Аннотация к РП элективный курс по русскому языку

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435)478-830, e-mail: ou4laya@mail.ru
Аннотация к рабочей учебной программе
по элективному курсу «Русский язык. Теория и практика» (базовый уровень)
10 класс
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание:
орфография и пунктуация» на уровне среднего общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО.
Данная рабочая учебная программа по элективному курсу «Русский язык. Теория и
практика» ориентирована на использование УМК:
• Гусарова Н.В. . Русский язык 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
– М.: «Вентана-Граф», 2020 г.;
• «ЕГЭ-2024. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки»
под редакцией. - М.: «Легион», 2024г.
УМК обеспечивает изучение содержания программы в соответствии с ФГОС СОО.
Изучение элективного предмета «Русский язык. Теория и практика» на уровне
среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной
компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты),
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Приоритетным
направлением содержания обучения является
совершенствование коммуникативной
компетенции через практическую речевую деятельность.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что
успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития
старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным
и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и
правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной форме (говорение,
письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного
языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования,
обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами
речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Элективный курс «Русский язык. Теория и практика»» на базовом уровне
ориентирован на достижение следующей основной цели изучения учебного (элективного)
курса «Русский язык: теория и практика» - освоение содержания предмета «Русский язык»
на углублённом уровне и достижение обучающимися результатов изучения в
соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
Задачи:
− овладение функциональной грамотностью,
− формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительновыразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений
применять знания о них в речевой практике;

−овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение
к прочитанным текстам;
−овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
−овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в
степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего
самообразования;
−овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия
языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и
речевой культуры
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся;
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному
средству общения и получению знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в
различных областях жизни.
Планируемые результаты.
Освоение содержания учебного элективного курса «Русское правописание: орфография и
пунктуация» обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов.
Личностные результаты включают:
1) Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы
личности, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой
науки и культуры через источники информации на русском языке, в том числе
мультимедийные; понимание необходимости бережного отношения к национальному
культурно-языковому наследию России и ответственности людей за сохранение чистоты и
богатства родного языка как культурного достояния нации.
2) Осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной
социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся
социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским
языком; понимание роли родного языка для самопознания, самооценки, самореализации,
самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности.
3) Представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, о взаимосвязи
языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
4)Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты речевого высказывания.
5)Существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширение круга используемых языковых и речевых средств.
6).Понимание зависимости успешности получения высшего филологического образования
от уровня владения русским языком.
7).Представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, о взаимосвязи
языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
Планируемые метапредметные результаты.
Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
−самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
−оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
−ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

−оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
− выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
−организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимыхдля достижения
поставленной цели;
− сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
−искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
−критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
−использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
−находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
−выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
−выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
−менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
−осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
−при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
−координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
−развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
−распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его
развития, функциях языка;
- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая
деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи;
литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи;
устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения
словарного состава современного русского языка;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка;
- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение
основными нормами современного литературного языка;

Выпускник на базовом уровне научится
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые
средства адекватно цели и ситуации речевого общения;
-опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго);
-создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в
соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста;
- определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в
соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи;
- опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка;
-определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);
-определять признаки и структурные элементы текста;
- опознавать типы текстов
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
- опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля
речи;
- опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм;
- осуществлять речевой самоконтроль.
На освоение элективного предмета «Русский язык. Теория и практика» отводится
время в объёме 34 часа (1 час в неделю).
Форма контроля: итоговые контрольные работы, сочинения, тестирование,
итоговая комплексная работа, зачёты.
Итоговая работа в рамках проведения промежуточной аттестации проводится в
форме тестирования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».