Программа ВУД Россия мои горизонты для УО

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435)47-88-30, ou4laya@mail.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности
Профессиональный минимум «Россия – мои горизонты»
для обучающихся с УО (интеллектуальные нарушения)
Направление: внеурочная деятельность по развитию личности

Класс: 7И-8И (комплект)

с. Лая
2023 г

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты» составлена в соответствии с адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ СОШ № 4 на 2023-2024 учебный год и на основании следующих
нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от
19.12.2014.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026.
4. Учебным планом МБОУ СОШ № 4 (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.
5. СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и
систематической профориентационной работы для обучающихся 7И и 8И
класса-комплекта на основе апробированных материалов Всероссийского
проекта «Билет в будущее.
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению
(далее – ГПС) обучающихся МБОУ СОШ № 4 с УО.
Задачи:
‒ содействие
профессиональному
самоопределению
обучающихся
общеобразовательных организаций;
‒ формирование
рекомендаций
для
обучающихся
по
построению
индивидуальной образовательно-профессиональной траектории в зависимости
от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
‒ информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
‒ формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и
других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной
самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого
опыта,
активного
освоения
ресурсов
территориальной
среды
профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения
профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной
образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом
имеющихся компетенций и возможностей среды;
‒ формирование ценностного отношения к труду как основному способу
2

достижения
жизненного
благополучия,
залогу
его
успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне.
Учёт воспитательного потенциала уроков
Адаптированная рабочая программа воспитания реализуется через
использование воспитательного потенциала во время внеурочной деятельности
в следующих формах:
 Побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности:
— обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков,
связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они
внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их
жизни, на мотивы их поступков;
— использование на занятиях информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы.
 Использование
воспитательных
возможностей
содержания
для
формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих
проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
 Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам.
 Включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
 Применение на занятиях интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
 Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися.
 Выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий,
оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
 Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в занятия различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
 Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений
3

между педагогом и учениками, создание на занятиях эмоциональнокомфортной среды.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Известно, что один из основных недостатков мышления детей с нарушением
интеллекта – недоразвитие операции обобщения, а также серьезные отклонения
в протекании процесса восприятия действительности: замедленность
восприятия, узость его, т.е. восприятие в данный момент меньшего количества
объектов по сравнению с восприятием нормальных детей, недостаточная
избирательность и дифференцированность восприятия, неумение выделять
наиболее
главное,
существенное,
затруднения
в
установлении
пространственных связей между воспринимаемыми объектами. Кроме того,
дети с нарушением интеллекта отличаются от своих сверстников
ограниченным, несистематизированным багажом конкретных представлений об
объектах и явлениях реальной действительности.
Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
внеурочную деятельность по проекту «Билет в будущее» отводится 1 час в
неделю (34 часа в год). Сроки реализации программы: 1 год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным
счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в
том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями
народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами;
формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с
миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего
профессионального образования в стране; создание условий для развития
универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание
условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности
адекватно оценивать свои силы и возможности.
Содержание Программы учитывает системную модель содействия
самоопределению
обучающихся
общеобразовательных
организаций,
основанную на сочетании мотивационно - активизирующего, информационнообучающего, практико - ориентированного и диагностико-консультативного
подходов
к
формированию
готовности
к
профессиональному
самоопределению.
Тематическое содержание занятий построено на обсуждении и осознании трех
базовых компонентов, которые необходимо учитывать при выборе:
 «ХОЧУ» – ваши интересы;
 «МОГУ» – ваши способности;
 «БУДУ» – востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.
Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением
представлений о мире профессионального труда в общем: формирование
системного представления о мире профессий и значимости трудовой
деятельности, например, как различные качества или навыки могут по-разному
реализовываться в разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе
4

увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы,
развивать возможности и помогать окружающим.
Поиск дополнительных занятий и увлечений.
Формирование базовых учебных действий
Личностные учебные действия:
 испытывать чувство гордости за свою страну.
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей.
 уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности.
 активно включаться в общеполезную социальную деятельность.
Коммуникативные учебные действия:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и
условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать
значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
 понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение
ксобеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды.
Регулятивные учебные действия:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
5

изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого.
Познавательные учебные действия:
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
 выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
предназначенную для остальных обучающихся по Программе.
Планируемые результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6)
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6

8) принятие

и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда
на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В сфере гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и
собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора.
В сфере эстетического воспитания:
 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
 осознание важности художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения для представителей многих профессий;
 стремление к творческому самовыражению в любой профессии;
 стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник
планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
7

 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ

жизни;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным
необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной
жизнью;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
 осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе;
 установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
 осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной
траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
 осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или
иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого
ущерба;
 осознание своей роли как ответственного гражданина и
потребителя
в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности в
процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение
планируемых результатов.
 слушание учителя;
 просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
 заполнение таблиц;
 работа с раздаточным материалом;
 самостоятельная работа, работа в парах, группах;
8

 оценивание своих учебных достижений.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
обучающихся
Проектная деятельность обучающихся в образовательной организации
подразумевает под собой решение какой-либо актуальной проблемы в рамках
интересов обучающихся. Такого рода деятельность направлена на достижение
социально значимых результатов (но не обязательно при этом является
социальным проектированием). Проектную деятельность рекомендуется
соотносить с выбираемыми профилями обучения. Это активная форма
обучения, направленная на предметные результаты, а также на формирование
как универсальных и гибких, так и конкретных, прикладных навыков.
Проект в широком смысле (от лат projectus, букв. – «брошенный вперед») –
это то, что задумывается, планируется; это деятельность, ограниченная во
времени и в плане ресурсов, у которой есть цель: прийти к какому-то выводу,
создать продукт или услугу.
Признаки, отличающие проектную деятельность:
 ограничение по срокам, ресурсам и результату;
 неповторимость и уникальность (насколько это возможно);
 комплексность: наличие нескольких сред для выполнения проекта, кроме
школы; наличие наставника из индустрии, близкой к выбранной теме проекта;
 организационное обеспечение: создание специфической организационной
структуры на время реализации (разделение ролей в команде).
Жизненный цикл проекта – это последовательность этапов от его начала до
завершения, задаваемых в соответствии с условиями реализации проекта.
Проект может включать в себя следующие этапы:
 инициирование:
определение проблемной ситуации, определение
заинтересованных сторон, создание команды;
 планирование: разработка плана, определение содержания проекта,
создание структуры и состава работ, оценка ресурсов, определение
организационной структуры и последовательности работ, оценка длительности
работ, разработка расписания, оценка затрат (временных и, если нужно,
финансовых), определение и оценка рисков;
 исполнение:
непосредственная работа по проекту, управление
заинтересованными сторонами, развитие команды проекта, формирование
отношения к рискам, обеспечение требований качества, фиксация всех
элементов исполнения проекта;
 завершение: закрытие отдельной фазы или проекта, а также формулировка
основных выводов и анализ успешности проекта (извлеченные уроки);
 получение обратной связи по результату, оценка результата.
Основные требования к проекту:
 наличие социально значимой задачи (проблемы);
 планирование действий по разрешению проблемы;
 пооперационная разработка проекта с указанием ресурсов, сроков и
ответственных;
 самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность;
 структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов);
9

 использование исследовательских методов.

Цель проектной деятельности: погружение молодых людей в тему
проектной задачи, развитие умения использовать проектные технологии и
развитие проектных компетенций. Включенность, замотивированность самого
субъекта выступает здесь в качестве важного условия успеха проекта, особенно
в контексте профориентационной работы.
Проектная деятельность классифицируется по ряду оснований. По цели
проекта:
 исследовательский (новые знания);
 информационный (интеграция информации);
 социальный (решение социальной проблемы);
 творческий (творческий продукт);
 практико-ориентированный (материальный продукт);
 бизнес-проект (извлечение прибыли).
Разумеется, могут быть и другие цели (например, развлекательные), однако,
в профориентационном аспекте они менее распространены.
По количеству участников:
 индивидуальные;
 групповые.
По содержанию образовательного содержания:
 предметными;
 межпредметными:
 надпредметными (в большей степени соответствуют
профориентационному содержанию).
По продолжительности:
 краткосрочные (до полугода);
 среднесрочные (от полугода до года);
 долгосрочные (более одного года).
В профориентации, в отличие от других сфер, где приоритетен групповой
подход, в равной степени ценен и индивидуальный подход, в полной мере
предполагающий
погружение в деятельность и ответственность. Содержание же
профориентационного проекта, как правило, носит надпредметный, а иногда
и «внепредметный» характер, т.е. не имеющий отношения к
общеобразовательной
деятельности
(см.
социальные,
практикоориентированные проекты). Продолжительность проекта, как правило, краткои среднесрочная.
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения
метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник
наблюдений, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие
изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты оценки
личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение родителей (законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в

10

поведении обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах. Формой работы участников экспертной группы является психолого педагогический консилиум.
Для оценки сформированности личностных результатов используется
бальная система оценки:
0 баллов – не сформировано, понятие или действие отсутствует,
обучающийся не понимает его смысла, помощь педагога не принимает.
1балл – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся
включается в процесс выполнения только вместе с педагогом, помощь
использует с трудом.
2 балла – находится в стадии формирования, выполнение действия связывает
с конкретной ситуацией, обучающийся способен действовать при активной
помощи педагога.
3 балла – частично сформировано, обучающийся смысл действия понимает, в
отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно или обраться за
помощью к взрослому.
4 балла – сформировано, обучающийся выполняет действие осознанно и
самостоятельно, хорошо использует незначительную помощь педагога.
5 баллов – полностью сформировано, самостоятельно применяет действие в
любой ситуации, способен к саморазвитию и самосовершенствованию, в
помощи педагога почти не нуждается.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки
экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции
обучающегося за год по следующей шкале:
0баллов – нет фиксируемой динамики или регресс;
1балл – минимальная динамика;
2балла – удовлетворительная динамика;
3балла – значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Курс внеурочной деятельности имеет безоценочную систему прохождения
материала.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который
будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать
выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень
сформированности БУД осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений.
Для оценки каждого действия используется следующая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника,
при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла
- преимущественно выполняет действие по указанию
педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных

11

ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому
указанию педагогического работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который
представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений всех
участников образовательного процесса (педагоги, родители, обучающиеся) в
конце учебного года и заносится в индивидуальные дневники наблюдения
обучающихся.
Первый уровень сформированности БУД 155-116 баллов
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно
применять действия в любых ситуациях.
Второй уровень сформированности БУД 115-69 баллов
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно
применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают
ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя.
Третий уровень сформированности БУД 70-45 баллов
Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в
основном выполняет действия по указанию учителя.
Четвертый уровень сформированности БУД 44-0 баллов
В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет
только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может
справиться с поставленной задачей.
Тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
№
1
2
3
4

5

6

7

Тема занятия

Кол-во
часов

Тема 1. Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты»
(обзор отраслей экономического развития РФ — счастье в труде)
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее»
(введение в профориентацию)
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1
«Мой профиль» и разбор результатов
Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования
России»(дополнительное образование, уровни профессионального
образования, стратегии поступления)
Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки
и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная
к Году педагога и наставника)
Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле»
(часть 1)(на выбор: импортозамещение, авиастроение,
судовождение, судостроение, лесная промышленность)

1

Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю
достижения страны в сфере

1

1
1
1

1

1

12

8

9

10

11

12

13

14

15

16
17

18

19

20

промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и
переработка сырья)
Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»
по профессиям на выбор: металлург,
специалист по аддитивным технологиям и др.)
Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю
достижения страны в области цифровых
технологий»(информационные технологии, искусственный интеллект,
робототехника)
Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
цифровых технологий»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»
по профессиям на выбор:
программист, робототехник и др.)
Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в
деле» (часть 2)
(на выбор: медицина, реабилитация, генетика)
Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю
достижения страны в области
инженерного дела»
(машиностроение, транспорт, строительство)
Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: инженерконструктор, электромонтер и
др.)
Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и
общественная безопасность»
(федеральная государственная, военная и правоохранительная службы,
особенности работы и профессии в этих службах)
Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
управления и безопасности»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»
по профессиям на выбор: специалист
по кибербезопасности, юрист и др.)
Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее — моя
страна»
Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о
достижениях агропромышленного
комплекса страны»(агропромышленный комплекс)
Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной
сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»
по профессиям на выбор: агроном,
зоотехник и др.)
Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю
достижения страны в области медицины и
здравоохранения»
(сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)
Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и
др.)

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

13

21

22

23

24

25
26
27
28
29

30

31

32

33

34

Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о
профессиях на благо общества»
(сфера социального развития, туризма и гостеприимства)
Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо
общества»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»
по профессиям на выбор: менеджер
по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.)
Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю
творческие профессии»
(сфера культуры и искусства)
Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»
по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.)
Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1)
(учитель, актер, эколог)
Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар)
Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть
1)
Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть
2)
Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой
сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
медицины»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной
сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее — моя страна»

1

1

1

1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

Информацию для проведения занятий по КТП можно найти на сайте
https://bvbinfo.ru/

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».