Аннотация к РП ОРКСЭ

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2
тел./факс8(3435) 478830, ou4laya@mail.ru

Аннотация к рабочей программе по ОРКСЭ
Предметная область: Основы религиозных культур и светской этики
Модули: «Основы православной культуры», «Основы светской этики»
Рабочая программа по предметной области (учебному предмету) «Основы
религиозных культур и светской этики», модули «Основы православной культуры» и
«Основы светской этики» на уровне начального общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021
№ 286), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные федеральной рабочей
программы воспитания, программы формирования универсальных учебных действий у
обучающихся начального общего образования МБОУ СОШ № 4.
Учебники: О.Ю. Васильева «Основы православной культуры»; Москва «Просвещение»;
А.И. Шемшурина «Основы светской этики»; Издательство «Просвещение»
Место предмета в учебном плане:
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4
классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных
традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);

развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ – культурологический
подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных
представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама,
буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской
Федерации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4
классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;

формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;

понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;

понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;

осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию
или не исповедовать никакой религии;

строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от
принадлежности собеседников к религии или к атеизму;

соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость
к представителям разного вероисповедания;

строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при
необходимости прийти на помощь;

понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной
культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и
действий, оскорбляющих других людей;

понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы
в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;

совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;

совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;

овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;


совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:

ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества –
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в
разных религиях (в пределах изученного);

использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);

применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического
материала;

признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:

воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;

использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);

находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в
разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);

анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:

использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных
притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;

создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и
светской этике.
Регулятивные УУД:

проявлять
самостоятельность,
инициативность,
организованность
в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать
состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;

проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к
сознательному самоограничению в поведении;

анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);


выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности,
нечестности, зла;

проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:

выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;

владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;

готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры»
должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;

выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;

раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение),
основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских
заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций православной этики;

раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке
Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;

рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый
Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях,
богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения,
Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;

рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями;

рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение
Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;

раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и
сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;


распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;

рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;

излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия
в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать
согласно своей совести;

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;

называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
светской этики» должны отражать сформированность умений:

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;

выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;

раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской
этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели,
патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое
правило нравственности»;

высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и
нормы этикета, приводить примеры;

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;

раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и

гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного
наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства,
доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей
среды;

рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные
праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх),
религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России),
праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека,
семьи;

раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на основе
взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота
родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение
старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;

распознавать российскую государственную символику, символику своего
региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в
российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;

рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на
трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;

рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;

раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории
России;

объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей
местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;

называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
Контроль уровня достижения планируемых результатов по предмету ОРКСЭ
Контроль уровня достижения планируемых результатов: итоговый, обобщающий и
оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе
изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить
ему итоговую оценку за весь курс.

Формы, периодичность и порядок проведения контроля
уровня
достижения
планируемых результатов обучения учащихся 4 класса по
предмету определяются в
соответствии с
разделом
основной образовательной программы начального общего
образования «Система оценки
достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы», локальным
актом «Положение
о текущем
контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в рамках без отметочной
оценки», а также фиксируются в «Портфолио учащегося ».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».