Методические рекомендации по организации цикла ВУД Разговоры о важном для обучающихся с УО

Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий
«Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных
общеобразовательных программ
Методические

рекомендации

адресованы

общеобразовательным

организациям, в том числе отдельным, реализующим адаптированные
основные общеобразовательные программы.
Проведение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» в рамках
реализации программы воспитательной деятельности отвечает целям и
задачам формирования и развития жизненной компетенции обучающихся с
ограниченными возможностям здоровья, с инвалидностью (далее – с ОВЗ).
Предлагаемая структура и логика внеурочных занятий не требует внесения
принципиальных изменений.
В то же время цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» должен
быть реализован с учетом особых образовательных потребностей разных
возрастных

и

нозологических

групп

обучающихся

с

ОВЗ,

их

индивидуальных особенностей здоровья, развития, организации образования.
Методические рекомендации подготовлены группой специалистов под
руководством Соловьевой Т.А. Среди авторов Акимова Е.А., Антонова И.Д.,
Аршатская О.С.,

Бабкина Н.В.,

Болдинова О.Г.,

Ворошилова Е.Л.,

Грибова О.Е., Кошечкина Т.В., Кочетова Е.А., Крутякова Е.Н., Переверзева
М.В., Четверикова Т.Ю., Яхнина Е.З., Одинокова Г.Ю., Павлова А.В.,
Тарновская П.А., Бутусова Т.Ю.
Структура методических рекомендаций включает описание общих и
дифференцированных по группам обучающихся специальных условий
проведения занятий. Предложены рекомендации по организации цикла
занятий с обучающимися с нарушениями слуха, зрения, речи, с нарушениями
опорно-двигательного

аппарата,

задержкой

психического

развития,

расстройствами аутистического спектра, с интеллектуальными нарушениями,
с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Общие рекомендации по созданию специальных, в том числе психологопедагогических, условий при проведении цикла внеурочных занятий
«Разговоры о важном»
Организуемые педагогами виды деятельности с участием детей с ОВЗ
должны учитывать своеобразие психофизического, в том числе социальноэмоционального развития данной категории обучающихся. Важно учитывать
чувства и интересы детей с ОВЗ с разным жизненным опытом, разными
сенсорными, коммуникативными, двигательными возможностями.
Для достижения вышеуказанной цели рекомендуется:


сократить и/или разбить на части объем материала, который

предлагается в сценариях занятий в форме непрерывного рассказа учителя;
шире использовать интерактивные формы, игровые приемы, нагляднопрактические методы обучения; уменьшить общий объем видов деятельности
на одном занятии и/или сократить их количество.


предусмотреть

содержанию

и

форме

дополнительный
предъявления

отбор,

стимульного

адаптацию

по

иллюстративного

материала. Так, фото и видеоматериалы должны включать детей с ОВЗ
(ребенок в очках, со слуховым аппаратом, ребенок в специальном кресле)
или взрослых с ОВЗ (дедушка с палочкой), при этом эмоциональный фон
фотографий остается таким же позитивным, должны быть использованы, в
том числе, примеры успеха людей с ОВЗ (паралимпийцы, известные люди с
ОВЗ). При отборе фото и видео материалов важно уменьшить объем
постановочных (искусственных) сюжетов, отдавая приоритет сюжетным
линиям, приближенным к ситуации жизни обучающихся в данном регионе
(семья собирает урожай, завтракает; бабушка – не только с укладкой на
голове, но и в платочке). На фото должны быть люди разных
национальностей, возрастов, разных возможностей по состоянию здоровья.
Части обучающихся с ОВЗ необходим раздаточный предметный и картинный
материал

для

индивидуального

ознакомления

(по

рекомендации

специалистов службы медико-психолого-педагогического сопровождения).



В зависимости от состояния слуха, зрения и речи возможно

включать в перечень дидактического материала занятий пиктограммы,
простые схемы, простые таблицы, карточки с предметным, символическим,
сюжетным изображением. Например, при сохранном слухе и зрении
звуковой ряд может сопровождаться визуальным, и наоборот (звуки природы
сопровождаются картинкой с изображением конкретного природного
ландшафта, птиц). В зависимости от познавательных и коммуникативных
возможностей обучающихся в мотивационной части занятия применяется
следующая последовательность методических приемов: перед показом
видеоматериала учитель задает проблемный вопрос, предлагает утверждение,
которое вызовет интерес или удивление детей. Педагог очень кратко
знакомит детей с содержанием занятий и видеоролика. После просмотра
видеоролика учитель задает вопросы: «Что узнали? Что понравилось?
Почему?» Следует давать возможность ребенку с ОВЗ отвечать любым
способом, не только устно, возможно, с помощью условных обозначений,
пиктограмм.
В зависимости от рекомендаций специалистов службы медикопсихолого-педагогического

сопровождения

необходимо

предусмотреть

релаксационные и динамические паузы, продолжительностью не менее 2
минут, в том числе с использованием знакомых обучающимся упражнений
для

профилактики

зрительного

утомления,

повышения

активности

центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого
пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних
конечностей.
Непрерывная продолжительность выполнения интерактивных заданий
для детей в возрасте от 6 до 9 лет должна быть не более 10 минут.
Использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать
20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 1-2-х
классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут, 5-9-х классов – 30 минут, 1011-х

классов

–

35

минут.

Общая

продолжительность

использования электронных средств обучения на занятии корригируется с
учетом

медицинских

показаний.

Не

рекомендуется

одновременное

использование детьми на занятиях более двух различных электронных
средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера,
интерактивной доски и планшета). Если используются 2 средства, то
суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному
из них. В случае, если продолжительность интерактивного задания
превышает норматив электронной нагрузки (с учетом коррекции) можно
частично или полностью заменить интерактивное задание обычным.
Рекомендации по созданию специальных, в том числе психологопедагогических, условий при проведении цикла внеурочных занятий
«Разговоры о важном» с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Внеурочные занятия из цикла «Разговоры о важном» должны
планироваться с учетом требований 1 и 2 варианта АООП УО (ИН) и особых
образовательных потребностей обучающихся данной категории.
Материал должен быть сокращен и адаптирован в соответствии с
требованиями ФГОС УО (ИН) к:


планируемым результатам (личностные и предметные);



содержательной части (доступность тематики, вариативность в

соответствии с индивидуальными особенностями и жизненным опытом
каждого ученика («День матери», «День отца»), уместность использования
некоторых материалов, например, таких как платформа «Россия-страна
возможностей», направленность на решение коррекционных задач –
активизация познавательного интереса, фиксация внимания, усвоение новых
знаний, закрепление в личном практическом опыте);


подаче материала (использовать в речи учителя доступные

формулировки - сократить или упростить использование терминологии,

например,

«активная

стихотворных

текстов,

коммуникативные

жизненная

позиция»,

пословиц

возможности

и

«амбассадоры»;

поговорок

обучающихся,

должен
умение

подбор

учитывать
читать,

их

личностные особенности при организации групповых игр и инсценировок; в
начальной

школе

наглядность,

использовать

предметно-практическую

и

живую

дополнительно к видеороликам; учитывать возможности в

осмыслении новой информации обучающимися, добавить в содержание
конкретизирующие вопросы, заменить

эвристическую беседу на общую,

активно используя личный опыт детей; включить игровые приемы обучения
с элементами беседы, наглядные и словесные подсказки, интерактивные
задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся,
с возможностью участия каждого ученика);


к организации занятий (повторение пройденного материала на

последующих

уроках;

использование

физминуток,

релаксирующих

упражнений, включение мероприятий, игровых моментов, поощряющих и
стимулирующих активность каждого ученика, создание положительной
эмоциональной атмосферы).
Таким

образом,

разработанные

сценарии

занятий

могут

быть

использованы в работе учителя при организации внеурочной деятельности
обучающихся с интеллектуальными нарушениями при следующих условиях:
1) с возможностью сохранения структуры занятия;
2) со значительной корректировкой их содержательной части.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».