РП Финансовая грамотность

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435) 478830, e-mail: ou4laya@mail.ru

Рабочая программа по
финансовой грамотности

Класс: 5

2023
с. Лая

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса «Финансовая грамотность»
Программа по предметной области «Финансовая грамотность» для 5 классов
образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
Единой рамки компетенций по финансовой грамотности;
проектом Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;
стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–
2023 годы // Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября
2017 г. № 2039-р;
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной
грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии
повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы»,
определяющей необходимость разработки и внедрения образовательных программ
повышения финансовой грамотности для начального общего образования, финансовая
грамотность понимается, как «сочетание осведомлённости, знаний, умений и
поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в
конечном итоге для достижения финансового благосостояния»
Цели изучения учебного курса «Финансовая грамотность»
Целями изучения учебного курса являются:
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области
финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых
знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически
грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере
финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в
области экономики семьи.
Место курса «Финансовая грамотность» в учебном плане
Программа направлена на реализацию стратегических целевых ориентиров в
области повышения финансовой грамотности на уровне основного общего образования.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
1. Содержание курса
5 класс (34 часа)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов).
Тема 1. Происхождение денег.

2

Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может
происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего
зависят личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая
работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов).
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг
финансовых организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая
работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»
Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных
этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться
большему).
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов).
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца».Правовая
консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные
катастрофы».Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа
«Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8
часов).
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол
«Польза и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое
дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение
экономических
задач
«Можно
ли
выиграть,
размещая
сбережения
в
валюте?»Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие
налоги мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
Планируемые результаты освоения учебного курса
ность» на уровне основного общего образования
Личностные результаты

3

«Финансовая грамот-

В результате изучения курса «Финансовая грамотность» у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение фактов из истории появления российских денег, развития между людьми
обмена, торговых и финансовых отношений, осознания материальных и нематериальных
богатств России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, проявление интереса к истории и традициям своей многонациональной страны,
уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе правилах финансовых
отношений между людьми;
- мотивация на достижение личных финансовых целей и общих финансовых целей
семьи;
- мотивация на исполнение своих обязанностей дома и в школе;
духовно-нравственное воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный опыт, в том числе опыт повседневных финансовых решений и поступков;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе к
нуждающимся людям;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям, в том числе обмана в финансовых отношениях,
преследования личной корысти и игнорирования интересов других людей;
- осознание необходимости ограничивать свои желания;
- проявление ответственности за потребление общих ресурсов семьи;
эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде, в том числе информационной безопасности;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов самовыражения;
трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, ответственное потребление ресурсов;
- неприятие действий, приносящих вред экологии, природе;
ценности научного познания:

4

- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления об обмене, зарождении денег и финансовых отношений
как одной из составляющих целостной научной картины мира);
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
финансовой грамоты, развитию умений принимать успешные финансовые решения,
активность и самостоятельность в познавательной деятельности;
- осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения
этих привычек при формировании финансово грамотного поведения;
- проявление уверенности при оплате простых покупок;
- мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров, мотивация на их
покупку по приемлемой для себя цене;
- готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых товаров и услуг;
- мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть карманных денег,
которые ребенок получает от взрослых) и расходов, распределению доходов по
направлениям расходов.
Метапредметные результаты
Познавательные
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся
на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения
простых опросов и интервью;
- умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
- выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного
бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об
основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о
социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
- установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
- построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
- умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи,
величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить
расчёты с валютными курсами;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая
информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование
экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
- анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой
проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и
существующих возможностей;
- самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

5

- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а
также их результатов на основе выработанных критериев;
- применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по
элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических
отношений в семье и обществе;
- работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и
позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять
результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для
решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги,
товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги,
социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения,
бизнес, валюта, валютный курс;
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление
о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и
расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
- применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение
составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
- расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Система оценки результатов обучения
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает
текущую, промежуточную и итоговую оценку. Текущее оценивание предназначено для
контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит
формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные
затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося
к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются
результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых
ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также
выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.

6

Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества
сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на
специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии
итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу,
включающую задания разных типов и уровней сложности.
В курсе «Финансовая грамотность» использованы такие формы подведения
итогов реализации программы, как выставки портфолио. Итоговая оценка качества
освоения программы складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося,
оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога.
Оценивание результатов освоения курса
«Финансовая грамотность»
осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с
учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне
соответствия тем или иным критериям.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в
данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух
уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу
«Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания будет сделан один из трёх выводов:
1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом
уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на
повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся
получит возможность научиться»);
3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.
Формы промежуточной аттестации: Промежуточное оценивание предназначено
для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В
ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания
являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях,
стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация,
умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения
разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу.
2. Календарно-Тематическое планирование
№ п/п
Название темы
Название раздела (количество часов)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов)
Тема 1. Происхождение денег
Дискуссия «Деньги: что это такое?»
1.
Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на
2.
финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?»
3.
Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»
4.
Тема 3. Контроль семейных расходов
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
5.
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?»
6.
Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
7-8.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов)
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг
финансовых организаций

7

Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?»
Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием
финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое
11.
планирование?»
Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных
12.
жизненных этапах?»
13-14. Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться
большему).
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов)
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца».
15.
Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и
16.
техногенные катастрофы».
Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
17.
Тема 8. Риски в мире денег
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?»
18.
Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?»
19.
20-21. Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов)
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?»
22.
Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»
23.
Тема 10. Собственный бизнес
Выступления учащихся «Что такое бизнес?»
24..
Мини-проект «Как создать свое дело?»
25.
Тема 11. Валюта в современном мире
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?»
26.
Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в
27.
валюте?»
28-29. Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов)
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?»
30.
Работа с документами «Какие налоги мы платим?»
31.
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»
32.
33-34. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
9.
10.

3. Материально-техническое обеспечение:
Учебно – методические
комплекты комплекса
Информационное
обеспечение
Алгоритмы деятельности

Учителя

Ученика

– Используемая литература
– Интернет-ресурсы
Ролевые игры,
анкетирование, творческие
сочинения, социометрия,

8

Алгоритм
проведения
ролевых игр, исследований,
представление
видео

Технические средства

ярмарки – идей.

презентаций. Формирование
активной
жизненной
позиции.

Интерактивная аппаратный
комплекс
компьютер

смартфон

4. Список литературы:
1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2019.
2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2019.
Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
3.
Портал
«Профориентир»
«Мир
профессий»
–
http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».