Учебный план УО (интеллектуальные нарушения) на 2023-2024 уч.год

Горноуральский городской округ, Свердловская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4

Согласовано:
Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 4
Протокол № __________
«____» _________ 20 г.

Утверждаю:
директор МБОУ СОШ№ 4
__________ / О.П.Толстоусова
Приказ № ______________
«_____» __________ 20 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 4

на 2023 – 2024 учебный год

2023

Пояснительная записка
Учебный план МБОУ СОШ №4 (далее ― Учебный план) для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов,
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
№
ОбязательОсновные задачи реализации содержания
п/п ные предметные
области учебного плана
Язык
и рече- Русский язык Формирование первоначальных навыков чтения и
1
вая практика
письма при овладении грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском (родном) языке как средстве общения и
источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение) Осознание значения чтения для
решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков при чтении литературных произведений.
Речевая практика Расширение представлений об окружающей
действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи.
Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной
выразительности, овладение нормами речевого этикета.
2
Математика Математика Овладение началами математики (понятием числа,
вычислениями, решением арифметических задач и другими).
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач
(ориентироваться и использовать меры измерения пространства,
времени, температуры в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Формирование начальных представлений
о компьютерной грамотности.

2

3

4

Информатика Представление о персональном компьютере как
техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими
средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнение
компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с
простыми информационными объектами (текстами, рисунками и
др.)
Мир природы и человека Формирование представлений об
Естествоокружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте чезнание
ловека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Природоведение Формирование элементарных знаний о живой и
неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними.
Применение полученных
знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром
живой и неживой природы.
Биология Формирование элементарных научных представлений о
компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение
биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за
некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними
животными, ухода за своим организмом; использование
полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
География Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России. Формирование элементарных
представлений о географии материков и океанов. Расширение географических представлений о родном крае.
Человек и Основы социальной жизни Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентиобщество
ровки в ближайшем окружении и возможности более широкой
жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических норм поведения, навыков
общения с людьми в разных
жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и
развитии ребенка,
сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
Мир истории Формирование первоначальных временных исторических представлений.
3

5

Искусство

6

Технология

Установление простейших взаимосвязей между историческим
временем и изменениями, происходящими в предметном мире
(мире вещей); жизни отдельного человека и общества.
История Отечества Формирование представлений о наиболее
значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на
территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость. Этика. Практическое
освоение социальных ритуалов и форм продуктивного социального взаимодействия, в том числе трудового. Обогащение практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений
другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в
различных жизненных ситуациях.
Обществоведение Формирование первоначальных представлений
о правах и обязанностях гражданина; основных законах нашей
страны.
Музыка Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному
искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.
Рисование Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать "красивое"
от "некрасивого"; понимание красоты как ценности; воспитание
необходимости в художественном творчестве
Ручной труд Овладение элементарными приемами ручного труда,
общетрудовыми умениями и навыками,
развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о
значении труда в
жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора
доступной профессии.
Профильный труд Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые
навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового
взаимодействия. Приобретение навыков
самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи. Реализация
АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на необходимость в
рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов
обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности. Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в трудовой практике,
определение ее содержания и

4

7

Физическая
культура

организация осуществляется самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и необходимости в
рабочих кадрах, а также в
соответствии с требованиями санитарных нормам и правил.
Физическая культура (Адаптивная физическая культура)
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре (адаптивной физической культуре) и спорту,
формирование необходимости в систематических занятиях физической культурой (адаптивной физической культурой) и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных
двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов
спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и
другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.
Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного
развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых(специфических)образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

5

- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или)
физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционноразвивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (психокоррекционными) и ритмикой в младших классах.
Коррекционный курс "Ритмика". Основные задачи реализации содержания:
Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в
том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики,
пространственной ориентировки.
Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. Коррекционный курс "Психокоррекционные занятия".
Основные задачи реализации содержания:
- Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных,
мнемических и интеллектуальных процессов.
- Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля.
- Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение
самостоятельно определяется организацией, исходя из психофизических особенностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
на основании рекомендаций ПМПК и ИПР инвалида. На реализацию коррекционноразвивающей области отводится не более 6 часов в неделю от общего количества
часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательной деятельности. Всего на внеурочную деятельность отводится 4 часа в неделю.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники школы (учителя, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования и др.), также и медицинский работник.
Продолжительность учебной недели – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя
устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение
6

проходит в 1-ую смену. Учебный план 7-8 класса-комплекта рассчитан на работу в
режиме 5-дневной рабочей недели, в одну смену.
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во 2-12 классах — 34
недели.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25
мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательной деятельности. Всего на внеурочную деятельность отводится 4 часа в неделю.
Учебный план УО (вариант 1) обучающихся I-IV классов
Предметные области

Класс Учебные предметы
I

Количество часов
II
III

Всего
IV

Обязательная часть
1. Язык и речевая практика Русский язык
Чтение
Речевая практика
2. Математика
Математика

3
3
2
3

3
4
2
4

3
4
2
4

3
4
2
4

12
15
8
15

3. Естествознание

Мир природы и человека

2

1

1

1

5

4. Искусство

Музыка
Рисование (изобразительное
искусство)

2
1

1
1

1
1

5
4

5. Физическая культура

Адаптивная физическая культура
Ручной труд

3

3

3

3

12

6. Технология
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Умелые ручки
Мир вокруг нас
Декоративно-прикладное искусство

2
21
-

1
20
3

1
20
3

1
20
3

5
81
9

Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5дневной учебной неделе)

21

23

23

23

90

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия
и ритмика):
логопедические занятия
ритмика
развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность:

6

6

6

6

24

3
1
2
4

3
1
2
4

3
1
2
4

3
1
2
4

12
4
8
16

7

1
1

1
1
1

Учебный план УО (вариант 1) обучающихся V-IX классов.
Предметные области

Учебные предметы
V

1. Язык и речевая практика

Русский язык

Обязательная часть
4

Количество часов
VI
VII
VIII

Всего
IX

4

4

4

4

20

Чтение (Литературное чтение)

4

4

4

4

4

20

2. Математика

Математика

4

4

3

3

3

17

3. Естествознание

Информатика
Природоведение
Биология
География

2
-

2
2

1
2
2

1
2
2

1
2
2

3
4
6
8

Основы социальной жизни

2

2

2

2

2

10

Мир истории
История Отечества

-

2
-

2

2

2

2
6

5. Искусство

Музыка
Рисование (изобразительное
искусство)

1
2

-

-

-

-

1
2

6. Физическая культура

Адаптивная физическая
культура
Профильный труд

2

2

2

2

2

10

6

6

7

7/7

7

33

Итого

27

28

29

29

28

139

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Занимательная математика

2

2

1

1

1

7

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5- дневной
учебной неделе)

29

30

30

30

30

149

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика)

6

6

6

6

6

30

Внеурочная деятельность

4

4

4

4

4

20

4. Человек и общество

7.Технология

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».