Положение об ООП, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая,
ул. Зеленая площадь, 2,тел./факс 8(3435)47-88-30, ou4laya@mail.ru

СОГЛАСОВАНО:
на педагогическом совете
протокол № _____
от «__» ____________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 4
________ О.П. Толстоусова
введено в действие приказом №__
от «___» __________ 20__ г.

Положение
об основных образовательных программах, реализуемых в организации,
осуществляющей образовательную деятельность
1. Общие положения
1.1. Данное Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции 2023 года),
Приказом Министерства просвещения РФ от 11 февраля 2022 года «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. №115», Федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего,
среднего общего образования с действующими изменениями и дополнениями, Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, Уставом общеобразовательной организации и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение регламентирует порядок разработки, утверждения, изменения,
оценки, а также основные требования к оформлению основных образовательных программ
общего образования и адаптированных основных образовательных программ, реализуемых в
образовательной организации.
1.3. Основные образовательные программы (далее – ООП), реализуемые в образовательной
организации, разрабатываются отдельно по каждому уровню образования:
• основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО);
• основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО);
• основная образовательная программа среднего общего образования (ООП СОО).
1.4. Для обучающихся с ОВЗ разрабатываются адаптированные основные образовательные
программы (далее - АООП) в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной
программой
1.5. МБОУ СОШ № 4 разрабатывает образовательные программы в соответствии с ФГОС и
соответствующими ФОП. Содержание и планируемые результаты, разработанные школой ООП
должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП
1.6. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам основного общего, среднего
общего образования, при разработке соответствующей общеобразовательной программы вправе

предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на
изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в
пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения
отдельных учебных предметов и профильное обучение. Указанное перераспределение времени
на изучение учебных предметов осуществляется в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов к предметным результатам по всем учебным
предметам.
1.7. При разработке образовательных программ организации, осуществляющие
образовательную
деятельность
по
имеющим
государственную
аккредитацию
общеобразовательным программам, применяют ФООП, утвержденные до начала нового
учебного года. Федеральные основные общеобразовательные программы, утвержденные позднее
указанного срока, применяются при разработке и утверждении образовательных программ года,
следующего за годом утверждения соответствующих ФООП.
1.8 . Согласно ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», общеобразовательная
организация вправе непосредственно применять при реализации основных образовательных
программ соответствующего уровня федеральные основные общеобразовательные программы, а
также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального
календарного учебного графика, и (или) не указанных в и. 1.10 настоящего Положения
федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). При
применении ФООП в школе соответствующая учебно-методическая документация не
разрабатывается.
1.9 . Федеральные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности,
возможности образовательной организации углубленного изучения отдельных учебных
предметов и профильного обучения на основе ФГОС, а также с учетом приоритетов научнотехнологического развития Российской Федерации и плана мероприятий по реализации
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденного
Правительством РФ.
1.10. При разработке ООП МБОУ СОШ № 4 предусматривает непосредственное
применение федеральных рабочих программ:
- по Литературному чтению, Русскому языку и Окружающему миру (для НОО);
- по Литературе, Русскому языку, Обществознанию, Истории, Географии, ОБЖ (для ООО
и СОО).
1. 11. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный
учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
оценочные и методические материалы, рабочую программу воспитания и календарный план
воспитательной работы.
1.12. Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их
промежуточной аттестации.
1.8. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учетом Федеральной
программы воспитания и Федерального календарного плана воспитательной работы.
1.13. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам
может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей
и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных
предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное
обучение).
1.14. Образовательная деятельность при освоении общеобразовательных программ или
отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме практической
подготовки.

1.15. При реализации общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
1.16. При реализации общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения должны соблюдаться Санитарноэпидемиологические требования и правила и Гигиенические требования.
1.17. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций,
введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории
Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ
осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных
образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без
применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.
1.18. Общеобразовательные программы реализуются общеобразовательной организацией
как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Использование сетевой
формы реализации общеобразовательных программ осуществляется на основании договора
между несколькими образовательными организациями, предоставляющими ресурсы и
образовательные технологии, включая иностранные.
1.19. Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской
Федерации.
1.20. Положение доводится до сведения педагогических работников, обучающихся
образовательной организации и их родителей (законных представителей) путем размещения его
на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет.
2. Порядок разработки и утверждения ООП/АООП
2.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает ООП/АООП с учетом её
особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных
представителей), социума.
2.2. ООП/АООП разрабатывается отдельно для каждого уровня общего образования с
учетом специфики организации образовательной деятельности и возрастных особенностей
обучающихся определенного школьного возраста.
2.3. Сроки разработки ООП/АООП образовательной организацией устанавливаются
самостоятельно.
2.4. ООП для начального общего, основного общего и среднего общего образования (НОО,
ООО, СОО) разрабатываются на основе ФГОС соответствующего уровня образования, ФОП и
настоящего Положения.
2.5. АООП разрабатываются по каждому виду ОВЗ для каждого уровня образования на
основе ФГОС соответствующего уровня образования, в том числе ФГОС НОО для обучающихся
с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерных АООП и
настоящего Положения.
2.6. В целях обеспечения реализации программы ООП/АООП в образовательной
организации для участников образовательной деятельности должны создаваться условия,
обеспечивающие возможность:
• достижения планируемых результатов освоения программы начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования обучающимися;
• формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные
задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных,
метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;

• формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся, основ
их гражданственности, российской гражданской идентичности и социально-профессиональных
ориентаций;
• выявления и развития способностей обучающихся через урочную и внеурочную
деятельность, систему воспитательных мероприятий, практик, учебных занятий и иных форм
деятельности, включая общественно полезную деятельность, в том числе с использованием
возможностей иных образовательных организаций, а также организаций, обладающих
ресурсами, необходимыми для реализации ООП и иных видов образовательной деятельности,
предусмотренных программами НОО, ООО, СОО;
• работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований,
научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания
межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности;
• участия обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических
работников в разработке программы НОО, ООО, СОО, проектировании и развитии в школе
социальной среды, а также в разработке и реализации индивидуальных учебных планов;
• формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
• эффективного использования времени, отведенного на реализацию части программы
НОО, ООО, СОО, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с
запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), особенностями развития и
возможностями обучающихся, спецификой образовательной организации, и с учетом
национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации;
• использования в образовательной деятельности современных образовательных и
информационных технологий;
• эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников;
• включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешней социальной
среды (населенного пункта, муниципального района, субъекта Российской Федерации) для
приобретения опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
• обновления содержания программы НОО, ООО, СОО, методик и технологий ее
реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся
и их родителей (законных представителей), а также с учетом национальных и культурных
особенностей субъекта Российской Федерации;
• эффективного управления образовательной организацией с использованием ИКТ, а также
современных механизмов финансирования реализации программ НОО, ООО, СОО.
2.7. Разработанные ООП/АООП должны обеспечивать достижение обучающимися
результатов их освоения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.
2.8. Нормативный срок освоения образовательных программ составляет:
• ООП НОО — четыре года;
• ООП ООО — пять лет;
• ООП СОО — два года.
Нормативный срок освоения АООП для детей с ограниченными возможностями может
быть увеличен с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных
возможностей детей в соответствии с рекомендациями Центральной психолого-медикопедагогической комиссии (ЦПМПК).
2.9. Для всех форм получения образования (очной, очно-заочной, заочной) разрабатывается
общая ООП/АООП.
2.10. В целях разработки ООП/АООП издается приказ о создании рабочей группы и
распределении между участниками рабочей группы зон ответственности. Ответственным за
разработку и формирование ООП/АООП назначается заместитель директора по учебной работе.
2.11. В рабочую группу входят:

2.11.1. Административные работники (заместители директора по учебной и учебновоспитательной работе и в случае необходимости иные педагогические работники, в чьи
должностные обязанности входит административная работа, связанная с организацией
деятельности по реализации ООП на всех уровнях образования).
В зону ответственности административных работников входит разработка учебного плана,
плана внеурочной деятельности, а также всех разделов ООП/АООП, предусмотренных ФГОС.
2.11.2. Педагогические работники (учителя, педагоги-психологи, педагог-логопед, педагогдефектолог, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор и иные педагогические
работники, участие которых целесообразно).
В зону ответственности педагогических работников входит разработка рабочих программ
учебных предметов, рабочих образовательных программ внеурочной деятельности, программы
коррекционной работы и иных отдельных разделов ООП/АООП.
2.13. Порядок разработки рабочих программ и программ внеурочной деятельности,
являющихся частью ООП/АООП, регламентируется локальными актами образовательной
организации, в том числе Положением о рабочих программах и календарно-тематическом
планировании учебных предметов и курсов.
2.14. Рабочая программа учебного предмета разрабатывается учителем по определенному
учебному предмету на основе утвержденного учебного плана ООП/АООП и требований ФГОС.
Рабочие программы должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения
ООП/АООП.
2.15. Рабочая программа внеурочной деятельности разрабатывается педагогом на основе
утвержденного плана внеурочной деятельности и требований к результатам освоения
ООП/АООП с учетом требований ФГОС. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности
должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП/АООП.
2.16. Утверждается ООП/АООП директором школы после рассмотрения (обсуждения)
данной образовательной программы на Методическом совете и ее согласования на заседании
Педагогического совета до начала нового учебного года.
2.17. Педагогические работники несут ответственность за реализацию не в полном объеме
ООП/АООП в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
3. Структура ООП/АООП
3.1. ООП/АООП содержат обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, устанавливается в соответствии с требованиями ФГОС по каждому уровню
образования.
3.2. ООП/АООП каждого уровня образования должны содержать следующие разделы:
• целевой;
• содержательный;
• организационный.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования
— составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений, — 20%.
Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования
составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательной деятельности, — 30% от
общего объёма основной образовательной программы основного общего образования.
Обязательная часть основной образовательной программы среднего общего образования
составляет 60% от общего объема образовательной программы среднего общего образования, а
часть, формируемая участниками образовательных отношений, — 40%.
4. Порядок внесения изменений в ООП/АООП

4.1. Инициировать изменения/дополнения в ООП/АООП может любой участник
образовательных отношений, о чем сообщает в служебной записке/заявлении на имя
руководителя образовательной организации и/или его заместителя, осуществляющего контроль
за содержанием реализуемых образовательных программ.
4.2. При целесообразности внесения изменений/дополнений в ООП/АООП руководитель
издает соответствующий приказ об ответственном за формирование нового содержания и
внесение изменений/дополнений в соответствующие программы.
4.3. Изменения и дополнения вносятся в ООП/АООП по согласованию с методическим
советом и коллегиальным органом управления школой – Педагогическим советом,
регистрируются в контрольном листе изменений к настоящему Положению и являются
неотъемлемой частью ООП/АООП. Вносить изменения в ООП/АООП в части любых его
компонентов (рабочих программ, планов и др.) в ином порядке не допускается.
4.4. Не позднее 10 дней со дня внесения изменений/дополнений в ООП/АООП информация
размещается на официальном сайте образовательной организации.
5. Требования к оформлению ООП/АООП
5.1. При разработке ООП/АООП необходимо соблюдать следующие требования к
оформлению:
• электронный документ в формате Microsoft Word (одним файлом); – листы формата А4;
• ориентация страницы – книжная;
• поля – обычные;
• титульный лист считается первым, но не нумеруется;
• нумерация страниц – сверху в центре;
• шрифт – Times New Roman;
• кегль –14, в таблице -12;
• межстрочный интервал – одинарный;
• переносы не ставятся;
• абзац 1,25 см (кроме таблиц);
• выравнивание – заголовки по центру, основной текст по ширине;
• центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word;
• оглавление автоматическое;
• каждый структурный элемент программы начинается с новой страницы;
• таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от предыдущего
и последующего текста одним интервалом.
5.2. Требования к оформлению рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной
деятельности регламентируется локальными актами образовательной организации, в том числе
Положением о рабочих программах и календарно-тематическом планировании учебных
предметов и курсов.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение об основных образовательных программах общего образования
является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение принимается на неопределенный срок.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».