Аннотация к РП ИЗО

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435) 478830, ou4laya@mail.ru

Аннотация
к рабочей программе
«Изобразительное искусство»
(5-7 класс)
Направление: общекультурное, художественное
Программа по изобразительному искусству на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС ООО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Целью изучения является освоение разных видов визуально-пространственных
искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и
декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах
(вариативно).
Каждый модуль объединяет в единую образовательную структуру художественнотворческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественноэстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие
обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в
практической работе с разнообразными художественными материалами.
Задачами модулей являются:
 освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных
формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении
художественной деятельности в жизни общества;
 формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой
художественной культуре во всём многообразии её видов;
 формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования
мира;
 приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в
архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике
и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино)
(вариативно);
 формирование пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;
 овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах
переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
 развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
воображения;
 воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через
освоение отечественной художественной культуры;



развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Место в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 4 на программу «Изобразительное
искусство» отводится 1 час в неделю. Общее число часов, отведенных для
изобразительного искусства составляет 102 часа: в 5 классе – 34 часа, в 6 классе – 34 часа,
в 7 классе – 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы по изобразительному
искусству на уровне основного общего образования
В результате изучения изобразительного искусства на уровне основного общего
образования у обучающихся формируются вероятные личностные результаты:

•
•

уважение и ценностное отношение к своей Родине – России;

•
•

духовно-нравственное развитие обучающихся;

•

позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к
произведениям искусства и литературы, построенным на сокровищах
нравственности и гуманизма, уважительным отношениям и интересам к
культурным традициям и творчеству своих и других народов.

ценностно-смысловые
ориентации
и
установки,
отражающие
индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные
качества;
мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному
проявлению социальной активности;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении модуля:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:

•
•
•
•
•
•
•

сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов
между собой;

•

абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной
композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:

•

выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной
культуры;

•

сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических
категорий явления искусства и действительности;

•

классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;

•
•

ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по
установленной или выбранной теме;

•

самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения
или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:

•

использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и
отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;

•
•
•

использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и
схемах;

•

самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в
различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах,
электронных презентациях.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

•

Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного
(автор — зритель), между поколениями, между народами;

•

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на
восприятие окружающих;

•

вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения,
выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе
общих позиций и учёта интересов;

•

публично представлять и объяснять результаты
художественного или исследовательского опыта;

своего

творческого,

•

взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:

•

осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения
учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные
действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;

•

планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных,
познавательных, художественно-творческих задач;

•

уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам.
Самоконтроль:

•

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата;

•

владеть основами самоконтроля,
соответствующих целям критериев.
Эмоциональный интеллект:

рефлексии,

самооценки

на

основе

•

развивать способность управлять
пониманию эмоций других;

•

уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия
искусства и собственной художественной деятельности;

•

развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других;

•
•

признавать своё и чужое право на ошибку;

собственными

эмоциями,

стремиться

к

работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном
сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и
межвозрастном взаимодействии.

Предметные результаты
5 класс
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:

•

знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного,
классического, современного, искусства промыслов; понимать связь декоративноприкладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость
присутствия в предметном мире и жилой среде;

•

иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и
магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории
человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира;

•

характеризовать коммуникативные,
декоративно-прикладного искусства;

•

уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации
межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в
оформлении предметнопространственной среды;

•

распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу
(дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь
характеризовать неразрывную связь декора и материала;

•

распознавать и называть техники исполнения произведений декоративноприкладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество,
плетение, ковка, др.;

•

знать специфику образного языка декоративного искусства-его знаковую природу,
орнаментальность, стилизацию изображения;

•

различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический,
растительный, зооморфный, антропоморфный;

•

владеть практическими навыками самостоятельного
орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;

познавательные

и

культовые

творческого

функции

создания

•

знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении
орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных
работах;

•

овладеть практическими навыками стилизованного -орнаментального лаконичного
изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения
представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой
на традиционные образы мирового искусства;

•

знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в
предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к
добру и злу, к жизни в целом;

•

уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного
крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);

•

знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского
дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное
и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение
уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;

•

иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов
крестьянского быта;

•

освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и
символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений
народного праздничного костюма различных регионов страны;

•
•

уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;

•

знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ
разных народов, например: юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять

•

семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом
и бытом;

•

иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления
жизнедеятельности-быта, костюма разных исторических эпох и народов (например,
Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское
Средневековье);

•

понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и
целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными
условиями и сложившийся историей;

•

объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в
современной жизни;

•

рассказывать о происхождении
соотношении ремесла и искусства;

•

называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных
художественных промыслов;

•

характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных
народных промыслов;

•

уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных
промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.;

осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие,
хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;

народных

художественных

промыслов,

о

•

различать изделия народных
изготовления и технике декора;

•

объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях
народных промыслов;

•

иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий
некоторых художественных промыслов;

•

уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий
вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;

•

характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема,
логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания
эмблемы или логотипа;

•

понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о
значении и содержании геральдики;

•

уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной
деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной
жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;

•

ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного
искусства;

•

различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику,
ковку, литьё, гобелен и т. д.;

художественных

промыслов

•

по

овладевать навыками коллективной практической творческой
оформлению пространства школы и школьных праздников.
6 класс
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:

материалу

работы

по

•

характеризовать различия между пространственными и временными видами
искусства и их значение в жизни людей;

•
•

объяснять причины деления пространственных искусств на виды;

•

различать и характеризовать традиционные художественные материалы для
графики, живописи, скульптуры;

•
•

осознавать значение материала в создании художественного образа;

•

иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости,
фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из
пластилина, а также использовать возможности применять другие доступные
художественные материалы;

•

иметь представление о различных художественных техниках в использовании
художественных материалов;

•
•

понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;

знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в
жизни людей.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:

уметь различать и объяснять роль художественного материала в произведениях
искусства;

иметь опыт учебного рисунка — светотеневого изображения объёмных форм;

•

знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические
тела на двухмерной плоскости;

•

знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещённая часть»,
«блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в
практике рисунка;

•

понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их
визуального анализа;

•

обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации
плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей
внутри целого;

•
•

иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии;

•

знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета,
дополнительные цвета — и значение этих знаний для искусства живописи;

•

определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой
контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;

иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную
задачу или как самостоятельное творческое действие;

•

иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о
пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в
изображении предметов или животных.
Жанры изобразительного искусства:

•
•

объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;

•

характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории
человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового
времени;

•

рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в
отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения
отечественных художников;

•

знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения
объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;

•
•

знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;

•
•

иметь опыт создания графического натюрморта;

•

иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи
как последовательности изменений представления о человеке;

•

сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи
Возрождения и Нового времени;

объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
произведения искусства.
Натюрморт:

иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного
расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного
соотношения всех применяемых средств выразительности;

иметь опыт создания натюрморта средствами живописи.
Портрет:

•

понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов
эпохи и авторская позиция художника;

•

узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов
европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и
др.);

•

уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве,
называть имена великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А.
Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В.
Суриков, В. Серов и др.);

•

знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека,
пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;

•

иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, создавать
зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять
его на практике;

•

иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении
характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете;

•
•

иметь начальный опыт лепки головы человека;

•

иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о
разнообразии графических средств в изображении образа человека;

•

уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании
художественного образа;

•

иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании
портретного образа как средства выражения настроения, характера,
индивидуальности героя портрета;

приобретать опыт графического портретного изображения как нового для себя
видения индивидуальности человека;

•

иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. — западном и
отечественном.
Пейзаж:

•

иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху
Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;

•
•

знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;

•
•

знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;

•
•

иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского;

•

знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя
особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И.
Левитана и художников ХХ в. (по выбору);

определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий
горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива;
характеризовать особенности изображения разных состояний природы в
романтическом
пейзаже
и
пейзаже
творчества
импрессионистов
и
постимпрессионистов;
иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической
изменчивости состояний природы;

•

уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной
природы и каково его значение в развитии чувства Родины;

•

иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний
природы;

•

иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и
представлению;

•

иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к
окружающему миру и его художественно-поэтическому видению;

•
•

иметь опыт изображения городского пейзажа — по памяти или представлению;
обрести навыки восприятия образности городского пространства как выражения
самобытного лица культуры и истории народа;

•

понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве, задачи
его охраны и сохранения.
Бытовой жанр:

•

характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о
жизни людей разных эпох и народов;

•

уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станко ¬вая живопись»,
«монументальная живопись»;

•
•
•
•

перечислять основные жанры тематической картины;

•

объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в
понимании истории человечества и современной жизни;

•

осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно
единство мира людей;

•

иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в
искусстве разных эпох и народов;

•

различать произведения разных культур по их стилистическим признакам и
изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.);

•

иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их
искусства;

•

характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров
произведений европейского и отечественного искусства;

различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине;
выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
иметь представление о композиции как целостности в организации художественных
выразительных средств, взаимо¬связи всех компонентов художественного
произведения;

•

обрести опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни,
обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей
действительности.
Исторический жанр:

•

характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение
для жизни общества;

•

уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром
произведений изобразительного искусства;

•

знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как
«Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В.
Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина;

•

иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных
художников ХХ в.;

•

уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы,
сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру;

•

узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид» Микеланджело,
«Весна» С. Боттичелли;

•

знать характеристики основных этапов работы художника над тематической
картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами,
уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;

•

иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему
(художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над
композицией.
Библейские темы в изобразительном искусстве:

•

знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты
Священной истории в произведениях искусства;

•

объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии
как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;

•

знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских
художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля,
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое
семейство» Рембрандта и др.; в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др.;

•
•

знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;

•

иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на
библейские темы;

•

иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее
Рублёве, Феофане Греке, Дионисии;

•

воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое
достижение отечественной культуры;

•

объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства
на основе художественной культуры зрителя;

•

уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в
жизни общества, в жизни человека.

уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы,
таких как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского,
«Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В. Поленова и др.;

7 класс
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»:

•

характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е.
искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни
людей;

•

объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной
среды жизнедеятельности человека;

•

рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и
поведение человека;

•

рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность
человека и представления о самом себе;

•

объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре,
предметах труда и быта разных эпох.
Графический дизайн:

•

объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка
конструктивных искусств;

•
•
•

объяснять основные средства — требования к композиции;

•

выделять при творческом построении композиции листа композиционную
доминанту;

•
•
•
•

составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;

•
•

объяснять выражение «цветовой образ»;

•

определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим
стилем, отвечающий законам художественной композиции;

•

соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста;
различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур;

•
•

иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);

•

объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой
марки; различать шрифтовой и знаковый виды логотипа;

•
•

иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;

•

иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; - иметь
практический творческий опыт образного построения книжного и журнального
разворотов в качестве графических композиций.

уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;
составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от
поставленных задач;

осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных
искусствах;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту,
объединённые одним стилем;

применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической
композиции;

приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной
открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения;

•
•

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:

•

выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его
чертежу;

•

выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и
их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию
жизнедеятельности людей;

•

знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и
изменении облика архитектурных сооружений;

•

иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения
в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и
жизнедеятельности людей;

•

иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных
стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой
архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды;

•

характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре
новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной
городской среды и поисках путей их преодоления;

•

знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни,
сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти
и понимания своей идентичности;

•
•

определять понятие «городская среда»;

•
•

знать различные виды планировки города;

•

характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы
и архитектуры;

•

иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах
ландшафтного дизайна;

•

объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи
между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства;

•

иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в
построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и
характер жизнедеятельности человека в предметах его быта;

•

объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении
предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком
формы объектов архитектуры и дизайна;

•

иметь опыт творческого проектирования интерьерного
конкретных задач жизнедеятельности человека;

иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета
архитектурного пространства в реальной жизни;

рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни
людей;
иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или
графической схемы;

пространства

для

•

объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и
конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде;

•

иметь представление об истории костюма
характеризовать понятие моды в одежде;

•

объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные
ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;

•

иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в
проектировании одежды, ансамбле в костюме;

•

уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать
функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями
одежды прошлых эпох;

•

иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн
современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных
жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.);

•
•
•

различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа;

•

определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики
причёски в повседневном быту.

в

истории

разных

эпох,

иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании;
иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового
макияжа;

Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и
художественная фотография» (вариативный):

•

знать о синтетической природе — коллективности творческого процесса в
синтетических искусствах, синтезирующих выразительные средства разных видов
художественного творчества;

•
•

понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах;

•

иметь представление об истории развития театра и жанровом многообразии
театральных представлений;

•

знать о роли художника и видах профессиональной художнической деятельности в
современном театре;

•

иметь представление о сценографии и символическом характере сценического
образа;

•

понимать различие между бытовым костюмом в жизни и сценическим костюмом
театрального персонажа, воплощающим характер героя и его эпоху в единстве всего
стилистического образа спектакля;

•

иметь представление о творчестве наиболее известных художников-постановщиков
в истории отечественного искусства (эскизы костюмов и декораций в творчестве К.
Коровина, И. Билибина, А. Головина и др.);

•

иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по выбранной
пьесе; уметь применять полученные знания при постановке школьного спектакля;

иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых видов
художественного творчества и их развитии параллельно с традиционными видами
искусства.
Художник и искусство театра:

•

объяснять ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра
и актёра в процессе создания образа персонажа;

•

иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых бытовых
предметов;

•

понимать необходимость зрительских знаний и умений — обладания зрительской
культурой для восприятия произведений художественного творчества и понимания
их значения в интерпретации явлений жизни.
Художественная фотография:

•

иметь представление о рождении и истории фотографии, о соотношении прогресса
технологий и развитии искусства запечатления реальности в зримых образах;

•
•

уметь объяснять понятия «длительность экспозиции», «выдержка», «диафрагма»;

•

уметь объяснять значение фотографий «Родиноведения» С. М. Прокудина-Горского
для современных представлений об истории жизни в нашей стране;

•
•
•

различать и характеризовать различные жанры художественной фотографии;

•

иметь опыт наблюдения и художественно-эстетического анализа художественных
фотографий известных профессиональных мастеров фотографии;

•

иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях к композиции
кадра при самостоятельном фотографировании окружающей жизни;

•

обретать опыт художественного наблюдения жизни, развивая познавательный
интерес и внимание к окружающему миру, к людям;

•

уметь объяснять разницу в содержании искусства живописной картины,
графического рисунка и фотоснимка, возможности их одновременного
существования и актуальности в современной художественной культуре;

•

понимать значение репортажного жанра, роли журналистов-фотографов в истории
ХХ в. и современном мире;

•

иметь представление о фототворчестве А. Родченко, о том, как его фотографии
выражают образ эпохи, его авторскую позицию, и о влиянии его фотографий на
стиль эпохи;

•
•
•
•

иметь навыки компьютерной обработки и преобразования фотографий.

•

иметь представление об экранных искусствах как монтаже композиционно
построенных кадров;

•

знать и объяснять, в чём состоит работа художника-постановщика и специалистов
его команды художников в период подготовки и съёмки игрового фильма;

иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий с помощью
компьютерных графических редакторов;

объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии;
понимать, как в художественной фотографии проявляются средства
выразительности изобразительного искусства, и стремиться к их применению в
своей практике фотографирования;

Изображение и искусство кино:
иметь представление об этапах в истории кино и его эволюции как искусства;
уметь объяснять, почему экранное время и всё изображаемое в фильме, являясь
условностью, формирует у людей восприятие реального мира;

•
•

объяснять роль видео в современной бытовой культуре;

•

понимать различие задач при создании видеороликов разных жанров:
видеорепортажа, игрового короткометражного фильма, социальной рекламы,
анимационного фильма, музыкального клипа, документального фильма;

•

осваивать начальные навыки практической работы по видеомонтажу на основе
соответствующих компьютерных программ;

•
•

обрести навык критического осмысления качества снятых роликов;

•

иметь опыт анализа художественного образа и средств его достижения в лучших
отечественных мультфильмах; осознавать многообразие подходов, поэзию и
уникальность художественных образов отечественной мультипликации;

•

осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в
соответствующей компьютерной программе;

•

приобрести опыт создания видеоролика; осваивать основные этапы создания
видеоролика и планировать свою работу по созданию видеоролика;

иметь знания по истории мультипликации и уметь приводить примеры
использования электронно-цифровых технологий в современном игровом
кинематографе;

иметь опыт совместной творческой
анимационного фильма.
Изобразительное искусство на телевидении:

коллективной

работы

по

созданию

•

объяснять особую роль и функции телевидения в жизни общества как экранного
искусства и средства массовой информации, художественного и научного
просвещения, развлечения и организации досуга;

•
•

знать о создателе телевидения — русском инженере Владимире Зворыкине;

•

иметь представление о многих направлениях деятельности и профессиях художника
на телевидении;

•

применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного телевидения и
студии мультимедиа;

•

понимать образовательные задачи зрительской культуры и необходимость
зрительских умений;

•

осознавать значение художественной культуры для личностного духовнонравственного развития и самореализации, определять место и роль художественной
деятельности в своей жизни и в жизни общества.

осознавать роль телевидения в превращении мира в единое информационное
пространство;

Методы и формы обучения
Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая
деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение
окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения
к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности,
воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории
культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека.

•
•
•
•
•

Методы контроля:
наблюдение за детьми в ходе работы;
проведение практических работ;
участие в конкурсах;
тестирование;
выставки, презентации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».