Аннотация к РП Литература

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435)478-830, e-mail: ou4laya@mail.ru
Аннотация к рабочим программам
Литература 5-9 класс
Предметная область: русский язык и литература.
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе Федерального
государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Федеральной образовательной программы основного общего образования и рабочей программы предметной линии
учебно-методических комплектов по литературе для 5—9 классов под редакцией В. Я. Коровиной,
выпускаемой издательством «Просвещение». Авторы программы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.
И. Коровин, Н. В.Беляева.
Учебники:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение,
2023,
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение,
2016, Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение,
2017, Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: В 2ч. - М.: Просвещение,
2018, Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 9 класса: В 2ч. - М.: Просвещение,
2019.
В программе учтены основные положения Программы развития УУД для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели учебного предмета:
Цели изучения литературы на уровне основного общего образования состоят в формировании
у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний, в развитии
чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической
сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и
зарубежной литературе.
Задачи учебного предмета:
 Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры,
состоят в приобщении обучающихся к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы, воспитании уважения к отечественной классике
как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма,
формированию национально культурной идентичности и способности к диалогу культур, освоению
духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
 Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на
воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках
литературы, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта
освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

 Задачи, связанные с воспитанием обучающегося, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
направлены на формирование у обучающихся системы знаний о литературе как искусстве слова, в
том числе основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историкокультурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие
умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, выделять авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного
толкования в рамках достоверных интерпретаций, сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств, формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историколитературном процессе, развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
 Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, направлены на совершенствование речи обучающихся на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть
различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, воспринимая чужую точку зрения и
аргументированно отстаивая свою.
Курс литературы в 6-9 классах строится на основе сочетания концентрического, историкохронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в.–
литература первой половины XIX в.).
Планируемые результаты.
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из литературы;
 представление о способах противодействия коррупции, готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности;
патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране,
обращая внимание на их воплощение в литературе;
духовно-нравственного воспитания:

 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
 осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственного отношения к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернете;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели, умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;
Трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений
русского фольклора и литературы;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного
литературного образования;
 установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
 изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
 потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
 в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
 в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
 умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
 анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
 воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
 оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
 формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
 быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов,
литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного
процесса);
 устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты
по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять
критерии проводимого анализа;
 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии;
 формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
опыта, исследования;
 владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации
и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
 оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и
смягчать конфликты, вести переговоры;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;

 публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
 использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию
совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою
роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать
свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
 участниками взаимодействия на литературных занятиях;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
 развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
 регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
 проявлять открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
5 класс
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература – это вид искусства и что художественный текст отличается от текста
научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанные произведения:
 определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах
литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять
элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
 понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в
процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное
творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
 сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
 сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста,
литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных
ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ,
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы
к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки
прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом
литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений
фольклора и литературы;

9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в
том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться
публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной
форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернетресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
6 класс
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в
воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный
текст от текста научного, делового, публицистического;
3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное
(с учётом литературного развития обучающихся);
 определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать
родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основные
особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
 понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа
и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная
литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика,
эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный герой
(персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория;
стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;
 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
 сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся);
 сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений,
не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку
прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писать
сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв;
8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора,
древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа;

9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
7 класс
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в
воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать, что в литературных произведениях отражена художественная картина мира:
 анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тему, главную мысль и
проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя,
рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей;
определять особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять своё понимание
нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с
учётом литературного развития обучающихся); выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительновыразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
 понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретико-литературных понятий и
учиться самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество;
проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, послание, поэма, песня); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; автор, повествователь,
рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; юмор, ирония, сатира; эпитет, метафора, сравнение;
олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль,
амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа;
 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
 сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, особенности языка;
 сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы
с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9 поэтических произведений,
не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;

6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с
позицией автора, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 150 слов), писать
сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; под руководством
учителя учиться исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и
обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные произведения древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием
методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы для
самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;
10) планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и
сверстников, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской деятельности и
публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной
форме; самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и подбирать проверенные источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных задач, соблюдая правила информационной
безопасности.
8 класс
1) Понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании патриотизма и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературных произведениях:
 анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику
произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя,
рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отражённые в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики,
оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения;
характеризовать авторский пафос; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий,
характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом возраста и литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности
художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры и стиля писателя, определять
их художественные функции;
 овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и
поэзия; художественный образ, факт, вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть,
роман, баллада, послание, поэма, песня, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание
литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; конфликт; система образов; автор, повествователь, рассказчик,
литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж,
интерьер, художественная деталь, символ; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора,
сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; звукопись (аллитерация, ассо-

нанс); стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;
 рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историко-литературного процесса
(определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени,
определённому литературному направлению);
 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
определять родо-жанровую специфику изученного художественного произведения;
 сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, литературные явления и факты,
сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;
 сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы
с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино,
фотоискусство, компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 11 поэтических произведений,
не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды
пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с
позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 200 слов), писать
сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую
тему, применяя различные виды цитирования;
8) интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как
способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических
впечатлений, а также средства собственного развития;
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по
рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт
произведений современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и
публично представлять полученные результаты;
12) самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной
форме; пользоваться электронными библиотеками и подбирать в Интернете проверенные источники
для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.
9 класс
1) Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы, осознавать её
роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической
истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений художественной литературы (от древнерусской до современной); анализировать литературные произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с
учётом литературного развития обучающихся), понимать условность художественной картины мира,
отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:

 анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику
произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя,
рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отраженные в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики,
оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения;
характеризовать авторский пафос; выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё
понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительновыразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выявляя особенности авторского языка и стиля;
 овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и
поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня, отрывок, сонет, лироэпические
(поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское/лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик,
литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж; речевая характеристика
героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; символ, подтекст, психологизм; реплика,
диалог, монолог; ремарка; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия,
сравнение, олицетворение, гипербола, умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; риторический
вопрос, риторическое восклицание; инверсия, анафора, повтор; художественное время и пространство; звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;
 рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историколитературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);
 выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А. С. Грибоедова,
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского
мировоззрения, проблематики произведений;
 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
определять родо-жанровую специфику изученного и самостоятельно прочитанного художественного
произведения;
 сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;
 сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы
с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино,
фотоискусство, компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических произведений,
не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды
устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии,

давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов), писать
сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии,
литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и
эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по
рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт
произведений современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и
уметь публично презентовать полученные результаты;
12) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой, информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме; пользоваться каталогами
библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете; работать с электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете проверенные источники для
выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.
При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует учитывать, что
формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к ним и применения разных стратегий и создания индивидуальных образовательных
траекторий достижения этих результатов.
Рабочая программа рассчитана:
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
102 ч. в год
102 ч. в год
68 ч. в год
68 ч. в год
102 ч. в год
(3раза в неделю) (3раза в неделю)
(2 раза в неделю) (2 раза в неделю) (3раза в неделю)
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки
развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов. Уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём
Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание
предмета литература, планируемые результаты освоения программ (личностные, метапредметные,
предметные результаты), тематическое планирование, , способы оценивания результатов освоения
знаний, методы работы со слабо успевающими учащимися, методы работы с одаренными детьми,
приемы преподавания, деятельность учеников, учебно-методическое обеспечение образовательного
процесса, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Формы контроля: устные (опрос, взаимоопрос); письменные (письменный опрос, тесты),
программированные (медиапрезентации), комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, олимпиады, представление читательских интересов).
Итоговая работа в рамках проведения промежуточной аттестации проводится в форме тестирования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».