Свердловская область Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2, тел./факс 8(3435)478-830, e-mail: ou4laya@mail.ru Аннотация к рабочей учебной программе по элективному курсу «Русский язык. Теория и практика» (базовый уровень) 10 класс Часть, формируемая участниками образовательных отношений Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО. Данная рабочая учебная программа по элективному курсу «Русский язык. Теория и практика» ориентирована на использование УМК: • Гусарова Н.В. . Русский язык 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Вентана-Граф», 2020 г.; • «ЕГЭ-2024. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» под редакцией. - М.: «Легион», 2024г. УМК обеспечивает изучение содержания программы в соответствии с ФГОС СОО. Изучение элективного предмета «Русский язык. Теория и практика» на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Приоритетным направлением содержания обучения является совершенствование коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность. Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной форме (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Элективный курс «Русский язык. Теория и практика»» на базовом уровне ориентирован на достижение следующей основной цели изучения учебного (элективного) курса «Русский язык: теория и практика» - освоение содержания предмета «Русский язык» на углублённом уровне и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО. Задачи: − овладение функциональной грамотностью, − формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительновыразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике; −овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам; −овладение умениями комплексного анализа предложенного текста; −овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования; −овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры - совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся; - воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получению знаний в разных сферах человеческой деятельности; - развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни. Планируемые результаты. Освоение содержания учебного элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов. Личностные результаты включают: 1) Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой науки и культуры через источники информации на русском языке, в том числе мультимедийные; понимание необходимости бережного отношения к национальному культурно-языковому наследию России и ответственности людей за сохранение чистоты и богатства родного языка как культурного достояния нации. 2) Осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самопознания, самооценки, самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности. 3) Представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов. 4)Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания. 5)Существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств. 6).Понимание зависимости успешности получения высшего филологического образования от уровня владения русским языком. 7).Представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов. Планируемые метапредметные результаты. Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия −самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; −оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; −ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; −оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; − выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; −организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимыхдля достижения поставленной цели; − сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия −искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; −критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; −использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; −находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; −выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; −выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; −менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия −осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; −при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); −координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; −развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; −распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Планируемые предметные результаты - сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка; - освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка; - овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; - владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка; Выпускник на базовом уровне научится - распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения; -опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго); -создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); - подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста; - определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи; - опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка; -определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические); -определять признаки и структурные элементы текста; - опознавать типы текстов Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; - опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи; - опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм; - осуществлять речевой самоконтроль. На освоение элективного предмета «Русский язык. Теория и практика» отводится время в объёме 34 часа (1 час в неделю). Форма контроля: итоговые контрольные работы, сочинения, тестирование, итоговая комплексная работа, зачёты. Итоговая работа в рамках проведения промежуточной аттестации проводится в форме тестирования.