РП ВУД Бумажная пластика

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2
Тел/факс 8(3435)47-88-30, ou4laya@mail.ru

Рабочая программа
Внеурочная деятельность
Направление: внеурочная деятельность по развитию личности
«Бумажная пластика»

Класс: 7

с. Лая
2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего общего образования, федеральных
образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного
образования в урочной и внеурочной деятельности
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях
прикладным
творчеством
является
обогащение
мировосприятия
воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие
творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание
трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и
открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа курса «Бумажная пластика» имеет
художественно-эстетическую направленность, которая является
стратегически важным направлением в развитии и воспитании
подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей,
прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью,
привлекательностью, эффективностью. Программа курса предполагает
развитие у обучающихся художественного вкуса и творческих
способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей
актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании
фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при
помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который
доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого обучающиеся начинают
мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с
раннего детства. Устойчивый интерес к творчеству из бумаги
обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор
творчеству. Бумажный лист помогает ощутить себя художником,
дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим
человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага
в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и
белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем
слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить
головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и
многое, многое другое, что интересует обучающих.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего
детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего
мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное
направление, им можно работать в разных техниках.
Предлагаемая программа курса внеурочной деятельности «Бумажная
пластика» представляет собой обобщение большинства известных способов

художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от
простого к сложному».
В программе рассматриваются различные методики выполнения
изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных
техник (оригами, модульное оригами, объемное конструирование,
паперкрафт, аппликация, квиллинг).
На занятиях кроме техники овладения оригами, обучающиеся
углубляют свои познания о природе и географии. Ручной труд
вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость,
последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и
тщательность в исполнении работы.
«Бумажная пластика» — так называется курс. Он предлагает развитие
обучающихся в самых различных направлениях: конструкторское
мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное
мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать
себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги,
ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
В программе курса предусмотрено не только постепенное усложнение
материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок
до коллективных работ. Занятия модульным оригами – это освоение
практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего
мира, красоты и гармонии.
Программа
предусматривает
развитие
у
обучающихся
изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей,
нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель данного курса — создать оптимальные организационнопедагогические условия для усвоения обучающимися практических
навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и
творческое развитие личности. Всестороннее интеллектуальное и
эстетическое развитие, создание условий для самореализации в творчестве,
воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт,
своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
 формировать умение использовать различные технические
приемы при работе с бумагой;
 отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
 осваивать навыки организации и планирования работы;
 знакомить с основами знаний в области композиции,
формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного
искусства.
Развивающие:
 развивать образное и пространственное мышление, фантазию
обучающегося;

 формировать художественный вкус и гармонию между формой
и содержанием художественного образа;
 развивать внимание, память, логическое, абстрактное и
аналитическое мышление и самоанализ;
 развивать
творческий
потенциал
обучающегося,
его
познавательную активность;
 развивать психометрические качества личности;
 развитие мелкой моторики рук и глазомера;
 формирование творческих способностей, духовной культуры и
эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
 формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное
своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с
бумагой;
 формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение
к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в
группе;
 создать комфортную среду педагогического общения между
педагогом и воспитанниками;
 осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
 воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и
людям.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Бумажная пластика»
Методологическая основа творческого практикума «Бумажная
пластика» в достижении целевых ориентиров – реализация системно деятельностного подхода в среднем обучении, предполагающая
активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности
каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных
потребностей и возможностей. Работа практикума представит детям
широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить
разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными
предпочтениями. Занятия художественной практической деятельностью, по
данной программе решают не только задачи художественного воспитания,
но и более масштабные –
развивают интеллектуально-творческий
потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при
работе с бумагой в условиях простора для свободного творчества поможет
детям познать и развить собственные возможности и способности, создает
условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости
мышления. В содержании программы внеурочной деятельности «Бумажная
пластика» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника, что
соответствует основным направлениям воспитательной деятельности
школы.

Таким образом, можно выделить следующие отличительные
особенности программы:
1. В программе учитываются возрастные особенности младших
школьников, которые не в состоянии выполнить большие по объёму и
сложности работы. Для них продуманы объекты труда (небольшие по
времени изготовления изделия с полным технологическим циклом), что
отражает принцип посильности и доступности в обучении.
2. В программе определены различные виды деятельности: изучение
правил безопасной работы, получение технико-технологических сведений,
беседы на исторические и познавательные темы, практические работы,
экскурсии и т.д.
3. Большое внимание в программе уделяется формированию
общетрудовых умений: организации рабочего места, измерениям, расчётам
по эскизам.
4. Программа строится таким образом, чтобы усвоение необходимых
политехнических знаний было связано с выполнением практической
работы, на которую отводится 80% учебного времени.
Всякий труд включает в себя 4 элемента:
 предметы труда – материалы;
 орудия труда – инструменты;
 деятельность человека в труде – трудовые операции;
 продукт труда – изделие.
Эти элементы, свойственные производительному труду, положены в
основу содержания политехнических знаний и умений, формируемых у
учащихся:
 Знания о предметах труда: о физических, механических,
технологических свойствах бумаги, картона, текстиля и пр.
 Умения определять в процессе наблюдений и опытов свойства
предметов труда.
 Знания об орудиях труда: об устройстве и истории создания
ножниц, циркуля.
 Умения безопасно пользоваться инструментами.
 Знания о трудовой деятельности человека: конструировании,
организации рабочего места, отделке изделий, самоконтроле и пр.
 Умения осуществлять различные виды трудовой деятельности.
 Знания о продуктах труда, получаемых из бумаги, картона,
гофрированного картона.
 Умения изготавливать продукты труда по образцам и по
собственному творческому эскизу.
5. Чтобы привить детям устойчивый интерес к занятиям в
объединении, в программе обучения много времени отводится складыванию
фигурок из готовых квадратов бумаги ярких цветов, размером 9х9 см.
Работая с такой бумагой, ребёнок не отвлекается на подготовку материала, а
хочет сделать за занятие больше и больше.

6. При изготовлении фигурок педагог не навязывает детям своего
мнения в выборе цвета будущего изделия. Дети получают необходимые
сведения о цвете, о сочетании цветов, что помогает им в работе.
7. На занятиях педагог помогает детям в организации творческого
процесса с использованием проблемно-аналитической системы, где ребёнку
отводится роль ремесленника-исполнителя, а сотрудника.
8. После изучения каждой базовой формы оригами детям предлагается
создать своё изделие.
Программа курса «Бумажная пластика» рассчитана на год обучения и
реализуется в рамках учебного плана внеурочной деятельности для 7
классов, рассчитан на 34 часа в год (1 раз в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа дает возможность ребенку как можно более полно
представить
себе место, роль, значение и применение материала в
окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во
внеурочное время, с содержанием обучения
по другим предметам
обогащает занятия художественным трудом
и повышает
заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются
тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика
(построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и
угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир
(создание образов животного и растительного мира).
Личностные:
• воспитание творческого отношения к выполняемой работе,
трудолюбия и усердия;
• развитие способности к творческому взаимодействию с педагогом и
с другими участниками группы, умения работать в группе над общим
коллективным проектом;
• развитие общей культуры учащихся;
• развитие интереса к творчеству и культурному наследию.
Метапредметные:
• развитие навыков технологического мышления;
• развитие умения планировать и вести работу от начального эскиза до
состояния завёршенности.
Предметные:
• умение самостоятельно подбирать и применять различные
технологические приёмы при работе с бумагой;
• умение исследовать и использовать различные свойства и качества
бумаги и картона.
В результате посещения занятий ученик будет знать:

основные виды работы с бумагой;

общие сведения о работе с бумагой;


способы соединения и крепления бумаги;

основы орнаментальной композиции;

технику вырезания и скручивания бумаги;

свойства различных художественных материалов;

характерные особенности художественных изделий из бумаги;

процесс изготовления художественных изделий из бумаги;

о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни
человека.
Уметь:

подбирать цветовую гамму;

выделять главное в композиции;

выполнять способы вырезания, скручивания, соединения и
крепления бумажных заготовок;

изготавливать сувенирные изделия из бумаги;

работать в парах и коллективно;

критически оценивать как собственные работы, так и работы
своих товарищей.
Ученик способен проявлять следующие отношения:

умение воспринимать конструктивную критику;

способность к адекватной самооценке;

умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

трудолюбие, упорство в достижении цели;

взаимопомощь.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»
Раздел
1.
Бумажная
пластика.
Основные
техники
конструирования. – 11 часов
1.
Введение. Вводный инструктаж. (1 ч.)
Вводный инструктаж с техникой безопасности, колющими и
режущими предметами.
Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги. Основные приемы
работы с бумагой.
2. Бумажная пластика. (6 ч.)
2.1. Цветы из бумаги. Техника изготовления не сложных элементов.
Объемный геогрин.
2.2. Объемные розы по шаблону. Коллективная работа «Садовые
цветы»
3. Китайские шары-соты, аккордеон. (4 ч.)
3.1. История появления. Презентация различных видов шаров.
Просмотр сборки шара.
3.2. Изготовление китайского шара из крепированной бумаги.
Раздел 2. Объемные аппликации (бумагопластика) - 6 часов
1. Основные приемы рельефов. (6 ч.)

1.1. Биговка и фальцовка. Выполнение основных приемов
бумагопластики.
1.2. Коллективная работа. Выполнение панно «Город будущего»,
«Подводный мир» на выбор.
Раздел 3. Паперкрафт. Объемное конструирование – 17 часов
1. Паперкрафт. (1 ч.)
История создания и его разновидности.
2. Объемное конструирование геометрических фигур. (4 ч.)
Знакомство с объемными геометрическими фигурами. Развертка куба,
пирамиды, тетраэдра, октаэдра, додекаэдра.
3. CubeeCraft – кубическое моделирование (2 ч.)
Знакомство с техникой кубическое моделирование. Выполнение
фигурки по готовой схеме.
4. 3D-PaperModel - самый сложный способ создания бумажных
моделей. (10 ч.)
4.1. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы. Порядок сборки
и резки развертки.
4.2. Вырезание деталей, подготовка сгибов, склейка схем.
4.3. Коллективная работа. Панно «Карта мира», «Попугай»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
2-7
8-11
12-17
18
19-22
23-24
25-34

Наименование темы
Введение. Вводный инструктаж
Бумажная пластика
Китайские шары-соты, аккордеон
Основные приемы рельефов
Паперкрафт
Объемное конструирование геометрических фигур
CubeeCraft – кубическое моделирование
3D-PaperModel - самый сложный способ создания
бумажных моделей.
Итого
Всего

Теория
1
1
1
1
1
1

Практика
5
3
5

1

3
2
9

7

27
34

Методы и формы обучения
Курс «Бумажная пластика» строится как творческая мастерская,
включает индивидуальную проектную (художественную, литературную,
математическую, театральную и пр.) деятельность, развивающую
творческую инициативу учащихся.
Используется самостоятельная работа учащихся с различными
источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Основные формы и методы работы
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор
основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащегося. В
связи с этим особое место в программе занимают следующие формы
работы:

 индивидуальная;
 творческие задания;
 лекционное занятие;
 выставка творческих работ.
Основные методы обучения:
 метод проектов (позволяет развить исследовательские и
творческие способности учащихся);
 монологический, диалогический, показательный;
 объяснительно-иллюстративный;
 беседа;
 демонстрации.
Контроль результатов обучения по программе курса внеурочной
деятельности «Бумажная пластика»
В процессе обучения по программе существуют различные виды
контроля за усвоением учебного материала: текущий, периодический и
итоговый.
Текущий контроль состоит в постоянном наблюдении за учащимися в
процессе
проведения
занятий,
индивидуальных
консультациях,
собеседованиях с детьми.
Периодический контроль представлен различными видами творческих
заданий как плоскостного, так и объёмного характера, позволяющих
проявить детям фантазию, используя ранее приобретённые навыки работы с
различными материалами.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года по
результатам выставки работ воспитанников.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И СОДЕРЖАНИЯ
ОБУЧЕНИЯ
№
1

2-3

Дата

Тема

Содержание занятия
Основные виды деятельности
1 раздел: Бумажная пластика. Основы, правила, приемы.-19 часов
Вводный инструктаж с техникой
Знакомятся с планом работы, с ТБ,
Введение. Вводный
безопасности, колющими и режущими
формируют эстетические потребности.
инструктаж
предметами.
Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги.
Основные приемы работы с бумагой.
Цветы из бумаги. Техника изготовления не
Беседа. Презентация. Показ образцов
Бумажная пластика.
сложных элементов. Объемный георгин.
последовательного выполнения работы.
Выполнение творческого задания.
Объемные розы по шаблону. Коллективная
работа «Садовые цветы»

Выполнение заданий по образцу с
применением шаблонов.

Китайские шары-соты,
аккордеоны.

История появления. Презентация различных
видов шаров. Просмотр сборки шара.

Беседа. Презентация. Показ
последовательного выполнения работы

12-13

Основные приемы
рельефов.

Изготовление китайского шара из
крепированной бумаги.
Биговка и фальцовка. Выполнение основных
приемов бумагопластики.

14-17

Коллективная работа.

Выполнение творческого индивидуального
задания.
Беседа. Презентация.
Приемы разметки и сгибов на бумаге.
Отработка навыков.
Выполнение творческого коллективного
задания. Разработка эскиза в карандаше.
Изготовление базовых элементов.

4-7

8

9-11

Выполнение панно «Город будущего»,
«Подводный мир» на выбор.

18
19-22

23-24

25

26-30
31-34

Паперкрафт
Объемное
конструирование
геометрических фигур
CubeeCraft – кубическое
моделирование
3D-PaperModel - самый
сложный способ
создания бумажных
моделей.

История создания и его разновидности.
Знакомство с объемными геометрическими
фигурами. Развертка куба, пирамиды,
тетраэдра, октаэдра, додекаэдра.
Знакомство с техникой кубическое
моделирование. Выполнение фигурки по
готовой схеме.
Просмотр работ в этой технике. Приемы
работы.
Порядок сборки и резки развертки.
Вырезание деталей, подготовка сгибов,
склейка схем.
Коллективная работа. Панно «Карта мира»,
«Попугай»

Выкладывание базовых элементов,
согласно эскизу на плоскость (картонный
лист). Наклеивание готовых деталей на
основу (картонный лист) согласно эскизу.
Беседа. Презентация.
Построение разверток геометрических
фигур, вырезание и склеивание.
Беседа, презентация. Вырезание фигуры по
схеме, склеивание.
Беседа. Презентация. Обсуждение схем
фигур, приемов работы.
Вырезание схем фигуры, склейка.
Выполнение коллективного задания.
Вырезание схем фигур, склейка и
приклеивание на панно.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Техническое оснащение: иллюстрированные альбомы и книги,
авторские работы преподавателя и детей, фотоальбомы, наглядные пособия,
образцы, раздаточный материал: (шаблоны, схемы), эскизы, стенд по технике
безопасности при работе с ножницами и электронагревательными
приборами, ножницы, фигурные ножницы «зигзаг», карандаши, линейки,
клей ПВА, ручки, фломастеры, картон, рамки, скрепки, альбомы, тетрадь для
записей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
С. и Е. Афонькины. «Всё об оригами». – СПб: ООО «СЗКЭО»
«Кристалл», 2004
2.
С.Е. Афонькина. «Цветы и вазы оригами». - СПб: Уздательский
Дом «Кристалл», 2002
3.
Т. Сержантова. «366 модулей оригами». – М.: Айрис-Пресс, 2006
4.
С. Соколова. «Сказка оригами». – М: Издательство Эксмо, 2004
5.
С. и Е. Афонькина. «Волшебные шары кусудамы» - СПб:
«Кристалл», 2001
6.
В.С. Горичева, Т.В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце,
небо и цветок» - Ярославль: Академия развития, 2003
Учащимся и родителям в помощь освоения программы:
1. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия
развития, 2006.
2. «Оригами для малышей». Коротеев. -Москва «Просвещение», 1996
3. http://allforchildren.ru

Приложение 1
ИЛЛЮСТРАТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.
1

Объемное конструирование
Объемные цветы

2

Коллективная работа
«Садовые цветы»

3

Китайский шар-соты,
аккордеон

4.

Бумагопластика
Биговка и фальцовка

5

Рельефная аппликация
«Подводный мир»
«Город будущего»

6

Геометрические объемные
фигуры

7

CubeeCraft-кубическое
моделирование

8

3D-PaperModel
паперкрафт

9

Панно «Карата мира»
«Попугай»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».