уровень)

23

Количество обучающихся, которые сдавали математику на
базовом уровне

6

Средний балл

4

Количество обучающихся, получивших высокие баллы,
отметку «5» по пятибалльной системе

3

Процент обучающихся, получивших высокие баллы, отметку
«5» по пятибалльной системе

50

ЕГЭ по русскому языку сдавали 6 обучающихся. Все выпускники 11
класса
успешно
справились
с
экзаменом.
Высокие баллы
получил 1 обучающийся (16,7%).
Таблица 14. Результаты ЕГЭ по русскому языку
Критерии

Русский
язык

Количество обучающихся

6

Количество обучающихся, которые не набрали минимальное количество
баллов

0

Количество обучающихся, которые получили высокие баллы (от 80 до 100)

1

Средний балл

64

Средний тестовый балл

34

Согласно результатам ЕГЭ, успеваемость составила 100 %. Качество
сдачи экзаменов и средний балл свидетельствуют о том, что уровень знаний
обучающихся выше среднего по всем предметам.
Таблица 15. Результаты ЕГЭ в 2023 году
Учебные предметы

Количество
участников ЕГЭ

Качество

Средний
Успеваемость
балл

Русский язык

6

50

64

100

Математика (базовый
уровень)

6

100

4

100

Химия

1

100

68

100

Биология

1

100

73

100

Обществознание

4

77

50

100

География

2

50

51

100

Все выпускники 11 класса успешно завершили учебный год и
получили аттестаты. Количество обучающихся, получивших в
2022/23 учебном году аттестат о среднем общем образовании с отличием и
медаль «За особые успехи в учении» – 1 человек, что составило 16,7 % от
общей численности выпускников 2023 года.
24

Таблица 16. Количество медалистов за последние пять лет
Медаль «За особые успехи в учении»
2019

2020

2021

2022

2023

0

0

1

0

1

Таблица 17. Получили медаль «За особые успехи в учении» в 2022–2023 учебном году
№ п/п Ф. И. О. выпускника
1

Класс Классный руководитель

Новикова Дарья Сергеевна

11

Андреева Ирина Михайловна

Результаты ВПР
Русский язык
4 класс
Понизили оценку
Подтвердили оценку
Повысили оценку
Всего
5 класс
Понизили оценку
Подтвердили оценку
Повысили оценку
Всего
6 класс
Понизили оценку
Подтвердили оценку
Повысили оценку
Всего
7 класс
Понизили оценку
Подтвердили оценку
Повысили оценку
Всего
8 класс
Понизили оценку
Подтвердили оценку
Повысили оценку
Всего

Количество учащихся
4
5
1
10

%
40%
50%
10%

Количество учащихся
6
2
1
9

%
66,7%
22%
11%

Количество учащихся
5
13
2
20

%
25%
65%
10%

Количество учащихся
8
9
3
20

%
40%
45%
15%

Количество учащихся
13
3
0
16

%
81,25%
18,75%
0%

По итогам проверочной работы выявлена объективная индивидуальная
оценка учебных достижений каждого обучающегося за прошлый год,
25

выяснены причины потери знаний, намечены меры по устранению
выявленных пробелов.
У некоторых учащихся хорошо развиты умения: находить часть числа и
число по его части; оценивать размеры реальных объектов окружающего
мира; извлекать информацию, представленную в таблицах и диаграммах;
сравнивать
обыкновенные
дроби;
умение
находить значение
арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными
числами, содержащего скобки.
Вызвали затруднения логические задачи, текстовые задачи на проценты,
умение применять геометрические представления при решении
практических задач, а также на проверку навыков геометрических,
неправильно использовали свойства чисел и правила действий со
смешанными числами при выполнении вычислений.
Недостаточно развиты регулятивные и познавательные УУД
(использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой
ситуации, осуществлять речевой самоконтроль, создавать устные и
письменные высказывания, проводить самостоятельный поиск текстовой и
нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную
информацию; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и
письма).
Математика
4 класс
Понизили оценку
Подтвердили оценку
Повысили оценку
Всего
5 класс
Понизили оценку
Подтвердили оценку
Повысили оценку
Всего
6 класс
Понизили оценку
Подтвердили оценку
Повысили оценку
Всего
7 класс
Понизили оценку
Подтвердили оценку
Повысили оценку
Всего
8 класс
Понизили оценку
Подтвердили оценку

Количество учащихся
2
6
2
10

%
20%
60%
20%

Количество учащихся
6
3
0
9

%
66,7%
33,3%
0%

Количество учащихся
9
11
0
20

%
45%
55%
0%

Количество учащихся
13
7
0
20

%
65%
35%
0%

Количество учащихся
11
5

%
68,75%
31,25%
26

Повысили оценку
Всего

0
16

0%

Полученные результаты ВПР по математике указывают на пробелы в
знаниях, умениях и навыках учащихся, которые должны формироваться в
курсе математики начальной и основной школы. К ним относятся умение
выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические
действия с числами, в том числе порядок действий, сравнивать числа,
решать элементарные задачи, уметь использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить
и исследовать простейшие математические модели.
Общие выводы:
По результатам ВПР по всем предметам видно, что в большинство
обучающиеся понизили отметки. Причины данного факта в следующем:
 отсутствие дифференцированной работы с обучающимися;
 недостаточный уровень сформированности навыков самоконтроля,
включая
навыки
внимательного
прочтения
текста
задания,
предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки.
Результаты проведенного анализа заставляют еще раз указать на
необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения:
необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого
обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать.
Основная часть педагогов используются оценочные процедуры,
ориентированные на традиционную парадигму.
По итогам ВПР-2023 были проведены следующие мероприятия:
1.
Рассмотрены результаты ВПР на педагогическом совете.
2.
Спланирована система мер по повышению качества образования.
3. Спланирована индивидуальная работа по оказанию методической
помощи педагогам, обучающиеся которых продемонстрировали низкие
результаты.
4.
Сформирован список обучающихся «группы риска» и
спланировано проведение индивидуальных дополнительных занятий по
устранению пробелов в знаниях, обучающихся.
5. Скорректированы содержание, технологии обучения в
соответствии с выявленными затруднениями.
Активность и результативность участия в олимпиадах
В 2023 году проанализированы результаты участия обучающихся
Школы в олимпиадах и конкурсах всероссийского, регионального,
муниципального и школьного уровней.
В 2023/24 году в рамках ВсОШ прошли школьный и муниципальный
этапы. Сравнивая результаты двух этапов с результатами аналогичных
этапов, которые прошли осенью 2022 года, можно сделать вывод, что
количественные показатели не изменились, а качественные – стали выше на
5 %.
В 2023 году был проанализирован объем участников конкурсных
мероприятий разных уровней. Дистанционные формы работы с учащимися,
27

создание условий для проявления их познавательной активности позволили
принимать активное участие в дистанционных конкурсах регионального,
всероссийского и международного уровней. Результат – положительная
динамика участия в олимпиадах и конкурсах, привлечение к участию в
интеллектуальных соревнованиях большего количества обучающихся
Школы.
Диаграмма по результатам участия школьников во ВсОШ

11

33

Призеры школьного этапа

Призеры муниципального этапа

VI. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ
Таблица 21. Востребованность выпускников
Основное общее образование

Среднее общее образование

Переш
Перешли
Поступил
ли в
Устро
Год
в 10-й
Поступили в
Посту
ив
Все
10-й
ились
выпуска
класс
профессиональ Всего пили в професси
го класс
на
другой
ную ОО
вузы ональную
Школ
работу
ОО
ОО
ы

Пошли на
срочную
службу по
призыву

2021

10

5

0

5

0

0

0

0

0

2022

12

0

2

8

5

3

2

0

0

2023

8

4

0

4

6

2

3

1

0

Основное общее образование получили 8 человек (100%), из них
поступили в образовательные учреждения:
- 2 человека в ГАПОУ СО «Высокогорский многопрофильный
техникум» по профессиям: сварщик (ручной и частично механизированной
сварки (наплавки) и мастер сельскохозяйственного производства;

28

- 1 человек в ГАПОУ СО «Нижнетагильский горно-металлургический
колледж имени Е.А. и М.Е.Черепановых» по профессии сварщик (ручной и
частично механизированной сварки (наплавки);
- 1 человек в ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический
колледж» по специальности «Физическая культура».
Три выпускника (75%) поступили в образовательные учреждения
на очную форму обучения на бюджетные места, один выпускник поступил
в образовательное учреждение на платной основе (25%). 4 человека (50%)
продолжили обучение в 10 классе МБОУ СОШ № 4.
Основное среднее образование получили 6 человек (100%), из них
поступили в ВУЗ два человека (34%):
- 1 человек (17%) в ФГАОУ ВО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет», (РГППУ), филиал РГППУ
в г. Нижний Тагил по профессии учитель начальных классов;
- 1 человек (17%) в ФГБОУ ВО «Уральский государственный
медицинский университет» в г. Екатеринбург по специальности «Лечебное
дело».
Три выпускника 11 класса (50%) поступили в учреждения среднего
профессионального образования:
- 2 человека (67%) в ГАПОУ СО «Нижнетагильский торговоэкономический колледж», по специальности «Коммерция»;
- 1 человек (33%) в ГАПОУ СО «Нижнетагильский государственный
профессиональный колледж имени Н.А. Демидова» по специальности
«Право и организация социального обеспечения».
Все выпускники (100%) поступили в образовательные учреждения на
очную форму обучения на бюджетные места.
VII. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Деятельность по оценке качества образования в МБОУ СОШ № 4 в
2023 году организовывалась на основании Положения о внутренней
системе оценки качества образования (ВСОКО) и в соответствии с Планами
ВСОКО на 2022/23 и 2023/24 учебные годы.
Внутренняя система оценки качества образования Школы
ориентирована на решение следующих задач:
 систематическое отслеживание и анализ состояния системы
образования в образовательной организации для принятия обоснованных
и своевременных управленческих решений, направленных на повышение
качества образовательной деятельности и достижение планируемых
результатов;
 максимальное устранение эффекта неполноты и неточности
информации о качестве образования как на этапе планирования
достижения образовательных результатов, так и на этапе оценки
эффективности образовательной деятельности по достижению
соответствующего качества образования.
29

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
МБОУ СОШ № 4 являются:
 оценка образовательных достижений обучающихся на различных
этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а
также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной
организации,
мониторинговых
исследований
муниципального,
регионального и федерального уровней;
 оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа
аттестационных процедур;
 оценка результатов деятельности образовательной организации как
основа аккредитационных процедур.
Объектами процедуры оценки качества образовательных результатов
обучающихся являются:
 личностные результаты;
 метапредметные результаты;
 предметные результаты;
 участие и результативность в школьных, областных и других
предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
 анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников.
Основными процедурами оценки образовательных достижений
обучающихся являются: стартовая и входная диагностики, текущая и
тематическая оценка, портфолио, внутришкольный мониторинг
образовательных достижений, промежуточная и итоговая аттестацию
обучающихся.
Содержание процедуры оценки качества условий образовательной
деятельности включает в себя:
 исследование
удовлетворенности
родителей
(законных
представителей) качеством образовательного процесса и качеством
условий;
 программно-информационное обеспечение, наличие школьного
сайта, регулярное пополнение и эффективность его использования в
учебном процессе;
 оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием,
средствами обучения и мебелью;
 обеспеченность методической и учебной литературой;
 диагностику уровня тревожности обучающихся в 1-м, 5-м и 10-м
классах в период адаптации;
 оценку количества обучающихся на всех уровнях образования и
сохранения контингента обучающихся;
 оценку кадровых условий реализации образовательной программы
(аттестация педагогов, готовность к повышению педагогического
мастерства, знание и использование современных методик и технологий,
подготовка и участие в качестве экспертов ЕГЭ, ОГЭ, аттестационных
комиссий, жюри, участие в профессиональных конкурсах);
 использование социальной сферы микрорайона и города.
30

Основными методами оценки качества условий образовательной
деятельности являются экспертиза, мониторинг, анализ и анкетирование.
Исследование удовлетворенности родителей (законных
представителей) качеством образовательного процесса и качеством
условий
С целью определения степени удовлетворенности родителей
(законных представителей) обучающихся качеством предоставления
образовательных услуг и выявления проблем, влияющих на качество
предоставления образовательных услуг Школой, был организован онлайнопрос, в котором принял участие 98 респондентов (82% от общего числа
родителей 1–10-х классов).
Метод исследования: анкетный опрос. Сроки проведения
анкетирования: сентябрь 2023 года.
Результаты исследования представлены ниже:
1.
Качество образовательного процесса – 98,3%.
2.
Условия и оснащенность ОО – 100%.
3.
Психологический комфорт в ОО – 92,8%.
4.
Деятельность администрации – 90,3%.
VIII. КАЧЕСТВО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе
проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой –
обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения
численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с
потребностями Школы и требованиями действующего законодательства.
Основные принципы кадровой политики направлены:
- на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
- создание квалифицированного коллектива, способного работать в
современных условиях;
- повышение уровня квалификации персонала.
На период самообследования в школе работают 24 педагога.
1. В 2022 году анализ занятий урочной и внеурочной деятельности
показал, что 2% педагогов начальной, 4% – основной, 5% – средней школы
нуждались в совершенствовании ИКТ-компетенций, а 7% от числа всех
учителей считали, что им не хватает компетенций для реализации ФГОС2021.
Аналогичное исследование в 2023 году показало, что за год данные
значительно улучшились: 2% педагогов основной школы нуждаются в
совершенствовании ИКТ-компетенций, и все учителя считают, что им
хватает компетенций для реализации ФГОС. При этом стоит отметить, что
среди учителей, испытывающих трудности в работе по ФГОС-2021, – вновь
поступившие на работу в МБОУ СОШ № 4.
Общие данные о компетенциях педагогов, которые работают по
ФГОС-2021, представлены в диаграмме ниже.
31

4

2

18

Дефицит компетенций

Средний уровень компетенций

Высокий уровень компетенций

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о росте
профессиональных компетенций учителей, эффективной работе с кадрами
и выбранными дополнительными профессиональными программами
повышения квалификации по реализации ФГОС-2021, совершенствованию
ИКТ-компетенций.
2. Анализ условий реализации программы начального общего
образования и основного общего образования в части формирования
функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные
задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных
предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности),
включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром
и дальнейшему успешному образованию, показал достаточную готовность
педагогических кадров. Так, 100% педагогов понимают значимость
применения такого формата заданий, 75% – не испытывают затруднений в
подборе заданий, 25% педагогов планируют применение данных заданий
после прохождения соответствующего обучения. В связи с обязательным
обеспечением условий формирования функциональной грамотности в план
непрерывного профессионального образования педагогических кадров
МБОУ СОШ № 4 включены мероприятия по оценке и формированию
функциональной грамотности в рамках внутриорганизационного обучения
и организации обучения по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации педагогов предметных и
метапредметных профессиональных объединений.
3. Анализ кадрового потенциала МБОУ СОШ № 4 для внедрения
требований обновленного ФГОС основного общего образования в части
обеспечения углубленного изучения учебных предметов с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся показывает, что 23%
педагогов не имеют опыта преподавания предметов на профильном уровне
в рамках среднего общего образования. В связи с чем принято решение о
32

планировании адресной подготовки педагогов по выбранным
обучающимися учебным предметам для углубленного изучения на уровне
основного общего образования, развитии системы наставничества и работы
в парах.
4. С целью внедрения ФОП в план непрерывного профессионального
образования педагогических и управленческих кадров в МБОУ СОШ № 4
на 2024-й год внесены мероприятия по повышению профессиональных
компетенций педагогов для работы по федеральными рабочими
программами. Запланировано повышение квалификации педагогов для
успешного внедрения федеральных образовательных программ в школах.
5. В 2023 году активность учителей в профессиональных конкурсах
снизилась на 3%. Участие в профессиональных конкурсах федерального,
регионального и муниципального уровней приняли участие 3 (12,5%)
педагога.
IX. КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Анализ применения ЭСО в МБОУ СОШ № 4 при реализации основной
образовательной программы начального общего образования показывает,
что обеспеченность доступа к печатным и электронным образовательным
ресурсам (ЭОР) в МБОУ СОШ № 4 составляет 100%. В образовательном
процессе используются ЭОР, включенные в федеральный перечень
электронных
образовательных
ресурсов,
утвержденный приказом
Минпросвещения от 02.08.2022 г. № 653.
Итоги аттестации педагогических кадров в 2023 году
Аттестация педагогов МБОУ СОШ № 4 в 2023 году учебном году
проходила в целях подтверждения соответствия занимаемой должности и в
целях установления квалификационной категории. В ходе аттестации была
обеспечена публичность представления результатов деятельности
педагогов:
 через выступления на педагогических советах;
 открытые уроки, воспитательные мероприятия.
По итогам 2023 года в процедуре аттестации на соответствие
занимаемой должности приняли участие 4 педагогов.
Заявление на аттестацию в целях соответствия квалификационной
категории подали 2 педагога на высшую квалификационную категорию
(приказ о присвоении ВКК от 30.01.2024 года).
Таким образом, по итогам 2023 года имеют актуальные результаты
прохождения аттестации:
 2 педагога – высшую квалификационную категорию;
 16 педагогов – первую квалификационную категорию (из них
2 подали заявление на ВКК);
 4 педагога – аттестованы на соответствие занимаемой
должности;
 7 педагогов – без квалификационной категории (период
работы в ОО менее 2 лет).

33

X. КАЧЕСТВО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Общая характеристика:
объём библиотечного фонда - 6746 экземпляров;
объём учебного фонда
- 1071 экземпляров;
книгообеспеченность
- 100 процентов;
обращаемость
- 0,50 экземпляров в год;
Фонд библиотеки формируется за счёт областного бюджета.
Таблица 22. Состав фонда и его использование
№
п/п

Вид литературы

Количество единиц в
фонде

1.
2.
3.

Учебная
Художественная
Справочная

1371
4905
451

Сколько
экземпляров
выдавалось за год
2839
495
50

В фонде дополнительной литературы имеется:
 отечественная и зарубежная художественная литература;
 классическая и современная художественная литература;
 научно – популярная и научно – техническая литература;
 издания по изобразительному искусству, музыке, физической
культуре и спорту, экологии, правилам поведения на дорогах;
 собрание словарей, энциклопедий;
 литература по социальному и профессиональному самоопределению
обучающихся;
 электронные образовательные ресурсы – 19 дисков;
 сетевые образовательные ресурсы - https://resh.ebu.ru/, https://uchi.ru/,
 электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
Образовательные программы, реализуемые в МБОУ СОШ № 4,
обеспечены традиционными и современными электронными учебными
средствами
обучения.
Оснащение
образовательного
процесса
соответствует
требованиям
федерального
государственного
образовательного стандарта.
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными
изданиями определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в
печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения
программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому
учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана
основной образовательной программы;
В соответствии с требованиями ФГОС фонд ежегодно пополняется
учебной литературой.
Таблица 23. Информация о поступивших учебниках
34

Учебный год
Учебники

2021
670

2022
74

2023
398

Фонд библиотеки соответствует требованиям. В 2023 году была начата
работа по переходу на новый федеральный перечень учебников,
утверждённый приказом Минпросвещения от 21.09.2022 г. № 858.
Подготовлен перспективный перечень учебников, который Школе
необходимо закупить до сентября 2023 года.
В 2023 году обновился фонд художественной литературы на 505
экземпляров, но отсутствует финансирование библиотеки на закупку
периодических изданий.
Средний уровень посещаемости библиотеки - 10 человек в день. В
библиотеке постоянно оформляются информационные и книжные
выставки, проводятся библиотечные уроки в соответствии с планом работы.
В библиотеке имеется читальный зал на (4 посадочных места), 2
персональных компьютера, принтер. Стационарный компьютер библиотеки
имеет выход в Интернет. Подключение к НЭБ.
XI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Материально-техническое
обеспечение
Школы
позволяет
реализовывать в полной мере образовательные программы. В Школе
оборудованы 14 учебных кабинетов, 13 из них оснащены современной
мультимедийной техникой, в том числе:
 лаборатория по физике и химии;
 лаборатория по биологии;
 компьютерный класс;
 столярная мастерская;
 кабинет технологии для девочек (кабинет домоводства и швейная
мастерская;
 кабинет ОБЖ (оборудован тренажерами «Максим», «Лазерный тир»
и др.);
 лабораторные комплексы по предметам учебного плана НОО и ООО;
 компьютерные мобильные классы.
На первом этаже здания оборудованы спортивный и актовый залы, а
также столовая и пищеблок.
Анализ данных, полученных в результате опроса педагогов на конец
2023 года показывает, что материально-техническое оснащение МБОУ
СОШ № 4 позволяет обеспечить реализацию основных образовательных
программ в том числе с применением дистанционных образовательных
технологий на уровне начального общего, основного общего и среднего
общего образования на 100%.
При этом полный анализ оснащенности кабинетов согласно
требованиям нового ФГОС основного общего образования по всем
предметным областям показал полное оснащение комплектами наглядных
пособий, карт, учебных макетов, специального оборудования, которые
35

обеспечивают развитие компетенций в соответствии с программой
основного общего образования.

36

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Данные приведены по состоянию на 31 декабря 2023 года
Показатели

Единица
Количество
измерения

Образовательная деятельность
Общая численность учащихся

человек

170

Численность учащихся по образовательной
программе начального общего образования

человек

69

Численность учащихся по образовательной
программе основного общего образования

человек

95

Численность учащихся по образовательной программе
среднего общего образования

человек

6

человек
(процент)

21 (12%)

Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по русскому
языку

балл

4

Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по
математике

балл

2,6

Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому
языку

балл

64

Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по
математике

балл

4

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса,
которые получили неудовлетворительные результаты на
ГИА по русскому языку, от общей численности
выпускников 9-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса,
которые получили неудовлетворительные результаты на
ГИА по математике, от общей численности выпускников
9-го класса

человек
(процент)

3 (25%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса,
которые получили результаты ниже установленного
минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку,
от общей численности выпускников 11-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса,
которые получили результаты ниже установленного
минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от
общей численности выпускников 11-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса,
которые не получили аттестаты, от общей численности
выпускников 9-го класса

человек
(процент)

4 (33,3%)

Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4»
и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей
численности обучающихся

37

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса,
которые не получили аттестаты, от общей численности
выпускников 11-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса,
которые получили аттестаты с отличием, от общей
численности выпускников 9-го класса

человек
(процент)

0 (0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса,
которые получили аттестаты с отличием, от общей
численности выпускников 11-го класса

человек
(процент)

1 (16,7%)

Численность (удельный вес) учащихся, которые
принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от
общей численности обучающихся

человек
(процент)

160 (93%)

Численность (удельный вес) учащихся – победителей и
призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей
численности обучающихся, в том числе:

человек
(процент)

106 (62,3%)

− регионального уровня

7

− федерального уровня

95

− международного уровня

0

Численность (удельный вес) учащихся по программам с
углубленным изучением отдельных учебных предметов от
общей численности обучающихся

человек
(процент)

6 (3,5%)

Численность (удельный вес) учащихся по программам
профильного обучения от общей численности
обучающихся

человек
(процент)

6 (3,5%)

Численность (удельный вес) учащихся по программам с
применением дистанционных образовательных
технологий, электронного обучения от общей численности
обучающихся

человек
(процент)

170 (100%)

Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой
формы реализации образовательных программ от общей
численности обучающихся

человек
(процент)

0 (0%)

человек

29

Общая численность педработников, в том числе
количество педработников:
− с высшим образованием

22

− высшим педагогическим образованием

21

− средним профессиональным образованием

0

− средним профессиональным педагогическим
образованием

7

Численность (удельный вес) педработников с
квалификационной категорией от общей численности
таких работников, в том числе:
− с высшей

человек
(процент)

19/65,5%

2
38

− первой
Численность (удельный вес) педработников от общей
численности таких работников с педагогическим стажем:

17
человек
(процент)

12/24%

− до 5 лет

7

− больше 30 лет

5

Численность (удельный вес) педработников от общей
численности таких работников в возрасте:

человек
(процент)

− до 30 лет

4/13,7%

− от 55 лет

6/20,6%

Численность (удельный вес) педагогических и
административно-хозяйственных работников, которые за
последние пять лет прошли повышение квалификации или
профессиональную переподготовку, от общей численности
таких работников

человек
(процент)

24 (100%)

Численность (удельный вес) педагогических и
административно-хозяйственных работников, которые
прошли повышение квалификации по применению в
образовательном процессе ФГОС, от общей численности
таких работников

человек
(процент)

20 (83,3%)

Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

единиц

0,6

Количество экземпляров учебной и учебно-методической
литературы от общего количества единиц библиотечного
фонда в расчете на одного учащегося

единиц

11

Наличие в Школе системы электронного
документооборота

да/нет

да

Наличие в Школе читального зала библиотеки, в том числе
наличие в ней:

да/нет

да

Инфраструктура

− рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке

да

− медиатеки

да

− средств сканирования и распознавания текста

да

− выхода в интернет с библиотечных компьютеров

да

− системы контроля распечатки материалов

да

Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут
пользоваться широкополосным интернетом не менее 2
Мб/с, от общей численности обучающихся
Общая площадь помещений для образовательного
процесса в расчете на одного обучающегося

человек
(процент)

170 (100%)

кв. м

4,79

Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную
инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 и
39

СанПиН 1.2.3685-21 и позволяет реализовывать образовательные
программы в полном объеме в соответствии с ФГОС по уровням общего
образования.
В Школе созданы условия для реализации ФГОС-2021: разработаны
ООП НОО и ООО, учителя прошли обучение по дополнительным
профессиональным программам повышения квалификации по тематике
ФГОС-2021. Результаты реализации ООП НОО и ООО по ФГОС-2021
показывают, что Школа успешно реализовала мероприятия по внедрению
ФГОС-2021.
Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и
иных работников, которые имеют достаточную квалификацию и регулярно
повышают квалификацию, что позволяет обеспечивать стабильные
качественные результаты образовательных достижений обучающихся.
Педагоги Школы владеют высоким уровнем ИКТ-компетенций.
Результаты ВПР показали среднее качество подготовки обучающихся
Школы. Кроме этого, стоит отметить, что педагоги Школы недостаточно
объективно оценивают обучающихся.
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Федеральным законом от
24.09.2022 г. № 371-ФЗ МБОУ СОШ № 4 приступила к реализации ООП
всех уровней образования в соответствии с ФОП.

40

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».