РП ВУД Индивидуальный проект

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2
Тел/факс 8(3435)47-88-30, ou4laya@mail.ru

Рабочая программа
Внеурочная деятельность
Направление: внеурочная деятельность по организации
обеспечения учебной деятельности
«Индивидуальный проект»

Класс: 9

с. Лая
2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Индивидуальный
проект» сопровождает учебный процесс на этапе основного среднего
образования и предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных
учреждений. Программа разработана и составлена в соответствии с
требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки России от 17 мая 2012 года № 413 (ред. от 29.06.2017).
Общая характеристика курса
В современном мире успех во многом определяется способностью
человека грамотно организовывать и планировать свою жизнь: определять
цели и ставить задачи, искать и использовать для этого необходимые
ресурсы, уметь работать в группах, грамотно анализировать проделанную
работу и делать выводы. Все это приводит к необходимости внедрения в
образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения
образовательной деятельности, а именно, введение в образовательный
процесс проектной деятельности. В условиях модернизации системы
образования одной из основных задач школы является формирование
ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает
формирование
интеллектуальной
и
исследовательской
культуры
школьников, создание условий для самоопределения и самореализации
потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
Элективные учебные курсы и курсы внеурочной деятельности
направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов,
потребностей и склонностей каждого ученика.
Актуальность данной программы заключается в том, программа
позволяет
расширить
поле
самоопределения
обучающегося
в
предпрофильной
подготовке,
кроме
того
позволяет
выявлять
старшеклассников, склонных к исследовательской и проектной деятельности
для организации их адресной педагогической поддержки. Кроме того,
программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Содержание программы внеурочной деятельности «Индивидуальный
проект» направлено на достижение следующих целей:
 Создание условий для становления у учащихся культуры научного
исследования как необходимой составляющей образования высокого уровня.
 Развитие способности к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности.
Задачи программы курса:
1. Систематизировать представление обучающихся о проектной и
исследовательской
деятельности
через
овладение
основными
понятиями;
2. Сформировать основы практических умений организации научно исследовательской работы;

Развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и
предмет исследования;
4. Совершенствовать умение поиска информации из разных источников;
5. Формировать культуру публичного выступления;
6. Оказать методическую поддержку учащимся при проведении
исследовательских работ, проектов и подготовке выступлений на научно
- практических конференциях;
7. Совершенствовать общественно – практическую активность учащихся,
способствовать развитию их творческой активности социальной
успешности, активной жизненной позиции;
8. Содействие профессиональному самоопределению учащихся.
Достижение поставленных целей и задач основывается на следующих
принципах.
Принцип целостности учебного исследования. Целостной считается
такая деятельность, которая включает все ее компоненты в их единстве.
Принцип
самоорганизации
учебно-исследовательской
работы
предполагает способность учащегося организовать свою деятельность как
систему, самостоятельно поставить цель, спланировать содержание, этапы
исследования, принимать решения и быть ответственным за них, критично
оценивать результаты своего труда.
Принцип сотрудничества. Этот принцип предполагает совместную
деятельность учащегося-исследователя и руководителя, в результате которой
они получают или самоценное научное знание, или возникает новое качество
уже известного научного знания.
Принцип продуктивности. В процессе создания внешнего продукта –
исследовательской работы – у учащегося происходит формирование и
развитие внутренних исследовательских умений и способностей.
Принцип сочетания индивидуальной и групповой рефлексии.
Исследовательская деятельность сопровождается ее рефлексивным
осознанием учащимся как субъектом этой деятельности. Проводя
исследование, учащийся оказывается в ситуации проектирования
собственной предметной деятельности в избранной им области, сталкивается
с необходимостью анализа последствий своей работы.
Итоговый проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся и выполняется учащимися самостоятельно под
руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или
нескольких изучаемых предметных дисциплин в любой избранной области
деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской,
социальной, творческой и т.д.).
Индивидуальный проект выполняется обучающимися в рамках
учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть
представлен в виде завешенного исследования или разработанного проекта.
3.

Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты
 Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений;

Формирование целостного
мировоззрения,
учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
 Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира;
 Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
 Развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;  Формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
 Умение принимать критику, использовать замечания для
совершенствования своей работы.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия. Ученик научится:
 Целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
 Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе
учета выделенных учителем ориентиров действия во внеурочной
деятельности;
 Ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить
новые учебные цели и задачи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
 работать в группе
– устанавливать рабочие отношения, строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
 ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать собственную позицию;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:

 Осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и интернета;
 Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
 Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы, приемы, адекватные исследуемой
проблеме,
 Готовить тексты собственных выступлений и докладов;
 Ученик получит возможность научиться самостоятельно задумывать,
планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный
проект.
Предметные результаты
Ученик научится:
− владеть методикой работы над учебным исследованием (проектом);
− оперировать научными понятиями: проблема, гипотеза, научный
метод, тема исследования
− владеть методикой современного библиографического поиска,
работы с информационными ресурсами сети Интернет
− ученик знает о вкладе в развитие науки и культуры ученых,
общественных и государственных деятелей, деятелей культуры, их
нравственных и духовных исканиях, ценностных ориентирах;
− ученик имеет опыт экспериментальной и проектной деятельности,
− ученик обогатил свой опыт публичного выступления, участия в
дискуссии на научные темы;
− ученик обращается к осмыслению выбора будущей образовательной
траектории
−
Ученик
получит
возможность
развить
мотивацию
к
исследовательской деятельности как необходимой составляющей получения
образования высокого уровня.
Формы оценки результативности:
− защита исследовательской или проектной работы,
− анализ результатов участия в мероприятиях, предусматривающих
представление результатов учебно-исследовательской деятельности (научнопроектные конференции, круглые столы), выступлений в рамках
соответствующих предметных недель, предметных олимпиад и т.п.;
Формы работы:
Аудиторная работа. Проводится в форме лекционных, семинарских,
практических лабораторных и экспериментальных занятий; Самостоятельная
работа. Реализуется учащимися во время поиска информации и подбора
библиографии, составления конспектов, работы с паспортом проекта,
проведения исследования, работы над текстом проекта, оформления проекта.
Программа «Индивидуальный проект» носит нелинейный характер
проведения занятий.

Тематический план курса
№
Название раздела

Количество
часов
2

1

Введение

2

Инициализация проекта

6

3

Информационная культура

7

4

Проектирование и исследование

7

5

Портфолио проекта

5

6

Презентация и защита результатов проектной
деятельности
Самоанализ и самооценка проделанной работы

5

Всего:

34

7

2

Содержание курса
1. Введение (2 часа). Понятие «индивидуальный проект», проектная
деятельность, проектная культура, цели, задачи проектирования в
современном мире, проблемы. Методология и технология проектной
деятельности. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению.
Структура проекта. Паспорт индивидуального проекта.
2. Инициализация проекта (6 часов). Конструирование темы и проблематика
проекта. Проектный замысел. Актуальность – аргументы, обоснованность.
Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки
на соответствие теме. Обзор основных материалов по теме. Гипотезы
исследования. Рабочая гипотеза. Теоретическая и практическая части работы
их основные составляющие. Логика действий и последовательность шагов
при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика
деятельности. План исследования, разработка карты исследования. План
проекта.
3. Информационная культура (7 часов). Работа с информационными
источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная
культура. Виды информационных источников. Методы, приемы, технологии
в работе с информацией. Отбор и систематизация информации.
Информационные ресурсы на бумажных носителях и электронные. Текст с
точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста: конспект,
тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Компьютерная обработка данных
исследования. Работа в сети Интернет. Технологии визуализации и
систематизации текстовой информации. Диаграммы, графики, схемы,
сравнительные таблицы, опорные конспекты и т.д.
4. Проектирование и исследование (7 часов). Продукт, как результата
проектной деятельности. Виды исследований. Выбор вида исследования.
Проведение исследования, обработка полученной информации.

5. Портфолио проекта (5 часа). Правила оформления проектных работ.
Ознакомление с различными вариантами уже сделанных проектных работ
учащихся.
6. Презентация и защита результатов проектной и исследовательское
деятельности (5 часов). Эскизы, модели, макеты, презентации, плакаты и
т.д. Способы и формы представления данных. Библиография, справочная
литература. Оформление таблиц, рисунков, иллюстраций, ссылок, сносок,
списка литературы. Коммуникативные барьеры при публичной защите
результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Представление результатов проекта.
7. Самоанализ и самооценка проделанной работы (2 часа). Письменный
отчет. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и
неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели. Анализ
рекомендаций и отмеченных ошибок. Самоанализ сильных и слабых сторон
проекта, определение «зоны роста».
№

Дата
проведения

1

2

1

2
3
4
5
6

7

8

9

Календарно-тематическое планирование
Название темы

3

Общее
количество
часов
4

Введение. Понятие «индивидуальный проект.
Методология и технология проектной
деятельности
Введение. Структура проекта. Паспорт проекта

1

Инициализация проекта. Проектный замысел.
Конструирование темы проекта
Инициализация проекта. Проектный замысел.
Конструирование темы проекта
Инициализация проекта. Постановка целей,
формулирование задач
Инициализация проекта. План индивидуального
проекта. Расчет тайминга выполнения
индивидуального проекта
Инициализация проекта. Индивидуальногрупповые консультации по реализации
проектной работы
Инициализация проекта. Индивидуальногрупповые консультации по реализации
проектной работы
Информационная культура. Обзор
информационных источников, работа с ними.
Поиск и систематизация информации.

1

1

1
1
1

1

1

1

10

11

12

13

14

15

16
17

18
19
20

21

22

23
24
25

Информационная культура. Текст и его
структура: виды переработки чужого текста.
Технологии визуализации и систематизации
текстовой информации
Информационная культура. Текст и его
структура: виды переработки чужого текста.
Технологии визуализации и систематизации
текстовой информации
Информационная культура. Текст и его
структура: виды переработки чужого текста.
Технологии визуализации и систематизации
текстовой информации
Информационная культура. Индивидуальногрупповые консультации по темам проектной
работы и организационным этапам.
Информационная культура. Индивидуальногрупповые консультации по темам проектной
работы и организационным этапам.
Информационная культура. Индивидуальногрупповые консультации по темам проектной
работы и организационным этапам.
Проектирование и исследование. Продукт как
результат проектной деятельности
Проектирование и исследование. Виды
исследований, Способы получения
исследовательской информации
Проектирование и исследование. Этапы
реализации проекта.
Проектирование и исследование. Этапы
реализации проекта.
Проектирование и исследование.
Индивидуально-групповые консультации по
структуре проектов
Проектирование и исследование.
Индивидуально-групповые консультации по
структуре проектов
Проектирование и исследование.
Индивидуально-групповые консультации по
структуре проектов
Портфолио проекта. Требования к оформлению
проектной работы.
Портфолио проекта. Самостоятельное
оформление проектной работы
Портфолио проекта. Библиография.

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1
1

1

1

1
1
1

26
27
28

29
30

31
32
33
34

Портфолио проекта. Индивидуально-групповые
консультации по оформлению проектов
Портфолио проекта. Индивидуально-групповые
консультации по оформлению проектов
Презентация и защита результатов проекта.
Способы и формы представления результатов
индивидуального проекта
Презентация и защита результатов проекта.
Правила публичного выступления.
Презентация и защита результатов проекта.
Индивидуально-групповые консультации по
форме представления результатов проектной
работы
Презентация и защита результатов проекта.
Предзащита работ
Презентация и защита результатов проекта.
Предзащита работ
Анализ выполненной работы. Соотнесение
замысла проекта с полученными результатами.
Анализ выполненной работы. Самоанализ
сильных и слабых сторон проекта. Анализ
рекомендаций

1
1
1

1
1

1
1
1
1
34 часа

Список литературы
1. Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность
учащихся:
формирование
норм
и
развитие
способностей
//
Исследовательская работа школьников. – 2003. №4. – С. 25-28.
2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические
рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.2005. - №6. - С.4-30.
3. Афиногенов А.М., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная
работа московских школьников // Исследовательская работа школьников. –
2003. №1. – С. 48-51.
4. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика:
Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев /
Комментарии А.С. Саввичева. Под ред. А.С. Обухова. – М.: Журнал
«Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.
5. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов:
Учеб.для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. В Бережнова, В.В, Краевский. –
М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 128 с.
6. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития
творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в
современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей
редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С.
44-50.
7. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации
исследовательской деятельности учащихся //Педагогическая техника. – 2005.
- №3; Школ.технол. - 2005. - №3. - С.21-26 ; 102-104 . 10. Давыдов В.В. Виды
обобщения в обучении. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.
8. Демин И.С. Программа курса «Методика научного исследования» (для 9
класса) // Школьные технологии. – 2001. №1. – С. 134-135. 12. Дякив В.В.
Научное общество учащихся - эффективная модель организации
исследовательской деятельности: из опыта учителя литературы
//Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.133-136.
9. Калачихина О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися
исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. – 2004.
№2. – С. 77-82.
10.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей
// Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия
«Сборники и монографии», М., 2006, 114 с. 17. Методика исследовательской
деятельности учащихся в области гуманитарных наук / Ред.- сост. А.С.
Обухов. – М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников»,
2006. – 160 с.
11.Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для
развития личности // Исследовательская деятельность учащихся в
современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей
редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С.
24-43.

12. Пискунова М.В. Психологические сопровождение исследовательской
деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. №
1. – С. 93-99. 22. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс
"Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности"
//Исследовательская работа школьников.-2005.- №4. - с.102-106.
13. Юркевич В.С. Исследовательская работа школьников: противоречия,
ограничения, перспективы // Исследовательская деятельность учащихся в
современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей
редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С.
78- 80.
Список литературы для обучающихся:
1. Воробьев В.К., Панченко И.П. Учебно-исследовательская деятельность
старшеклассников в системе образовательной деятельности гимназии.
Учебное пособие для учащихся 10- классов. − СПб.: АОЗТ «Транс-Марк»,
2001.− 136 с.
2. Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для
обучающихся в общеобразовательных учреждениях./М.В .Половкова, А.В.
Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак. – М.: Просвещение, 2020. – 159 с.
3. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы. Учебное пособие
для обучающихся в общеобразовательных учреждениях./Л.Е. Спиридонова,
Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М. Стацунова.- СПб.: КАРО, 2019. – 104 с.
4. Кикоть Е. Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие
для лицеистов.- Калининград, 2002. - 420 с.
5. Морозова А.А., Майорова Л.Г. Основы исследовательской деятельности.
Учебное пособие. – Пенза, 2008. - 21с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».