РП ВУД Функциональная грамотность

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435) 478830, e-mail: ou4laya@mail.ru

Рабочая программа
Внеурочная деятельность
Направление: «Учение с увлечением»
«Функциональная грамотность»

Класс: 1-4

2023
с.Лая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности
«Читаем, считаем, наблюдаем» составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя.
Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению,
сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и
самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания
прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь
функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые
в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют:
математическую грамотность, читательскую грамотность, естественнонаучную
грамотность, финансовую грамотность.
Цель курса: формирование читательской компетенции младшего школьника.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
-учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
-развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и т.д.;
-воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать
роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
-распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут
быть решены средствами математики;
-формулировать эти проблемы на языке математики;
-решать проблемы, используя математические факты и методы;
-анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
-формулировать и записывать результаты решения.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его
готовность интересоваться естественнонаучными идеями
Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
использовать естественнонаучные знания,
выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания
окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия соответствующих решений;
строить развернутые высказывания;
устанавливать надежность информации;
сотрудничать.
В 4 классе в программу добавляется модуль «Финансовая грамотность».
Целью изучения раздела курса «Финансовая грамотность» являются:
-развитие экономического образа мышления;
-воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье;
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
2 четверть – модуль «математическая грамотность».
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность».
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 1-2 классах программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует
технику чтения.
В
3-4
классах
в программу
включены
модули
«читательская
грамотность», «математическая грамотность», «естественнонаучная грамотность».
В 3-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных
как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте
(семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Читаем, считаем, наблюдаем» в рамках внеурочной деятельности
отводится 1 час в неделю в течение каждого года обучения 135ч.
Количество часов по неделям и годам обучения в соответствии с учебным планом
Класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Кол-во часов в неделю
1
1
1
1

Кол-во учебных недель
33
34
34
34

Всего часов за учебный год
33
34
34
34
135ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Личностными результатами изучения курса «Читаем, считаем, наблюдаем» является
формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;

– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при
взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его
план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила,
цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических)
для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ результаты по направлениям
Читательская
грамотность

Математическая
грамотность

Естественнонаучная
грамотность

Финансовая
грамотность

Находит и
извлекает
информацию из
различных
текстов

Находит и извлекает
математическую
информацию в
различном контексте

Находит и извлекает
информацию о
естественнонаучных
явлениях из различных
текстов

Находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты по направлениям
Читательская
грамотность

Математическая
грамотность

Естественнонаучная
грамотность

Финансовая
грамотность

Оценивает содержание прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует собственную позицию по
отношению к прочитанному;
формулирует собственную точку зрения

Объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной жизни
на основе
естественнонаучных
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина страны

Результаты внеурочной интеллектуальной деятельности школьников распределяются
по трем уровням.
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение
обучающимися социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об
общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном
образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни,
основных нормах гигиены, о технике безопасности на занятии; о приятных в обществе
нормах отношения к природе, памятникам истории и культуры; о российских традициях
памяти героев Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой
работы; об основах разработки проектных задач и организации досуга других людей; о
способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): получение
опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к

социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьника к своему
здоровью и здоровью окружающих его людей, к природе, к родному Отечеству, его
истории и народу, к труду, к другим людям.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в
защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает
(или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): приобретение школьником опыта актуализации
обще- интеллектуальной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о
младших и организации их досуга; опыта самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления
другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает
вероятность появления эффектов воспитания и социализации воспитанников. У
обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная,
гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1-2 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (20 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др.
Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок
расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг».
Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий
читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их
книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости
и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических
задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и
различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем
читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (33 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей,
одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт».
Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в
чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся,
радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при
чтении.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (14 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проектной задачи: «Электронная
книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и
помощь родителей. Составление плана работы над проектной задачей. Подготовка
проектной задачи. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение
проектной задачи. Фиксация хода работы над проектной задачей. Плакат для защиты
проектной задачи. Подготовка презентации к защите проектной задачи. Защита проектной
задачи. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (8 ч)

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как
источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная
ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами
текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (13 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу.
Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и
сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы.
Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных
явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как
сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные
растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему
надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство.
Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.
Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края.
Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как
дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и
современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие
птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие
родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве?
Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать
правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные,
ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник
сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу.
Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила
поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области.
Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и
окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.
Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности» (13 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного
счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час,
минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем
(запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись
знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление
при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление
при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических
ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и
купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой
информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и
искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на
оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных,
пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов
отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (8ч)
Раздел 1.
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской
позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов
«Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь
человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в
тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение.
Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник
информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно
заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста.
Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения
на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при
решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Раздел 1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность
воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства
живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)
Раздел 1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Раздел 2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи
о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части
и составление модели.
Раздел 4.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (10 ч)
Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и
ненастоящие.
Раздел 2.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.
Раздел 3.
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».

№

Модуль

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

1

«Основы читательской
грамотности»
«Основы математической
грамотности»
«Основы естественнонаучной
грамотности»
«Основы финансовой
грамотности»

33

34

8

8

83

-

-

13

8

21

-

-

13

8

21

-

-

-

10

10

33ч.

34ч.

34ч.

34ч.

135ч.

2
3
4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ»
1 КЛАСС
№

Кол-во
часов

Тема занятия

ЭОР/ЦОР

Настоящий читатель
1

Кого можно считать настоящим читателем?

1

2

Любимая книга.

1

3

Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова.

1

4

Экскурсия в библиотеку.

1

5

Книги-«калеки», «лечение книг».

1

6

Книги-«калеки», «лечение книг».

1

7

Домашняя библиотека. Личная библиотека.

1

8

Настоящий читатель много читает.

1

9

Лента времени для учёта длительности чтения.

1

10

Писатели и их книги. Портреты писателей

1

11

Писатели и их книги.

1

12

Быстрое чтение и получение информации.

1

13

Быстрое чтение и получение информации.

1

14

Читаем всё, что задано.

1

15

Читаем всё, что задано.
математических задач.

16

Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего
мира.

1

17

Сходство и различие текстов разных предметов.

1

18

Творческая
читателе».

19

Выступление с творческой работой

работа

«Твоё

Особенности

представление

чтения

о

текстов

настоящем

1

1
1

https://fg.resh.edu.
ru/
https://fipi.ru/otkry
tyy-bank-zadaniydlya-otsenkiyestestvennonauch
noy-gramotnosti

20

Что узнали. Чему научились.

1

Технология продуктивного чтения
21

Продуктивное чтение – что это?

1

22

Опрос взрослых и друзей. Запись ответов.

1

23

Опрос одноклассников. Запись ответов.

1

24

Продуктивное чтение и значение слова «продукт».

1

25

Читаем и переживаем.

1

26

Чтение рассказа Н. Сладкова: «Воздушный замок».

1

27

Читаем и переживаем. Н. Сладков: «Воздушный замок».

1

28

Чтение рассказа Н. Сладкова: «Болтливые окуни».

1

29

Читаем и переживаем Н. Сладков: «Болтливые окуни».

1

30

Чтение рассказа Н. Сладкова: «Бюро лесных услуг».

1

31

Читаем и переживаем Н. Сладков: «Бюро лесных услуг».

1

32

Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя».

1

33

Читаем и переживаем. Рассказ Л. Каминского «Послушный
Петя».

1

Итого

https://fipi.ru/otkry
tyy-bank-zadaniydlya-otsenkiyestestvennonauch
noy-gramotnosti
http://skiv.instrao.r
u/bank-zadaniy/

33ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ»
2 КЛАСС
№

Кол-во
часов

Тема занятия

ЭОР/ЦОР

Технология продуктивного чтения
1

В. Драгунский «Денискины рассказы».

1

2

Читаем и переживаем. В. Драгунский «Денискины рассказы».

1

3

Чтение, обсуждение, выполнение
читательской грамотности.

1

4

Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие
читательской грамотности.

1

5

Читаем и реагируем на прочитанное. Чтение рассказа В.
Осеевой «Долг».

1

6

Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся,
радуемся – испытываем эмоции. Читаем и реагируем на
прочитанное. В. Осеева: «Картинки».

1

7

Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!

1

8

Читаем и реагируем на прочитанное. В. Голявкин «Вот что
интересно!

1

заданий

на

развитие

https://fg.resh.edu.
ru/
http://skiv.instrao.r
u/bank-zadaniy/

9

Рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». Работа над
текстом.

1

10

Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса».

1

11

Рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса».

1

12

Рассказ Н. Носова «Мишина каша».

1

13

Работа над текстом. Н. Носов «Мишина каша».

1

14

Н. Носов «Мишина каша». Работа над текстом. Смысловое
чтение.

1

15

Читаем и переживаем.

1

16

Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

1

17

Основные этапы работы над произведением. Практическая
работа.

1

18

Технология.

1

19

Проверочная работа. Что узнали. Чему научились.

1

20

Что узнали. Чему научились.

1

Проектная задача «Дружим с книгой»
21

Проектная задача. Обсуждение общей темы.

1

22

Уточнение, выбор подтем проектной задачи.

1

23

Составление плана работы над проектной задачей.

1

24

Подготовка проектной задачи. Сбор информации.

1

25

Работа с картотекой, с источниками.

1

26

Сбор информации. Выполнение проектной задачи.

1

27

Выполнение проектной задачи.

1

28

Фиксация хода работы над проектной задачей.

1

29

Выполнение проектной задачи. Фиксация хода работы над
проектной задачей.

1

30

Выполнение проектной задачи.

1

31

Плакат для защиты проектной задачи.

1

32

Подготовка презентации к защите проектной задачи.

1

33

Защита проектной задачи.

1

34

Что узнали. Чему научились. Праздник «Я – настоящий
читатель!».

1

Итого

34ч.

https://fg.resh.edu.
ru/
https://fipi.ru/otkry
tyy-bank-zadaniydlya-otsenkiyestestvennonauch
noy-gramotnosti

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ»
3 КЛАСС
№

Кол-во
часов

Тема занятия

ЭОР/ЦОР

«Основы читательской грамотности»
1

Определение основной темы в фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации.

1

2

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

1

3

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста ?

1

4

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его
части?

1

5

Текст описание.

1

6

Текст повествование.

1

7

Текст рассуждение.

1

8

Работа со сплошным текстом. Рассказ К. Паустовского
«Дремучий медведь».

1

https://fipi.ru/otkr
ytyy-bankzadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauc
hnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao
.ru/bank-zadaniy/

«Основы естественнонаучной грамотности»
9

Изучение природы. Науки о природе.

1

10

Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света
на Земле.

1

11

Неблагоприятные и необычные явления природы.

1

12

Кто и как живет рядом с нами.

1

13

Нужны ли комнатные растения в доме.

1

14

Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них
знаем.

1

15

Кто и как живет рядом с нами.

1

16

Почему надо беречь и охранять растения.

1

17

Грибы - удивительное царство.

1

18

Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

1

19

Многообразие животных родного края.

1

20

Выясняем, что такое экология.

1

21

Что узнали. Чему научились.

1

https://fg.resh.ed
u.ru/
http://skiv.instrao
.ru/bank-zadaniy/

«Основы математической грамотности»
22

Удивительный
математики.

мир

чисел

и

цифр.

История

развития

23

Интересные приёмы устных вычислений.

1

24

Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры и циферблат.

1

1

https://fg.resh.ed
u.ru/
https://fipi.ru/otkr

25

Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Календарь дат.

1

26

Ребус. Правила разгадывания ребусов. Решение математических
ребусов.

1

27

Мир занимательных задач. Решение олимпиадных задач.

1

28

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.

1

29

Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи.

1

30

Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для
решения задач.

1

31

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

1

32

Решение задач на нахождение площади, периметра

1

33

Задачи – расчёты.

1

34

Что узнали. Чему научились. Оценка достижений.

1
Итого

ytyy-bankzadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauc
hnoy-gramotnosti

34ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ»
4 КЛАСС
№

Тема занятия

Кол-во
часов

ЭОР/ЦОР

«Основы читательской грамотности»
1

Определение основной темы и главной мысли в произведении.
Определение авторской позиции в художественном тексте.

1

2

Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Чтение и анализ. Работа
над текстом.

1

3

Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования.

1

4

Е. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Работа с текстом.

1

5

Типы текстов: текст-повествование, описание, рассуждение.
Работа над текстами разных типов.

1

6

Учебный текст как источник информации.

1

7

Составление плана на основе исходного текста.

1

8

Как создавать собственные тексты, применять информацию из
текста при решении учебно-практических задач.

1

https://fipi.ru/otkr
ytyy-bankzadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauc
hnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao
.ru/bank-zadaniy/

«Основы математической грамотности»
9

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная
система счисления.

1

https://fg.resh.ed
u.ru/

10

Сюжетные задачи, решаемые с конца. Решение логических
задач.

1

11

Решение практических задач. Задачи на взвешивание.

1

12

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто
всегда говорит правду.

1

13

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление модели.

1

14

Комбинаторные задачи.

1

15

Представление данных в виде диаграмм.

1

16

Представление данных в виде таблиц, графиков.

1

http://skiv.instrao
.ru/bank-zadaniy/

«Основы естественнонаучной грамотности»
17

Признаки химических реакций. Движение и взаимодействие
частиц.

1

18

Воздух и его свойства.

1

19

Углекислый газ в природе и его значение.

1

20

Вода. Уникальность воды.

1

21

Почва и ее свойства.

1

22

Земля, внутреннее строение Земли.

1

23

Знакомство с минералами, горной породой и рудами.

1

24

Уникальность планеты Земля. Условия для существования
жизни на Земле. Свойства живых организмов.

1

https://fg.resh.ed
u.ru/
https://fipi.ru/otkr
ytyy-bankzadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauc
hnoy-gramotnosti

«Основы финансовой грамотности»
25

Как появились деньги? Что могут деньги?

26

Решение задач
«стоимость».

27

Деньги в разных странах. Чтение текстов. Решение задач.

1

28

Деньги настоящие и ненастоящие.

1

29

Сувенирные деньги.

1

30

Как разумно делать покупки? Делаем покупки.

1

31

Кто такие мошенники?

1

32

Личные деньги. Практическая работа.

1

33

Сколько стоит «своё дело»? Игра «Экономические загадки».

1

34

Что узнали. Чему научились.

1

с

величинами

«цена»,

1
«количество»,

Итого

https://fg.resh.ed
u.ru/

1

34ч.

https://fipi.ru/otkr
ytyy-bankzadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauc
hnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao
.ru/bank-zadaniy/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».