РП ВУД Практическая информатика

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая,
ул. Зеленая площадь, 2,тел./факс 8(3435)47-88-30, ou4laya@mail.ru

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Практическая информатика»
Класс 10

село Лая 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования, представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования, а также Федеральной программой воспитания.
Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому
государственному экзамену по информатике и ИКТ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
– сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате
единого государственного экзамена;
– изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по
предмету;
сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими
процедуру проведения экзамена в целом;
– сформировать умение эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов;
– сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым
ответом.
Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная
работа, тренинги по тематическим блокам.
Программой
предусмотрены методы
обучения:
объяснительноиллюстративные, частично-поисковые, практические.
Программа рассчитана на обучающихся 10 класса, заинтересованных в
углубленном освоении курса Информатики.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год, продолжительность занятий
40 минут.
Результаты освоения курса:
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства,общества;
понимание роли информационных процессов в современноммире;
владение
первичными
навыками
анализа
и
критичной
оценки
получаемойинформации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационнойсреды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики иИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Предметные результаты:
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса
оказывает на:
– формирование представления об особенностях проведения, о структуре и
содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
– формирование навыков и умений эффективно распределять время на
выполнение заданий различных типов;
– применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по
основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный
объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
– осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
– использовать
стандартные
алгоритмические
конструкции
при
программировании; строить и преобразовывать логические выражения;
– строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
– использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
– писать программы.
Метапредметные результаты:
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательнойдеятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поисковогохарактера;
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить
разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать»
таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность
модели объекту и целимоделирования;
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного

информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация
изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических
объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и
использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Содержание курса
10 класс
Количество
часов
1

Содержание

Кодирование
информации

4

Системы счисления

4

Основы логики

6

Моделирование

2

Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и
декодирование информации. Правило Фано
Кодирование растровой графической информации
Измерение количества информации. Алфавитный подход к
определению количества информации
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из
десятичной системы в системы счисления с другим
основанием и обратно
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы
счисления
Выполнение действий над числами, записанных вне
десятичных системах счисления
Логические значения, операции и выражения. Таблица
истинности. Основные логические операции: отрицание,
конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция
Основные законы алгебры логики, их использование для
преобразования логических выражений
Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном
виде
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые
поля
Электронные
таблицы,
формулы,
абсолютные
и
относительные адреса ячеек
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция
Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и
исключений
Основные алгоритмические конструкции: линейная
последовательность операторов, цикл, ветвление
Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal
Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и
функций. Использование стандартных библиотек
Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному
критерию, сортировка
Задания по программированию с развернутым ответом
(№24, 25, 27)

Название раздела
Введение.

Электронные
таблицы
и
данных

3
базы

Компьютерные сети

3

Исполнение
алгоритмов
Программирование

7

Задания
по
программированию с
развернутым
ответом
Тренинг
по
вариантам

3

2

Выполнение тренировочного варианта

Тематическое планирование курса
10 класс
№ Наименование раздела Кол-во Содержание занятия
и темы занятия
часов

Введение

1

1. Кодирование
информации

4

1

Виды
деятельност
и
Форма
обучающихс
организации я на занятии
деятельности
по
обучающихся внеурочной
на занятии по деятельност
внеурочной
и
деятельности

Информация
и
сообщения.
Алфавит.
Кодирование
и
1
декодирование
информации. Правило
Фано

Информация. Роль
информации в жизни
человека .
факультатив
Основные подходы к
определению понятия
«информация»

познаватель
ная
деятельность

3

Кодирование растровой
графической
1
информации

Основные
информационные
процессы: хранение,
передача и обработка
информации.
факультатив
Восприятие,
запоминание
и
преобразование
сигналов
живыми
организмами.

познаватель
ная
деятельность

4

Измерение количества
информации.
Алфавитный подход к 1
определению
количества информации

Понятие количества
информации:
факультатив
различные подходы.
Единицы
измерения
информации

познаватель
ная
деятельность

5

Решение
(№5,9,10,13)

2

2.
6

заданий

Системы счисления

факультатив

1

познаватель
ная
деятельность

4

Позиционные системы
1
счисления.
Перевод

Системы
Двоичная

счисления. факультатив
система

познаватель
ная

чисел из десятичной
системы в системы
счисления с другим
основанием и обратно

счисления.
Запись
числа в двоичной
системе счисления.

деятельность

Двоичная, восьмеричная
и
шестнадцатеричная 1
системы счисления

Представление числа
в двоичной системе факультатив
счисления. Числа в
памяти компьютера.

познаватель
ная
деятельность

8

Выполнение
над
записанных
десятичных
счисления

Типы
данных
в
электронныхтаблицах.
Открывать
готовую
электронную таблицу в факультатив
одном из табличных
процессоров.
Осуществлять расчеты
по
готовой
электронной таблице;

познаватель
ная
деятельность

9

Решение
(№1,16)

10

Логические значения,
операции и выражения.
Таблица
истинности.
Основные логические
операции: отрицание, 1
конъюнкция,
дизъюнкция,
импликация,
эквиваленция

Какие
логические
операции бывают, их
функций;
факультатив
характеристики.
Сложные
условия
поиска.

познаватель
ная
деятельность

11

Основные
законы
алгебры логики, их
использование
для 1
преобразования
логических выражений

создание электронной
таблицы для решения
расчетной
задачи;
факультатив
решение
задач
с
использованием
условной и логических
функций;

познаватель
ная
деятельность

12

Логические
игры.
Нахождение
1
выигрышной стратегии

Организовывать
сложный
поиск
факультатив
информации в БД с
помощью логических
операций.

познаватель
ная
деятельность

13

Решение
(№2,18)

14

Решение заданий (№23) 1

7

3.

действий
числами,
вне 1
системах

заданий

Основы логики

заданий

1
6

1

15

Решение заданий (№26) 1

4. Моделирование

2
Осуществлять
системный
анализ
объекта,
выделять
среди его свойств факультатив
существенные
свойства
с
точки
зрения
целей
моделирования

познаватель
ная
деятельность

18

Реляционные
базы
данных.
Объекты,
1
отношения, ключевые
поля

Что
такое
база
данных.
Типы.
Характеристики. Для
чего
нужны
факультатив
реляционные
базы
данных. Что такое
системы управления
базами данных, для
чего они нужны.

познаватель
ная
деятельность

19

Электронные таблицы,
формулы, абсолютные и
1
относительные адреса
ячеек

Открывать готовую
факультатив
БД в одной из СУБД
реляционного типа.

познаватель
ная
деятельность

20

Решение заданий (№4,7) 1

Что
такое
компьютерная сеть; в
чем различие между
локальными
и
глобальными сетями;
Назначение основных
технических
и
программных средств факультатив
функционирования
сетей: каналов связи,
модемов,
серверов,
клиентов, протоколов;
Осуществлять обмен
информацией с файлсервером
локальной
сети или с рабочими

познаватель
ная
деятельность

16

Графы. Представление
графа в виде схемы и в 1
табличном виде

17

Решение
(№3,15)

5.

6.

21

Электронные
таблицы
и
данных

заданий

1

базы 3

Компьютерные сети

3

IP-адрес, маска адреса,
поразрядная
1
конъюнкция

станциями
одноранговой сети;
Назначение основных
видов
услуг
глобальных
сетей:
электронной
почты,
телеконференций,
распределенных
баз факультатив
данных и др;
Осуществлять
прием/передачу
электронной почты с
помощью
почтовой
клиент-программы.

познаватель
ная
деятельность

Основные
алгоритмические
конструкции: линейная
1
последовательность
операторов,
цикл,
ветвление

Основные виды и
типы
величин.
Назначение
языков
факультатив
программирования.
Работать с готовой
программой на языке
Паскаль.

познаватель
ная
деятельность

25

Синтаксис,
типы
данных,
операции, 1
выражения ЯП Pascal

Назначение
систем
программирования.
Правила оформления
программы на Паскале. факультатив
Правила
представления данных
и
операторов
на
Паскале.

познаватель
ная
деятельность

26

Ввод-вывод
данных,
использование
подпрограмм
и
1
функций.
Использование
стандартных библиотек

Структура операторов
ветвления. Примеры факультатив
задач
с
этими
операторами.

познаватель
ная
деятельность

27

Работа с массивами.
Поиск
элемента
в
1
массиве по заданному
критерию, сортировка

Написание несложных
факультатив
программы обработки
одномерных массивов.

познаватель
ная
деятельность

28

Решение
заданий
1
(№6,8,11,14,19,20)

22

Диаграммы
Венна,
включений
исключений

23

Решение
(№12,17)

7.

24

Эйлераформула
1
и

заданий

Исполнение
алгоритмов
Программирование

1

7

29

Решение заданий (№21) 1

30

Решение заданий (№22) 1

8. Задания
по
программированию с 3
развернутым ответом

31

Задания
по
программированию
с
1
развернутым
ответом
(№24)

Решение задания

32

Задания
по
программированию
с
1
развернутым
ответом
(№25)

Решение задания

33

Задания
по
программированию
с
1
развернутым
ответом
(№27)

Решение задания

9. Тренинг по вариантам 2
34

1.

2.

3.

4.
5.
6.

Выполнение
тренировочного
варианта

1

Учебно-методические пособия:
Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных
учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива:
http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
Электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки
решений
задач
по
программированию:
http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
Материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме
ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте
http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
Методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov1011fgos.pdf;
Комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов
(далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
Сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте
издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».