Аннотация к РП ОДНКНР

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь,
2, тел./факс8(3435) 478830,ou4laya@mail.ru

Аннотация к рабочей программе по ОДНКНР
Предметная область: Основы духовно-нравственной культуры
народов России
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов
образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОСООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего
образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию
и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования.
А также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся,
сформулированные
в
федеральной рабочей программе воспитания.
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф.
Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова, издательский центр «Вентана-Граф»
Место предмета в учебном плане:
В 5, 6 классах на изучение предмета ОДНКНР» отводится 1 ч. в неделю: общий объем
составляет 34 часа

Цели изучения предмета ОДНКНР

Формирование
общероссийской
гражданской
идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в
контексте
процессов
этноконфессинального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных
культур;

создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к
осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации;

формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Основными задачами ОДНКНР являются:
■
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
■
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного
общества;
■
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и

нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству;
■
становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности
и
готовности
вести
межличностный,
межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании сохранении собственной культурной
идентичности;
■
формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы,
истории, изобразительного искусства, музыки;
■
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок
и выводов;
■
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
■
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
* формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Планируемые результаты освоения учебного курса ОДНКНР
на уровне основного общего образования
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданской
идентичности;
готовность
обучающихся
к
саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и
инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1.
Патриотическое воспитание
Самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через
представления об исторической роли культур народов России, традиционных
религий,
духовно-нравственных
ценностей
в
становлении
российской
государственности.
2.
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве.
Сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3.
Ценности познавательной деятельности

Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
4.
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов родного края, России и народов мира.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и
социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том
числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
■
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы (логические УУД);
■
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных
задач(знаковосимволические/моделирование);
■
смысловое чтение;
■
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
2.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
■
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать
своё
мнение
(учебное
сотрудничество);
■
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
■
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3.
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
■
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
■
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач (планирование);
■
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
■
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения (оценка);
■
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная
рефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний,
умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной
области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Контроль уровня достижения планируемых результатов по предмету
ОДНКНР
Контроль уровня достижения планируемых результатов: итоговый, обобщающий и
оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе
изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и
выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных
и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных
компетенций обучающихся. Принципы оценки следующие.
1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке,
не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня духовно-нравственного развития детей, не являются
непосредственным основанием при оценке качества образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и
включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации; проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе
образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги

сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие
традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций
обучающихся
3.
При
этом
непосредственное
оценивание
остаётся
прерогативной
образовательного учреждения с учётом обозначенных в программе предметных,
личностных и метапредметных результатов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».