РП Элективный курс по информатике

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации ГГО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4

Элективный курс по информатике
«Избранные вопросы информатики»
Класс 10

село Лая 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования, а также Федеральной программой воспитания.
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами элективного курса «Избранные
вопросы информатики» на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса;
даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики
учебного материала, в том числе для содержательного наполнения разного вида
контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных
работ, государственной итоговой аттестации).
Целью предлагаемой программы является обучение приёмам самостоятельной
деятельности и творческому подходу к любой проблеме.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение. Основное
внимание в курсе «Избранные вопросы информатики» уделяется созданию и
редактированию двумерных и трехмерных изображений на экране компьютера.
Используются различные формы организации занятий, такие как лекция, групповая,
индивидуальная деятельность учащихся.
Цель курса: расширение знаний и умений в построении и создании изображений в
двухмерной и трехмерной графиках
Задачи курса:
 индивидуализация обучения;
 формирование устойчивого интереса учащихся к предмету;
 обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов
обработки изображений;
 развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе,
самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы
Общая характеристика курса
Знания в области ИКТ играют важную роль и в практической, и в духовной
жизни общества. Практическая сторона связана с созданием и применением
инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности,
духовная сторона − с интеллектуальным развитием человека, формированием
характера и общей культуры.
Программа курса ориентирована на углубленные знания обучающихся по
информатике. Курс дополняет и развивает школьный курс информатики, а также
является информационной поддержкой дальнейшего образования и ориентирован
на удовлетворение образовательных потребностей старших школьников, их
аналитических и синтетических способностей.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в
формах учебного исследования, учебного проекта, получит дальнейшее развитие

способность к информационно-поисковой деятельности: самостоятельному отбору
источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами.
Учащиеся научатся систематизировать информацию по заданным признакам,
критически оценивать и интерпретировать информацию. Изучение курса будет
способствовать развитию ИКТ-компетентности учащихся. Получит дальнейшее
развитие способность к самоорганизации и саморегуляции. Учащиеся получат опыт
успешной, целенаправленной и результативной учебно-предпрофессиональной
деятельности; освоят на практическом уровне умение планировать свою
деятельность и управлять ею во времени; использовать ресурсные возможности для
достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять
коррекцию учебной и познавательной деятельности на основе предварительного
планирования и обратной связи, получаемой от педагогов.
Изучение курса «Избранные вопросы информатики» существенно расширяет
кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и
конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией,
абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах
учебного процесса развивает творческие способности школьников.
Место предмета в учебном плане
Элективный курс «Избранные вопросы информатики» рассчитан на 34 часа в
10 классе по 1 часу в неделю в течение учебного года для обучающихся
универсального профиля.
Планируемые результаты личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета
Личностные результаты
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического
творчества;
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
6) отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения

2)

3)

4)

5)

поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности.

Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об
их простейших свойствах, о кодировании и декодировании данных и причинах
искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам
информатики; умение строить математические объекты информатики;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о
тенденциях развития компьютерных технологий;
7) знаний базовых принципов организации и норм информационной этики и права,
принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств
обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и
работы в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических
моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с
помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе
моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта
(процесса);

10) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;
11) использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной
специализации

№

Тематическое планирование
Наименование тем
Всего
В том числе
часов
Лекция
Практическая
работа

1
2
3

Техника безопасности
Графика и анимация
3D-моделирование и анимация
Всего

1
15
18
34

1
2
2

13
16

Содержание курса
1. Техника безопасности. Организация рабочего места
Правила техники безопасности. Правила поведения в кабине информатики.
Учащиеся должны знать:
- опасности для здоровья при работе на компьютере;
- правила техники безопасности;
- правила поведения в кабинете информатики.
2. Графика и анимация
Ввод цифровых изображений. Кадрирование. Коррекция фотографий.
Работа с областями. Фильтры. Многослойные изображения. Каналы.
Подготовка иллюстраций для веб-сайта. GIF-анимация.
Учащиеся должны знать:
- характеристики цифровых изображений;
- принципы сканирования и выбора режимов сканирования;
- понятия «слой», «канал», «фильтр».
Учащиеся должны уметь:
- выполнять коррекцию фотографий (уровни, цвет, яркость, контраст);
- работать с областями;
- работать с многослойными изображениями;
- использовать каналы;
- выбирать формат для хранения различных типов изображений;
- создавать анимированные изображения.
3. 3D-моделирование и анимация
Проекции. Работа с объектами. Сеточные модели.
Модификаторы. Контуры. Материалы и текстуры. Рендеринг. Анимация.
Язык VRML.
Учащиеся должны знать:
- основные принципы работы с 3D-моделями.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять преобразования объектов;

-

строить и редактировать сеточные модели;
использовать текстуры, модификаторы, контуры;
выполнять рендеринг, выбирать его параметры;
строить простые сцены с помощью языка VRML.

Формы текущего контроля и аттестации
Текущий контроль осуществляется при выполнении обучающимися
практических работ (компьютерного практикума). Практические работы проводятся
в соответствии с тематическим планированием курса.
Итоговый контроль за весь курс осуществляется в виде выполнения проектной
работы в одном из графических редакторов.
Помимо этого обучающиеся в рамках деятельности элективного курса
принимают участие в конкурсах компьютерной графики.
Аттестация в рамках элективного курса проводится в безотметочной форме в
формате «освоил», «не освоил»
Учебно-методическое, материально-техническое и информационное
обеспечение образовательного процесса
Список литературы для учащихся
1. Демин А.Ю. Основы компьютерной графики: учебное пособие/ А.Ю. Демин. –
Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2021 – 191 с.
(электронный вариант)
2. Конакова И.П. Компьютерная графика: учебное пособие/ И.П. Конакова, И.И.
Пирогова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021 – 148 с. (электронный
вариант)
3. Перемитина Т.О. Компьютерная графика: учебное пособие/ Т.О. Перемитина.
– Томск: Эль Контент, 2022 – 144 с. (электронный вариант)
Интернет-ресурсы
Компьютерная графика. Полезные ссылки: https://marklv.narod.ru/inf/cograf.html
Программное обеспечение:
Графические редакторы – GIMP, Inkscape, Blender, PikoPixel

Номер
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Дата

Календарно-тематическое планирование
Работы компьютерного
Тема урока
практикума (источник,
номер, название)
Техника безопасности.
Основы растровой графики.
Ввод цифровых изображений.
ПР № 1. Ввод и
Кадрирование.
кадрирование изображений.
Коррекция фотографий.
ПР № 2. Коррекция
фотографий.
Коррекция фотографий.
Работа с областями.
ПР № 3. Работа с областями.
Работа с областями.
ПР № 4. Работа с областями.
Фильтры.
Многослойные изображения.
ПР № 5. Многослойные
Многослойные изображения.
изображения.
Многослойные изображения.
Каналы.
ПР № 6. Каналы
Иллюстраций для веб-сайтов.
ПР № 7. Иллюстрации для
веб-сайтов.
Иллюстраций для веб-сайтов.
GIF-анимация.
ПР № 8. GIF-анимация
Контуры.
ПР № 9. Контуры
Введение в 3D-графику.
ПР № 10. Управление
Проекции.
сценой.
Работа с объектами.
ПР № 11. Работа с
объектами.
Работа с объектами.
Сеточные модели.
ПР № 12. Сеточные
модели.
Сеточные модели.
Модификаторы.
ПР № 13. Модификаторы.
Модификаторы.
Контуры.
ПР № 14. Пластина.
Контуры.
ПР № 15. Тела вращения.
Материалы и текстуры.
ПР № 16. Материалы.
Текстуры.
ПР № 17. Текстуры.
UV-развертка.
ПР № 18. UV-развертка.
Рендеринг.
ПР № 19. Рендеринг.
Анимация.
ПР № 20. Анимация.
ПР № 21. Анимация.
Анимация. Ключевые формы.
Ключевые формы.
ПР № 22. Анимация.
Анимация. Арматура.
Арматура.
Язык VRML.
Практическая работа: язык VRML. ПР № 23. Язык VRML.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».