РП ВУД МХК. Искусство

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая,
ул. Зеленая площадь, 2,тел./факс 8(3435)47-88-30, ou4laya@mail.ru

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«МХК. Искусство»
Направление: внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной
программы
Класс: 8

с. Лая
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МХК. Искусство»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (утверждён Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31 мая 2021 г.) и с
учётом примерной рабочей программы основного общего образования
«Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021
г.).
Цель примерной программы — обеспечить достижение планируемых
результатов обучения, создать условия для развития личности обучающегося
через восприятие многообразия видов и жанров визуально-пространственных
искусств, через освоение различных видов художественного творчества и
самореализацию в области изобразительного искусства.
Задачи программы:
 формирование у обучающихся навыков эстетического видения и
преобразования мира;
 освоение художественной культуры как формы материального
воплощения духовных ценностей, выраженных в пространственных
формах;
 приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов и техник в разных видах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта художественного творчества в компьютерной графике
и анимации, фотографии; работы в синтетических искусствах (театре и
кино) (вариативно);
 формирование пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;
 овладение
представлениями
о
средствах
выразительности
изобразительного искусства как способах воплощения в видимых
пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих
позиций человека;
 развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
воображения;
 воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России
через освоение отечественной художественной культуры.
Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной
деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы
воспитания.
Это проявляется:
 в особой значимости личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, направленной на понимание обучающимися
ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и
народного творчества, их ориентации на самовыражение в разных видах
искусства, в художественном творчестве;

 в возможности включения обучающихся в деятельность, организуемую
образовательной организацией и направленной, например, на знакомство
обучающихся с разными видами творческих профессий в рамках курса
внеурочной деятельности по изобразительному искусству и получение
знаний о профессиях, содержание которых связано с содержанием
учебного предмета;
 в возможности комплектования разновозрастных групп и в формах
организации занятий в данных группах, например, мастер-класс, экскурсии
в тематические музеи, художественные галереи, представление опыта
старшеклассников, игры и др., для реализации воспитательного
потенциала профориентационной работы, значение которой отмечается в
Примерной программе воспитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих
большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими
участниками деятельность (создание художественных выставочных
проектных работ, проведение творческих конкурсов и др.), а также в
возможности образования разных по устремлениям детско-взрослых
общностей (сетевое взаимодействие, творческий союз и др.), значение
которых для воспитания подчёркивается Примерной программой
воспитания.
Для реализации программы внеурочной деятельности по изобразительному
искусству учитель может применять сетевую, электронную форму обучения,
дистанционные образовательные технологии, использовать возможности как
самого образовательного учреждения (компьютерный класс, актовый зал,
библиотеку), так и учреждения дополнительного образования и культуры.
В соответствии с учебным планом на программу «МХК. Искусство»
отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие. Синтетические искусства — пространственно-временные
виды искусства. Коллективность творчества в синтетических искусствах. Роль
изображения в синтетических искусствах, соединение изображения со словом,
музыкой, движением. Мультимедиа и объединение множества воспринимаемых
человеком информационных средств на экране цифрового искусства.
Раздел «Художник и искусство театра»
Содержание. Сценография и создание сценического образа. Сотворчество
художника-постановщика с драматургом, режиссёром и актёрами. Сценический
костюм, грим и маска. Образно-пластические композиции. Школьный спектакль и
работа художника по его подготовке. Художник в театре кукол и его ведущая
роль как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа.
Виды театральных кукол: тростевые, перчаточные, ростовые. Условность и
метафора в театральной постановке как образная и авторская интерпретация
реальности. Театральный плакат-афиша.

Виды
деятельности.
Познавательная,
игровая
деятельность
и
художественное творчество: проведение анализа идеи, сюжета и действий
выбранной
пьесы-сказки;
создание
проекта
оформления
спектакля
(сценографические версии в цветной или чёрно-белой графике), выполнение
рисунков или коллажей костюмов и грима действующих лиц; создание образнопластических композиций, серии фотографий пластических композиций;
создание эскизов кукол — персонажей спектакля и эскизов основных мест
действия (фон); выполнение проекта афиши (эскиз, компьютерная графика).
Форма организации: художественно-творческое проектирование, работа в
творческих группах, галерея пластических образов (мультимедиа).
Раздел «Художественная фотография»
Содержание. Искусство и технология. Современные возможности
художественной обработки цифровой фотографии. Роль света в выявлении формы
и фактуры предмета. Примеры художественной фотографии в творчестве
профессиональных мастеров. Композиция кадра, ракурс, плановость, графический
ритм. Выразительность образа в фотографии. Фотопейзаж. Образные
возможности чёрно-белой и цветной фотографии. Фотопортрет. Роль освещения в
портретном образе. Фотография постановочная и документальная. Фоторепортаж.
Образ события в кадре. Возможности компьютерной обработки фотографий.
Фотография и компьютер. Коллаж как жанр художественного творчества с
помощью различных компьютерных программ.
Виды
деятельности.
Познавательная,
игровая
деятельность
и
художественное творчество: выполнение фотографий простых предметов с целью
выявления их формы, фактуры; создание тематической серии фотографий
наиболее интересных и выразительных образов (свет, вода, стекло); создание
фотографий пейзажа и изменение цветовой среды на чёрно-белую (Adobe
Photoshop); съёмка постановочных портретных фотографий; создание
репортажной серии событийно-документальных фотоисторий; создание
фотоколлажа для блога.
Форма организации: проектно-съёмочная и художественно-творческая
практика; фотопленэр; фотовернисаж; фотоальбом в PowerPoint; выставка
фотографий в творческом блоге или группе в соцсети, мультимедийная выставка
на сайте школы.
Раздел «Изображение и искусство кино»
Содержание. Синтетическая природа искусства кино, состав творческого
коллектива. Монтаж композиционно построенных кадров — основа языка
киноискусства. Художник-постановщик и его команда художников в работе по
созданию фильма. Пространство и предметы, историческая конкретность и
художественный образ — видеоряд художественного игрового фильма. Киноязык
(кинослово, кинофраза). Этапы создания видеоролика. Искусство анимации и
художник-мультипликатор. Рисованные, кукольные мультфильмы и цифровая

анимация. Компьютерная анимация на занятиях в школе. Технологии создания
анимации: пластилиновые мультфильмы, бумажная перекладка, сыпучая
анимация. Этапы создания анимационного фильма.
Виды
деятельности.
Познавательная,
игровая
деятельность
и
художественное творчество: выполнение фотоколлажа эпизодов среды для
съёмок фильма, изображение костюма персонажа по месту действия (видеоплану)
и места действия (видеоплана) по костюму; перевод одной из живописных картин
на киноязык — создание раскадровки; съёмка видеослова и видеофразы; создание
видеосюжета и разработка звукоряда.
Форма организации: художественно-творческая практика; полевая
видеопрактика; творческий отчёт; коллективная работа и работа в творческих
группах; проектно-съёмочная практика по созданию анимационного фильма;
показ анимации в творческом блоге, группе в соцсети или на сайте школы.
Раздел «Изобразительное искусство на телевидении»
Содержание. Деятельность художника на телевидении: художники по
костюму и гриму, сценографический дизайн и компьютерная графика.
Построение видеоряда и художественного оформления. Художнические роли
каждого человека в реальной бытийной жизни. Роль искусства в жизни общества
и его влияние на жизнь каждого человека.
Виды
деятельности.
Познавательная,
игровая
деятельность
и
художественное творчество: проектирование сценографического дизайна студии,
создание эскиза костюма телеведущих, выполнение заставки в технике
компьютерной графики; создание видеофраз, видеоэтюдов с подбором звукоряда;
разработка и съёмка интервью, репортажа, видеоочерка; проектирование
тематического флэшмоба; разработка идеи и сценарного плана видеоклипа.
Форма организации: проектно-творческая практика, коллективная работа,
творческий групповой проект, творческий отчёт, школьное телевидение и студия
мультимедиа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Примерная
рабочая
программа
внеурочной
деятельности
по
изобразительному искусству направлена на активное личностное развитие
обучающихся, на приобщение их к российским традиционным духовным
ценностям, на социализацию.
Программа будет способствовать достижению обучающимися личностных
результатов: формирование основ российской идентичности, ценностных
установок и социально значимых качеств личности; духовно-нравственное
развитие; мотивация к познанию и обучению; готовность к саморазвитию и
активному участию в социально значимой деятельности.

1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций,
истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её
архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание
патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной
духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых
различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным
и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются через изучение истории
народного искусства, его житейской мудрости и значения символических
смыслов. Занятия искусством воспитывают патриотизм в процессе практической
художественно-творческой деятельности обучающихся, которые учатся
чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию — созданию
художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству
направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям отечественной
культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского
воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни
общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий
коммуникативные умения. Коллективные творческие работы, а также участие в
общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной
деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной
ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в
себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие
которого составляет суть школьного предмета «Изобразительное искусство» и
внеурочной деятельности. Учебные задания направлены на развитие внутреннего
мира школьника и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы.
Развитие
творческого
потенциала
способствует
росту самосознания
обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях способствует
освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни,
человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному
условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
4. Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание — воспитание чувственной сферы обучающегося
на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное и безобразное,
трагическое и комическое, высокое и низменное. Искусство понимается как
воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды
постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле.
Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития
социально значимых отношений школьников, способствует формированию
ценностных ориентиров в отношении к окружающим людям, стремлению к их
пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу
человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и

ответственной личности, способной к позитивному действию, к труду.
Эстетическое воспитание способствует формированию ценностного отношения к
природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным
искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т.
е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир,
воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе выполнения различных
заданий (в том числе культурно-исторической направленности), проектов на
занятиях изобразительным искусством.
6. Экологическое воспитание
Экологическая культура, осознание глобального характера экологических
проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
воспитываются в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а
также её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой
практике.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой деятельности,
освоения художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая
и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической
(не теоретико-виртуальной) работы своими руками, умение преобразовать
реальное жизненное пространство, меняя его оформление, создание реального
творческого продукта в разных видах искусства. Воспитываются качества
упорства, стремление к результату, понимание эстетики трудовой деятельности.
Обучающиеся учатся сотрудничать, участвовать в коллективной трудовой
деятельности, работать в команде.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет
значение организация пространственной среды школы. При этом школьники
должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания,
оформления пространства в соответствии с задачами образовательной
организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта
деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды
школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на
формирование позитивных ценностных ориентиров и восприятие жизни.
Метапредметные результаты
В результате обучения в соответствии с примерной рабочей программой
курса внеурочной деятельности формируются следующие метапредметные
результаты.
1. Овладение универсальными познавательными действиями
• Формирование пространственных представлений и сенсорных
способностей:
• сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным
основаниям;
• характеризовать форму предмета, конструкции;

• выявлять положение предметной формы в пространстве;
• обобщать форму составной конструкции;
• анализировать структуру предмета, конструкции, пространства,
зрительного образа;
• структурировать предметно-пространственные явления;
• сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и
предметов между собой;
• абстрагировать образ реальности в построении плоской или
пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки явлений
художественной культуры;
• сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций
эстетических категорий явления искусства и действительности;
• классифицировать
произведения
искусства
по
видам
и,
соответственно, по назначению в жизни людей;
• ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
• вести исследовательскую работу по сбору информационного
материала по выбранной теме;
• самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам
наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои
позиции.
Работа с информацией:
• использовать различные методы, в том числе электронные
технологии, для поиска и отбора информации на основе
образовательных задач;
• использовать электронные образовательные ресурсы;
• выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в произведениях
искусства, в текстах;
• самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную
тему и уметь по-разному её представлять (в рисунках и эскизах,
тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях).
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
• Понимать искусство в качестве особого языка общения —
• межличностного (автор — зритель), между поколениями, между
народами;
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к
эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
• вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное
отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями
участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая
свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить
общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и
учёта интересов;

• публично представлять и объяснять результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
• взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать
цель совместной деятельности и строить действия по её достижению,
договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей
роли в достижении общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
• осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат
выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели
совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей
учебной деятельности;
• планировать пути достижения поставленных целей, составлять
алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения познавательных, художественно-творческих задач;
• уметь организовывать своё рабочее место для практической работы,
сохраняя порядок и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
• соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата;
• владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствующих целям критериев.
Эмоциональный интеллект:
• развивать способность управлять собственными эмоциями,
стремиться к пониманию эмоций других;
• уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного
восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
• развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать,
понимать намерения и переживания свои и других;
• признавать своё и чужое право на ошибку;
• работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в
учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками,
с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
Предметные результаты
• знать о синтетической природе искусств, синтезирующих
выразительные средства разных видов художественного творчества, о
коллективности творческого процесса;
• понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических
искусствах;
• знать о роли художника и видах профессиональной художнической
деятельности в современном театре;
• иметь представление о сценографии и символическом характере
сценического образа;

• иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по
выбранной пьесе; уметь применять полученные знания при
постановке школьного спектакля;
• иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых
бытовых предметов.
Художественная фотография:
• иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий
с помощью компьютерных графических редакторов;
• понимать, как в художественной фотографии проявляются средства
выразительности изобразительного искусства, и стремиться к их
применению в своей практике фотографирования;
• иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях
в композиции кадра при самостоятельном фотографировании
окружающей жизни;
• обретать опыт художественного наблюдения жизни, развивая
познавательный интерес и внимание к окружающему миру, к людям;
• иметь навыки компьютерной обработки и преобразования
фотографий.
Изображение и искусство кино:
• иметь представление об экранных искусствах как монтаже
композиционно построенных кадров;
• приобрести опыт создания видеоролика; осваивать основные этапы
создания видеоролика и планировать свою работу по созданию
видеоролика;
• осваивать начальные навыки практической работы по видеомонтажу
на основе соответствующих компьютерных программ;
• приобрести навык критического осмысления качества снятых
роликов;
• осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной
технике и в соответствующей компьютерной программе;
• иметь опыт совместной творческой коллективной работы по созданию
анимационного фильма.
Изобразительное искусство на телевидении:
• иметь представление о многих направлениях деятельности и
профессиях художника на телевидении;
• применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного
телевидения и студии мультимедиа;
• понимать важность зрительской культуры и необходимость
зрительских умений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических
искусствах.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция
изобразительных искусств и технологий.
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель

8

2
3
4
Итого

8
9
9
34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока

№
урока
в теме

Содержание
(разделы, темы)

Кол-во
часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Художник и искусство театра (7ч.)
1.

2.

1.

2.

Искусство зримых
образов.

1.

Правда и магия театра.
АРМ

1.

Понимать специфику изображения и визуальнопластической образности в театре и на киноэкране.
Получать представления о синтетической природе и
коллективности творческого процесса в театре, о роли
художника-сценографа в содружестве драматурга,
режиссёра и актёра.
Узнавать о жанровом многообразии театрального
искусства.
Понимать соотнесение правды и условности в
актёрской игре и сценографии спектакля.
Узнавать, что актёр — основа театрального искусства и
носитель его специфики.
Представлять значение актёра в создании визуального
облика спектакля.
Понимать, что все замыслы художника и созданное им
оформление живут на сцене только через актёра,
благодаря его игре.
Получать представление об истории развития
искусства театра, эволюции театрального здания и
устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до
современной мультисцены).

Дата проведения
планируем фактиче
ая
ская

3.

3.

Безграничное
пространство сцены.

1.

4.

4.

Сценография —
искусство и производство.
АРМ

1.

5.

5.

Тайны актёрского
перевоплощения.

1.

Узнавать, что образное решение сценического
пространства спектакля и облика его персонажей
составляют основную творческую задачу театрального
художника.
Понимать различия в творческой работе художникаживописца и сценографа.
Осознавать отличие бытового предмета и среды от их
сценических аналогов.
Приобретать представление об исторической эволюции
театрально- декорационного искусства и типах
сценического оформления и уметь их творчески
использовать в своей сценической практике.
Представлять многообразие типов современных
сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и
художнических профессий людей, участвующих в их
оформлении.
Получать представление об основных формах работы
сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их
воплощения на сцене в содружестве с бутафорами,
пошивочными, декорационными и иными цехами.
Уметь применять полученные знания о типах
оформления сцены при создании школьного спектакля.
Понимать и объяснять условность театрального
костюма и его отличия от бытового.
Представлять, каково значение костюма в создании
образа персонажа и уметь рассматривать его как
средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с
гримом, причёской и др.).
Уметь применять в практике любительского театра
художественно-творческие умения по созданию
костюмов для спектакля из доступных материалов,
понимать роль детали в создании сценического образа.

6.

6.

7.

7.

8.

1.

Привет от КарабасаБарабаса!
АРМ

Уметь добиваться наибольшей выразительности
костюма и его стилевого единства со сценографией
спектакля, частью которого он является.
Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая
роль художника кукольного спектакля как соавтора
режиссёра и актёра в процессе создания образа
персонажа.
Представлять разнообразие кукол (тростевые,
перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими
знаниями при создании кукол для любительского
спектакля, участвуя в нём в качестве художника,
режиссёра или актёра.
Третий звонок.
Понимать единство творческой природы театрального
1.
и школьного спектакля.
Спектакль: от замысла к
Осознавать специфику спектакля как неповторимого
воплощению.
действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у
зрителя — равноправного участника сценического
зрелища.
Развивать свою зрительскую культуру, от которой
зависит степень понимания спектакля и получения
эмоционально-художественного впечатления —
катарсиса.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии (8 ч.)
Фотография. АРМ
1.
Понимать специфику изображения в фотографии, его
эстетическую условность, несмотря на всё его
правдоподобие.
Различать особенности художественно-образного языка, на
котором «говорят» картина и фотография.
Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат,
а человек, снимающий этим аппаратом.
Иметь представление о различном соотношении
объективного и субъективного в изображении мира на
картине и на фотографии.
1.

9.

2.

Грамота фотокомпозиции
и съёмки.

1.

10.

3.

Фотография — искусство
светописи. АРМ

1.

11.

4.

«На фоне Пушкина
снимается семейство».

1.

Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии
лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в
потоке жизни её неповторимость в большом и малом.
Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки,
осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки,
ракурса и крупности плана как художественновыразительных средств фотографии.
Уметь применять в своей съёмочной практике ранее
приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета,
глубины пространства и т. д.
Понимать и объяснять роль света как художественного
средства в искусстве фотографии.
Уметь работать с освещением (а также с точкой съёмки,
ракурсом и крупностью плана) для передачи объёма и
фактуры вещи при создании художественно-выразительного
фотонатюрморта.
Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и
тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.)
обработки фотоснимка при помощи различных
компьютерных программ.
Осознавать художественную выразительность и визуальноэмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь
применять в своей практике элементы операторского
мастерства при выборе момента съёмки природного или
архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного
состояния.
Анализировать и сопоставлять художественную ценность
чёрно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета
принципиально отлична от природы цвета в живописи.

12.

5.

Человек на фотографии.
АРМ

13.

6.

Событие в кадре. АРМ

14.

7.

Фотография и компьютер.
АРМ

15.

8.

От фотозабавы
к фототворчеству. АРМ

Приобретать представление о том, что образность
портрета в фотографии достигается не путём
художественного обобщения, а благодаря точности выбора и
передаче характера и состояния конкретного человека.
Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке
фотопортрета.
Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно
и быстро, чтобы захватить мгновение определённого
душевно-психологического состояния человека.
1.
При съёмке постановочного портрета уметь работать с
освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью
плана) для передачи характера человека.
Понимать и объяснять значение информационноэстетической и историко-документальной ценности
фотографии.
Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки
события и учиться владеть основами операторской грамоты,
необходимой в жизненной практике
1.
Уметь анализировать работы мастеров отечественной и
мировой фотографии, осваивая школу операторского
мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике
от фотозабавы к фототворчеству.
Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке
фотоснимка исправление его отдельных недочётов и
случайностей переходит в искажение запёчатлённого
1.
реального события и подменяет правду факта его
компьютерной фальсификацией.
Постоянно овладевать новейшими компьютерными
технологиями, повышая свой творческий уровень.
Развивать в себе художнические способности, используя
для этого компьютерные технологии и Интернет.
Фильм — творец и зритель (11ч.)
1.

16.

1.

Многоголосый язык
экрана.

1.

17.

2.

Художник – режиссёр оператор.

1.

18.

3.

Азбука киноязыка. АРМ

1.

Понимать и объяснять синтетическую природу фильма,
которая рождается благодаря многообразию выразительных
средств, используемых в нём, существованию в
композиционно-драматургическом единстве изображения,
игрового действа, музыки и слова.
Приобретать представление о кино как о пространственновременном искусстве, в котором экранное время и всё
изображаемое в нём являются условностью (несмотря на
схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное
отображение).
Знать, что спецификой языка кино является монтаж и
монтажное построение изобразительного ряда фильма.
Иметь представление об истории кино и его эволюции как
искусства.
Приобретать представление о коллективном процессе
создания фильма, в котором участвуют не только творческие
работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих
иных профессий.
Понимать и объяснять, что современное кино является
мощнейшей индустрией.
Узнавать, что решение изобразительного строя фильма
является результатом совместного творчества режиссёра,
оператора и художника.
Приобретать представление о роли художникапостановщика в игровом фильме, о творческих задачах,
стоящих перед ним, и о многообразии художнических
профессий в современном кино
Осознавать единство природы творческого процесса в
фильме-блок- бастере и домашнем видеофильме.
Приобретать представление о значении сценария в
создании фильма как записи его замысла и сюжетной
основы.

19.

4.

Фильм — «рассказ в
картинках».
АРМ

1.

20.

5.

Воплощение замысла.

1.

21.

6.

Чудо движения: увидеть и
снять.

1.

22.

7.

Бесконечный мир
кинематографа.

1.

23.

8.

Искусство анимации.
АРМ

1.

24.

9.

Живые рисунки на твоём
компьютере. АРМ

1.

25.

10.

Персонажи-куклы. АРМ

1.

Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь
применять в своей творческой практике его простейшие
формы.
Излагать свой замысел в форме сценарной записи или
раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое
построение кинослова и кинофразы.
Приобретать представление о творческой роли режиссёра
в кино, овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы
применять их в работе над своими видеофильмами.
Приобретать представление о художнической природе
операторского мастерства и уметь применять полученные
ранее знания по композиции и построению кадра.
Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и
компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в
работе над своим видео.
Уметь смотреть и анализировать с точки зрения
режиссёрского, монтажно-операторского искусства фильмы
мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и
творческих умений
Приобретать представление об истории и художественной
специфике анимационного кино (мультипликации).
Учиться понимать роль и значение художника в создании
анимационного фильма и реализовывать свои
художнические навыки и знания при съёмке.
Узнавать технологический минимум работы на компьютере
в разных программах, необходимый для создания
видеоанимации и её монтажа.
Приобретать представление о различных видах
анимационных фильмов и этапах работы над ними.
Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при
построении текстового и изобразительного сюжета, а также
звукового ряда своей компьютерной анимации.

26.

11.

Звуковое оформление.
АРМ

27.

1.

Мир на экране: здесь и
сейчас. АРМ

28.

2.

Телевидение и
документальное кино.

29.

3.

Жизнь врасплох, или
Киноглаз.

Давать оценку своим творческим работам и работам
одноклассников в процессе их коллективного просмотра и
обсуждения.
Телевидение — пространство культуры? (7 ч.)
1.
Узнавать, что телевидение прежде всего является средством
массовой информации, транслятором самых различных
событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не
будучи при этом новым видом искусства.
Понимать многофункциональное назначение телевидения
как средства не только информации, но и культуры,
просвещения, развлечения и т. д.
Узнавать, что неповторимую специфику телевидения
составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на
экране реального события, совершающегося на наших глазах
в реальном времени.
Получать представление о разнообразном жанровом
спектре телевизионных передач и уметь формировать
собственную программу телепросмотра, выбирая самое
важное и интересное.
1.
Осознавать общность творческого процесса при создании
любой телевизионной передачи и кинодокументалистики.
Приобретать и использовать опыт документальной съёмки
и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для
формирования школьного телевидения.
1.
Понимать, что кинонаблюдение — это основа
документального видеотворчества как на телевидении, так и
в любительском видео.
Приобретать представление о различных формах
операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать
жизнь как можно более правдиво, без специальной
подготовки человека к съёмке.
1.

30.

4.

Видеоэтюд, видеосюжет.
АРМ

1.

31.

5.

Телевидение, видео,
Интернет. АРМ

1.

Понимать эмоционально-образную специфику жанра
видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и
природы.
Учиться реализовывать сценарно-режиссёрскую и
операторскую грамоту творчества в практике создания
видеоэтюда, видеосюжета.
Представлять и объяснять художественные различия
живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов.
Понимать информационно-репортажную специфику жанра
видеосюжета и особенности изображения в нём события и
человека.
Понимать и уметь осуществлять предварительную
творческую и организационную работу по подготовке к
съёмке сюжета, добиваться естественности и правды
поведения человека в кадре не инсценировкой события, а
наблюдением и «видеоохотой» за фактом.
Получать представление о развитии форм и киноязыка
современных экранных произведении на примере создания
авторского видеоклипа и т. п.
Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь
звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его
ритмически-монтажном построении.
В полной мере уметь пользоваться возможностями
Интернета и спецэффектами компьютерных программ при
создании, обработке, монтаже и озвучании видеоклипа.
Уметь использовать грамоту киноязыка при создании
интернет-сообщений.

32.

6.

Вечные истины искусства.

1.

33.

7.

Искусство — зритель —
современность. АРМ

1.

34.

1.

Защита проекта.

1.

Узнавать, что телевидение прежде всего является средством
массовой информации, транслятором самых различных
событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не
будучи при этом само новым видом искусства.
Понимать многофункциональное назначение телевидения
как средства не только информации, но и культуры,
просвещения, развлечения и т. д.
Узнавать, что неповторимую специфику телевидения
составляет прямой эфир.
Понимать и объяснять роль телевидения в современном
мире, его позитивное и негативное влияние на психологию
человека, культуру и жизнь общества.
Осознавать и объяснять значение художественной
культуры и искусства для личностного духовнонравственного развития и творческой самореализации.
Развивать культуру восприятия произведений искусства и
уметь выражать собственное мнение о просмотренном и
прочитанном.
Понимать и объяснять, что новое и модное не значит
лучшее и истинное.
Рассуждать, выражать своё мнение по поводу своих
творческих работ и работ одноклассников.
Оценивать содержательное наполнение и художественные
достоинства произведений экранного искусства.
Защита проекта (1ч.)
Использовать полученный творческий опыт в разработке
собственной идеи и выполнении собственного замысла.
Обсуждать практические творческие работы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
учебник, 8 класс/ Питерских А. С.; под ред. Неменского Б. М., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Изобразительное искусство. 1-8 классы: развернутое тематическое
планирование по программе Б. М. Неменского/Воробьева В. А., Плещук Е.
А., Андриенко Т. В. и др.; Издательство "Учитель"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://media.prosv.ru/ ; https://educont.ru/profile ; https://resh.edu.ru/ ;
https://sferum.ru/? p=dashboard schoolId=209092261


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».