Свердловская область Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2, тел./факс 8(3435) 478830, ou4laya@mail.ru Аннотация к рабочей программе «Изобразительное искусство» (5-7 класс) Направление: общекультурное, художественное Программа по изобразительному искусству на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Целью изучения является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно). Каждый модуль объединяет в единую образовательную структуру художественнотворческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественноэстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами. Задачами модулей являются: освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества; формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов; формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира; приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно); формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей; овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры; развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. Место в учебном плане В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 4 на программу «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Общее число часов, отведенных для изобразительного искусства составляет 102 часа: в 5 классе – 34 часа, в 6 классе – 34 часа, в 7 классе – 34 часа. Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования В результате изучения изобразительного искусства на уровне основного общего образования у обучающихся формируются вероятные личностные результаты: • • уважение и ценностное отношение к своей Родине – России; • • духовно-нравственное развитие обучающихся; • позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на сокровищах нравственности и гуманизма, уважительным отношениям и интересам к культурным традициям и творчеству своих и других народов. ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному проявлению социальной активности; Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении модуля: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей: • • • • • • • сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям; характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять положение предметной формы в пространстве; обобщать форму составной конструкции; анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; структурировать предметно-пространственные явления; сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; • абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции. Базовые логические и исследовательские действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; • сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; • классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; • • ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме; • самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции. Работа с информацией: • использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев; • • • использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах; • самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями • Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; • вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов; • публично представлять и объяснять результаты художественного или исследовательского опыта; своего творческого, • взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: • осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; • планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач; • уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. Самоконтроль: • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; • владеть основами самоконтроля, соответствующих целям критериев. Эмоциональный интеллект: рефлексии, самооценки на основе • развивать способность управлять пониманию эмоций других; • уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности; • развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других; • • признавать своё и чужое право на ошибку; собственными эмоциями, стремиться к работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии. Предметные результаты 5 класс Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»: • знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства промыслов; понимать связь декоративноприкладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде; • иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира; • характеризовать коммуникативные, декоративно-прикладного искусства; • уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметнопространственной среды; • распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала; • распознавать и называть техники исполнения произведений декоративноприкладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.; • знать специфику образного языка декоративного искусства-его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения; • различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный; • владеть практическими навыками самостоятельного орнаментов ленточных, сетчатых, центрических; познавательные и культовые творческого функции создания • знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах; • овладеть практическими навыками стилизованного -орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства; • знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом; • уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля); • знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры; • иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта; • освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; • • уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм; • знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например: юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять • семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом; • иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности-быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); • понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей; • объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни; • рассказывать о происхождении соотношении ремесла и искусства; • называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов; • характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов; • уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.; осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности; народных художественных промыслов, о • различать изделия народных изготовления и технике декора; • объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов; • иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов; • уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов; • характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа; • понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики; • уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение; • ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; • различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.; художественных промыслов • по овладевать навыками коллективной практической творческой оформлению пространства школы и школьных праздников. 6 класс Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»: материалу работы по • характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их значение в жизни людей; • • объяснять причины деления пространственных искусств на виды; • различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры; • • осознавать значение материала в создании художественного образа; • иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать возможности применять другие доступные художественные материалы; • иметь представление о различных художественных техниках в использовании художественных материалов; • • понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности; знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства: уметь различать и объяснять роль художественного материала в произведениях искусства; иметь опыт учебного рисунка — светотеневого изображения объёмных форм; • знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной плоскости; • знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка; • понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа; • обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого; • • иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии; • знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета, дополнительные цвета — и значение этих знаний для искусства живописи; • определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью; иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или как самостоятельное творческое действие; • иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных. Жанры изобразительного искусства: • • объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры; • характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени; • рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных художников; • знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа; • • знать об освещении как средстве выявления объёма предмета; • • иметь опыт создания графического натюрморта; • иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как последовательности изменений представления о человеке; • сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и Нового времени; объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием произведения искусства. Натюрморт: иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности; иметь опыт создания натюрморта средствами живописи. Портрет: • понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника; • узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.); • уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть имена великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.); • знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы; • иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на практике; • иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете; • • иметь начальный опыт лепки головы человека; • иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека; • уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании художественного образа; • иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета; приобретать опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека; • иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. — западном и отечественном. Пейзаж: • иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения; • • знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке; • • знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике; • • иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского; • знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и художников ХХ в. (по выбору); определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива; характеризовать особенности изображения разных состояний природы в романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов; иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы; • уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы и каково его значение в развитии чувства Родины; • иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы; • иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению; • иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению; • • иметь опыт изображения городского пейзажа — по памяти или представлению; обрести навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа; • понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения. Бытовой жанр: • характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов; • уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станко ¬вая живопись», «монументальная живопись»; • • • • перечислять основные жанры тематической картины; • объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни; • осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно единство мира людей; • иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве разных эпох и народов; • различать произведения разных культур по их стилистическим признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.); • иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства; • характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров произведений европейского и отечественного искусства; различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине; иметь представление о композиции как целостности в организации художественных выразительных средств, взаимо¬связи всех компонентов художественного произведения; • обрести опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей действительности. Исторический жанр: • характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; • уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства; • знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина; • иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в.; • уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру; • узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид» Микеланджело, «Весна» С. Боттичелли; • знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом; • иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией. Библейские темы в изобразительном искусстве: • знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства; • объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений; • знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др.; в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др.; • • знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства; • иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы; • иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве, Феофане Греке, Дионисии; • воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры; • объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя; • уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В. Поленова и др.; 7 класс Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»: • характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е. искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей; • объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека; • рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека; • рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе; • объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох. Графический дизайн: • объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств; • • • объяснять основные средства — требования к композиции; • выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту; • • • • составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики; • • объяснять выражение «цветовой образ»; • определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающий законам художественной композиции; • соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; • • иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы); • объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать шрифтовой и знаковый виды логотипа; • • иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему; • иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; - иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций. уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции; составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач; осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа; объяснять роль цвета в конструктивных искусствах; различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые одним стилем; применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции; приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения; • • Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека: • выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу; • выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности людей; • знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений; • иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей; • иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды; • характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления; • знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности; • • определять понятие «городская среда»; • • знать различные виды планировки города; • характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; • иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна; • объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства; • иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта; • объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна; • иметь опыт творческого проектирования интерьерного конкретных задач жизнедеятельности человека; иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей; иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы; пространства для • объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде; • иметь представление об истории костюма характеризовать понятие моды в одежде; • объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности; • иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме; • уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох; • иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.); • • • различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; • определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту. в истории разных эпох, иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный): • знать о синтетической природе — коллективности творческого процесса в синтетических искусствах, синтезирующих выразительные средства разных видов художественного творчества; • • понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах; • иметь представление об истории развития театра и жанровом многообразии театральных представлений; • знать о роли художника и видах профессиональной художнической деятельности в современном театре; • иметь представление о сценографии и символическом характере сценического образа; • понимать различие между бытовым костюмом в жизни и сценическим костюмом театрального персонажа, воплощающим характер героя и его эпоху в единстве всего стилистического образа спектакля; • иметь представление о творчестве наиболее известных художников-постановщиков в истории отечественного искусства (эскизы костюмов и декораций в творчестве К. Коровина, И. Билибина, А. Головина и др.); • иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по выбранной пьесе; уметь применять полученные знания при постановке школьного спектакля; иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых видов художественного творчества и их развитии параллельно с традиционными видами искусства. Художник и искусство театра: • объяснять ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа; • иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых бытовых предметов; • понимать необходимость зрительских знаний и умений — обладания зрительской культурой для восприятия произведений художественного творчества и понимания их значения в интерпретации явлений жизни. Художественная фотография: • иметь представление о рождении и истории фотографии, о соотношении прогресса технологий и развитии искусства запечатления реальности в зримых образах; • • уметь объяснять понятия «длительность экспозиции», «выдержка», «диафрагма»; • уметь объяснять значение фотографий «Родиноведения» С. М. Прокудина-Горского для современных представлений об истории жизни в нашей стране; • • • различать и характеризовать различные жанры художественной фотографии; • иметь опыт наблюдения и художественно-эстетического анализа художественных фотографий известных профессиональных мастеров фотографии; • иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях к композиции кадра при самостоятельном фотографировании окружающей жизни; • обретать опыт художественного наблюдения жизни, развивая познавательный интерес и внимание к окружающему миру, к людям; • уметь объяснять разницу в содержании искусства живописной картины, графического рисунка и фотоснимка, возможности их одновременного существования и актуальности в современной художественной культуре; • понимать значение репортажного жанра, роли журналистов-фотографов в истории ХХ в. и современном мире; • иметь представление о фототворчестве А. Родченко, о том, как его фотографии выражают образ эпохи, его авторскую позицию, и о влиянии его фотографий на стиль эпохи; • • • • иметь навыки компьютерной обработки и преобразования фотографий. • иметь представление об экранных искусствах как монтаже композиционно построенных кадров; • знать и объяснять, в чём состоит работа художника-постановщика и специалистов его команды художников в период подготовки и съёмки игрового фильма; иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий с помощью компьютерных графических редакторов; объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии; понимать, как в художественной фотографии проявляются средства выразительности изобразительного искусства, и стремиться к их применению в своей практике фотографирования; Изображение и искусство кино: иметь представление об этапах в истории кино и его эволюции как искусства; уметь объяснять, почему экранное время и всё изображаемое в фильме, являясь условностью, формирует у людей восприятие реального мира; • • объяснять роль видео в современной бытовой культуре; • понимать различие задач при создании видеороликов разных жанров: видеорепортажа, игрового короткометражного фильма, социальной рекламы, анимационного фильма, музыкального клипа, документального фильма; • осваивать начальные навыки практической работы по видеомонтажу на основе соответствующих компьютерных программ; • • обрести навык критического осмысления качества снятых роликов; • иметь опыт анализа художественного образа и средств его достижения в лучших отечественных мультфильмах; осознавать многообразие подходов, поэзию и уникальность художественных образов отечественной мультипликации; • осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в соответствующей компьютерной программе; • приобрести опыт создания видеоролика; осваивать основные этапы создания видеоролика и планировать свою работу по созданию видеоролика; иметь знания по истории мультипликации и уметь приводить примеры использования электронно-цифровых технологий в современном игровом кинематографе; иметь опыт совместной творческой анимационного фильма. Изобразительное искусство на телевидении: коллективной работы по созданию • объяснять особую роль и функции телевидения в жизни общества как экранного искусства и средства массовой информации, художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга; • • знать о создателе телевидения — русском инженере Владимире Зворыкине; • иметь представление о многих направлениях деятельности и профессиях художника на телевидении; • применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного телевидения и студии мультимедиа; • понимать образовательные задачи зрительской культуры и необходимость зрительских умений; • осознавать значение художественной культуры для личностного духовнонравственного развития и самореализации, определять место и роль художественной деятельности в своей жизни и в жизни общества. осознавать роль телевидения в превращении мира в единое информационное пространство; Методы и формы обучения Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. • • • • • Методы контроля: наблюдение за детьми в ходе работы; проведение практических работ; участие в конкурсах; тестирование; выставки, презентации.