Программа тьюторского сопровождения

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
622933, Свердловская обл., Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2,
тел./факс 8(3435) 478830, email: ou4laya@mail.ru
УТВЕРЖДЕНО:
директор МБОУ СОШ № 4
________О.П. Гафурова
введено в действие приказом №__
от «___»_____________2021 г.

СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
Протокол № _____
«___»____________20____г.

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
МБОУ СОШ № 4

с. Лая
2021

Концептуальные положения программы
Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие учащегося с
педагогами и специалистами образовательной организации.
Эффективность образовательной программы обеспечивается реализацией цикла
тьюторской деятельности по сопровождению индивидуального образовательного
интереса ребёнка, применения профессионального тьюторского инструментария. В
свою очередь тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который
может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее
достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на
активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им
самим.
Данная программа тьюторского сопровождения рассчитана на учебный год и
составлена для обучающихся с ОВЗ МБОУ СОШ № 4.
Предлагаемая
программа
разработана
с
учетом
психофизических,
интеллектуальных и соматических особенностей детей. Программа разрабатывалась с
целью максимально эффективного обучения, коррекции и развитии мелкой моторики,
мышления, внимания, памяти, успешной адаптации в современном обществе и
социального становления.
Цель тьюторского сопровождения: индивидуальное сопровождение
обучающихсяв образовательном процессе, адаптация и создание условий для
успешного включения ребенка в образовательный процесс.
Задачи:

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь
и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и
других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация
образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
2. Социализация - включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса,
школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых
умений, самостоятельности, развитие жизненной компетентности, в том числе
социальных навыков.
4. Формирование знаний, умений и навыков у детей с учетом образовательной
программы. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ,
преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и
учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы,
учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
5.
Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами.
Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с
ребенком.
6. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в
процесс обучения:
• формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку,

2

установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа
проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
• оказание родителям эмоциональной поддержки;
• содействие родителям в получении информации об особенностях развития
ребёнка, прогноза развития.
7. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики
в деятельности ребенка с ОВЗ.
Реализация программы предусматривает несколько этапов:

1. Диагностико-мотивационный этап.
Сбор данных об индивидуальных особенностях обучающихся, их интересах,
склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом
состоянии, социальном окружении и др. Оценка результатов деятельности,
отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.

2. Проектировочный этап.
Выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся
психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского
сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута
сопровождения, индивидуальных программ развития.

3. Реализационный этап.
Оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и
поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в
образовательных маршрут всех необходимых для воспитанника специалистов.
4. Аналитический этап.
Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в
деятельности ребенка с ОВЗ.
Тьюторское сопровождение обучающегося в самом общем виде на любой
возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с
другом этапов: диагностическо-мотивационного, проектировочного, реализационного
и аналитического.
Содержание и организационные условия
реализации программы
Программа тьюторского сопровождения учащихся реализуется ежедневно в
течение всего учебного года, как в учебное, так и внеурочное время.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуальноличностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающихся и
ценностные установки. Достижение личностных результатов обеспечивается
содержанием отдельных предметов и внеурочной деятельности; овладением
доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их

3

применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной
отсталостью, не являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при
оценке итоговых достижений.
Критерии оценки достижений по каждой группе личностных результатов
Личностные результаты
Способность адекватно
использовать представления о
собственных возможностях и
ограничениях, о способах решения
проблемных ситуаций в сфере
жизнеобеспечения.

Критерии оценки достижения данного
результата
- умение адекватно оценивать свои силы,
понимать, что можно и что нельзя.
- умение адекватно выбрать взрослого и
обратиться за помощью, точно описать
возникшую проблему.
- умение выделять ситуации, когда требуется
привлечение родителей.
- умение обратиться ко взрослому при
затруднениях в учебе.

Способность вступать в
коммуникацию со взрослыми по
вопросам медицинского
сопровождения и создания
специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах
и правах в организации обучения.

- положительная динамика готовности к
самостоятельности и независимости в быту.
- владение представлениями об устройстве
домашней жизни, принимать правильное
участие и брать ответственность на себя.
- владение представлениями об устройстве
жизни школы, участие в ней.
- способность использовать социальнобытовые умения в повседневной жизни.
Владение навыками коммуникации - умение решать актуальные житейские
и принятыми ритуалами
задачи, используя коммуникацию.
социального взаимодействия (т.е.
- умение начать и поддержать разговор,
самой формой проведения, его
задать вопрос, выразить свои намерения,
социальным рисунком), в том числе завершить разговор.
с использованием информационных - умение корректно выразить отказ и
технологий.
недовольство использовать культурные формы
выражения своих чувств.

4

Способность к осмыслению и
дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной
организации.

- умение использовать предметы в
соответствии с их функциями.
- вести себя в быту сообразно пониманию
окружающего мира (помыть грязные руки,
принять душ, и т.д.).
- способность задавать вопросы, проявление
активности во взаимодействии с миром.
- умение передавать свои впечатления.

Способность к осмыслению
социального окружения, своего
места в нем, принятие
соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей.

- знание правил поведения в разных
социальных ситуациях с людьми разного
статуса.
- умение вступить в контакт и общаться в
соответствии с возрастом.
- умение корректно привлечь к себе
внимание.
- умение проявлять инициативу, не быть
назойливым.

5

Работа тьютора по формированию гармоничных отношений подопечных с
социумом школы
Тьютор и
подопечный

Тьютор:
 формирует доверительные и эмоционально насыщенные
отношения с подопечным, в начале работы становится
«проводником», выразителем желаний и вместе с тем организующей и гармонизирующей силой;
 следит за состоянием ребенка - эмоциональным (помогает
разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и
т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть - может
вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок
не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
 координирует общую деятельность ученика, дозирует
учебную нагрузку.
Тьютор и
Тьютор:
учителя класса обсуждает с учителем:
 цели и задачи своей работы;
 возможные трудности (посторонний шум во время переговоров
тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение,
особенности характера и специфику поведенческих проявлений
ребенка;
 каким образом наиболее эффективно выстроить
взаимодействие в тройке: ребенок - учитель - тьютор.
Тьютор и
Тьютор:
другие дети
 следит за тем, что происходит в детском коллективе - о чем
дети говорят, во что играют;
 объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
 если тема разговора касается особенностей подопечного отвечает на вопросы.
Тьютор и
Тьютор:
родители
 рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день,
что удалось, какие были трудности;
 отвечает на вопросы родителей.
Тьютор и
Тьютор:
другие
 вносит предложения по оптимизации работы с тьютерантом;
специалисты
 помогает в составлении индивидуальных программ;
(логопед, соц.
 осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация
педагог,
задания для тьютеранта, помощь тьютеранту в ориентировании в
медицинские задании и др.)
работники,
психолог и др.)

6

Деятельность тьютора и тьюторанта
Действие тьюторанта

Действие тьютора

Ребенок с ОВЗ и учитель
привлекает внимание ребенка к учителю:
Ребенок слушает учителя и
выполняет его инструкции
 «Смотри на (имя учителя), слушай...»;
 «Смотри на доску»;
 «Возьми ручку, пиши»;
 «Открывай учебник»;
 «Открывай дневник» и т.п.
Ребенок с ОВЗ и тьютор
Ребенок выполняет
рекомендации тьютора

 следит за организацией рабочего
пространства
 ученика;
 соотносит задания учителя с
возможностями ученика;
 если ребенок не успевает полностью
выполнить задание - определяет нужный
момент, когда следует остановиться и
переключиться на новое задание;
 если общее задание для всех детей
сложно для понимания ребенка, то
продолжает с подопечным работу по
предыдущему заданию.
Примечание. Если тьютору будет сложно
решить, в какой момент правильнее
переключиться, то необходимо спросить об
этом учителя.

Ребенок с ОВЗ и другие ученики
Ребенок по своей инициативе
 наблюдает за контекстом общения
общается с ними, отвечает на
детей и в соответствующие моменты
обращение других учеников к
подключает к общению подопечного.
нему
Например, сосед по парте просит у
ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор
организует диалог учеников: «Дай,
пожалуйста, ластик» - «На» - «Спасибо. На,
возьми обратно».
Ребенок с ОВЗ и родители

7

Ребенок перед началом уроков
прощается с родителями, после
уроков - встречает родителей и
прощается с тьютором

помогает подопечному в общении со
своими родителями в условиях школы помогает рассказать, что было в школе,
познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок
может обменяться несколькими фразами и с
родителями других детей.

Календарно-тематическое планирование
Содержание работы тьютора на 2021-2022 учебный год
по основным направлениям
№
п\п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные
участники

1. Информационное обеспечение
Пополнение нормативно-правовой и
1 методической базы

В течение года

Тьютор

В течение года по
запросу

Тьютор, классный
руководитель

«Индивидуальный образовательный
2.1 маршрут»

Сентябрь

Тьютор

Индивидуальная программа развития
2.2 и обучения развития детей

Ноябрь

Тьютор

Консультации родителей учащихся
по вопросам устранения учебных
трудностей, коррекции
3
индивидуальных потребностей,
развития и реализации способностей
и возможностей

В течение года

Тьютор

Формирование базы данных
4 технологий тьюторского
сопровождения

В течение года

Тьютор

Оформление наглядного и печатного
материала, выставок
Создание информационной базы
6 данных по организации тьютора в
работе воспитанниками с ОВЗ

В течение года

Тьютор

В течение года

Тьютор

Консультации для педагогов
2

5

2. Организационная деятельность

8

В течение года

Тьютор

2 Оказание помощи обучающемуся в
процессе занятий по успешному
включению в работу классного
коллектива

Ежедневно

Тьютор

3 Создание условий для реальной
индивидуализации процесса
обучения.

Ежедневно

Тьютор

В соответствии с
планом
воспитательной
работы школы

Тьютор

Разработка документов «личное дело
1 тьюторанта»

Содействие участию каждого
воспитанника во внеклассной и
4 внешкольной творческой
деятельности с учетом интересов.

3. Учебно-методическое направление
1 Составление и корректировка
индивидуальных программ развития
и обучения, участие в разработке
адаптированных программ.

Сентябрь, май

2 Подготовка и организация работы
1 раз в 2 недели
тьюторской группы «Коррекция
поведения», «Развитие психических
процессов, психомоторики, сенсорное
развитие»

3 Подготовка и организация
индивидуальных коррекционноразвивающих занятий.
4 Представление тьюторантов на
ПМПк
5 Участие в педагогическом совете,
школьном семинаре, работе
творческих групп

Тьютор, классный
руководитель

Педагог-психолог,
логопед, социальный
педагог

1 раз в неделю с
каждым
тьюторантом

Тьютор

По графику работы
ПМПк

Тьютор

По
общешкольному
плану

Тьютор

4. Диагностико-аналитическая деятельность
Обновление базы данных
1 воспитанников

В течение года

Тьютор

2 Анализ личных дел учащихся

В течение года

Тьютор

9

3 Анкетирование родителей

По мере
необходимости

Тьютор

4 Непрерывная диагностика

В течение года

Тьютор

Май

Тьютор, зам.
директора по УВР

Июнь

Тьютор, зам.
директора по УВР

5 Анализ и отчет тьютора о
проделанной работе за 2021-2022
учебный год
6 Составление и утверждение плана
работы на следующий учебный год

Содержание программы тьюторского сопровождения во внеурочное время*
Название
мероприятия

Сроки

Планируемая деятельность ребенка в
мероприятии

День знаний

4 сентября

Присутствие на торжественной линейке.

День учителя

4 октября

Участие в конкурсе икебанэ, присутствие на
празднике.

День матери

Подготовка к мероприятию, изготовление
конец ноября открыток, присутствие на празднике,
подготовка к конкурсу чтецов.

Новогодний праздник 25-27 декабря

Подготовка к мероприятию: украшение
класса; участие в новогоднем празднике.

День защитника
Отечества

Подготовка к мероприятию, изготовление
поздравительных открыток, участие в
конкурсе стенгазет.

21 февраля

Проводы Масленицы конец февраля

Подготовка к мероприятию, участие в
празднике.

Международный
женский день

6 марта

Подготовка к мероприятию, изготовление
поздравительных открыток, присутствие на
празднике.

4-8 мая

Подготовка к мероприятию, присутствие на
празднике, участие в социальном проекте
«Поздравь ветерана».

День Победы

Посещение музеев, библиотек, театров,
кинотеатров.

Экскурсии

В течение года

Игры

Дидактические настольные игры, «Лото»,
В течение года «Домино», «Шашки», коммуникативные
игры, подвижные игры.

10

Прогулки на улице

В течение года

Последний звонок

25 мая

Игры с мячом, подвижные игры, катание на
качелях, экскурсии в парк.
Присутствие на торжественной линейке.

*реализация указанных мероприятий может варьироваться в соответствии
с эпидемиологической обстановкой в регионе.
Тьюторское сопровождение образовательного процесса во внеурочной
деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья создаст условия
для активности каждого учащегося, для развития его самостоятельности к
самоопределению,
самоорганизации,
осмыслению
своих
образовательных
способностей. При организации внеурочной деятельности тьюторское сопровождение
рассматривается как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования,
личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка,
проявляющаяся в его активности.

11

Результаты тьюторского сопровождения
и формы их фиксации
Результатами работы тьютора в образовательной организации являются:
 успешное включение в образовательный процесс и социальная адаптация в
образовательной среде;
 освоение культурно-гигиенических навыков, расширение возможностей
самостоятельного выполнения необходимого действия;
 развитие коммуникативных способностей обучающегося и жизненных
компетенций: адекватного поведения, основ произвольной деятельности, умений
общаться со взрослыми и сверстниками, выражать свои потребности и желания;
 динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого
развития обучающегося, развитие самостоятельности обучающегося. Фиксация
результатов работы тьютора отражается в портфолио обучающегося и в дневнике
наблюдений тьютора.
Таким образом, программа тьюторское сопровождения представляет собой
организацию движения ребёнка в образовательном процессе, которое строится на
постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и
устремлениями, а также его успешная адаптация в социальной среде.
Тьютор выступает в роли проводника ребёнка в образовательном
пространстве, помогает в преодолении социальных, физиологических и
психологических барьеров.

12

Список использованной литературы:
1. Ефремова, О. И. Тьюторское сопровождение учащихся, новая тенденция /
О. И. Ефремова // Воспитание школьников, 2010. -№1 - С. 34-35.
2. Зыбарева Н.Н. Тьюторское сопровождение инклюзивного образования. http://www.thetutor.ru/lechebn ped/articles.htm
3. Крылова Н. Б. Тьютор - новый тип педагога в условиях индивидуализации
образования / Н. Б. Крылова // Завуч, - 2015. - № 5- С. 10-16.
4. Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих
инклюзивную практику. Методические рекомендации. - М.: МГППУ, 2012. - 57 с
5. Мухорина В. А. Образовательная программа «Тьюторы» / В. А. Мухорина
// Завуч, - 2016. - № 2 - С.12-18.
6. Синюгина Т.Ю. О предоставлении услуг тьюторского сопровождения и
(или) сопровождения ассистента/ Т.Ю.Синюгина//Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития, - 2019. - №3 - с. 16-19.
7. Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности тьюторского
сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного заведения [Текст] //
Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч.
конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 264-267.
8. Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Шаргородская Л.В.
Методические рекомендации к проведению тьюторского сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья// Коррекционная педагогика, - 2019. - №3
(81). - с.5-14.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».