РП ВУД Волшебный мир искусства

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2
Тел/факс 8(3435)47-88-30, ou4laya@mail.ru

Рабочая программа
Внеурочная деятельность
Направление: внеурочная деятельность по учебным предметам
образовательной программы
«Волшебный мир искусства»

Класс: 5

с. Лая
2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Волшебный мир искусства»
составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, Примерной программы основного
общего образования, рабочей программы по курсу «Искусство. Вечные
образы» к линии учебников под редакцией Г.И. Даниловой для основной
школы.
Программа по курсу «Искусство. Вечные образы» направлена на
приобщение обучающихся к Библии - величайшему памятнику литературы,
истории, источнику вдохновения для многих деятелей искусства в различные
художественно- исторические эпохи. Знакомство с мифологией, шедеврами
мировой художественной культуры на основе знакомства с Ветхим Заветом и
Новым Заветом и их интерпретациями в произведениях искусства различных
жанров и эпох. Курс «Искусство. Вечные образы» основывается на
конкретно чувственном восприятии произведений культуры. Программа
предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически
сложившихся и выработанных в системе школьного образования и
воспитания.
Цель:
Художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории
изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей в области
изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в
профессиональные учебные заведения.
Задачами учебного предмета является формирование:
 Знаний основных этапов развития изобразительного искусства;
 Знаний основных понятий изобразительного искусства;
 Умений определять в произведении изобразительного искусства
основные черты художественного стиля, выявлять средства
выразительности; умений в устной и письменной форме излагать
свои мысли о творчестве художников;
 Навыков по восприятию произведения изобразительного
искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить
ассоциативные связи с другими видами искусств;
 Навыков анализа произведения изобразительного искусства.
Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса
внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной
программы воспитания.
Это проявляется:
 в особой значимости личностных результатов реализации
программы внеурочной деятельности, направленной на
понимание обучающимися ценности отечественного и мирового

искусства, народных традиций и народного творчества, их
ориентации на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве;
 в возможности включения обучающихся в деятельность,
организуемую образовательной организацией и направленной,
например, на знакомство обучающихся с разными видами
творческих профессий в рамках курса внеурочной деятельности
по изобразительному искусству и получение знаний о
профессиях, содержание которых связано с содержанием
учебного предмета;
 в возможности комплектования разновозрастных групп и в
формах организации занятий в данных группах, например,
мастер-класс, экскурсии в тематические музеи, художественные
галереи, представление опыта старшеклассников, игры и др., для
реализации воспитательного потенциала профориентационной
работы, значение которой отмечается в Примерной программе
воспитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся,
обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с
педагогом и другими участниками деятельность (создание
художественных выставочных проектных работ, проведение
творческих конкурсов и др.), а также в возможности образования
разных по устремлениям детско-взрослых общностей (сетевое
взаимодействие, творческий союз и др.), значение которых для
воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 4 на программу
«Искусство. Вечные образы» отводится 1 час в неделю. Соответственно
программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы
античной мифологии, не утратившие актуальности и нравственности
значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному
воплощению в различных видах искусства и причинам изменения
интерпретации на протяжении исторического развития мировой
художественной культуры.
№
Кол-во
п/
Содержание
Контроль
часов
п
1.
Сюжеты и образы античной
8
Составление кроссворда
мифологии
с использованием

изученной
терминологии(1 час)
2.
3.
4.

Сюжеты и образы античной
мифологии
Сюжеты и образы античной
мифологии
Мифология древних славян
Всего

7
10
9
34

Письменное сочинение
по картине (анализ) (1ч)
Письменное сочинение
по картине (анализ). (1ч)
Тест (1ч)

I. Сюжеты и образы античной мифологии (25 ч)
Введение. В мире античной мифологии. Мифология как система
образов и представлений о жизни. Мифологические сюжеты и образы в
произведениях различных видов искусства. Причины изменения их
интерпретации на протяжении истории развития мирового искусства.
Сотворение мира.
Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира.
Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и
подземного мира.
Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия «Метаморфозы».
Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и
Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых
богов в поэме Гесиода «Теогония». Сатурн (Кронос) и Рея — родители
верховного греческого бога Зевса. Картины М. Чюрлениса «Сотворение
мира» и И. Айвазовского «Хаос». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе
богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные
особенности интерпретации античного мифа.
Бог-громовержец Зевс.
Распределение сфер влияния меж ду Зевсом, Посейдоном и Аидом.
Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония».
Алтарь Зевса в Пергаме. Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности
изображения Зевса. Традиционный образ Зевса в произведениях искусства.
Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Голова Зевса Отриколи.
Атрибуты Зевса.
Окружение Зевса.
Гора Олимп — место вечного обитания богов. Двенадцать боговолимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида,
Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса
(«Илиада»). Изображение пира богов на западном фризе Парфенона. Орел —
исполнитель воли Зевса. Сюжет о похищении Ганимеда в скульптурной
группе Б. Торвальдсена «Ганимед и орел Зевса» и в картинах П. Рубенса и
Рембрандта (по выбору). Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о
Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфозах» Овидия. Миф о

жестоком наказании Зевсом Тантала. Литературная интерпретация мифа в
«Одиссее» Гомера. Миф о Сизифе. Картина Тициана «Сизиф».
Возлюбленные Зевса. Картина В. Серова «Похищение Европы». «Юпитер и
Фетида» в картине Ж. Д. Энгра.
Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий».
Миф о титане Прометее как пример самоотверженной борьбы за
спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в
«Метаморфозах» Овидия. Рельеф саркофага
«Прометей, создающий первого человека». Характер конфликта между
Прометеем и Зевсом. Месть Зевса. Отражение сюжета в картине Ф.
Снейдерса и П. Рубенса «Прикованный Прометей» и в скульптуре Ф.
Гордеева «Прометей, терзаемый орлом». Образ Прометея в «Теогонии»
Гесиода и в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Устойчивость мифа
о Прометее в истории искусств, его особая популярность в романтическую
эпоху XIX в. Сравнительный анализ стихотворений «Прометей» И. Гете и
Дж. Байрона. Сравнительный анализ стихотворения И. Гете «Прометей» и
песни-арии Ф.Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к
свободе (по выбору).
Посейдон — владыка морей.
Посейдон (Нептун) — один из главных олимпийских богов, владыка
моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство
Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского
пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.
Миф о состязании Афины и Посейдона за обладание Аттикой.
Эрехтейон — храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах. Образ
Посейдона в произведениях искусства. Статуя Посейдона работы
неизвестного мастера. Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое
воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Нептуна и Амфитриты».
Тритон — сын Посейдона и Амфитриты. «Фонтан Тритона» Л.
Бернини. Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли
«Посейдон». Картина И. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю».
Особенности воплощения его художественного образа. «Владыка морей» в
художественном фильме А. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр
фрагментов и их обсуждение).
Бог огня Гефест.
Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о
рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа. Описание кузницы
Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Циклопы — помощники Гефеста. Кузница
Вулкана в картинах Л. Джордано и Д. Веласкеса (по выбору). Гефест на
острове Лемнос. Вулканалии.
Афина — богиня мудрости и справедливой войны.
Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции, ее
заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса.

Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе.
Афина — богиня мудрости, покровительствующая грекам. Прославление
культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия Афина
Парфенос и Афина Промахос в архитектурном ансамбле Парфенона. Смысл
символических атрибутов Афины. Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об
Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто
«Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки.
Картина Д. Веласкеса «Пряхи», соединение в одном полотне античного мифа
и реалий жизни. Скульптурная группа Мирона «Афина» и «Марсий»,
отражение в ней драматического конфликта. Гнев Афины и мастерски
переданный испуг лесного демона Марсия. Картина С. Боттичелли «Афина,
усмиряющая кентавра».
Лики Аполлона.
Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Аполлон как олицетворение
доблестной силы и мужества. Миф о победе Аполлона над Пифоном и его
ироническое отражение в эпиграмме А. Пушкина. Скульптурные
произведения Леохара (Аполлон Бельведерский) и Праксителя (Аполлон
Сауроктон). Различия в художественной интерпретации образа.
Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона
в Дельфах. Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели детей Ниобеи и его
отражение в «Метаморфозах» Овидия. Миф о состязании Аполлона и
Марсия. Художественное воплощение сюжет в рельефе «Музыкальное
состязание Аполлона и Марсия» (школа Праксителя) и картине Тициана
«Аполлон и Марсий» (по выбору). Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба
любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Метаморфозы»).
Скульптурная группа Л. Бернини «Аполлон и Дафна». Художественная
интерпретация мифа в картинах Н. Пуссена и Поллайоло «Аполлон и
Дафна».
Аполлон и музы Парнаса.
Аполлон Мусагет — покровитель искусств и творческого вдохновения.
Девять муз Аполлона. Неизменный атрибут Аполлона — лира (кифара).
Лавры Аполлона — высшая награда поэтам и победителям.
Картина А. Мантеньи «Парнас». Фреска Рафаэля «Парнас». Картина Н.
Пуссена «Парнас» и переданная в ней атмосфера творческого вдохновения.
Орфей и Эвридика.
Миф об Орфее и Эвридике. Отражение мифа в произведениях
искусства различных жанров.
Скульптура А. Кановы «Орфей». Рождение оперного искусства.
«Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкальных интерпретаций
античного мифа. Рок-опера «Орфей и Эвридика» композитора А. Журбина и
поэта Ю. Димитрина.
Артемида — покровительница охоты.

Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты.
Особый культ богини. Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудона
(«Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа.
Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне. Роспись
античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Драматизм сюжета
в скульптурной группе И. Прокофьева «Актеон, преследуемый собаками».
Художественное воплощение мифа о любви богини к простому юноше
Эндимиону в картине Н. Калмакова «Артемида и спящий Эндимион».
Арес — неукротимый бог войны.
Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Богиня раздора
Эрида — постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны. Особенность
изображения Ареса в произведениях античного искусства. Роль Ареса в
войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поединок Ареса и Диомеда в
«Илиаде» Гомера. Дети Ареса. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с
греками».
Широкое распространение культа бога Марса в римской мифологии.
Легенда о Ромуле и Реме. Скульптурный портрет императора Августа из
Прима Порта. Сходство его изображения с богом войны Марсом. Традиции
римского скульптурного портрета в памятнике А. Суворову М. Козловского в
Санкт-Петербурге. Марсово поле — место военных смотров и маневров.
Неожиданное решение образа в картине Д. Веласкеса «Марс».
Триумф Диониса.
Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса), его место среди олимпийских
богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Античный рельеф «Рождение
Диониса».
Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя
«Гермес с младенцем Дионисом». Скульптура «Силен с младенцем
Дионисом» неизвестного автора. Миф о Дионисе и морских разбойниках в
гомеровских гимнах.
Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Миф о
Дионисе и Ариадне и его отражение в картине Тициана «Вакх и Ариадна».
Художественная интерпретация образа Вакха в изобразительном искусстве:
скульптура Микеланджело.
У истоков театрального искусства.
Свита Диониса. Скульптура Скопаса «Менада». Скульптура
Праксителя «Отдыхающий сатир». Рождение театра. Дионисийские
празднества (Великие Дионисии). Дифирамбы — песнопения в честь
Диониса. Возникновение греческой драмы и комедии. Первые театры и
театральные постановки.
Афродита — богиня любви и красоты.
Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви
Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура
Агесандра «Венера Милосская». Миф о рождении Афродиты и его вариации.

Античный рельеф «Трон Людовизи». «Рождение Венеры» С. Боттичелли.
Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Миф об
Адонисе — «прекрасном баловне Киприды». Адонис — один из самых
популярных персонажей античной живописи. «Венера и Адонис» А. Кановы.
Скульптура Д. Маццуоллы «Смерть Адониса».
Нарцисс и Эхо.
Миф о гордом Нарциссе и прекрасной нимфе Эхо. Как был наказан за
эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа в «Метаморфозах»
Овидия. Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Образ Нарцисса в картине К.
Брюллова. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье
«Прекрасный Нарцисс».
В сетях Эрота.
Эрот (Амур, Купидон) — юный бог любви, рожденный Афродитой.
Неоднородность трактовок его образа в произведениях искусства (юноша,
мальчик). Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедия
Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа).
Сюжет о воспитании и наказании Амура Афродитой. Традиционные
атрибуты и окружение Амура. Образ Амура, запечатленный в скульптурах
Донателло «Амур-Атис» и Э. Фальконе «Грозящий Амур» (по выбору).
Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки.
Богиня цветов Флора.
Флора — италийская богиня цветения колосьев, распускающихся
цветов и садов. Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии —
празднества в ее честь. Образ жены художника в картине Рембрандта
«Флора». Миф о Зефире и Флоре в поэтическом изложении Овидия
(«Фасты»). Отражение сюжета в картине С. Боттичелли «Весна». Балет
«Зефир и Флора» в постановке Ш. Дидло.
Мифология древних славян(9 ч)
Введение.
Языческая славянская мифология в истории русской духовной
культуры, ее связь с античной мифологией. Предания, поверья, обычаи,
обряды, народная поэзия — главный источник знаний о славянской
мифологии.
Происхождение языческих славянских богов и особенности их
изображения. Пантеон славянских языческих богов. Представления славян об
устройстве мироздания. Образ Мирового Древа в трудах А. Афанасьева и
стихотворении К. Бальмонта «Славянское Древо».
Перун — бог грома и молнии.
Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона.
Культ Перуна на Руси. Фрагменты из поэмы М. Хераскова «Владимириада».
Причины поклонения Перуну после принятия христианства. Дуб —
священное дерево Перуна. Связь Перуна с греческим верховным богом
Зевсом и римским Юпитером. Атрибуты Перуна. Смысл понятий «после

дождичка в четверг» и «чистый четверг». Главный праздник громовержца —
Ильин день. Связь между языческим богом Перуном, Ильей Пророком и
народным богатырем Ильей Муромцем.
Велес.
Велес — покровитель домашнего скота, символ богатства и
благополучия. Причины вражды Велеса и Перуна. Переосмысление культа
Велеса в христианскую эпоху. Культ святого Власия в Новгороде.
Изображение святого на древнерусских иконах. Празднование дня святого
Власия на Руси.
Дажьбог.
Дажьбог — один из главных богов восточных славян. Версии о
происхождении его имени. Народные легенды о Дажьбоге и их
символический смысл. Образ Дажьбога как олицетворение правды,
запечатленный в русских народных пословицах. Отражение культа Дажьбога
в народных обрядах и праздниках. Слияние языческого божества с
фольклорным образом Солнца.
Макошь.
Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия —
обязательный атрибут ее изображения. Многочисленные версии
происхождения имени Макошь. Особенности изображения богини в
произведениях декоративно-прикладного искусства, народных обрядах и
праздниках. Связь Макоши с фольклорным образом Матери Сырой Земли.
Параскева Пятница — покровительница хозяйства и торговли. Характерные
особенности изображения Параскевы Пятницы на древнерусских иконах.
Лада. Лада (Ладо) — божество, покровительствующее семье и браку.
Общность Лады с греческой богиней любвиАфродитой. Характерные
особенности ее изображения. Отражение культа богини в произведениях
устного народноготворчества. Версии происхождения имени. Лада и ее
дочьЛеля. Переосмысление образа в опере-сказке «Снегурочка» Н. РимскогоКорсакова.
Купало, Ярило, Кострома.
Персонажи весенних народных праздников и покровители земного
плодородия. Отражение в образах Купало, Ярило и Костромы представлений
народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Версии
происхождения их имен. Разделение функций между божествами. Их
близкое родство с богом-громовержцем Перуном. Божества в народных
обрядах, поверьях и праздниках. Символический смысл сжигания
соломенных кукол Ярилы, Купалы и Костромы в праздник Ивана Купалы.
Проводы русалок и их символический смысл. Символическое значение
образов цветущего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похороны
Костромы» в праздник Петрова дня.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные:
 формирование мировоззрения, целостного представления о мире и
формах бытия искусства;
 развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
 накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического
переживания;
 формирование творческого отношения к проблемам;
 развитие образного восприятия и освоение способов художественного,
творческого самовыражения личности;
 гармонизация интеллектуального и эмоционального развития
личности;
 подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной
или профессиональной траектории.
Метапредметные:
универсальные:
научатся:
 целеполаганию,
включая
постановку
новых
целей,
преобразование практической задачи в познавательную;
 самостоятельно
организовывать
учебную
деятельность
(постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.).
 оценивать свои учебные достижения, поведения, черты своей
личности, свое физическое и эмоциональное состояние,
осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.
 соблюдать нормы поведения в окружающей среде, правила
здорового образа жизни.
 уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять
им.
Познавательные:
 формирование
коммуникативной,
информационной
компетентности; описание явлений искусства с использованием
специальной терминологии; высказывание собственного мнения
о достоинствах произведений искусства; овладение культурой
устной и письменной речи;
 развитие индивидуального художественного вкуса; расширение
эстетического кругозора;
 умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в
творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с
произведениями искусства;

 реализацию творческого потенциала; применение различных
художественных материалов; использование выразительных
средств искусства в собственном творчестве.
Коммуникативные
 представление
системы
общечеловеческих
ценностей;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей,
представленных в произведениях искусства;
 усвоение особенностей языка разных видов искусства и
художественных
средств
выразительности;
понимание
условности языка искусства;
 различение изученных видов и жанров искусств, определение
зависимости художественной формы от цели творческого
замысла;
 классификацию изученных объектов и явлений культуры;
структурирование
изученного
материала,
информации,
полученной из различных источников;
Предметные результаты
 формирование основ духовно – нравственной культуры
обучающихся как части их общей духовной культуры, как
особого способа познания жизни и средства организации
общения;
 развитие эстетического, эмоциональноценностного видения
окружающего мира;
 развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного
вкуса и творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы
эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и
ориентации в нравственном пространстве культуры;
 освоение духовной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров и стилей как материального выражения духовных
ценностей,
воплощенных
в
пространственных
формах
(фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного
искусства, искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества,
выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных
образах
предметно-материальной
и
пространственной среды, в понимании красоты человека;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Наименование
разделов и тем

1.

Сюжеты и образы
античной
мифологии
Сюжеты и образы
античной
мифологии
Сюжеты и образы
античной
мифологии
Мифология
древних славян

2.

3.

4.

Всего
часов

8

7

Лабораторные и
практические
(тема)

Из них
Контрольные и
диагностические материалы
(тема)
Составление кроссворда с
использованием изученной
терминологии(1 час)
Письменное сочинение по
картине (анализ) (1ч)

10

Письменное сочинение по
картине (анализ). (1ч)

9

Тест (1ч)

35

Экскурсии

Примечание

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п

Дата
прове
дения
урока

Название темы

Колво
часо
в

Основные виды
учебной деятельности

Формы работы

Основные
понятия

Отслеживание
результатов
обученности
учащихся
(формы
контроля)

Мифология
как система
образов
и
представлени
й о жизни.
Мифологичес
кие сюжеты и
образы
в
произведения
х искусства

Познакомиться с
терминами,
научиться
пользоваться
учебником, знать
о необходимых
для
обучения
средствах

Групповая,
Сюжет
индивидуальна сотворения
я, фронтальная мира
в
произведения
х искусства.
Первые
божества.

Научиться
различать
разные
типы
мифов, попытка
сочинить
собственный
солярный миф

I. СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ 8 час.
1

Введение. В мире 1
античной мифологии
Мифология как система
образов и представлений
о жизни

2

Сотворение мира 1

3,4

Бог-громовержец Зевс 2

Осознавать значение искусства в
жизни современного человека;
Рассуждать
о
специфике
воплощения духовного опыта
человечества в искусстве;
Формировать
«стартовую»
мотивацию к обучению;
Самостоятельно
изучать
возможности
компьютерных
технологий в различных видах
искусства.
Объяснять сюжет сотворения мира
в произведениях
искусства и
отмечать
их
лаконичновыразительную красоту.
Сравнивать,
сопоставлять,
анализировать
решения
традиционных образов видеть в
них многообразное варьирование
трактовок.
Понимать и объяснять целостность
образного строя произведения.
Раскрывать
символическое

Фронтальная

Индивидуальн
ая

Схватка богов Научиться
и
титанов заполнять форму
Особенности сведений о

значение, содержательный смысл
произведения
.Анализировать

изображения
Зевса
в
произведения
х искусства
различных
эпох.
Атрибуты
Зевса

результаты собственной творческой
деятельности
с
точки
зрения
художественного совершенства.

5,6

Окружение Зевса 2

7,8

Прометей — 2
«сквозь тысячелетия
впередсмотрящий».
Обобщение темы.

Высказывать
суждения
о
творческой
работе
одноклассников;
Собирать информацию, изучать
исторический материал;
Эмоционально
воспринимать
художественные образы различных
видов искусства. Ориентироваться
в
специфике
выразительных
средств
отдельных
видов
искусства.
Высказывать
собственное
отношение
к
произведению
искусства;
Понимать специфику восприятия
различных
визуальных
произведений: различать тему,
сюжет и содержание произведения
искусства
Распознавать и систематизировать
материал по стилевым признакам.
Соотносить литературный образ с
художественным произведением..
Понимать специфику восприятия
различных
визуальных
произведений
Участвовать
в
итоговой
игре-викторине
с
активным
привлечением
зрительного материала.

Индивидуальн
ая.

мифологическом
персонаже,
знакомство с
опорной формой.
Ознакомиться с
новыми
терминами,
научиться
задавать вопросы
к прочитанному.
Окружение
Ознакомиться с
Зевса
новыми
Двенадцать
терминами,
боговнаучиться
олимпийцев
задавать вопросы
Спор Зевса и к прочитанному.
Посейдона и Различать
место
их древние знаки и
обитания.
символы
Исполнители искусства,
воли Зевса.
объяснять
их
смысл.

Групповая,
Заслуги
индивидуальна Прометея
я, фронтальная перед
человечество
м.
.

Заполнение
недостающих
звеньев в игревикторине.
Знать термины
предыдущих
уроков,
различать ранее
изученных
персонажей

мифологии
(промежуточный
контроль),
2 СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ 7 час.

9

10

Посейдон — владыка 1
морей

Бог огня Гефест 1

11,12

Афина — богиня 2
мудрости
и справедливой войны

13,14

Лики Аполлона 2

Владеть
отдельными
специальными
терминами
из
области
различных
видов
искусства в рамках изучаемого
курса. Высказывать собственное
отношение
к
произведению
искусства. Понимать специфику
восприятия различных визуальных
произведений
Различать
произведения
искусства
по
материалам, технике исполнения.
Соотносить литературный образ с
художественным произведением;
Различать
тему,
сюжет
и
содержание
произведения
искусства. Собирать информацию,
изучать исторический материала;
Владеть
отдельными
специальными
терминами
из
области
различных
видов
искусства в рамках изучаемого
курса. Высказывать собственное
отношение
к
произведению
искусства. Понимать специфику
восприятия различных визуальных
произведений.
Самостоятельно
изучать
возможности
компьютерных технологий;
Владеть
отдельными

Фронтальная,
групповая.

Индивидуальн
ая, групповая

Фронтальная

Фронтальная,

Характеристик
а Посейдона и
его
свиты.
Спор Зевса и
Посейдона.
Особенности
воплощения
образа
Посейдона
в
произведениях
искусства.
Гефест
(Вулкан) — бог
огненной
стихии
и
кузнечного
ремесла.
Культ Афины
(Минервы)
в
Древней
Греции,
ее
заслуги перед
народом. Миф
о
рождении
Афины. Афина
Паллада.
Миф

Знать термины
предыдущих
уроков.
Задавать
вопросы
по
прочитанному
тексту,
работать в паре

Задавать
вопросы
по
прочитанному
тексту,
работать в паре.

Извлекать
необходимую
информацию из
текста;
Использовать
знаковосимволические
средств;
Построение
речевого
высказывания
о Знать термины

15

16

Аполлон и музы 1
Парнаса

специальными
терминами
из
области
различных
видов
искусства в рамках изучаемого
курса. Высказывать собственное
отношение
к
произведению
искусства. Понимать специфику
восприятия различных визуальных
произведений.
Высказывать
суждения о творческой работе
одноклассников. Уметь видеть в
обычном,
будничном
необыкновенное,
особенное,
оригинальное. Понимать роль
искусства в освоении человеком
мира, познании природы;
Соотносить литературный образ с
художественным произведением..
Ориентироваться в специфике
выразительных средств отдельных
видов искусства;
Владеть
отдельными
специальными
терминами
из
области
различных
видов
искусства.

индивидуальна рождении
я, групповая.
Аполлона
и
Артемиды.
Аполлон
как
олицетворение
силы, мужества
и красоты.

предыдущих
уроков,
различать ранее
изученных
персонажей
мифологии
(промежуточны
й
контроль),
анализировать
прочитанный
миф,
,
составлению
тестовых
заданий

Индивидуальн
ая,
фронтальная

Аполлон
Мусагет
—
покровитель
искусств
и
творческого
вдохновения.
Образное
воплощение
темы
в
произведениях
искусства

Знать
различные
виды искусства,
характерные
для античности.
Придумать
новых муз для
современных
видов искусств

Окружение
Аполлона.
Девять муз, их
отличительные
атрибуты.
Парнас — место

Придумать
новых муз для
современных
видов
искусств

3. СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ 10 час
Аполлон и музы 1
Соотносить литературный образ с Индивидуальн
Парнаса
художественным произведением..
ая,
Сравнивать и называть девять муз. Фронтальная
Осознавать и объяснять мудрость
античной мифологии.
Сравнивать,
сопоставлять,

характеризовать
обитателей
Парнаса. Понимать специфику
восприятия различных визуальных
произведений.
Высказывать
суждения о творческой работе
одноклассников.
17

Орфей и Эвридика 1

18

Артемида — 1
покровительница охоты

19

Арес — 1
неукротимый бог войны.

Высказывать
собственное
отношение
к
произведению
искусства.
Эмоционально
воспринимать
художественные
образы
различных
видов
искусства. Ориентироваться в
специфике выразительных средств
отдельных
видов
искусства.
Анализировать
результаты
собственной
творческой
деятельности с точки зрения
художественного и технического
совершенства;
Владеть
отдельными
специальными
терминами
из
области
различных
видов
искусства в рамках изучаемого
курса. Высказывать собственное
отношение
к
произведению
искусства. Понимать специфику
восприятия различных визуальных
произведений

Индивидуальн
ая,
фронтальная

Индивидуальн
ая,
фронтальная

Знать специфику и характер Индивидуальн
древнего искусства;
ая,
Видеть разницу в изображении фронтальная

обитания
Аполлона и муз.
Художественная
интерпретация
темы
в
различных видах
искусства.
Миф об Орфее и
Эвридике и его
отражение
в
произведениях
искусства.

Знать
термины,
различать
ранее
изученных
персонажей
мифологии
(промежуточн
ый контроль),
анализировать
прочитанный
миф,

Характеристика Самостоятель
вечно юной и ная работа с
прекрасной
кластерами, с
Артемиды
использование
(Дианы)
м наглядного
и ее атрибуты. материала
Отражение
культа богини в
произведениях
искусства.
Арес (Марс) Знать термины
— коварный и предыдущих
вероломный
уроков,

человека, природы и исторических
событий в искусстве разных эпох;
различать
тему,
сюжет
и
содержание
произведения
искусства;
Различать
древние
знаки
и
символы искусства, объяснять их
смысл;
Эмоционально
воспринимать
художественные
образы
различных
видов
искусства;
20

Триумф Диониса 1

21

У истоков 1
театрального
искусства

Осознавать значение искусства в Индивидуальн
жизни современного человека;
ая
Рассуждать
о
специфике
воплощения духовного опыта
человечества в искусстве;
Различать произведения искусства
по
материалам,
технике
исполнения
Анализировать
результаты
собственной
творческой
деятельности с точки зрения
художественного и технического
совершенства;

бог
войны,
его
окружение и
атрибуты.
Особенности
изображения
Ареса
в
произведения
х искусства.

Культ
бога
Диониса
(Вакха,
Бахуса), его
место среди
олимпийских
богов..
Художествен
ная
интерпретаци
я
образа
Вакха
в
изобразительн
ом искусстве
Владеть
отдельными Фронтальная,
Дионисийски
специальными
терминами
из индивидуальна е празднества
области
различных
видов я, групповая.
Античности.
искусства в рамках изучаемого
Свита
курса. Высказывать собственное
Диониса.
отношение
к
произведению
Истоки
искусства. Понимать специфику
возникновени

различать ранее
изученных
персонажей
мифологии
(промежуточный
контроль),
пересказывать
прочитанное,
обучение
составлению
вопросов
для
теста
Знать термины
предыдущих
уроков,
различать ранее
изученных
персонажей
мифологии,
анализировать
прочитанный
миф,
давать
этическую
оценку
происходящему.
Работать
в
группе,
самостоятельно
извлекать
нужную
информацию
составлять

восприятия различных визуальных
произведений
22

Афродита — 1
богиня любви
и красоты

Эмоционально
воспринимать Индивидуальн
художественные образы различных ая,
видов искусства;
фронтальная
Ориентироваться в специфике
выразительных средств отдельных
видов искусства;
Владеть
отдельными
специальными
терминами
из
области
различных
видов
искусства;
Высказывать собственное мнение о
произведении искусства;

23

Нарцисс и Эхо 1

24

В сетях Эрота 1

Знать специфику и характер Фронтальная
древнего искусства;
Понимать роль искусства в
освоении
человеком
мира,
познании природы. Высказывать
собственное
отношение
к
произведению искусства;
Понимать специфику восприятия Индивидуальн
различных
визуальных ая,
произведений
Участвовать
в фронтальная
итоговой
игре-викторине
с
активным
привлечением
зрительного
материала.
Анализировать
результаты
собственной
творческой
деятельности с точки зрения
художественного совершенства;

я греческого рассказ
по
театра.
новому
материалу
Гармония
Знать термины
духа
и предыдущих
красоты,
уроков,
воплощенная различать ранее
в
образе изученных
Афродиты
персонажей
(Венеры).
в мифологии
произведения (промежуточный
х античного контроль),
искусства.
пересказывать
Миф
о прочитанное,
рождении
составлять
Афродиты.
вопросы
Художествен Пересказывать
ное
прочитанное,
воплощение
составлять
мифа
о вопросы
по
Нарциссе
и прочитанному,
нимфе Эхо,
отвечать
на
вопросы.
Эрот (Амур, Знать термины
Купидон) — предыдущих
юный
бог уроков,
любви,
различать ранее
рожденный
изученных
Афродитой.
персонажей
Традиционны мифологии
е атрибуты и (промежуточный
окружение
контроль).
Амура

25

Богиня цветов Флора 1

26

Введение в тему. 1

27

Перун - бог 1
грома и молнии

Знать специфику и характер Групповая,
древнего искусства;
индивидуальна
Осознавать значение искусства в я, фронтальная
жизни современного человека;
Рассуждать
о
специфике
воплощения духовного опыта
человечества в искусстве
Участвовать в итоговой игревикторине
с
активным
привлечением
зрительного
материала.
4. МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН 9час
Осознавать значение искусства в индивидуальна
жизни современного человека;
я, фронтальная
Рассуждать
о
специфике
воплощения духовного опыта
человечества в искусстве;
Различать
тему,
сюжет
и
содержание
произведения
искусства;
Знать главные темы искусства,
особенности
отражения
действительности в произведении
искусства;
Знать специфику и характер
древнего искусства;
Осознавать значение искусства в Индивидуальн
жизни современного человека;
ая
Рассуждать
о
специфике
воплощения духовного опыта

Флора
италийская
богиня
цветения
колосьев,
распускающи
хся цветов и
садов.
Аллегорическ
ое
воплощение
Флоры.

Знать термины
предыдущих
уроков,
различать ранее
изученных
персонажей
мифологии
(промежуточный
контроль),
анализировать
прочитанный
миф.

Языческая
славянская
мифология в
истории
русской
духовной
культуры, ее
связь
с
античной
мифологией.
Пантеон
славянских
языческих
богов. Образ
Мирового
Древа
Перунгромовержец
- верховный
бог

Знать термины
предыдущих
уроков,
различать ранее
изученных
персонажей
мифологии
(промежуточный
контроль),
сопоставлять две
мифологические
системы,
находить
сходство
и
различие
Знать термины
предыдущих
уроков,
различать ранее

28

Велес 1

29

Дажьбог 1

человечества в искусстве;
Эмоционально
воспринимать
художественные образы различных
видов искусства;
Ориентироваться в специфике
выразительных средств отдельных
видов искусства
Уметь
видеть
в
обычном,
будничном
необыкновенное,
особенное, оригинальное
Уметь
видеть
в
обычном, Индивидуальн
будничном
необыкновенное, ая,
особенное, оригинальное;
фронтальная
Собирать информацию, изучать
исторический материал;
Самостоятельно
изучать
возможности
компьютерных
технологий в различных видах
искус

славянского
пантеона
и
его связь с
Зевсом
(Юпитером).
Причины
поклонения
Перуну после
принятия
хрис
Велес
—
покровитель
домашнего
скота, символ
богатства
и
благополучия.
Чествование
бога
в
Масленицу
(Власьев
день). Велес
как
противник
Перуна.

Понимать роль искусства в Групповая,
освоении
человеком
мира, индивидуальна
познании природы;
я, фронтальная
Эмоционально
воспринимать
художественные образы различных
видов искусства;
Ориентироваться в специфике
выразительных средств отдельных

Версии
о
происхожден
ии
имени
бога. Народные легенды о
Дажь-боге и.
слияние
языческого

изученных
персонажей
мифологии
(промежуточный
контроль),
анализировать
новый материал,
формулировать
вопросы
по
прочитанному.
Знать термины
предыдущих
уроков,
различать ранее
изученных
персонажей
мифологии
(промежуточный
контроль),
сопоставлять
славянскую
и
античную
мифологию
в
сравнительной
таблице
Различать ранее
изученных
персонажей
мифологии
(промежуточный
контроль),
выступать
с
сообщением,

видов искусства

30

Макошь 1

31

Лада 1

Владеть
отдельными
специальными
терминами
из
области
различных
видов
искусства в рамках изучаемого
курса; Высказывать собственное
отношение
к
произведению
искусства. Понимать специфику
восприятия различных визуальных
произведений. Собирать информацию, изучать исторический
материал. Самостоятельно изучать
возможности
компьютерных
технологий в различных видах
искусства.
Участвовать
в
коллективной
художественно-творческой
деятельности (игры, обряды и др.);
Уметь
видеть
в
обычном,
будничном
необыкновенное,
особенное, оригинальное;
Собирать информацию, изучать
исторический материал;
Осознавать значение искусства в
жизни современного человека;
Рассуждать
о
специфике
воплощения духовного опыта
человечества в искусстве;

божества
с
фольклорным
образом
Солнца
Групповая,
Макошь
—
индивидуальна богиня
я, фронтальная хорошего
урожая,
судьбы
и
удачи,
ее
традиционные
атрибуты..
Особенности
изображения
образа.
Параскева
Пятнца.
Индивидуальн
ая,
фронтальная

Лада (Ладо)
— божество,
покровительс
твующее
семье и браку.
характерные
особенности
ее
изображения.
Образ Лады в
произведения
х
устного
народного
творчества.

работать
в
группе,
участвовать
в
прообразе
семинара.
Знать термины
предыдущих
уроков,
различать ранее
изученных
персонажей
мифологии
(промежуточный
контроль),
анализировать
прочитанный
миф, составлять
тестовые задания
Знать термины
предыдущих
уроков,
различать ранее
изученных
персонажей
мифологии
(промежуточный
контроль),
формулировать
вопросы
по
увиденному
(услышанному).

32

Купало, 1
Ярило,
Кострома

33
34

Обобщающие уроки по 2
теме

Участвовать
в
коллективной
художественно-творческой
деятельности (игры, обряды и др.);
Уметь
видеть
в
обычном,
будничном
необыкновенное,
особенное, оригинальное;
Собирать информацию, изучать
исторический материал;
Анализировать
результаты
собственной
творческой
деятельности с точки зрения
художественного и технического
совершенства;
Высказывать
суждения
о
творческой
работе
одноклассников;
Осознавать значение искусства в
жизни современного человека;
Рассуждать
о
специфике
воплощения духовного опыта
человечества в искусстве;
Уметь
видеть
в
обычном,
будничном
необыкновенное,
особенное, оригинальное;
Знать специфику и характер
древнего искусства;
Анализировать
результаты
собственной
творческой
деятельности с точки зрения
художественного и технического
совершенства.

Фронтальная,
Купало,
индивидуальна Ярило
и
я, гпупповая
Кострома —
главные
персонажи
народных
праздников и
покровители
земного
плодородия.
Языческие
божества
в
народных
обрядах,
поверьях
и
праздниках
Индивидуальн Контрольные
ая,
работы,
фронтальная,
творческие
групповая.
работы,
итоговое
занятие

Знать термины
предыдущих
уроков,
различать ранее
изученных
персонажей
мифологии
(промежуточный
контроль),
составление
опорной
таблицы.

Закрепление
знаний,
закрепление
умений .

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Методические пособия для учителя:
Искусство. 5 кл. : методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой / Г. И.
Данилова. — М. : Дрофа, 2016. — 223, [1] с.
Античная культура: словарь-справочник. Литература. Театр. Искусство.
Философия. Наука / под ред. В. Н. Ярхо.
М.: Высшая школа, 1995.
Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: Наука, 1972.
Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М.: Искусство, 1992.
Ботвинник М. Н. Мифологический словарь. М.: Просвещение, 1985.
Вачьянц А. М. «Вариации прекрасного». Введение в Мировую
художественную культуру: учебное пособие. М.: Книголюб, 2000.
Виппер Б. Р. Искусство древней Греции. М.: Наука, 1972.
Импеллузо Л. Герои и боги Античности. Энциклопедия искусства. М., 2010.
Искусство: 5 – 7 классы: рабочая программа Г. И. Данилова. – М.: Дрофа,
2017. - 36 с.
Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 кл.: учебник / Г.И.
Данилова. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2014. – 173, [3] с.: ил.
Кондрашов А. Легенды и мифы Древней Греции и Рима:энциклопедия. М.:
РИПОЛ классик, 2005.
Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. 5-е изд. М.,1975.
Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. 11 класс. Ч. 1: учебное
пособие для старших классов обще-образовательных учреждений. М.:
Астрель, 2001.
Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз,
1957.
Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / сост. А. А. Тахо-Годи; под общ.
ред. А. А. Тахо-Годи и И. М. Михалькова. М.: Мысль, 1996.
Любимов Л. Д. Искусство древнего мира: кн. для чтения. М.: Просвещение.
1980.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.
Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В. Уроки античной культуры. Обнинск, 1996.
Мифологический словарь / под ред. Мелетинского Е. М. М.: Советская
энциклопедия, 1991.
Мифологический словарь: кн. для учителя / Ботвинник М. Н., Коган Б. Н.,
Рабинович М. Б., Селецкий Б. П., 4-е изд. М.: Просвещение, 1985.
Мифологии древнего мира: сб. ст. / отв. ред. В. А. Якобсон. М.: Наука, 1977.
Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях
западноевропейской живописи и скульптуры / сост. Р. И. Русакова, Г. И.
Шрамкова. М.: Изобразительное искусство, 1994.

Миф — фольклор — литература. Л.: Наука, 1978.
Мифы народов мира: энциклопедия: В 2 т. / под ред.
С. А. Токарева. М.: Советская энциклопедия, 1980—1982.
Немировский А. И. Мифы древней Эллады. М.: Просвещение, 1972.
Радциг С. И. Античная мифология (очерки античных мифов в освещении
современной науки). Любое издание.
Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989.
Литература для учащихся:
Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 кл.: учебник / Г.И.
Данилова. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2014. – 173, [3] с.: ил.
Интернет-ресурсы
Коллекция Российского общеобразовательного портала —
http://artclassic.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов —
http://fcior.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам — http://window.edu.ru/
Портал «Культура России» — http://www.russianculture.ru/
Портал «Музеи России» — http://www.museum.ru/
История изобразительного искусства — http://www.arthistory.ru/
Всеобщая история искусств — http://www.artyx.ru/
Классическая музыка — http://www.classic-music.ru/
Ресурсы по изобразительному искусству — http://www.wm-painting.ru
Медиаэнциклопедия ИЗО — http://visaginart.nm.ru/
Музейные головоломки: интеллектуальные игры — http://www.muzeiniegolovolomki.ru/
Музыкальная коллекция Российского образовательного портала —
http://music.edu.ru/
Портрет художника с необычной стороны — http://www.artcontext.info/
Мифология Древней Греции — http://www.ellada.spb.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».