РП ВУД Финансовая грамотность

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435) 478830, e-mail: ou4laya@mail.ru

Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Направление «Учение с увлечением»

Класс: 2-4

2023
с. Лая

Пояснительная записка
Направление развития личности: «учение с увлечением».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой
грамотности» для учащихся 2-4 классов разработана в соответствии с
требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования;
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями от 31.07.2020г. № 303-ФЗ);
- Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой
грамотности населения РФ;
- Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для
эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического
поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Методы обучения.
На уровне начального общего образования создаются условия для
освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на
развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
2

8. Технологии коллективного метода обучения.
Форма организации образовательного процесса: групповые занятия,
практическая деятельность, игра.
Виды деятельности:
- труд;
- общение;
- учение.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Актуальность данной программы продиктована развитием
финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных
финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к
решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном
мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше
возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет
назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские
депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий
момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых
знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что
сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового
рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово
грамотными,
значит,
завтра
мы
получим
добросовестных
налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Место курса в учебном плане
Программа
создана
на
основе
федерального
компонента
государственного стандарта начального общего образования. Курс входит в
раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление –
«общекультурное».
Адресат программы: 2-4 классы.
Младший школьный возраст охватывает возрастной диапазон от 7-8 до
10-11 лет и занимает начальный период школьной жизни (1-4 классы школы).
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок
сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на
взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую
непосредственность в поведении, у него появляется другая логика
мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он
приобретает не только новые знания и умения, но и определенный
социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его
жизни. С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у
него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с
учением и трудом. Взрослые начинают предъявлять к нему повышенные
требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку
3

необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в
школе.
Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении,
нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным
обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.
В течение второго учебного года дети должны получить довольно
полное представление о своих индивидуальных способностях и
возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.
Во втором классе происходит активное освоение учебной
деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать
причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную
рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в
учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция
к снижению самооценки. Этому способствует начало оценочного обучения,
ведь в первом классе оценки они не получали. Низкая самооценка может
закрепляться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его
неуспехи. На этом фоне у детей может повышаться уровень тревожности.
К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый
образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы
соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени
утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности
ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности.
Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную
способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по
образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в
ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности,
оригинальности восприятия. Родители (законные представители), педагоги и
педагог-психолог констатируют уровень развития мышления, памяти,
внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных
способностей. Однако это явление временное и обратимое, если вовремя
начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому
важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема
«Я-фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию»,
утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.
Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во
взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями.
К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой
идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично,
однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место
пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутренне
отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость
и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы
поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его
ценности.
4

Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны
научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и
недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые
близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой
допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но
при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь
они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить
прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги
навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью
установившихся привязанностей.
Главная особенность четвероклассников – появление глубокого
интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о
прошлом и будущем, пытаются
анализировать происходящие в них
изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для
них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их
внутренней ценности и уникальности.
Самое важное свойство этого возраста - особая открытость души. Дети
не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но
нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что
это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.
На изучение курса «Основы финансовой грамотности» в 2 – 4 классах
отводится 34 часа в год; 1 ч в неделю, длительность занятия составляет 40
минут.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У выпускника будут сформированы:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам
решения элементарных финансовых задач;
- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в
области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов
(денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой
необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и
реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
5

- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и
обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации в области финансов;
- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков
разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей между финансовым поведением человека и его
благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения
явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы
для решения финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и
поискового характера;
- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой
грамотности.
Выпускник получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых
задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить
финансовые цели;
- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой
задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении
финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи;
- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый
контроль результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов
решения элементарных финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и
учёта выявленных ошибок;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения
финансовой задачи;
6

- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных
суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при
выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и
корректировать его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и
письменной форме;
- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
- признавать возможность существования различных точек зрения и право на
своё мнение для каждого;
- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
финансовых действий и решений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в
учебной игре;
- осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию
в обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Выпускник научится:
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа,
покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы
семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк,
сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и приводить
примеры обмена товарами;
- объяснять проблемы, возникающие при обмене;
- приводить примеры товарных денег;
- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
- понимать, что деньги зарабатываются трудом;
- описывать виды и функции денег;
- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
7

- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- называть основные источники доходов;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- называть основные направления расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -•
различать планируемые и непредвиденные расходы;
- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных
примерах;
- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и
приводить примеры пособий;
- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать свойства товарных денег;
- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в
строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова
(«…и…», «если… то…», «верно / неверно);
- понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований
в области финансов;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и
исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую
проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать
его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, диаграмма);
- планировать элементарные исследования в области семейного бюджета,
собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и
диаграмм;
- объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о
финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать
выводы.
Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс
Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа)
Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним
понятие «экономика»
Тема 2. Потребности (1 час)
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд
и удовлетворение потребностей.
Тема 3. Торговля (12 часов)
8

Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна
торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему
одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Тема 4. Графики (3 часа)
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»
Тема 5. Деньги (5 часов)
История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира.
Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах.
Защита денег от подделки
Тема 6. Занимательная экономика (5 часов)
Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от
Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и
окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками
Тема 7. Экономические задачи (3 часа)
Решаем задачи с экономическим содержанием
Тема 8. Аренда (1 час)
Аренда. Что такое «аренда». История аренда
Тема 9. Банки. Вклады (2 часа)
Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк.
Крупные банки России.
3 класс
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час)
Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать
азы экономики!
Тема 2. Основы экономического развития (10 часов)
Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно
создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит
кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в
экономике
Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа)
Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что
можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа)
Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и
отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки
Тема 5. Штрафы (1 час)
Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы
Тема 6. Деловая этика (1 час)
Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила
делового этикета. Бизнес – этикет;
Тема 7. История профессий (1 час)
Появление профессий. История профессий. Популярные современные
профессии
Тема 8. Налоги (2 часа)
9

Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов
(подоходный, транспортный, имущественный)
Тема 9. Международная торговля (1 час)
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт
Тема 10. Экономические задачи (5 часов)
Решаем экономические задачи на нахождение прибыли
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов)
Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по
пройденным темам.
4 класс
Тема 1. Как появились деньги и какими они бывают (13 часов)
Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение
творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней
Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная
карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление
результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги».
Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов
мини-исследования «Сколько стоят деньги?»
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (8 часов)
Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? Подсчитываем
доходы семьи. На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану…
Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как
приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный
бюджет?
Тема 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать
(5 часов)
На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный
бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления
семейного бюджета. Бюджет Российской Федерации.
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал (8 часов)
Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы
превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают
доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги.
Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект
«Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие
«Что нового я открыл для себя?»

10

№
урока

Календарно-тематическое планирование
2 класс
Раздел (количество часов)
Тема занятий

Кол-во
часов

Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа)
1-2

3
4
5-6
7-8
9-11
12
13
14
15
16
17-18
19
20
21
22
23
24-25
26
27
28
29
30-31

Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья
в изучении экономики. Экономика в жизни человека.
Потребности (1 часа)
Труд и удовлетворение потребностей.
Торговля (12 часов)
Когда и где возникла торговля?
Зачем современному обществу нужна торговля?
Как и где производятся товары?
Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От
чего зависит цена товара?
Товары ежедневного потребления. Какие они?
Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам
ежедневно.
Качество товара и его себестоимость.
Рынок. Проблема выбора качественного товара.
Графики ( 3 часа)
Отношения покупателя и продавца. Этикет.
Что такое график? Виды графиков.
Деньги (5 часа)
Графики доходов и расходов.
История денег. Деньги бумажные и металлические.
Деньги России и мира.
Почему каждый народ имеет свои деньги?
Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки.
Занимательная экономика (5 часов)
Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и
компании.
Экономика и русский язык.
Экономика в окружающем нас мире.
«Мой первый экономический проект».
Экономические задачи (3 часа)
Экономические задачи.
Решение задач с по темам «Цена», «Деньги»,
«Себестоимость товара».
11

2

1
1
2
2
3
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2

32
33-34

№
урока
1

2-3
4
5-6
7
8
9-10
11
12-13
14
15

16
17
18
19
20
21

22-23
24

Аренда ( 1 час)
Аренда. Что такое аренда? История аренды.
Банки. Вклады ( 2 часа)
Банки. Крупные банки нашей страны. Зачем люди
вкладывают деньги в банк.
3 класс
Раздел (количество часов)
Тема занятий
Встреча в лесной экономической школе (1 час)
Встреча в лесной экономической школе.
Основы экономического развития (10 часов)

1
2

Кол-во
часов
1

Экономика и основы экономического развития.
Коммерческая тайна. Тайна производства.
Акционерное общество. Создание акционерного общества.
Акции. Ценные бумаги.
Кризис в экономике.
Что такое «монополия». Кто такие «монополисты».
Естественная и искусственная монополия.
Роль правительства в экономике.
Реклама. Качество товара (4 часа)
Реклама и качество товара. Что можно, а что нельзя
рекламировать?
Друг-Бурундук проводит урок: Качественные и
некачественные товары.
Штрих-коды на товарах: что они обозначают?.
Банки. Ценные бумаги (3 часа)

2
1
2
1
1
2

Банки. История и виды вкладов.
Назначение и виды ценных бумаг.
Сбербанк – главный банк страны.
Штрафы ( 1 час)
Штрафы: кто платит, когда и за что?
Деловая этика ( 1 час)
Деловая этика.
История профессий ( 1 час)
Бурундук ведёт урок: «Все профессии важны, все
профессии нужны»
Налоги (2 часа)
Налоги и их виды.
Международная торговля (1 час)
Международная торговля. Зачем и чем страны торгуют

1
1
1

12

1
2
1
1

1
1
1

2
1

25-26
27-29

30-34

друг с другом?
Экономические задачи ( 5 часов)
Что такое прибыль? Экономические задачи «Нахождение
прибыли».
Решение экономических задач по темам: «Деньги»,
«Цена», «Выручка».
Занимательная экономика (5 часов)
«Занимательная экономика».

2
3

5

4 класс
№
Раздел (количество часов)
Кол-во
урока
Тема занятий
часов
Как появились деньги и какими они бывают (13 часов)
1
Как появились деньги?
2
История монет
3
Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ)
4
Представление творческих работ «Монеты Древней Руси»
5
Бумажные деньги
6
Безналичные деньги
7
Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?
8
Исследование «Деньги современности»
9
Представление результатов исследования
10
Валюты
11
Интерактивная викторина «Деньги»
12
Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»
13
Представление результатов мини-исследования «Сколько
стоят деньги?»
Из чего складываются доходы в семье (8 часов)
14
Откуда в семье берутся деньги
15
Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи.
16
На что семьи тратят деньги?
17
Вот я вырасту и стану…
18
Профессии будущего и настоящего
19
А чем занимаются банкиры?
20
Как приумножить то, что имеешь?
21
Как правильно планировать семейный бюджет?
Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать
(5 часов)
22
На что семья тратит деньги?
23
Подсчитаем все расходы семьи.
24
Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет?
25
Правила составления семейного бюджета. Учимся
составлять семейный бюджет.
13

26
Бюджет Российской Федерации
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал (8 часов)
27
Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника
28
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения
29
Если расходы превышают доходы, образуются долги
30
Товары и услуги. Игра «Древо решений»
31
Странное слово «Монополисты» Игра «Монополия»
32 -33 Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта
34
Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

Материально-техническое обеспечение:
Учебно –
методические
комплекты комплекса
Информационное
обеспечение
Алгоритмы
деятельности

Технические средства

Учителя

Ученика

 Используемая литература
 Интернет-ресурсы
Ролевые игры, анкетирование,
творческие сочинения,
социометрия, ярмарки – идей.
Интерактивная аппаратный
комплекс,
компьютер

Алгоритм проведения ролевых
игр,
исследований,
представление
видео
презентаций.
Формирование
активной жизненной позиции.
смартфон

Список литературы:
1. Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТАПРЕСС», 2014
2. «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х
частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
3. «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н.
Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
4. «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова.
Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
5. «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н.
Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
6. Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».