РП ВУД Вероятность и статистика

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая,
ул. Зеленая площадь, 2,тел./факс 8(3435)478830,ou4laya@mail.ru

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Вероятность и статистика»
Направление: внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной
программы

Класс: 8-9

С. Лая 2023 г

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного общего
и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все
виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их
воспитания и социализации.
В рабочей программе реализуются направления развития информационных
компетенций обучающихся, раскрывается ведущая роль практического применения в
современном цифровом мире вероятности и статистики, которые приобретают всё большую
значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании,
необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми
требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка
важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных.
А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации
необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся
функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей
умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в
различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и
зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство в учебном курсе
с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни
общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ
комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том
числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический
фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий.
Цель программы: обогатить представления обучающихся о современной картине мира
и методах его исследования, сформировать понимание роли статистики как источника
социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
повысить математическую культуру учащихся в рамках школьной программы по математике;
привить устойчивый интерес к математическим наукам.
Задачи программы:
 формирование навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации
информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора,
представления и анализа данных с использованием статистических характеристик
средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и
интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие
гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их
влияние на рассматриваемые величины и процессы.
 познакомить с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных
экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными
законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс
входят начальные представления о случайных величинах и их числовых
характеристиках.





познакомить обучающихся с множествами и основными операциями над множествами,
рассмотреть примеры применения для решения задач, а также использования в других
математических курсах и учебных предметах.
подготовить учащихся к успешному усвоению трудных тем математики;
повысить интеллектуальный и образовательный уровня учащихся.

Продолжительность программы:
Занятия проводятся один раз в неделю. На реализацию курса «Вероятность и статистика.
Избранные вопросы» отводится 34 часа в год в каждом классе. 8 классе – 1 час в неделю, в 9
классе – 1час в неделю.
Продолжительность занятия – 35 минут.
Форма организации образовательного процесса: групповые занятия, практическая
деятельность, игра.
Виды деятельности:
- труд;
- общение;
- учение.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами:
объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами:
переместительное,
сочетательное,
распределительное,
включения.
Использование
графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при
решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых
наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий.
Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между
маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины,
связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью
графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий.
Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило
умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение
задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм
Эйлера.
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных.
Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля.
Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из
отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний
Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и
дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения

величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в
серии испытаний Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и
значение закона больших чисел в природе и обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
«ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и
статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к
использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений,
процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению
этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием
важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений,
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в
искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием
математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и
значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической
культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками
исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием
своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других

людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию
как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов,
понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий,
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
 воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
 выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
 разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать
собственные рассуждения;
 выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать
искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта,
зависимостей объектов между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов,
выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
 выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных
текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный
результат;
 в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
 представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории;
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
 принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат
работы, обобщать мнения нескольких людей;
 участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с
другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок,
выявленных трудностей;
 оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать
оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм,
графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер
рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам
измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных
событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы
Эйлера, числовая прямая.

Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств,
применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания
процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в
виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием
комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том
числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами
проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с
равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в
сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в
случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.
Оцениванием образовательных результатов внеурочной деятельности является
обретение учащимся возможностей:
1) умение отстаивать свою точку зрения;
2) развитие коммуникативной компетентности;
3) развитие волевых качеств;
4) приобретение умения вести дискуссию.
Система оценки планируемых результатов для мониторинга усвоения обучающимися
изучаемого материала предусматривается проведение контроля в виде практических работ
после изучения каждого раздела. Оценивается и качество выполнения такой работы и
представление его перед классом. Как и при оценивании других сообщений, при оценивании
подготовленной работы предпочтение отдается качественной доброжелательной оценке,
позволяющей обучающемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть
результаты предыдущего выступления. Оценка дается словесная, не выражается в баллах.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Представление данных.
Представление данных в таблицах. Практические вычисления по табличным данным.
Практическая работа «Таблицы». Графическое представление
данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм. Чтение и построение
диаграмм. Примеры демографических диаграмм.
Практическая работа «Диаграммы»
Формы и виды деятельности: лекция, практикум, практическая работа.
Раздел 2. Описательная статистика.
Числовые наборы. Среднее арифметическое. Медиана числового набора.
Устойчивость медианы. Практическая работа «Средние значения».
Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах. Формы и виды
деятельности: лекция, практикум, практическая работа.
Раздел 3. Случайная изменчивость

Случайная изменчивость (примеры). Частота значений в массиве данных.
Группировка. Гистограммы. Решение упражнений. Практическая работа
«Случайная изменчивость».
Формы и виды деятельности: лекция, практикум, практическая работа.
Раздел 4. Введение в теорию графов
Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа. Степень (валентность)
вершины. Число ребер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл. Путь в графе.
Представление о связности графа. Обход графа (эйлеров путь). Представление об
ориентированных графах.
Формы и виды деятельности: лекция, практикум, практическая работа.
Раздел 5. Вероятность и частота случайного события
Случайный опыт и случайное событие. Вероятность и частота события. Роль
маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и
игральная кость в теории вероятностей. Практическая работа
«Частота выпадения орла».
Формы и виды деятельности: лекция, практикум, практическая работа.
Раздел 6. Обобщение, контроль
Представление данных. Описательная статистика. Вероятность случайного события.
Решение упражнений.
Формы и виды деятельности: лекция, практикум, практическая работа.

Тематическое
№ п/п Модуль и темы
1
2
3

4
5

6
итого

Раздел 1.
Представление данных
Раздел 2.
Описательная статистика
Раздел 3.
Случайная
изменчивость
Раздел 4.
Введение в теорию графов
Раздел 5.
Вероятность и частота
случайного события
Раздел 6.
Обобщение,
контроль

планирование
Количество часов
теория

практика

всего

5

2

7

5

2

7

5

1

6

3

2

5

3

1

4

2

3

5

23

11

34

Календарно-тематическое планирование
№
п/
п

Наименование
разделов и тем

Дата

Электронные
(цифровые
образовательн
ые) ресурсы

Виды деятельности

Раздел 1.
Представление данных
1

Представле
ние данных
в таблицах.

2
Практические
вычисления по
табличным
данным.

3

Практическая
работа
«Таблицы»

4

Графическое

Осваивать способы
представления
статистических данных и
https://educont.ru/ числовых массивов с
помощью таблиц и
диаграмм с использованием
актуальных и важных
данных (демографические
данные, производство
промышленной и
сельскохозяйственной
продукции
https://resh.ed
Изучать методы работы с
u.ru/search
табличными и
графическими
представлениями данных с
помощью цифровых
ресурсов в ходе
практических работ;
https://resh.ed
Осваивать способы
u.ru/search
представления
статистических данных и
числовых массивов с
помощью таблиц и
диаграмм с использованием
актуальных и важных
данных (демографические
данные, производство
промышленной и
сельскохозяйственной
продукции,
https://edu.sk
Изучать методы работы с
https://resh.ed
u.ru/search

представлен
ие данных в
виде
круговых,
столбиковых
(столбчатых)
диаграмм.
Чтение и
построение
диаграмм.

ysmart.ru
/ https://resh.ed
u.ru/

6

Примеры
демографическ
их диаграмм.

https://edu.sk
ysmart.ru
/
https://resh.ed
u.ru/

7

Практичес
кая работа
«Диаграм
мы»

/
https://resh.ed
u.ru/
https://edu.sk
ysmart.ru

5

https://edu.sk
ysmart.ru
/
https://resh.ed
u.ru/

табличными и
графическими
представлениями данных с
помощью цифровых
ресурсов в ходе практических
работ;
Осваивать способы
представления
статистических данных и
числовых массивов с
помощью таблиц и
диаграмм с использованием
актуальных и важных
данных (демографические
данные, производство
промышленной и
сельскохозяйственной
продукции, общественные
и природные явления);
Осваивать способы
представления
статистических данных и
числовых массивов с
помощью таблиц и
диаграмм с использованием
актуальных и важных
Осваивать способы
представления
статистических данных и
числовых массивов с
помощью таблиц и
диаграмм с использованием
актуальных и важных
данных (демографические
данные, производство
промышленной и
сельскохозяйственной
продукции, общественные и

природные явления);

8

9

7
Итого по разделу
Раздел 2.
Описательная статистика
Числовые
наборы.

Среднее
арифметическое
.

/ https://resh.ed
u.ru/

Осваивать понятия:
числовой набор, мера центральной
тенденции (мера центра), в том
числе среднее
арифметическое,
медиана; решать задачи;

https://edu.sk
ysmart.ru

Осваивать понятия:
числовой набор, мера центральной
тенденции (мера центра), в том
числе среднее
арифметическое,
медиана; решать задачи;

https://resh.ed
u.ru/
10

Медиана
числового
набора.

/ https://resh.ed
u.ru/
https://edu.sk
ysmart.ru

Осваивать
числовой набор, мера центральной
тенденции (мера центра), в том
числе среднее
арифметическое,
медиана; решать задачи;

11

Устойчивость
медианы.

/ https://resh.ed
u.ru/
https://edu.sk
ysmart.ru

Осваивать понятия:
числовой набор, мера центральной
тенденции (мера центра), в том
числе среднее
арифметическое,
медиана; решать задачи;

12

Практическая
работа
«Средние
значения».

https://edu.sk
ysmart.ru

Изучать свойства средних, в том
числе с помощью цифровых ресурсов,
в ходе
практических работ;

13

Наибольшее
и наименьшее
значения
числового
набора.

https://edu.sk
ysmart.ru

Решать задачи;
Осваивать понятия:
наибольшее и
наименьшее значения числового
массива, размах;

14

Размах.

https://edu.sk
ysmart.ru

Решать задачи на выбор
способа описания данных в

1

соответствии с природой данных
и целями
исследования;
итого по разделу
Раздел 3.
Случайная
изменчивость

7

15

Случайная
изменчивость
(примеры).

https://resh.ed
u.ru/

16

Частота
значений в
массиве
данных.

https://resh.ed
u.ru/

17

Группировка.

https://resh.ed
u.ru/

18

Гистограммы.

https://resh.ed
u.ru/

19

Решение
упражнений

https://resh.ed
u.ru/

Осваивать понятия: частота значений
в массиве
данных, группировка данных,
гистограмма; Осваивать
графические представления
разных видов случайной
изменчивости, в том числе с
помощью цифровых
ресурсов, в ходе
практической работы;
Осваивать понятия: частота значений
в массиве
данных, группировка данных,
гистограмма; Осваивать
графические представления
разных видов случайной
изменчивости, в том числе с
помощью цифровых
ресурсов, в ходе
практической работы;
Осваивать понятия: частота значений
в массиве
данных, группировка данных,
гистограмма; Осваивать
графические представления
разных видов случайной
изменчивости
Строить и анализировать
гистограммы, подбирать
подходящий шаг
группировки;
Осваивать понятия: частота
значений в массиве

20

21

22

Практическая
работа
«Случайная
изменчивость»
6
итого по
разделу
Раздел 4.
Введение в теорию графов
Граф, вершина,
ребро.
Представление
задачи с помощью
графа.
Степень
(валентность)
вершины. Число
рёбер и
суммарная
степень вершин.

https://resh.ed
u.ru/

данных, группировка данных,
гистограмма; Осваивать
графические представления
разных видов случайной
изменчивости, в том числе с
помощью цифровых
ресурсов, в ходе
практической работы;
Строить
и
анализировать
гистограммы,
подбирать
подходящий шаг
группировки;

https://resh.ed
u.ru/

Осваивать понятия: граф,
вершина графа, ребро графа, степень
(валентность вершины), цепь и
цикл;

https://resh.ed
u.ru/

Осваивать способы
представления задач из
курса алгебры, геометрии, теории
вероятностей, других предметов с
помощью графов (карты,
схемы, электрические цепи,
функциональные
соответствия) на примерах

23

Цепь и цикл

https://resh.ed
u.ru/

Осваивать способы
представления задач из
курса алгебры, геометрии, теории
вероятностей, других предметов с
помощью графов (карты, схемы,
электрические
цепи, функциональные
соответствия) на примерах

24

Путь в графе.
Представление

https://resh.ed

Решать задачи на поиск суммы
степеней вершин графа, на поиск
обхода графа, на поиск путей в
ориентированных графах.

о связности
графа.
25

Обход графа
(эйлеров путь).
Представление об
ориентированны х
графах.

итого по разделу

https://resh.ed
u.ru/

Осваивать понятия: граф, вершина
графа, ребро графа, степень
(валентность вершины), цепь и цикл;
Решать задачи на поиск суммы
степеней вершин графа, на поиск
обхода графа, на поиск путей в
ориентированных графах;

5

Раздел 5. Вероятность и частота
случайного события
26

Случайный
опыт и
случайное
событие.

https://resh.ed
u.ru/

27

Вероятность и
частота
события. Роль
маловероятных и
практически
достоверных
событий в
природе и в

https://resh.ed
u.ru/

Осваивать понятия: случайный
опыт и случайное событие,
маловероятное и
практически достоверное событие;
Наблюдать и изучать
частоту
событий
в
простых
экспериментах, в том числе с помощью
цифровых
ресурсов, в ходе
практической работы;
Осваивать понятия: случайный
опыт и случайное событие,
маловероятное и
практически достоверное событие;
изучать роль
классических вероятностных моделей

обществе.

(монета, игральная кость) в
теории вероятностей;

28

Монета и
игральная кость в
теории
вероятностей.

https://resh.ed
u.ru/

29

Практическая
работа
«Частота
выпадения
орла»

https://resh.ed
u.ru/

Наблюдать и изучать частоту
событий в
простых экспериментах, в том
числе с помощью цифровых
ресурсов, в
ходе практической работы;

итого по
разделу

Изучать роль
классических вероятностных
моделей (монета, игральная
кость) в теории вероятностей;
Решать простейшие задачи на
нахождение вероятности события,
связанные с монетами и игральной
костью

4

Раздел 6.
Обобщение, контроль
30

Представление
данных.

https://resh.ed
u.ru/

Повторять изученное и
выстраивать систему знаний;
Решать задачи на
представление и описание данных с
помощью
изученных характеристик;

31

Описательная
статистика.

https://resh.ed
u.ru/

Повторять изученное и
выстраивать систему знаний;
Решать задачи на

представление и описание данных с
помощью
изученных характеристик;
32

Вероятность
случайного
события.

https://resh.ed
u.ru/

Повторять изученное и
выстраивать систему знаний;
Решать задачи на
представление и описание данных с
помощью
изученных характеристик;
Обсуждать примеры
случайных
событий,
мало
вероятных
и
практически
достоверных случайных
событий

33

Решение
упражнений

https://resh.ed
u.ru/

Повторять изученное и
выстраивать систему знаний;
Решать задачи на
представление и описание данных с
помощью
изученных характеристик

34

Решение
упражнений

https://resh.ed
u.ru/

Повторять изученное и
выстраивать систему знаний;
Решать задачи на
представление и описание данных с
помощью
изученных характеристик

Методические материалы для учителя
Высоцкий, Ященко: Математика. Вероятность и статистика. 7-9 классы. Учебник. В 2-х частях.
ФГОС
Теория вероятностей и статистика / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров,
И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко. — М.: МЦНМО: АО «Московские учебники»
Е.А.Бунимович, В.А.Булычев "Основы статистики и вероятность", М.: Дрофа, 2004.
Цифровые обязательные ресурсы и ресурсы сети интернет
https://www.yaklass.ru/
https://foxford.ru/wiki/matematika/
https://resh.edu.ru
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5ececba0-3192-11dd-bd11-0800200c9a66/
https://infourok.ru/vvedenie-v-teoriyu-grafov-4725656.html
https://educont.ru/
Учебное оборудование, оборудование для
проведения практических занятий
Компьютеры, проектор, принтер, экран


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».